СКА́ТЕРТЬ - кусок ткани особой выработки, к-рым покрывают стол. Др. названия: столечник, плат, ширинка, скатереть, скатерка. С. на терр. Др. Руси известна с 11-13 вв. Называлась она "столешник" (рус.), "настольник" (белорус.), "настільник" (укр.). С. были продолговатой формы и делались довольно длинными. Для повседневных С. использовали грубую пряжу и ткали несложным способом. Праздничные С. изготавливали из тонкого белого льняного полотна, вытканного в многоремизной (браной) технике. С. сшивали из 2-3-х полотнищ ткани шириной в 35-40 см, длиною в 115-330 см. Полотнища соединялись вязаными или ткаными прошивами. Короткие концы С. украшались полосами цветного (красного) ажурного тканья, вышивкой или кружевами. В 19 в. лучшее полотно для С. производили кустари в Ярославской и Костромской губ. Ткач бранины, Камчатки назывался "скатерник".
Стол всегда был накрыт С. На ритуальных трапезах на стол расстилали по 2-3 С. С., используемой в обрядовой трапезе (Рождество, свадьба и др.), как бы передавались положит. свойства пищи, хлеба. В Рождество на С. или под нее рассыпали посевное зерно, затем этой С. накрывали больных людей, скот. С. покрывают тех, с кем бывают припадки. С. обязательно входили в состав девичьего приданого и расстилались по неск. штук в доме, где будут жить молодожены. С. покрывали плечи молодых. С., зеркало, гребень и мыло держала под мышкой невеста во время венчания. На сев. России свадебный хлеб ("банник") вместе с солонкой, ложкой и др. предметами заворачивали в С. Часто на похоронах С. заменяли полотенца. Ею покрывали гроб. На поминальные дни, посещая кладбище, родственники застилали могилу С. и расставляли принесенную еду. С. как полотно и полотенце, в давних пор являлась символом дороги, связи с домом, очагом, мира живых и мертвых. Отсюда и выражение "скатертью дорожка!" как пожелание удачной дороги. В сказках С.-"хлебосолка", "самобранка" - часто подарок бедняку, к-рый крадут в дороге.