Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кацнельсон сол. дав

Гуманитарный словарь

КАЦНЕЛЬСО́Н Сол. Дав. (1907-85) - филолог. Окончил 2-й МГУ (1930). Сотр. НИИ национальностей (1932), затем Ин-та яз. и мышления АН СССР в Ленинграде (1934-50). После лингв. дискуссии 1950 в теч. 3-х лет проф. Ивановского пед. ин-та, с 1953 сотр. Ленингр. отд. Ин-та языкознания АН СССР. Один из основателей ист.-типологич. направления в языкознании, ориентиров. на анализ содержат. стороны яз. Опираясь на данные мн. др. и совр. яз., стремился реконструировать ранние этапы развития яз. и мышления К. подчеркивал невозможность изучения грамматики в отрыве от реального содержания предложения и значений входящих в него слов, рассматривал соотношение между яз., речью и мышлением, универсальным и специфич. в лексике и грамматике. Ряд ст. посвящ. истории языкознания.

Соч.: О грамматической категории // Вестн. ЛГУ. 1948. № 2; Содержание слова, значение и обозначение. М.; Л., 1964; Типология языка и речевое мышление, Л., 1972; Речемыслительные процессы // Вопр. языкознания. 1984. № 4; Общее и типологическое языкознание. Л., 1986.

Полезные сервисы

кацнельсон соломон давыдович

Энциклопедический словарь

Кацне́льсон Соломон Давыдович (1907-1985), языковед, доктор филологических наук. Работал в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР. Труды по философским проблемам языкознания, в области типологии языков, грамматической теории (функциональная грамматика, грамматическая типология, теория морфологии), лексикологии, теории пропозиции. Сыграл большую роль в развитии германистики.

Большой энциклопедический словарь

Кацне́льсон Соломон Давыдович (1907—1985), языковед, доктор филологических наук. Сотрудник Ленинградского отделения Института языкознания АН СССР. Труды по философским проблемам языкознания, в области типологии языков, грамматической теории (функциональная грамматика, грамматическая типология, теория морфологии), лексикологии, теории пропозиции. Сыграл большую роль в развитии германистики.

Полезные сервисы

советское языкознание

Лингвистика

Сове́тское языкозна́ние.

По многим вопросам изучения языка советское языкознание

продолжает традиции отечественного языкознания (см. Языкознание в России). После Октябрьской революции

1917 языкознание превратилось в многоотраслевую дисциплину,

располагающую богатейшей эмпирической базой. При наличии разных школ и

направлений советское языкознание опирается на единую методологию (см.

Методология в языкознании). Для

лингвистической теории в СССР характерно понимание языка как средства

общения людей и как практического действительного сознания, признание

социальной природы языка, неизменный учёт передаваемого им внеязыкового

содержания (откуда следует верность языкознания теме: язык и

мышление), историзм в подходе к языку как объекту исследования.

Особенностью развития языкознания в СССР является разработка теории

языка в тесной связи с практикой языкового строительства. Задачи

культурного строительства - создание алфавитов для 50 ранее

бесписьменных языков, реформы старых алфавитов, в первую очередь

русского, а также ряда тюркских и других языков (переход с арабского алфавита сначала на латинский, а затем на русский), разработка принципов орфографии и пунктуации,

создание терминологии, словарей, грамматик, учебных пособий как для

младописьменных языков, так и для языков со старой письменной

традицией - всё это стимулировало также создание трудов по теории

формирования и развития литературных языков,

принципам установления литературных норм, лексикографии, теории (В. В. Виноградов,

Б. А. Ларин, Д. Н. Ушаков, Ф. П. Филин, В. И. Чернышёв, Л. В. Щерба и

другие), а также развитие фонологических теорий

прежде всего в трудах Щербы и Н. Ф. Яковлева, в работах Р. И. Аванесова,

С. И. Бернштейна, Л. Р. Зиндера, А. А. Реформатского и других. Изучение

языков народов СССР, принадлежащих к разным

языковым группам (уральские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, кавказские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские и другие языки), обогатило

сопоставительно-типологические и ареальные методы исследования. Были созданы труды

обобщающего характера («Языки народов СССР», т. 1-5, 1966-1968),

сравнительно-исторические работы по славянским,

тюркским, германским, иранским и другим языкам, развернулось изучение

процессов функционирования языков, и в частности роли русского языка как средства межнационального

общения. Возможность осуществления крупных коллективных работ по общему

языкознанию и по отдельным частным филологиям была обеспечена не только

общностью взглядов на структуру языка и его роль в обществе, но и

условиями планирования научных исследований в СССР,

предусматривающими развёрнутые целевые программы с их

последовательным материальным обеспечением. Удовлетворение

социально-культурных запросов советского общества требовало внедрения

результатов научных исследований в высшей и средней школе и в

соседствующих с лингвистикой отраслях знания. Изданы двуязычные и

толковые словари языков народов СССР.

Проблемам становления и развития национальных литературных

языков в советской лингвистической науке уделяется большое

внимание. В этой области созданы фундаментальные теоретические

исследования. Советские учёные (И. К. Белодед, Л. А. Булаховский,

Виноградов, М. М. Гухман, В. М. Жирмунский, Н. И. Конрад, Филин,

Л. П. Якубинский, В. Н. Ярцева и другие) исследуют литературные языки

(на материале языков народов СССР и других языков мира) в связи с

конкретно-историческими условиями их функционирования. Становление

национальных языков рассматривается в связи с процессами образования

наций; решаются проблемы соотношения языка народности и языка нации,

связи общенародного языка с его территориальными диалектами, распределения диалектов в

близкородственных языках. Разрабатывается вопрос о выборе диалектной

базы на ранних этапах формирования литературного языка, так как для

многих народов СССР задача создания литературного языка приобрела

актуальное значение: только после Октябрьской революции у ряда народов

СССР сложились условия для функционирования их языков в качестве

литературных. Общая теория литературных языков стала прочным научным

фундаментом языкового строительства в СССР. В практике языковой политики развивающихся стран широко

используются эти теоретические достижения советской лингвистики. Были

опубликованы также работы по истории ряда литературных языков Западной

Европы (например, германских - Ярцева, Гухман, С. А. Миронов, и

романских - Г. В. Степанов, Е. А. Реферовская) на основе выработанной в

советском языкознании теории развития литературного языка.

В советском языкознании разрабатываются различные аспекты теории

и методики. В 30-40‑х гг. для многостороннего развития языкознания,

особенно в области исследований по типологии и лингвистическим универсалиям, сыграли роль труды И. И. Мещанинова.

