Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

индейка

Толковый словарь

ж.

1. Крупная домашняя птица отряда куриных с широким хвостом и короткими крыльями.

2. разг.

Мясо такой птицы, употребляемое в пищу; индюшатина 1..

3. разг.

Кушанье, приготовленное из такого мяса.

Толковый словарь Ушакова

ИНДЕ́ЙКА, индейки, жен.

1. Мясо индюшки, как пища. На жаркое была индейка.

2. То же, что индюшка в 1 знач. (обл.).

Толковый словарь Ожегова

ИНДЕ́ЙКА, -и, жен. Крупная домашняя птица сем. куриных.

Судьба-индейка (разг. шутл.) о незадачливой доле, трудной судьбе.

Словарь существительных

ИНДЕ́ЙКА, -и, мн род. -де́ек, дат. -де́йкам и {{stl_8}}индю́шка{{/stl_8}}, -и, мн род. -шек, дат. -шкам, ж

Крупная домашняя птица семейства куриных (самка индюка), с крепкими длинными ногами; оперение отливает металлическим блеском; разводится ради мяса с высокими вкусовыми и диетическими качествами.

Меж тем печально под окном Индейки с криком выступали Вослед за мокрым петухом (П.).

Энциклопедический словарь

ИНДЕ́ЙКА -и; мн. род. -де́ек, дат. -де́йкам; ж. Крупная домашняя птица отряда куриных, разводимая для получения мяса. Разводить индеек. // Мясо этой птицы. Приготовить индейку с черносливом. Жареная и.

◊ Судьба-инде́йка. Шутл. О неудачливой доле, трудной судьбе.

Академический словарь

-и, род. мн. -де́ек, дат. -де́йкам, ж.

Крупная домашняя птица отряда куриных, разводимая для получения мяса.

Меж тем печально под окном Индейки с криком выступали Вослед за мокрым петухом. Пушкин, Граф Нулин.

||

Мясо этой птицы как пища.

Телятина, индейки, откормленные грецкими орехами, - чего не было на этом столе! Голубов, Багратион.

Поговорки

Лесная индейка. Брян. Птица глухарь. СРНГ 16, 376.

Орфографический словарь

инде́йка, -и, род. п. мн. ч. -е́ек

Словарь ударений

инде́йка, -и; р. мн. -е́ек (птица)

Формы слов для слова индейка

инде́йка, инде́йки, инде́ек, инде́йке, инде́йкам, инде́йку, инде́йкой, инде́йкою, инде́йками, инде́йках

Синонимы к слову индейка

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

инде́йк/а.

Грамматический словарь

инде́йка жо 3*a

Этимологический словарь

Искон. Суф. производное на базе словосочетания индейская курица (ср. винтовка < винтовое ружье). См. индюк.

12 октября 1492 года вахтенный одного из кораблей флотилии Христофора Колумба увидел землю. Открыв Америку, мореплаватели решили, что достигли берегов Индии. Поэтому местных жителей назвали индейцами. Из лже-Индии завезли в Европу кофе, каучук, разные невиданные плоды, а позже - тамошних зобастых птиц из семейства куриных. Они вступили на европейскую почву в 1554 году. Гурманы слали лакомиться американскими курами, которых, естественно, называли индийскими. И до сих пор птицы не изменили своего названия. Вот мы и едим индеек. А должны были бы есть американок.

Сканворды для слова индейка

- Судьба, если жизнь - копейка.

- Эту крупную домашнюю птицу в Европу завезли конкистадоры.

- Домашняя птица.

- Птица на День благодарения.

- Птица семейства фазановых.

- Традиционное блюдо в Америке на Рождество.

- По легенде, одну из них помиловал в День Благодарения ещё Линкольн - по просьбе сына.

- Американский президент Бенджамин Франклин выступал за то, чтобы именно эта птица была признана национальной птицей Америки.

- Русские считают, что родина этой птицы - Америка, а американцы считают, что - Турция.

- Картина Франсиско Гойи «Ощипанная ...».

Полезные сервисы

индейка из одного яйца семерых хохлов высидела

Пословицы и поговорки Даль

Малороссы - мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился. Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.

См. РУСЬ - РОДИНА

Полезные сервисы

индейка, индюшка, индюк

Словарь иностранных слов

Птица из отряда куриных.

Полезные сервисы

индейки

Толковый словарь

мн.

Семейство крупных домашних птиц отряда куриных с широким хвостом и короткими крыльями, разводимых для получения мяса.

Энциклопедический словарь

Инде́йки - семейство птиц отряда курообразных. 2 вида, от юго-востока США до севера Центральной Америки. Длина 85-100 см. Голова и часть шеи голые. Оперение тёмное с металлическим блеском. Одомашнены. Самые крупные из домашних птиц. Индюки весят 9-35 кг, индейки - 4,5-11 кг. Средняя годовая яйценоскость около 100 яиц. Разводят главным образом для получения мяса.

