Кале́дин Сергей Евгеньевич (р. 1949), русский писатель. Острокритическое освещение «закрытых» для советской литературы тем («низы» общества в повести «Смиренное кладбище», 1987, внеуставные отношения в армии в повести «Стройбат», 1989; сборник повестей «Коридор», 1987) сочетается с утверждением традиционных нравственных ценностей. Повести «Поп и работник. Сцены из приходской жизни» (1991).
* * *
КАЛЕДИН Сергей Евгеньевич - КАЛЕ́ДИН Сергей Евгеньевич (р. 28 августа 1949, Москва), русский писатель, прозаик реалистического направления, один из лидеров литературы «новой волны» 1980 - начала 1990-х гг.
Биография
Окончил экстерном среднюю школу (1967), в 1968 поступил в Московский Институт связи, но со 2-го курса ушел. Служил в стройбате (дек. 1968 - дек. 1970). В 1972 поступил на переводческое отделение Литературного института им. М. Горького (окончил в 1979). В 1976 работал могильщиком на кладбище, а в 1986-1987 в деревенской церкви сторожем и кочегаром. С 1988 профессиональный литератор.
Известность Каледину принесла повесть «Смиренное кладбище», написанная во 2-й пол. 1970-х гг. (дипломная работа в Литературном институте), но фактически ставшая его литературным дебютом. Опубликованная только в 1987 в «Новом мире» (№ 5) с послесловием критика И. Виноградова, она вызвала широкий общественный резонанс, сразу сделав автора одним из лидеров прозы «новой волны». В том же году на гребне успеха издательством «Советский писатель» была выпущена первая книга Каледина «Коридор», куда вошли несколько его повестей.
«Шоковая терапия»
Принадлежа к традиционному реалистическому крылу «новой прозы», Каледин в своих произведениях выступил как первооткрыватель «углов» жизни, социальных пластов и типов, малоисследованных современной словесностью.
В «Смиренном кладбище» акцентирован интерес к «физиологическим» подробностям, бьющим по нервам сценам кладбищенского быта. Каледин выписывает их со скрупулезной натуралистической обстоятельностью, которая шокировала не очень привычного к такой жесткости читателя. «Шоковая терапия» - элемент писательского замысла, жесткость письма - художественный принцип калединской прозы.
Однако доминантой повести стало авторское стремление понять героя, подсобного рабочего Лешку Воробья, фигуру сложную и неоднозначную, одного из тех, кто волею обстоятельств был отодвинут на обочину жизни и именно здесь, на кладбище, нашел не только средства к существованию, но и свою социальную нишу. Каледин показывает разных персонажей: среди кладбищенского люда есть и дельцы, делающие здесь свой бизнес, и бывшие интеллигенты, и те, кто окончательно выпал из колеи. Здесь бесстыдно наживаются на человеческом горе, а с нарушившими неписаные правила расправляются по жестокому уставу уголовного мира.
Следуя гуманистическим традициям русской литературы, Каледин вглядывается в причины, формирующие судьбу человека, в те законы, согласно которым он вынужден жить. Тема искаженного, выморочного существования, когда простые нравственные нормы либо утрачиваются, либо презираются, - одна из центральных в прозе Каледина.
«Стройбат»
Следующая повесть «Стройбат», принятая к публикации журналом «Новый мир», трижды задерживалась военной цензурой и вышла только после протестов редакции и общественности в № 9 за 1991. Здесь Каледин исследует иной жизненный пласт, близкий, однако, «Смиренному кладбищу» именно социальной маргинальностью персонажей. Перед читателями предстает казарменный быт воинского подразделения, которое, с одной стороны, армия, с другой - нечто вроде штрафного батальона, где и солдаты, и офицеры чувствуют себя второсортным материалом, париями, неудачниками. Все это накладывает свою печать на отношения между военнослужащими, на их самоощущение и весь образ жизни, делая их сознание ущербным, а быт полууголовным: деспотия, насилие, алкоголизм, наркомания, разврат...
Повесть «Поп и работник. Сцены из приходской жизни» появилась также в «Новом мире» (1992, № 11).
Все три произведения стали не только пиком творчества Каледина, но и наиболее ярким выражением его художественной поэтики: острота коллизии, точность и натуралистичность в изображении бытовых подробностей, колоритность типажей, хорошо поставленный диалог персонажей. Существенной составляющей успеха писателя была яркая злободневность, заглядывание в такие «уголки» советской действительности, которые ранее выпадали из поля зрения литературы.
В 1996 Каледин опубликовал также повесть «Тахана мерказит» - о жизни российских эмигрантов в Израиле.
По произведениям С. Каледина поставлен ряд художественных фильмов («Смиренное кладбище», 1989, реж. А. Итыгилов; «Гаудеамус», 1990, реж. Л. Додин) и спектаклей.