Несмотря на ошибки на пути поисков марксистских методов исследования

(см. «Новое учение о языке»), работы

Н. Я. Марра и Мещанинова дали разработке проблем связи языка и общества

импульс для широких исторических обобщений. В последующие годы

исследуются проблемы языкового знака, роли и

места языка в процессе познания человеком действительности в свете

ленинской теории отражения и другие философские проблемы языкознания

(Э. Б. Агаян, Р. А. Будагов, С. Д. Кацнельсон, В. И. Кодухов,

Г. В. Колшанский, В. З. Панфилов, Б. А. Серебренников, В. М. Солнцев,

Н. А. Слюсарева и другие). При этом важнейшим отправным пунктом является

слово (в неразрывном единстве его формальной и содержательной сторон) -

единица языка, дающая свои специфические

проекции на всех уровнях его структуры. Подчёркивается системный

характер языка и иерархия, взаимоотношения его уровней, недостаточность

его чисто семиотического рассмотрения.

Расширяются типологические исследования

языков прежде всего в работах Мещанинова, а также в работах Гухман,

Кацнельсона, Г. А. Климова, Панфилова, Солнцева, Б. А. Успенского,

Ярцевой и др. Определяются основные понятия типологии, её отношение к

другим лингвистическим дисциплинам. Наряду с имеющими давнюю традицию

исследованиями по морфологической

классификации языков ведутся исследования в области синтаксической и

семантической типологии. В рамках строящейся с опорой на содержание

типологической схемы, ориентированной на различные способы передачи в

языках субъектно-объектных отношений, выявлены номинативный, эргативный,

активный строй. Исследуется диахроническая типология.

С 50‑х гг. началось интенсивное развитие сравнительно-исторического языкознания. На базе

изучения сложных зависимостей, существующих между языком и обществом,

оформилось представление о непрямолинейности процесса развития

языковых семей. Сравнительно-историческому исследованию подверглось

множество языков. Кроме индоевропейского и отчасти уральского

языкознания, уже имевших богатые традиции, наиболее развитые отрасли

компаративистики в СССР - тюркское, монгольское, картвельское,

афразийское языкознание (П. А. Аристэ, А. И. Белецкий, Булаховский,

Т. В. Гамкрелидзе, А. С. Гарибян, А. В. Десницкая, Г. Б. Джаукян,

И. М. Дьяконов, Вяч. Вс. Иванов, П. С. Кузнецов, В. П. Мажюлис,

Э. А. Макаев, Г. И. Мачавариани, М. Н. Петерсон, А. Н. Савченко,

Серебренников, И. М. Тройский, Я. М. Эндзелин и другие). Продолжается

обсуждение алтайской и ностратической гипотез, предполагающих родство

между рядом языковых семей Старого Света (В. М. Иллич-Свитыч). Начаты

работы по изучению генетических связей языков Китая и Юго-Восточной

Азии. Особое направление составляют этимологические исследования

(В. И. Абаев, Э. В. Севортян, О. Н. Трубачёв, А. С. Мельничук). Решаются

задачи дальнейшего совершенствования методики внешней и внутренней реконструкции. Разработка различных алгоритмов дешифровки позволила советским лингвистам внести

вклад в раскрытие таких древних письменностей, как тангутская (Н. А. Невский), майя, протоиндийская, кавказско-албанская и

некоторые другие. Новые перспективы открывают работы, в которых

типологические методы привлекаются для верификации

сравнительно-исторических данных, охватывающих как языковую, так и

культурную историю народов (Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов,

«Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и

историко-типологический анализ праязыка и протокультуры», кн. 1-2, 1984;

Ленинская премия, 1988).

На основе интенсивной лингвогеографической

работы растёт интерес к ареальной

лингвистике (Н. З. Гаджиева, Десницкая, В. П. Нерознак и другие).

Широко практикуется картографирование языковых явлений

(Аванесов, М. А. Бородина, И. М. Дзендзелевский и другие) и составление

лингвистических атласов. Разрабатываются понятия

языкового союза, субстрата, суперстрата и адстрата. Ведутся активные топонимические исследования (Э. М. Мурзаев,

В. А. Никонов, А. В. Суперанская и другие).

Неизменно расширяется круг языков, являющихся объектом исследования:

языки Древнего Шумера и Древнего Египта, Урарту, Хеттского царства,

древние и современные индоевропейские языки, языки Ближнего Востока и

(позднее) Тропической Африки, тюркские, монгольские, финно-угорские, палеоазиатские, тунгусские, кавказские языки, языки

Юго-Восточной Азии и другие - труды Дьяконова по древним языкам Передней

Азии, Марра по кавказским языкам, Мещанинова по урартскому языку, В. В. Струве по древнеегипетскому языку, исследования

И. Ю. Крачковского и Г. В. Церетели по арабскому, Н. В. Юшманова по

семитским языкам, Е. Э. Бертельса, В. Ф. Миллера, И. И. Зарубина,

М. Н. Боголюбова по иранским языкам, Б. Я. Владимирцова, Г. Д. Санжеева

по монгольским языкам, А. П. Баранникова, Ф. И. Щербатско́го,

Г. А. Зографа по индийским, Конрада по японскому

и китайскому языкам, работы А. А. Драгунова,

Н. Н. Короткова, И. М. Ошанина, Солнцева, С. Е. Яхонтова по китайскому

языку, А. А. Холодовича по японскому и корейскому языкам, И. Ф. Вардуля, Е. М. Колпакчи,

А. А. Пашковского, Н. И. Фельдман по японскому языку, Д. А. Ольдерогге

по языкам Африки. Институтом востоковедения АН СССР создаётся

многотомный труд «Языки Азии и Африки» (т. 1-3, 1976-79).

В 60-80‑х гг. интенсивное развитие получило сопоставительное (контрастивное) изучение языков, имеющее

непосредственный выход в практику преподавания неродного языка. Для

многонационального состава населения СССР работы по сопоставлению

национальных языков республик с русским языком, а также с

западноевропейскими языками, изучаемыми в вузах, служат повышению

языковой культуры как составной части культуры народа (работы

В. Д. Аракина, В. Г. Гака, Ярцевой и других).

Общее направление отечественного языкознания обусловило значительное

развитие лексикологии. Исследуются

основные принципы номинации, а также варьирующие

по разнотипным языкам принципы организации лексики (О. С. Ахманова, Гак, А. И. Смирницкий,

Ю. С. Степанов, А. А. Уфимцева, Д. Н. Шмелёв и другие). Интенсивно

изучается словообразование

(Г. О. Винокур, Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, В. В. Лопатин, Севортян,

И. С. Улуханов и другие). В самостоятельную область исследования

превратилась фразеология (Виноградов

и другие учёные, работающие на материале разных языков). Создана серия

фразеологических словарей («Фразеологический словарь русского языка»,

1967; «Французско-русский фразеологический словарь», 1963;

«Англо-русский фразеологический словарь», кн. 1-2, 1967, 4 изд., 1984;

«Немецко-русский фразеологический словарь», 1975, и другие). В области

теории словообразования и фразеологии советская лингвистика занимает

ведущее место.