* * *

ИНДЕЙКИ - ИНДЕ́ЙКИ (Meleagrididae), семейство птиц отряда куриных (см. КУРООБРАЗНЫЕ ПТИЦЫ), включает два вида; распространены от юго-востока США до севера Центральной Америки.

Обыкновенная индейка (Meleagris gallopavo) - стройная длинноногая птица с короткими крыльями и недлинным хвостом. Голова и верхняя часть шеи голые, со лба свешивается длинный мясистый нарост. Общая окраска оперения ее медно-бронзовая с медным и зеленым отливом, каждое перо с бархатисто-черным краем. Маховые перья бурые с белыми поперечными полосами, рулевые ржавчато-бурые с частым черным поперечным рисунком. Голова синяя, ноги красные.

Встречается обыкновенная индейка на плоскогорьях Мексики и юга Северной Америки, населяя лесистые местности. По повадкам это наземная птица, большую часть времени она проводит на земле. Питается обыкновенная индейка преимущественно растительными кормами, хотя охотно поедает и животных. Она ест вегетативные части растений, семена, плоды и разнообразные ягоды, а также насекомых, лягушат, мелких ящериц.

Ранней весной зимние стаи индеек распадаются, самки обособляются от самцов, и вскоре у птиц начинается брачный период. Во время токования самец закидывает за плечи голову, волочит по земле крылья, принимает разные позы и издает громкие звуки. Нередко между самцами возникают ожесточенные драки.

Примерно в апреле самка разыскивает подходящее, по возможности скрытое и сухое место и устраивает гнездо. Оно представляет собой углубление в почве, выложенное скудной подстилкой из сухой травы и листьев. Располагается обычно возле пня, под кустом, среди высокого камыша и в других хорошо укрытых местах.

В кладке бывает 10-15 дымчато-желтых яиц с рыжеватыми крапинками. После откладки яиц самка приступает к насиживанию. Самцы с этого времени отделяются от самок и через некоторое время забиваются в хорошо укрытые участки леса, где у них начинается линька.

Вылупившиеся птенцы сначала остаются в гнезде под крыльями матери, но, обсохнув, уже на другой день покидают его. Первое время выводок ночует на земле, но в двухнедельном возрасте, когда птенцы становятся способными взлетать, на ночь поднимается на нижние ветви деревьев. Несколько позднее самка со своим потомством начинает вылетать из леса на луга и поляны кормиться разнообразными ягодами. С этого времени молодые растут чрезвычайно быстро. В августе-сентябре они собираются вместе со старыми в стайки и переходят к кочевому образу жизни. Дикая индейка принадлежит к числу ценных охотничьих птиц, добываемых ради вкусного мяса. Обыкновенная индейка - родоначальник домашней индейки.

Домашние индейки - самые крупные из домашних птиц; индюки весят 9-35 кг, индейки - 4,5-11 кг. Среднегодовая яйценоскость около 100 яиц. Домашнюю индейку разводят главным образом для получения мяса.

Большой энциклопедический словарь

ИНДЕЙКИ - семейство птиц отряда куриных. 2 вида, от юго-востока США до севера Центральной Америки. Самые крупные из домашних птиц. Индюки весят 9-35 кг, индейки - 4,5-11 кг. Среднегодовая яйценоскость ок. 100 яиц. Разводят главным образом для получения мяса.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Восточная дикая индейка.

Восточная дикая индейка.

ИНДЕЙКИ, семейство птиц. Крупные (длина 85-100 см) стройные птицы с крепкими длинными ногами. Оперение отливает металлическим блеском. У самцов со лба свешивается голый кожистый мясистый вырост. 2 вида, в лесах южных районов Северной Америки. Стайные птицы; полигамы. Обыкновенная индейка завезена в Европу; родоначальник домашних пород индейки (белых широкогрудых, черных тихорецких и других). Разводят ради мяса (живая масса 4,5-35 кг), отличающегося высокими вкусовыми и диетическими качествами. Средняя годовая яйценоскость 100-150 яиц.

Дикая индейка. Рио-Гранде.

Дикая индейка. Рио-Гранде.

Восточная дикая индейка.

Восточная дикая индейка.

Дикая индейка.

Дикая индейка.

Полезные сервисы

индейкин

Словарь русских фамилий

ИНДЕЙКИН ИНДЮКОВ ИНДЮШКИН

В основе фамилий прозвища или имена от названий птиц - Индейка, Индюк, Индюшка. (Э)

Полезные сервисы

индейковод

Синонимы к слову индейковод

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

индейководство

Толковый словарь

ср.

Разведение индеек как отрасль птицеводства.