Грамматическая теория строится под

знаком системной трактовки синтаксических и морфологических явлений с

учетом функционально-семантической значимости грамматических категорий. Новым перспективным

направлением является создание функциональных

грамматик по различным языкам, в первую очередь русскому

(А. В. Бондарко, Кацнельсон, Кузнецов, Ю. С. Маслов, Слюсарева,

А. Е. Супрун, А. А. Юлдашев, Ярцева и другие). В центре внимания

синтаксических работ находятся проблемы предложения и словосочетания (В. Г. Адмони, Н. Д. Арутюнова,

В. И. Борковский, Виноградов, Н. Ю. Шведова, Ярцева и другие).

Анализируются принципы актуального членения

предложения. В сферу рассмотрения вовлечены и сверхфразовые единства (Н. С. Поспелов).

Разрабатываются теории лингвистики текста (работы И. Р. Гальперина,

Колшанского, О. И. Москальской и других). В области морфологии

исследуются морфологическая структура слова, сущность

грамматических категорий, строение словоизменительной парадигмы, части речи как лексико-грамматические

разряды слов и их взаимоотношение с членами

предложения; исследования ведутся в связи с типологическими

особенностями языков.

Фонетика и фонология рассматриваются как два аспекта

науки о звуковом строе языка. Видную роль в отказе от психологизма и

разработке принципа системности в фонологии сыграло советское

языкознание. Наряду с признанием различительной функции фонемы осознана и её отождествительная способность

и системообразующая функция. Прогрессу фонологии существенно

способствовала тенденция синтеза московской (Аванесов, Кузнецов,

Реформатский, В. Н. Сидоров, М. В. Панов) и ленинградской (Щерба,

Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и другие), а также классической

пражской фонологической (В. К. Журавлёв, А. Гирдянис и др.) школ.

В советской славистике центральное

место занимает систематическое описание и нормализация восточнославянских языков. «Толковый словарь

русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (т. 1-4, 1935-40) - первый

результат этого направления. Развивается русская, украинская и

белорусская лексикография: двуязычные и толковые украинские и

белорусские словари («Словарь украинского языка» в 11 тт., 1970-80; Гос.

премия СССР, 1983; «Толковый словарь белорусского языка» в 5 тт.,

1977-84), серия разнообразных словарей русского языка, «Словарь

современного русского литературного языка» в 17 тт. (1950-65; Ленинская

премия, 1970). В Институте русского языка АН СССР создаётся словарь

языка В. И. Ленина. Детально разработана украинская и белорусская

научно-политическая терминология. Созданы своды русской, украинской и

белорусской орфографии, «Грамматика русского языка» (т. 1-2, 1952-54),

«Грамматика современного русского литературного языка» (1970), «Русская

грамматика» (т. 1-2, 1980; Гос. премия СССР, 1982), грамматики

украинского (т. 1-5, 1969-73), белорусского (т. 1-2, 1962-1966) языков

[до выхода академических грамматик украинского и белорусского языков их

функцию выполняли подготовленные национальными институтами

языкознания вузовские пособия по современному украинскому (т. 1-2, 1951)

и белорусскому (т. 1-2, 1961) языкам]. Важную роль в развитии теории

грамматики сыграл труд Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение

о слове» (1947; Гос. премия СССР, 1951). Эти работы послужили

моделью-эталоном для создания аналогичных трудов по другим национальным

языкам народов СССР. Институт русского языка АН СССР и издательство

«Советская энциклопедия» выпустили в свет энциклопедию «Русский язык»

(1979).

На материале русского и славянских языков зародились и оформились в

самостоятельную научную дисциплину фонология, морфонология и диахроническая фонология, значение которых в

зарубежном языкознании осознано лишь в послевоенное время. Детально

описаны фонологические системы литературного языка и говоров русского (Аванесов, Панов), украинского

(Ф. Т. Жилко, П. П. Коструба, М. Ф. Наконечный) и белорусского

(Н. В. Бирилло, А. И. Подлужный) языков. Исследуется морфология русского

(прежде всего в трудах Виноградова, Винокура, С. П. Обнорского,

Поспелова, а также А. В. Бондарко, А. А. Зализняка, Н. М. Шанского),

украинского (Булаховский, М. А. Жовтобрюх, И. И. Ковалик, Б. Н. Кулик,

И. К. Кучеренко, И. Г. Матвияс, В. М. Русановский, Е. К. Тимченко) и

белорусского (М. Г. Булахов, М. А. Жидович, Ю. Ф. Мацкевич) языков.

Активно изучается синтаксис восточнославянских языков (В. А.

Белошапкова, Борковский, Е. Ф. Кротевич, А. М. Пешковский, Шведова и

другие).

Фронтально исследованы восточнославянские народные говоры, созданы и

создаются разнообразные атласы («Атлас русских народных говоров

центральных областей к востоку от Москвы», [ч. 1-2], 1957; «Дыялекталагічны атлас беларускай мовы», [ч. 1-2],

1963), завершается работа над украинским атласом (Жилко), опубликованы

закарпатский атлас (Дзендзелевский, 1958) и другие региональные атласы.

По инициативе Аванесова, П. А. Бузука, С. Б. Бернштейна создаётся

Общеславянский атлас как международное научное исследование

(с 1958).

Изучается лексика народных говоров (Ларин, Н. И. Толстой и другие),

составлены и составляются словари восточнославянских языков, в

т. ч. сводный словарь русских народных говоров.

В недрах славистики зародилась и оформилась в особую лингвистическую

дисциплину история литературных языков (Булаховский, Виноградов,

А. И. Ефимов, А. И. Журавский, П. П. Плющ, М. М. Шакун и другие),

появляются обобщающие труды (Толстой, «История и структура славянских

литературных языков», 1988). Описан язык крупнейших писателей

(А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, И. Франко и других),

созданы словари языка писателей (Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Шевченко,

М. Е. Салтыкова-Щедрина и других).

По памятникам письменности детально прослеживается история русского, украинского и белорусского языков (С. Ф. Бевзенко, Борковский,

Бузук, Булахов, Булаховский, Н. Н. Дурново, Жовтобрюх, Вал. В. Иванов,

Е. Ф. Карский, В. В. Колесов, С. И. Котков, Кузнецов, А. А. Ляпунов,

С. Ф. Самойленко, Тимченко, Г. А. Хабургаев, Филин, П. Я. Черных и

другие); издана академическая историческая грамматика русского языка

(Борковский, Кузнецов, 1963). Издаются многотомные обобщающие труды по

истории русского, украинского и белорусского языков (с 1979). Создаются

исторические словари русского, украинского и белорусского языков.

Развиваются лучшие традиции отечественного языкознания в

исследованиях по сравнительной грамматике славянских языков

(С. Б. Бернштейн, «Очерк сравнительной грамматики славянских языков»,

т. 1-2, 1961-74; коллективный труд - «Введение в

сравнительно-историческое изучение славянских языков», 1966; на

украинском языке); ведутся исследования по праславянскому языку (Бузук,

В. К. Журавлёв, Г. А. Ильинский, Кузнецов, А. М. Селищев,

В. Н. Топоров), славянской акцентологии

(Булаховский, В. А. Дыбо, Зализняк, Колесов) и славянскому глоттогенезу

(Филин, В. В. Мартынов, Трубачёв). Создаются этимологические словари -

славянских языков (Трубачёв), русского (Шанский), украинского

(Мельничук), белорусского (Мартынов, Р. В. Кравчук), издаётся ежегодник

«Этимология» (с 1963). Изучаются балто-славянские языковые отношения

(Журавлёв, Вяч. Вс. Иванов, Иллич-Свитыч, Ларин, Мажюлис, Топоров,

Эндзелин и другие).

Возобновился интерес к кирилло-мефодиевской проблематике

(Е. М. Верещагин), а также к проблеме роли старославянского языка в историческом развитии

восточнославянских языков (Толстой). Детально исследуется грамматика

(В. В. Бородич, Е. В. Чешко, Толстой) и лексика (А. С. Львов,

Р. М. Цейтлин) старославянского языка. Совместно с лингвистами

Чехословакии создаётся словарь старославянского языка (с 1958).

Значительно активизировалась работа по изданию древних памятников

славянской письменности (В. В. Аниченко, Борковский, Л. П. Жуковская,

В. М. Истрин, Котков, Ларин, В. В. Немчук, В. М. Русановский,

М. Н. Тихомиров). Исследуются языки южных и западных славян (С. Б. Бернштейн, Маслов, Селищев,

Л. Н. Смирнов и другие), совместно с диалектологами Болгарии создан диалектологический

атлас болгарского языка как продолжение

фронтального обследования болгарских народных говоров в СССР и пробного

атласа, созданы грамматики современных болгарского, чешского, сербскохорватского, нижнелужицкого языков, создана серия славянских

двуязычных словарей (в т. ч. польско-украинский, польско-белорусский и

другие).

Советское языкознание разрабатывает научные принципы преподавания

русского языка в школе, в частности в школе для взрослых (Пешковский),

обучения русскому языку нерусских учащихся (С. И. Бернштейн,

Н. К. Дмитриев, Е. Д. Поливанов, Щерба и другие). В связи с этим была

выдвинута идея сопоставительной грамматики неродственных языков

(Поливанов), важность которой осознана в зарубежной лингвистике лишь в

70‑е гг. Создана серия сопоставительных грамматик, учебных словарей,

специальных учебных пособий, теоретических исследований (Верещагин,

П. Н. Денисов, В. Г. Костомаров и другие). Организованы специальные

журналы («Русский язык в национальной школе», с 1957, а также журналы

этого профиля в 13 республиках, «Русский язык за рубежом», с 1967) и

специальные научные учреждения (Институт русского языка им.

А. С. Пушкина, НИИ преподавания русского языка в национальной школе и

другие).

Активизировалось исследование истории русского и советского

языкознания (Ф. М. Березин, Виноградов, Леонтьев), М. Г. Булаховым

создан биобиблиографический словарь «Восточнославянские

языковеды» (т. 1-3, 1976-78).

Широкий размах получили исследования по

тюркским языкам (П. А. Азимов, Н. А. Баскаков, И. А. Батманов,

Гаджиева, В. А. Гордлевский, Дмитриев, А. Т. Кайдаров, С. К. Кенесбаев,

А. Н. Кононов, С. Е. Малов, Поливанов, В. В. Решетов, А. Н. Самойлович,

Севортян, Э. Р. Тенишев, Е. И. Убрятова, М. Ш. Ширалиев, А. М. Щербак,

К. К. Юдахин и другие). Впервые вышли в свет научные грамматики кумыкского, ногайского, каракалпакского, узбекского, казахского, гагаузского и ряда других языков, многочисленные

и разнотипные словари; почти полностью описаны тюркские диалекты. Это

позволило перейти к подготовке и изданию обобщающих трудов, включая

сравнительную грамматику, этимологические словари, древнетюркский словарь, атлас тюркских

диалектов.

Исследованы современные иранские

языки и диалекты, ранее мало исследованные или совсем неописанные, и

в связи с открытием новых материалов в Средней Азии - древне- и

среднеиранские языки (Абаев, М. Н. Боголюбов, А. Л. Грюнберг,

И. И. Зарубин, Т. Н. Пахалина, В. С. Расторгуева, В. С. Соколова,

А. А. Фрейман, Д. И. Эдельман и другие). Созданы крупные обобщающие

труды по иранскому языкознанию, в т. ч. сравнительно-историческому, -

капитальный труд Абаева «Историко-этимологический словарь осетинского

языка» (т. 1-4, 1958-89; Гос. премия СССР, 1981).

После Октябрьской революции были изучены и описаны многочисленные

языки и диалекты Дагестана (Е. А. Бокарёв, Т. Е. Гудава,

Ю. Д. Дешериев, А. С. Чикобава и другие), картвельские языки, а также абхазско-адыгские языки (К. Д. Дондуа,

М. А. Кумахов, К. В. Ломтатидзе, Г. В. Рогава, В. Т. Топуриа,

А. Г. Шанидзе, Яковлев и другие). Плодотворно развивается

сравнительно-историческое изучение картвельских языков (Гамкрелидзе,

Мачавариани), создан первый этимологический словарь картвельских

языков. Появились обобщающие исследования по общекавказской

проблематике.

Начало советскому финно-угроведению

положил Д. В. Бубрих. Оно получило развитие в трудах Аристэ,

В. И. Лыткина, К. Е. Майтинской, Серебренникова и других. В этой области

созданы крупные обобщающие исследования. С 20‑х гг. развернулось

систематическое изучение языков народов Севера

(В. А. Аврорин, В. Г. Богораз, А. П. Дульзон, Ю. А. Крейнович,

Г. А. Меновщиков, Панфилов, П. Я. Скорик, О. П. Суник, В. И. Цинциус и

другие).

Расширяются лингвистические исследования в области романских и германских

языков. Интенсивно изучается история германских языков. Создана

сравнительная грамматика этих языков, использовавшая новые языковые

материалы. Большое внимание было уделено исследованию вопросов

лексикологии, фразеологии, стилистики отдельных

германских языков. Германские языки стали объектом

сравнительно-типологических штудий. Изучаются разные стороны структуры

английского, немецкого,

нидерландского, скандинавских и других языков.