Энциклопедический словарь

ИНДЕЙКОВО́ДСТВО -а; ср. Разведение индеек как отрасль птицеводства.

Толковый словарь

Индейководство, а, ср.

Выращивание индеек.

• Заниматься индейководством. БАС, т. 5, 331. + Обр. сл., 471.

Слитно. Раздельно. Через дефис

индейково/дство, -а

Орфографический словарь

индейково́дство, -а

Синонимы к слову индейководство

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

индейк/о/во́д/ств/о.

Сканворды для слова индейководство

- Разведение домашней птицы, похожей на курицу, как отрасль птицеводства.

Полезные сервисы

индейководческий

Орфографический словарь

индейково́дческий

Синонимы к слову индейководческий

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

индейские языки

Энциклопедический словарь

Инде́йские языки́ (америндские языки), языки коренного населения Америки (кроме эскимосов и алеутов). Общепринятой классификации нет. Основные семьи (в эпоху колонизации): на-дене; алгонкино-вакашская; пенутианская, хокальтекская; ирокезская; сиу; юто-ацтекская; майя-киче; отоми-миштеко-сапотекская (отомангская); чибча; аравакская, карибская; кечуа-аймара; же; тупи-гуарани. К индейским языкам относятся и многие мелкие семьи и группы языков.

* * *

ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ - ИНДЕ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́ (америндские языки), языки коренного населения Америки (кроме эскимосов и алеутов). Общепринятой классификации нет. Основные семьи (в эпоху колонизации): на-дене; алгонкино-вакашская; пенутианская, хокальтекская; ирокезская; сиу; юто-ацтекская; майя-киче; отоми-миштеко-сапотекская (отомангская); чибча; аравакская, карибская; кечуа-аймара; же; тупи-гуарани. К индейским языкам относятся и многие мелкие семьи и группы языков.

Большой энциклопедический словарь

ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ (америндские языки) - языки коренного населения Америки (кроме эскимосов и алеутов). Общепринятой классификации нет. Основные семьи (в эпоху колонизации): на-дене; алгонкино-вакашская; пенутианская, хокальтекская; ирокезская; сиу; юто-ацтекская; майя-киче; отоми-миштеко-сапотекская (отомангская); чибча; аравакская, карибская; кечуа-аймара; же; тупи-гуарани. К индейским языкам относятся и многие мелкие семьи и группы языков.

Лингвистика

Инде́йские языки́

(америндские языки) - языки коренного населения Америки (за

исключением эскимосско-алеутских языков).

С наибольшей исторической полнотой представлены в Центральной и Южной

Америке. Общее число говорящих 27,5 млн. чел. Исторически восходят к

языкам населения, мигрировавшего около 40-30 тыс. лет назад из Азии

через зону Берингова пролива. Несмотря на ряд гипотез,

предполагающих исконное генетическое родство

всех групп И. я. (П. Риве, А. Л. Крёбер, М. Сводеш и другие), их

родственные связи не могут считаться доказанными. Попытки сближения

И. я. с некоторыми языковыми семьями Старого Света вызывают ещё

бо́льшие возражения.

Основные семьи И. я. Северной Америки: на-дене, салишская, алгонкинская, сиу, ирокезская, галф, хокальтекская. Главным образом в Центральной

Америке представлены семьи тано-ацтекская, отомангская, майя. Наиболее

крупные семьи И. я. Южной Америки: чибча, аравакская, карибская, кечумара, пано-такана, же, тупи-гуарани. Вне этой

классификации остаётся целый ряд изолированных языков и мелких

языковых групп. Сравнительно-исторические исследования и создание генеалогической классификации затрудняются

не только незавершённостью описательного этапа изучения языков, но и

(в связи с сокращением количества И. я.) утратой большого числа ранее

существовавших переходных звеньев в цепи исторического развития.

Особенно осложнено доказательство гипотез отдалённого языкового

родства. Тем не менее вполне реальны предположения о возможности широких

генетических связей как для ряда североамериканских, так и для ряда

южноамериканских языков.

В формально-типологическом отношении И. я.

обнаруживают, с одной стороны, значительные расхождения, с другой -

явные параллелизмы. Фонетический строй в разных

языках существенно варьирует. Т. Милевский выделяет в американском

ареале 3 основных типа фонологических систем:

атлантический (с развитым вокализмом и бедным консонантизмом при заметном удельном весе

сонорных), тихоокеанский (с богатым консонантизмом при

ограниченном вокализме) и центральный (с фонемным составом промежуточного типа). В целом

развиты ларингальные артикуляции, на базе которых возникают

преимущественно в Северной Америке два или три ряда

противопоставлений смычных (и иногда аффрикат), образуемых

придыхательными, глоттализованными и звонкими согласными. Широко распространены лабиализованные согласные, монофонемность которых,

впрочем, не всегда легко обосновать. Звонкие смычные встречаются

относительно редко. В большинстве языков согласные и гласные распределяются в слове довольно равномерно,

ср. широко распространённые фонологические структуры слова типов CVC,

CVCV, CVCVC(V) и т. п. Сочетания согласных обычно включают не более двух

фонем. Законы ударения весьма различны. Во

многих языках отмечены тоновые характеристики.

Интересны и некоторые просодические явления

(в частности, явления типа сингармонизма).

В плане контенсивной типологии среди И. я. представлены языки номинативного (кечумара, хокальтекские), эргативного (алгонкинские, майя, пано-такана) и активного (на-дене, сиу, тупи-гуарани) строя.

В ряде случаев структура языка может быть признана типологически

промежуточной.

В плане морфологической типологии большинство

И. я. представляют более или менее выдержанный агглютинативный строй с разной степенью синтетизма. Полисинтетические языки особенно характерны для

Северной Америки. Соотношение префиксации и суффиксации различно по

языкам, однако чисто суффиксальные языки составляют исключение.

Соотношение именного и глагольного словообразования в разных языках не совпадает.

Развиты аффиксы производства отглагольных имен. Глагольное словоизменение в целом развито значительно

лучше именного. Из морфологических категорий глагола чаще других

встречаются: лицо (обычно с префиксальным

выражением), число, вид-время, версия, способ действия. Одноличные глагольные

структуры преобладают над двухличными. Во многих языках существует

супплетивизм глагольных основ, передающий

единственное и множественное число участвующих в действии субъектов или объектов. Падежная парадигма имени

известна лишь в некоторых языках (например, в кечумара, майя).

Несколько шире представлена именная категория числа. Широко

распространена категория притяжательности,

нередко различающая формы органической и неорганической

принадлежности. Общей чертой для И. я. является система послелогов локативной и обстоятельственной семантики. Прилагательные в некоторых языках составляют

весьма ограниченный по своему объёму класс слов, в некоторых языках имя

прилагательное отсутствует. Развиты прономинальные системы. Для них

характерны оппозиция трёх ступеней удаления, передаваемая

указательными местоимениями, а также наличие инклюзивной и эксклюзивной форм местоимения 1‑го лица

мн. ч.

Синтаксические структуры И. я. разнообразны, но изучены слабо.

Глагол-сказуемое является организующим центром предложения. Во многих случаях известна инкорпоративная связь дополнения (реже подлежащего) с глагольным сказуемым. Порядок слов в предложении существенно варьирует,

отмечены модели SOV, OSV, OVS, VOS и VSO. Определение-прилагательное обычно следует за

определяемым, а определение-существительное

предшествует ему. Сложное предложение изучено

хуже, но ясно, что паратаксис резко преобладает

над гипотаксисом.

Лексический фонд И. я. существенно различается как по своему объёму,

так и по внутренней организации. По языкам распространены так называемые

скрытые именные классификации,

устанавливаемые ввиду отсутствия классных признаков в самих именах

по характеру согласования слова с синтаксически

связанными с ним словами. В словаре значителен удельный вес

дескриптивных (звукосимволических и звукоподражательных) слов. Особый интерес

представляют лексические параллелизмы между

североамериканскими и южноамериканскими языками (ср. основы

личных местоимений 1‑го и 2‑го лица, а также лексемы со значением ‘человек’, ‘рука’, ‘рот’,

‘пить’, ‘солнце’ и др.). Во многих североамериканских языках отмечаются

заимствования из английского, французского и

отчасти русского языков. В центрально- и

южноамериканских языках отмечается множество испанизмов и португальских

слов. В центральноамериканской зоне немало заимствований из языков

тано-ацтекских и майя, в андской зоне Южной Америки - из языков

кечумара.

Большинство И. я. остаются бесписьменными. На континенте известны 3

основных вида древней письменности: ацтекское письмо, майя письмо и иероглифическое письмо для записи текста на языках

кечуа и аймара

(последнее, по-видимому, также возникло в доколумбову эпоху).

Уже в новое время в некоторых регионах Северной Америки

использовались пиктографические системы.

В начале 19 в. индеец племени чироки Секвойя создал на латинской графической основе слоговое письмо (см. Ирокезские языки). Были попытки создать силлабические системы письма и для некоторых

других североамериканских языков. В 20 в. свои литературные формы имеют языки навахо, кечуа, аймара, гуарани и некоторые другие.

Изучение И. я. началось в 16 в., однако очень долго сохраняло чисто

практическую направленность. С 17 в. до начала 20 в. был создан

(главным образом миссионерами) ряд словарей и кратких грамматик.

Собственно научное исследование языков началось со 2‑й половины 19 в.