Появились крупные оригинальные труды по истории романских и

германских языков, получившие широкое признание в науке. По романистике - Будагова, М. В. Сергиевского,

Г. В. Степанова, В. Ф. Шишмарёва: по германистике - И. Р. Гальперина, Гухман,

Жирмунского, Б. М. Задорожного, Б. А. Ильиша, Кацнельсона, Макаева,

О. И. Москальской, Смирницкого, М. И. Стеблина-Каменского, Ярцевой и

других. Были изданы обобщающие работы по романским и германским языкам:

серия «Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков»

(1972), содержащая сведения о малоизученном каталанском, ретороманском

и других языках, «Сравнительная грамматика германских языков» (т. 1-4,

1962-66), «Немецкая диалектология» Жирмунского (1956),

«Историко-типологическая морфология германских языков» (т. 1-3,

1977-78).

Социолингвистика как наука о

закономерностях функционирования языка в обществе зародилась в недрах

советского языкознания (Виноградов, Жирмунский, Р. О. Шор, Ларин,

Якубинский); она решает задачи создания и развития теории языковой нормы

и литературного языка, разработки письменностей для бесписьменных

языков, проблем культуры речи, многоязычия, поэтической речи и др. (работы

Аврорина, Будагова, Дешериева, Л. Б. Никольского, И. Ф. Протченко и

других), а также рассматривает роль различных социальных факторов в

языковой эволюции (Журавлёв и другие). Поставлены и исследуются проблемы

социолингвистического характера на материале русского языка и

языков народов СССР: «Русский язык и советское общество», кн. 1-4, 1968;

«Русский язык в современном мире», 1974; «Закономерности развития

литературных языков народов СССР в советскую эпоху», т. 1-4, 1969-76.

Интенсивно изучается языковая ситуация в многонациональной стране,

выясняется состояние билингвизма в отдельных регионах и сферах обществ,

жизни, распределение функций и сфер обслуживания между отдельными

языками и языками межнационального и международного общения,

взаимодействие и взаимоотношение языков разных народов. Готовится

обобщающий пятитомный труд о современном состоянии билингвизма в СССР.

Фронтально обследуется состояние общественно-политической и научной

терминологии в литературных языках народов СССР. Изданы обобщающие

труды: «Проблемы двуязычия и многоязычия», 1972, «Взаимовлияние и

взаимообогащение языков народов СССР», 1987, и другие.

В особое направление выделилась психолингвистика, изучающая

психофизиологические механизмы речи (А. А. Брудный, И. Н. Горелов,

А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов, Л. В. Сахарный, А. М. Шахнарович и

другие). Создан обобщающий труд «Основы теории речевой деятельности»,

1974, и другие.

В связи с актуальными задачами развития народного хозяйства все

большее значение приобретают исследования по прикладной лингвистике. Ведутся работы по созданию

информационных языков для различных областей науки и техники, систем автоматической обработки информации, машинного

фонда русского языка. При решении указанных задач и разработке

формализованного описания языка большую роль играет сотрудничество

математиков, кибернетиков, лингвистов (Ю. Д. Апресян, А. И. Берг,

Ю. Н. Караулов, Р. Г. Котов, Ю. Н. Марчук, А. Н. Колмогоров,

А. А. Ляпунов, И. И. Ревзин). Исследования такого рода, ведущиеся в СССР

с 50‑х гг., имеют и большое теоретическое значение.

Активизировалось изучение истории лингвистических учений. Под

руководством Десницкой и Кацнельсона выходят обобщающие труды.

Расширение задач и проблематики отечественного языкознания после

Октябрьской революции обусловило и новую организацию лингвистической

работы. Начиная с 30‑х гг. растёт число вузов и исследовательских

институтов, разрабатывающих лингвистические проблемы. В республиках и

автономных областях созданы языковедческие центры (см. Институты языкознания).

В лингвистических институтах Азербайджана, Армении, Белоруссии,

Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана,

Татарии, Туркмении, Узбекистана, Украины, Эстонии сложились крупные

коллективы учёных. Во всех республиках всесторонне изучаются

национальные языки, их диалекты. Создаются академические грамматики,

фундаментальные труды по отдельным проблемам национальных языков,

толковые, двуязычные, терминологические, исторические,

этимологические и другие виды словарей, диалектологические

атласы.

Кроме того, в Азербайджанской ССР ведутся обширные

общетюркологические исследования (А. Ахундов, З. И. Будагова,

Ширалиев). Идёт подготовка к составлению диалектологического атласа

тюркских языков СССР.

Ведущую роль в развитии арменистики играют учёные и научные центры

Армении, где разрабатываются также проблемы общего языкознания

(Р. А. Ачарян, Агаян, Гарибян, Джаукян, Г. А. Капанцян, Г. Г. Севак и

другие).

В БССР исследуются закономерности функционирования и взаимодействия

ряда языков (польский, русский, литовский, белорусский, украинский) в условиях

многоязычия.

Большой вклад в развитие кавказоведения,

изучение древних языков Передней и Малой Азии, иранских языков, арабского

языка, бесписьменных языков Дагестана внесли учёные Грузинской ССР

(Г. С. Ахвледиани, Ш. В. Дзидзигури, Гамкрелидзе, Гудава, Ломтатидзе,

Топуриа, Церетели, Чикобава, Шанидзе и другие).

В Казахской ССР изучаются памятники древнетюркской и уйгурской письменности (Кайдаров,

Г. С. Садвакасов), казахский язык исследуется в

связи с общетюркологическими и алтаистическими проблемами

(Г. А. Айдаров, С. А. Аманжолов, А. Е. Есенгулов, Кенесбаев и другие).

С помощью ЭВМ создан Обратный словарь казахского языка,

частотно-комбинаторный словарь романа М. Ауэзова «Путь Абая».

В Латвийской ССР предпринят анализ старых памятников лексикографии балтийских языков (Д. Земзаре), исследуются история

и теория грамматики латышского языка, проблемы

латышско-русского двуязычия (А. Я. Блинкена, Д. П. Нитиня и другие).

Проблемы индоевропеистики, балто-славянских

языковых отношений, социальные факторы развития языка, проблемы

литовско-русского двуязычия изучаются в Литовской ССР (В. Амбразас,

З. Зинкявичюс, И. Казлаускас, Мажюлис, А. Р. Паулаускене, К. М. Ульвидас

и другие). Общетеоретический интерес представляют опыты построения

фонологии, исторической диалектологии, истории литературного литовского языка (Й. Палёнис и другие).