В конце 19 - 1‑й половине 20 вв. большую роль в изучении И. я. сыграли

работы Риве, Ф. Боаса, Э. Сепира, Сводеша. Во 2‑й половине 20 в. в

области американистики работают М. Р. Хаас, К. Л. Пайк, Х. Хойер,

Р. Э. Лонгейкр, Дж. Гринберг, Э. Маттесон и многие другие. Однако

изученность И. я. остаётся очень неравномерной. Нельзя считать

завершённым, в частности, даже описательный этап, особенно для

южноамериканских языков. Относительно лучше известны фонетические

системы. Сравнительно-исторические исследования существенно

опережают типологические. Частично обоснованы генетические связи между

некоторыми языковыми группировками Южной Америки. Ареальные взаимоотношения И. я. также

становятся объектом исследования.

Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.-Л.,

1963;

Климов Г. А., Типология языков активного строя, М.,

1977;

Handbook of American Indian languages, pt 1-2, Wash.,

1911-22; pt 3, N. Y., 1933-39;

Linguistic structures of native America, N. Y., 1946;

Pinnow H. J., Die nordamerikanischen

Indianersprachen, Wiesbaden, 1964;

Milewski T., Typological studies on the American

Indian languages, Kraków, 1967;

Current Trends in Linguistics, v. 4, Ibero-American and

Caribbean linguistics, p. 2, The Hague - P., 1968;

Comparative studies in Amerindian languages, The Hague -

P., 1972;

Sherzer J., An areal-typological study of

American Indian languages north of Mexico, Amst. - Oxf., 1976;

Campbell L., Mithun M. (eds.), The

languages of Native America. Historical and comparative assessment,

Austin, 1979;

Greenberg J. H., Language in the Americas,

Stanford, 1987.

Г. А. Климов.

Материалы, посвящённые исследованию И. я., кроме общелингвистических

журналов (см. Журналы лингвистические)

публикуются в специализированных журналах ряда стран:

«Journal de la Société des américanistes» (P.,

1895-),

«International Journal of American

Linguistics» (США, место изд. разл., 1917-),

«Amazonia colombiana americanista» (Sibundoy,

Колумбия, 1940-),

«América indígena» (Méx., 1941-),

«Indiana: Beiträge zur Völker und Sprachenkunde,

Archäologie und Anthropologie des indianischen Amerika» (West B.,

1973-),

«Amerindia. Revue d’ethnolinguistique amérindien» (P.,

1976-).

Е. А. Хелимский.

Полезные сервисы

индейский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к индейцам, связанный с ними.

2. Свойственный индейцам, характерный для них.

3. Принадлежащий индейцам.

Толковый словарь Ушакова

ИНДЕ́ЙСКИЙ, индейская, индейское. прил. к индеец. Индейский костюм.

• Индейский петух (разг.) - то же, что индюк.

Толковый словарь Ожегова

ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое.

1. см. индейцы.

2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев. Индейские языки (языки коренного населения Америки за исключением эскимосско-алеутской семьи языков). Индейские племена. Индейские резервации в Америке.

Толковый словарь Даля

ИНДЕЙСКИЙ - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. (вместо калкун, нем.); куран вят. куренка вологод. кураш и курашка пск., влад. курыль пенз. курыш и курышка ряз., вологод. курун, курух и куруша, -шка вост. курухан, -ханка ряз. шорин и шорка (шоры мн.) вят. дурка, дурышка; кулдык, кулдычка смол. Думает индейский петух. Надулся, как индюк (индейский пптух). Без индейского петуха, без борзого кобеля, не помещик. Индюков, индейкин или индюшкин и пр. им принадлежащий. Индеячий, индюшачий, индычий, к ним относящийся. Индеенок, индюшенок, цыпленок, цыпля индейки.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к индейцы.

Первобытная индейская община.

индейский петух

индюк.

Словарь русского арго

см.: фигвам - индейская изба

Орфографический словарь

инде́йский (к инде́йцы)

Словарь ударений

инде́йский (к инде́ец)

Формы слов для слова индейский

инде́йский, инде́йская, инде́йское, инде́йские, инде́йского, инде́йской, инде́йских, инде́йскому, инде́йским, инде́йскую, инде́йскою, инде́йскими, инде́йском, инде́йск, инде́йска, инде́йско, инде́йски

Синонимы к слову индейский

прил., кол-во синонимов: 1

могиканский

Морфемно-орфографический словарь

инде́й/ск/ий.

Грамматический словарь

инде́йский п 3a✕~

Полезные сервисы

индейский // индийский

Паронимы

ИНДЕЙСКИЙ // ИНДИЙСКИЙ

Составляют гнездо пар с паронимами индеец // индиец.

ИНДЕЙСКИЙ. Относящийся к индейцам, принадлежащий им.

Индейск|ий: ~ий костюм, лук; ~ая лодка; ~ие племена; ~ая община.