В Молдавской ССР публикуются работы по вопросам романского языкознания, проблемам языковых

контактов молдавского и восточнославянских

языков, исследуется роль русского языка как языка межнационального

общения (С. Г. Бережан, Т. П. Ильяшенко, Н. Г. Корлэтяну, К. С. Удлер и

другие).

В Таджикской ССР изучаются памирские языки

(Д. К. Карамшоев).

В Татарской АССР всесторонне изучается литературный татарский язык, его диалекты, грамматика

(М. З. Закиев, Д. Г. Тумашева),

в Туркменской ССР исследуются проблемы истории языка, нормативности и

др. (Азимов, З. Б. Мухамедова, Б. Ч. Чарыяров).

В Узбекской ССР, помимо всестороннего изучения современного узбекского языка и его диалектов, создана

грамматика староузбекского языка, выявлены взаимосвязи староузбекского

языка с древнеуйгурским, старотуркменским

(Ф. А. Абдуллаев, Г. А. Абдурахманов, К. Каримов, С. М. Муталлибов,

А. Мухтаров, Э. И. Фазылов, Ш. Ш. Шаабдурахманов, Ш. М. Шукуров и

другие). Созданы начальные курсы языков урду и

хинди, преподавание которых введено в средних

школах. Исследуются проблемы словообразования, осуществляется

координация ведущихся в СССР работ по фразеологии (Самарканд).

В УССР проводятся исследования по проблемам общего языкознания,

социальной лингвистики (Белодед, Мельничук, Русановский и другие).

В Эстонской ССР изучаются языки и диалекты советского Севера, а также

все прибалтийско-финские языки (Аристэ, А. Каск

и другие), ведётся работа в области прикладного языкознания.

Полезные сервисы

универсалии

Лингвистика

Универса́лии

(от лат. universalis - общий, всеобщий)

языковые - свойства, присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых

универсалий рассматривает и определяет: 1) общие свойства всех

человеческих языков в отличие от языков животных. Например, в

человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке

человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые

сообщения; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика и

т. д. 2) Совокупность содержательных категорий, теми или иными

средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках

выражены отношения между субъектом и предикатом, категории посессивности, оценки, определённости​/​неопределённости,

множественности, все языки знают членение на тему и рему.

3) Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым

уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и

более восьмидесяти фонем; если в языке

существует сочетание согласных вида «плавный +

носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный»; если есть

противопоставление согласных по твёрдости - мягкости, то нет

политонии гласных: во всяком языке есть

противопоставление компактных - диффузных гласных; отношение

количества гласных к количеству согласных в звуковой цепи не может быть

больше двух; если в языке слово всегда односложно, то оно одноморфемно и в языке существует музыкальное ударение; если существует флексия, то есть и деривационный элемент; если выражено множественное

число, то есть ненулевой морф, его выражающий; если существует падеж с только нулевым алломорфом, то для всякого

такого падежа существует значение субъекта при непереходном глаголе; если

субъект в языке стоит перед глаголом и объект стоит перед глаголом, то в

языке есть падеж; если субъект стоит после глагола и объект стоит после

субъекта, то прилагательное помещается после

имени; если в языке существует предлог и не

существует послелог, то существительное в родительном падеже помещается

после существительного в именительном падеже; если в языке

существует послелог и не существует предлог, то существительное в

родительном падеже стоит перед существительным в именительном

падеже, и т. д. Известны и универсалии, относящиеся ко всем языковым

уровням: для всякого противопоставления

маркированный член имеет более редкую встречаемость, чем не

маркированный (см. также Семантика, Семиотика). Известны универсалии

лексико-семантического плана, например: ‘тяжёлый по весу’ приобретает

значение ‘трудный’; ‘горький по вкусу’ - значение ‘горестный, скорбный’;

‘сладкий по вкусу’ - ‘приятный’; ‘пустой, полый’ -

‘бессодержательный, несерьёзный’; ‘большой по размеру’ - ‘важный’ и

т. д.

Существует несколько классификаций универсалий, строящихся на разных

основаниях. Так, различают следующие универсалии: 1) дедуктивные

(т. е. обязательные для всех языков) и индуктивные (явление имеет место

во всех известных языках); 2) абсолютные (полные) и статистические

(неполные). К последним примыкают и так называемые фреквенталии,

воплощающиеся в частотные явления, встречающиеся во многих

языках; 3) простые (утверждающие наличие или отсутствие некоторого

явления) и сложные (утверждающие определённую зависимость между разными

явлениями); 4) синхронические и диахронические.

Теория диахронических универсалий активно развивается с 70‑х гг.

20 в. Признание универсалий в диахронии (например, утверждение, что

самое позднее глагольное время в языке - это

Futurum) предполагает принятие идеи

однонаправленности языкового развития. Концепции этого рода

высказывались в советском языкознании 30‑х гг. 20 в. (работы

И. И. Мещанинова, В. И. Абаева, С. Д. Кацнельсона и других). Идея

диахронических универсалий опирается также на гипотезу о системной

близости языков архаической структуры и на позднейшую вариативность

новых языков. Идея однонаправленности языковой эволюции не предполагает

оценки языков, необходима исследовательская работа по изучению

компенсаторных и функционально синонимических

явлений в языках нового времени. К более частным диахроническим

универсалиям относятся: закон о формировании местоимений вначале указательных, личных и

вопросительных, а лишь впоследствии - возвратных, притяжательных,

неопределённых и отрицательных; положение о

возникновении местоименных слов из

первичных диффузных по функции коммуникативных элементов. Поиск

диахронических универсалий связывается с

коммуникативно-дискурсивными установками общения, т. е. в теорию

универсалий вводится человек с его эволюционизирующими

стандартами общения (Т. Гивон, Ч. Н. Ли, А. Тимберлейк и другие).

Таким образом объясняется и утверждается разное по времени изменение

структур с одушевлёнными и неодушевлёнными

актантами, разные этапы появления глагольных

времён (аорист часто предшествует перфекту), позднейшее возникновение

грамматического субъекта из первоначальной темы (тематического

элемента, топика) и др. Диахронические универсалии связываются с

изменением «картины мира» носителей языка: так, в древнейших текстах

обычно повторяется один топик (см. Диахроническая типология), появление

многообразных топиков ведёт к возникновению инициальной анафоры, а последняя - к возникновению порядка слов типа SVO (SOV), а не только VOS

(VSO).

Знание диахронических универсалий проливает свет и на данные

синхронной типологии, позволяя прогнозировать исчезновение одних явлений

и возникновение других. Теория диахронических универсалий является

существенной опорой для реконструкции прежних

состояний одного языка и для сравнительно-исторического языкознания. При

реконструкции некоторого праязыкового состояния существенно «вычесть»

из данных архаичного языка знание универсалий древних структур, с одной

стороны; с другой стороны, знание диахронических универсалий даёт

возможность верифицировать реконструируемые состояния (особенно это

относится к реконструкции синтаксических

явлений по данным современных, даже близких, языков). Диахронические

универсалии существенны и для этимологии:

например, вряд ли возможно, чтобы первичные коммуникативные односложные

частицы восходили к «застывшим» местоименным словоформам.

Таким образом, верификация через универсалии, как синхронические, так

и диахронические (как первичный этап лингвистического анализа),

связана с задачами ареальной лингвистики, типологии и исторической реконструкции. Только при

негативной проверке на статус универсалии у анализируемого

лингвистического явления можно говорить об ареальном схождении,

генетической близости, заимствовании.

Существенна верификация через универсалии и для фактов, например, экспериментальной фонетики: нередко исследователь, проделавший

большую работу, объявляет специфически языковым факт универсальный.

Утверждения о наличии универсалий восходят к античным грамматикам; в средние века (13 в.)

возникает термин grammatica universalis: с

появлением грамматики Пор-Рояля (см. Универсальные грамматики) это понятие обретает

лингвистическую основу. Объектом современной лингвистики языковые

универсалии становятся с начала 60‑х гг. 20 в. (главным образом в СССР и

США). Накопление материала по различным языковым универсалиям в

60-70‑е гг. было стимулировано успехами структурно-системного описания

языков, в особенности фонологии, а также

расширением границ структурной типологии, знакомством с языками Африки, Юго-Восточной Азии и Океании.

Теория универсалий проделала эволюцию от поисков поверхностных и

затем импликативных универсалий, главным образом в синхронии, к

поискам диахронических универсалий и к широкому типологическому

сопоставлению способов реализации одной и той же содержательной

универсалии (последнее характерно для европейской лингвистики).

В 80‑е гг. наблюдается обращение исследователей к универсалиям

текста и порядку компонентов в синтаксических структурах. Эти

универсалии находят объяснение в «картине мира», понимаемой через язык

(новое семантическое направление, возникшее из анализа «глубинных структур» семантики).

Актуальным для современной теории универсалий является установка на

интерпретацию универсалий. Например, выдвижение к началу высказывания важных по смыслу элементов

интерпретируется через большую звучность (и большую

воспринимаемость) начальной позиции высказывания, подъём интонации в конце общего вопроса объясняется

сжатостью голосовых связок говорящего, внутренне не закончившего

коммуникацию, понижение тона в конце повествовательного высказывания -

релаксацией связок. Выход за пределы внутрисистемной интерпретации

влечёт за собой новые возможности объяснения действия универсалий:

социальные причины, кодификация, появление письменности и пр.

Интерпретация и верификация накопленных универсалий может облегчить

поиск новых универсалий, сделав его не только эмпирическим, но и

априорным.

Успенский Б. А., Структурная типология языков. М.,

1965;

Языковые универсалии и лингвистическая типология, М., 1969;

НЛ, Языковые универсалии, в. 5, М., 1970;

Универсалии и их место в типологических исследованиях. Тезисы

докладов, М., 1971;

Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,

1972;

Универсалии и типологические исследования, М., 1974;

Мещанинов И. И., Проблемы развития языка, Л., 1975;

Принципы описания языков мира, М., 1976;

Категории бытия и обладания в языке, М., 1977;

Категория определённости - неопределённости в славянских и

балканских языках, М., 1979;

Universals of language, 2 ed., Camb. (Mass.) - L.,

[1966];

Greenberg J. H., Language universals, The Hague -

P., 1966;

Donzé R., La grammaire générale et raisonnée de

Port-Royal, Berne, [1967];

Universals in linguistic theory, N. Y. - [a. o.],

[1968];

Comrie B., Language universals and linguistic

typology. Syntax and morphology, Oxf., 1981;

Apprehension, pt 1-2, Tübingen, 1982 (Language universals

series, ed. by H. Seiler, v. 1);

Lehmann Ch., Der Relativsatz, Tübingen,

1984 (Language universals series, ed. by

H. Seiler, v. 3);

Explanations for language universals, B. - [u. a.],

1984.

Т. М. Николаева.

Полезные сервисы

функциональная грамматика

Лингвистика

Функциона́льная грамма́тика -

разновидность грамматики, имеющая объектом

изучения функции единиц строя языка и закономерности их функционирования;

грамматика данного типа рассматривает в единой системе средства,

относящиеся к разным языковым уровням, но

объединённые на основе общности их семантических

функций; при описании языкового материала используется направление от

функций к средствам как основное, определяющее построение грамматики, в

сочетании с направлением от средств к функциям. Предмет Ф. г. -

грамматический строй языка в системе его функций, в его

функционировании при взаимодействии с элементами окружающей среды.

Специфика Ф. г. проявляется в её преимущественной

направленности на раскрытие закономерностей взаимодействия грамматических единиц, лексики и контекста,

системы функционирования языковых средств, служащих для передачи смысла

высказывания. Принцип единства грамматики, в

частности единства её системно-структурного

(системно-категориального) и функционального аспектов определяет

место Ф. г. в общей системе грамматики. Ф. г. представляет собой

развитие функционального аспекта грамматики как целого, специальную

разработку этого аспекта.

Ф. г. включается в общую функциональную модель языка. Функция языковых средств понимается

как свойственная им в языковой системе способность к выполнению

определённого назначения и к соответствующему функционированию в

речи; вместе с тем функция - результат функционирования,

т. е. реализованное назначение, достигнутая в речи цель. На разных

этапах анализа единства «средство - функция» осуществляется

разнонаправленное движение от функций к средствам и от средств к

функциям. Двусторонний подход к описанию функций языковых средств

обусловлен: 1) тем фактом, что определённая функция может быть

реализована разными языковыми средствами и, с другой стороны, одно и то

же средство может обладать и обычно обладает разными функциями (ср.

выдвинутый С. О. Карцевским принцип «асимметричного дуализма языкового знака»); 2) необходимостью учёта, с

одной стороны, многообразия языковых значений, а с другой - многообразия

формальных средств; 3) существенностью обоих подходов для

моделирования мыслительно-речевой деятельности говорящего и

слушающего; в частности, принимается во внимание актуальность для

говорящего: а) направления от смысла, формирующегося при опоре на

внутриречевые структуры, к внешним средствам его выражения; б) владения

функциональным потенциалом каждого из языковых средств; учитывается

также, что позиции говорящего и слушающего в речи постоянно

взаимодействуют, причём для слушающего актуально не только

направление от формальных средств к их значениям и вытекающему из

контекста и речевой ситуации смыслу, но и активное восприятие

деятельности говорящего, невозможное без владения процессами,

направленными от смысла к средствам его выражения.