• Гарт сидел в сухом саду и мастерил индейские луки для жадных и неспокойных ребят. К. Паустовский. Чёрное море.

ИНДИЙСКИЙ. Относящийся к Индии, к индийцам, принадлежащий им.

Индийск|ий: ~ий танец; ~ая музыка, архитектура; ~ие обычаи, языки, города; ~ий порт; ~ая ткань.

• Руки у него были такие белые и красивые, и утирал он их таким богатым золотисто-пёстрым индийским футляром! И.Тургенев. Вешние воды.

Сравните: индейский костюм — костюм индейца; индийский костюм — костюм индийца.

Полезные сервисы

индейский крес

Синонимы к слову индейский крес

сущ., кол-во синонимов: 5

Полезные сервисы

индейский петух

Синонимы к слову индейский петух

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

индейско-европейский

Слитно. Раздельно. Через дефис

инде/йско-европе/йский

Полезные сервисы

индейско-испанский

Слитно. Раздельно. Через дефис

инде/йско-испа/нский

Полезные сервисы

индейцев дмитрий анатольевич

Энциклопедический словарь

ИНДЕЙЦЕВ Дмитрий Анатольевич - ИНДЕ́ЙЦЕВ Дмитрий Анатольевич (р. 2 декабря 1948), российский ученый-физик, член-корреспондент РАН (с 2006), доктор физико-математических наук (1995).

В 1972 окончил Ленинградский политехнический институт. С 1972 в Научно-исследовательской лаборатории Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища, с 1987 в Институте проблем машиноведения РАН, с 2004 директор этого института, профессор Санкт-Петербургского университета (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) и Санкт-Петербургского технического университета (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ).

Работы в области механики деформированного твердого тела, волновой динамике, гидроупругости, теории нелинейных процессов.

Полезные сервисы

индейцы

Толковый словарь

мн.

1. Общее название народов, составляющих коренное население Америки (кроме алеутов и эскимосов).

2. Представители этого населения.

Толковый словарь Ушакова

ИНДЕ́ЙЦЫ, индейцев, ед. индеец, индейца, муж. Общее название народностей (за исключением алеутов и эскимосов), являющихся туземным, первоначальным населением Америки. (Названы так в эпоху открытия Америки, которую принимали за Индию.)

Толковый словарь Ожегова

ИНДЕ́ЙЦЫ, -ев, ед. -еец, -ейца, муж. Общее название коренных племён и народностей древнего происхождения (за исключением эскимосов и алеутов), населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку и сохранившихся там лишь в нек-рых районах.

| жен. индианка, -и.

| прил. индейский, -ая, -ое.

Словарь существительных

ИНДЕ́ЙЦЫ, -ев, мн (ед инде́ец, -е́йца, м).

Группа, состоящая из более 22 коренных народов Америки (за исключением эскимосов и алеутов), из которых большая часть живет в Латинской Америке, где они составляют основную массу населения таких стран, как Боливия, Перу, Эквадор, Парагвай, Гватемала; люди, принадлежащие к этой группе народов; каждый народ говорит на своем языке (всего насчитывается более 15 лингвистических семей), но в подавляющем большинстве - испанском и английском; верующие - католики, протестанты, приверженцы синкретических и традиционных культов.

// ж индиа́нка, -и, мн род. -нок, дат. -нкам.

Несмотря на сильное влияние культуры белого населения, индейцы сохраняют национальные особенности своих культур и обычаев, что особенно проявляется в дни национальных праздников и карнавалов.

Энциклопедический словарь

ИНДЕ́ЙЦЫ -ев; мн. Общее название племён и народов, составлявших древнейшее коренное население Америки, сохранившихся ныне лишь в некоторых районах Южной и Северной Америки. Играть в индейцев (подражая нравам и обычаям индейцев).

Инде́ец, -де́йца; м. Индиа́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Инде́йский, -ая, -ое. Первобытная и-ая община. И-ие поселения. И-ие племена. И-ая резервация.

* * *

инде́йцы - коренное население Америки (кроме эскимосов и алеутов). 22-35 млн. человек (1995). Крупнейшие народы - кечуа, аймара, ацтеки, майя, гуарани, арауканы и др. В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично истреблены, оттеснены в другие районы. В США и Канаде живут преимущественно в резервациях. В Боливии и Гватемале составляют большую часть населения. Сильно метисированы. Говорят на индейских языках, значительная часть - также на испанском (Латинская Америка) и английском (Северная Америка) языках. Верующие - католики, протестанты, есть приверженцы синкретических культов и традиционных верований.