Функциональные аспекты грамматики получили освещение в трудах

К. С. Аксакова, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ,

А. А. Шахматова, А. М. Пешковского. Для становления Ф. г. как особого

типа грамматических исследований важное значение имели идеи Бодуэна

де Куртенэ о языковом мышлении, в частности о количественности в

языковом мышлении, не совпадающей с «математической

количественностью»; его наблюдения во многих отношениях

предвосхищали более поздние исследования понятийных категорий, полей

и т. п. Важную роль в становлении Ф. г. сыграли также работы Ф. Брюно

«Мысль и язык» (1922; содержит развернутое описание широкого круга

понятий и средств их выражения) и О. Есперсена «Философия грамматики»

(1924; раскрывает соотношение понятийных и синтаксических

категорий).

В советском языкознании большое значение для

разработки теоретических оснований Ф. г. имели труды Л. В. Щербы,

И. И. Мещанинова, В. В. Виноградова. Щерба обосновал различие между

«пассивной» и «активной» грамматикой, «исходящей из семантической

стороны, независимо от того или иного конкретного языка», и «ставящей

вопрос о том, как выражается та или иная мысль». Хотя Щерба подчёркивал,

что ведущим началом для активного изучения языка должен быть смысл, он

высказывал предположение о том, что изложение грамматики от смысла к

форме нельзя провести до конца. Мещанинов, излагая в работах 40‑х гг.

теорию понятийных категорий, базирующуюся на его типологических

исследованиях, выдвигал на первый план всё то, что в этих категориях

связано с «языковой передачей», в которой он уделял особое внимание

наличию определённой системы. Виноградов включал в грамматическое учение

о слове анализ живого употребления словоформ и

окружающего их контекста. Функциональную направленность имеет его учение

о предикативности и модальности.

В разработке Ф. г. значительна также роль оппозитивного анализа грамматических категорий (работы Р. О. Якобсона и

других представителей пражской

лингвистической школы, см. также Функциональная лингвистика), сохраняют свою

значимость некоторые исследования представителей Копенгагенского лингвистического кружка, концепция

первичных и вторичных функций Е. Куриловича, существенная для синхронических и диахронических исследований,

функционально-грамматическая концепция Э. Кошмидера, сыгравшая важную

роль в развитии аспектологии, учение Г. Гийома о

соотношении системных и функциональных речевых значений,

функционально-грамматические исследования Э. Бенвениста.

Существуют различные направления функционально-грамматических

исследований. Французская школа функциональной лингвистики

(А. Мартине и его последователи) ориентируется на грамматические

аспекты речи, анализируемые с точки зрения коммуникативной функции языка. Представители

пражской лингвистической школы (Ф. Данеш, М. Докулил, П. Сгалл и другие)

концентрируют внимание на соотношении языковой системы и

использования говорящим языковых средств в конкретной ситуации речи.

Понятие функции играет ведущую роль в грамматических исследованиях

ряда лингвистов ГДР (В. Шмидта, Г. Хельбига, В. Бёка, В. Гладрова,

Р. Лёча и других). Особое направление Ф. г., стремящееся

последовательно реализовать функциональную точку зрения на природу

языка и его уровней, развивается в Голландии (С. Дик, К. де Гроот и

другие). В СССР разрабатываются теоретические проблемы Ф. г.

(работы В. Г. Адмони, А. В. Бондарко, В. Г. Гака, Н. А. Слюсаревой,

Н. Ю. Шведовой, М. А. Шелякина и других), функционально-синтаксические

концепции (работы Г. А. Золотовой, Д. Н. Шмелёва, Н. А. Слюсаревой),

концепции функциональной аспектологии (работы Ю. С. Маслова,

А. В. Бондарко, Т. В. Булыгиной, М. Я. Гловинской, М. А. Шелякина,

А. М. Ломова, Д. М. Насилова и других), исследуется взаимодействие

грамматики и лексики, в частности с использованием теории поля

(работы М. М. Гухман, Е. В. Гулыги, Е. И. Шендельс, В. М. Павлова).

Ф. г. тесно связана с грамматической типологией (работы

С. Д. Кацнельсона, А. А. Холодовича, В. С. Храковского, В. П. Недялкова

и других), контрастивной грамматикой (работы

В. Н. Ярцевой и других), различными направлениями исследований по

грамматической семантике (работы Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной,

Е. С. Кубряковой, Е. В. Падучевой, О. Н. Селиверстовой, Ю. С. Степанова,

Н. Ю. Шведовой и других), по грамматике текста и по грамматическим

аспектам психолингвистики. Для развития Ф. г.

имеют значение труды с развёрнутым описанием значений грамматических

единиц («Русская грамматика», 1980, и др.).

Мещанинов И. И., Понятийные категории в языке, «Труды

Военного института иностранных языков», 1945, № 1;

Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,

1958;

Бодуэн де Куртенэ И. А., Количественность в языковом

мышлении, в его кн.: Избранные труды по общему языкознанию, пер. с

польск., т. 2. М., 1963;

Адмони В. Г., Основы теории грамматики, М.-Л., 1964;

Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского

языка, М., 1973;

её же, Коммуникативные аспекты русского синтаксиса, М.,

1982;

Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л.,

1974;

Арутюнова Н. Д., Предложение и его смысл, М., 1976;

Слюсарева Н. А., Проблемы функционального синтаксиса

современного английского языка, М., 1981;

её же, Функциональная грамматика в Великобритании и

Нидерландах, в кн.: Современные зарубежные грамматические теории, М.,

1985;

Бондарко А. В., Принципы функциональной грамматики и

вопросы аспектологии, Л., 1983;

его же, Функциональная грамматика, Л., 1984;

Теория грамматического значения и аспектологические исследования,

Л., 1984;

Проблемы функциональной грамматики, М., 1985;

Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность.

Временная локализованность. Таксис. Л., 1987;

Brunot F., La pensée et la langue, 3 éd., P.,

1953;

Daneš Fr., O pojmu «jazykový prostředek», «Slovo

a slovesnost», 1967, roč. 28, čís. 4;

Schmidt W., Grundfragen der deutschen Grammatik.

Eine Einführung in die funktionale Sprachlehre, 4 Aufl., B., 1973;

Dik S. C., Functional grammar, Amst., 1979;

Linguistique fonctionnelle. Débats et perspectives

présentés par M. Mahmoudian. Pour A. Martinet, P., 1979;

Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung als

theoretische Grundlage für den Fremdsprachenunterricht. Ein Sammelband,

hrsg. von W. Boeck, Lpz., 1981;

см. также литературу при статье Функционально-семантическое поле.

А. В. Бондарко.

Полезные сервисы