* * *

ИНДЕЙЦЫ - ИНДЕ́ЙЦЫ, коренное население Америки (кроме эскимосов и алеутов). 35 млн. человек (1992). Крупнейшие народы - кечуа, аймара (см. АЙМАРА (индейский народ)), ацтеки (см. АЦТЕКИ), майя (см. МАЙЯ (народ)), гуарани (см. ГУАРАНИ (народ)), арауканы (см. АРАУКАНЫ) и др. В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично истреблены, оттеснены в другие районы. В США и Канаде живут преимущественно в резервациях. В Боливии и Гватемале составляют больщую часть населения. Сильно метисированы. Говорят на индейских языках, значительная часть - также на испанском (Латинская Америка) и английском (Сев. Америка) языках. Верующие - католики, протестанты, есть приверженцы синкретических культов и традиционных верований.

* * *

ИНДЕ́ЙЦЫ (исп. indios, англ. indians), коренные обитатели Америки, которую испанцы первоначально приняли за Индию (помимо эскимосов и алеутов).

Происхождение

Большинство современных исследователей считают, что первые люди попали в Америку через Берингов пролив. Последние 50 тыс. лет уровень воды в проливе дважды понижался на 50 метров, а 18-14 тыс. лет назад он снизился на 100 метров, и между двумя континентами образовался мост суши почти в 3 тыс. км шириной, через который охотники на крупных животных могли проникнуть в Америку, следуя за стадами. Их продвижение дальше на юг было заблокировано ледниковым барьером по южной границе нынешнего бассейна реки Юкон. Около 14 тыс. лет назад климат потеплел, ледники отступили, и открылись проходы на юг. К югу от Аляски наиболее известны три археологические культуры, оставленные охотниками: Сандия (см. САНДИЯ) - 20-12 тыс. лет, Кловис - 12-11 тыс., Фольсом - 11-10 тыс., для которых характерны наконечники метательных орудий, копий или дротиков, с продольным желобком. Эти культуры обычно называют палеонидейскими. Затем человек прошел в Южную Америку вплоть до Патагонии и Огненной Земли. В Америке встречаются и более древние находки с комплексом другого вида ручных орудий; их древность признана не всеми археологами.

Переход от охоты к собирательству

По мере потепления и отступления ледников пропадали многие виды крупных млекопитающих. Более 5 тыс. лет назад вымерли мамонты, верблюды, ленивцы, лошади, некоторые виды бизона, антилопы и дикой свиньи; не последнюю роль в этом играл человек. Изменение климата (он стал более сухой) и исчезновение многих видов животных вынудили человека обращаться к другим видам источников пищи. Между 8 и 5 тысячелетиями до н. э. получило распространение собирательство двух видов на морских побережьях: объектом промысла стали моллюски и ракообразные, а в полузасушливых - растения. Появились новые виды орудий - каменные топоры и тесла, что говорит об обработке дерева и, возможно, изготовлении лодок. Возможно, к концу этого периода люди проникли на Антильские острова и в Амазонию. Со 2 тыс. до н. э. человек стал проникать в арктические области Америки.

Антропологическая классификация

Америка была заселена людьми современного типа. Аборигены древней Америки были достаточно однородны по основным физическим признакам, сближающим их с монголоидами Старого Света: жесткие прямые волосы, слабое развитие волосяного покрова на теле и лице, темная пигментация глаз, скуластость и др. Антропологи среди индейцев выделяют две большие расы: североамериканскую и центрально-южноамериканскую; граница между ними проходит по югу США и северу Мексики.

Североамериканская раса включает две локальные группы: тихоокеанскую и атлантическую, центрально-южноамериканская - пять: калифорнийскую, андскую, амазонскую, патагонскую и огнеземельскую. Антропологи по-разному объясняют наличие нескольких антропологических групп среди аборигенов. Одни считают, что их основные физические характеристики сложились еще в Старом Свете, а некоторые особенности отдельных групп были вызваны адаптацией к различным экологическим условиям в Америке. Другие считают наблюдаемые различия свидетельством того, что Америку заселяли носители разных антропологических черт уже в древности. Генетические исследования позволяют выделить несколько волн заселения Америки. Потомками первой волны (около 20 тыс. лет назад) являются аборигены южных областей США и все остальное индейское население Америки к югу. Вторая волна (11-12 тыс. лет) - предки нынешних атапасков (см. АТАПАСКИ). Некоторые антропологи предлагают определить проникновение человека в Америку как «капельную миграцию».

Языки

От колониального времени сохранились сотни и тысячи названий местных народов и языков. Есть несколько классификаций индейских языков. Обычно их объединяют в несколько крупных языковых семей.

1. Алгонкино-вакашская в составе алгонкинской (см. АЛГОНКИНЫ), вакаш (см. ВАКАШСКИЕ ЯЗЫКИ), селиш (см. СЕЛИШИ) и других групп. На алгонкинских диалектах говорили и говорят могиканы (см. МОГИКАНЫ), оджибве (см. ОДЖИБВЕ), делавары (см. ДЕЛАВАРЫ), кри (см. КРИ), чиппева, арапахо, шейены и другие, на языках вакаш - нутка и квакиютль северо-западного побережья, на языках селиш - многочисленные племена внутренних областей Британской Колумбии и соседних земель, а также побережья.

2. Сиу-хока (см. СИУ). Эта многочисленная семья занимала, как и алгонкино-вакашская, пространства от Тихого до Атлантического океанов. Наиболее многочисленными группами были: а) хока, на языках которой говорили племена Калифорнии, областей к северу от нее и некоторых районов Мексики, б) ирокезская (см. ИРОКЕЗЫ); в) мускогская на крайнем юго-востоке США (племена аппалачей, семинолов (см. СЕМИНОЛЫ), натчей и др.); г) сиу (см. СИУ) в бассейне Миссури и степях на запад от нее (дакота (см. ДАКОТА), виннебаго, хидатса и др.), а также чонталь, тлапанека на юге Мексики.

3. На-дене (см. НА-ДЕНЕ ЯЗЫКИ). Состоит из нескольких групп: а) атапаски (см. АТАПАСКИ) были разбросаны от берегов Ледовитого океана на севере до Мексики на юге и от Аляски до Тихого океана; б) тлинкиты и хайда (северо-западݐސՠпобережье США).

4. Пенути (см. ПЕНУТИ). В нее входили языки некоторых народов Британской Колумбии (цимшиан (см. ЦИМШИАНЫ)), побережья р. Колумбии (чинук) и Калифорнии (майду, йокутс, и др.).

5. Таньо-юто-ацтекская (см. ЮТО-АЦТЕКСКИЕ ЯЗЫКИ). Носители этой семьи занимали и занимают Юго-Запад США, они проживают также в Мексике и Центральной Америке. Наиболее известные народы - зуни, шошоны (см. ШОШОНЫ), хопи, пима, папаго, тарахумара, уйчоль и ацтеки.

6. Макро-отоми (отоми-миштекско-сапотекская (см. ОТОМИ-МИШТЕКО-САПОТЕКСКИЕ ЯЗЫКИ)). Включает несколько групп, проживающих в Центральной Мексике: отоми, миштекская, пополакская. чинантекская, сапотекская.

7. Соке-майя (или майя-соке). Представители ветви майя-киче занимали большую часть юга Мексики и Гватемалу. В каждую из ее подгрупп (майя (см. МАЙЯ (народ)), чоль, цельталь, мам) входит по несколько народов, а также хуастеки. Другие подразделения этой семьи - соке (народы соке, михе и др.), а также тотонаки (см. ТОТОНАКИ).

8. Пайя-ленка. Народы этой семьи занимали территории нынешних Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.

9. Чибча (см. ЧИБЧАНСКИЕ ЯЗЫКИ). Включает в себя четыре группы языков, наиболее известные из которых - чибча-аруак и паэс. Из других народов этой семьи можно назвать рама и сумо Никарагуа, куна (см. КУНА (народ)) Панамы, тунебо Колумбии. На языках этой семьи говорили древние муиски (см. МУИСКИ) Колумбии.

10. Кечуа-аймара (см. КЕЧУА (язык)). По некоторым классификациям эти языки считаются отдельными семьями. Их носители проживают в Перу, Боливии, на юге Эквадора, севере Чили и Аргентины.

11. Аравакская (см. АРАВАКСКИЕ ЯЗЫКИ). Разветвленная семья языков, народы которой к приходу испанцев обитали в Южной Америке от Антил до севера Аргентины (гуано или чане) и от восточных склонов Анд (пиро в Перу) до о. Маражо в устье Амазонки (аруа) и Британской Гвианы (ваписана).

12. Карибская. Основная область распространения - северо-восточный сектор Амазонии. Известны также в Колумбии и в верховьях некоторых южных притоков Амазонки. Наиболее известные народы этой семьи - макуши, екуана (макиритаре) и галиби в восточной области распространения и гуайкери, чайма, куманагото на побережье Венесуэлы.

13. Тупи-гуарани (см. ТУПИ-ГУАРАНИ ЯЗЫКИ). Народы этой языковой семьи занимали большую часть восточной Бразилии. Наиболее известные из них - гуарани (см. ГУАРАНИ (народ)), тупинамба, оямпи, камаюра, апиака, мундуруку, а также чиригуано и сирионо.

14. Же (см. ЖЕ ЯЗЫКИ). На ней говорило большое число мелких племен востока Бразилии (в том числе шаванты, шеренты и др.).

15. Тукано (см. ТУКАНО ЯЗЫКИ). Состояла из трех групп - западной (пограничные области Эквадора, Перу и Колумбии), северной (северо-восток Колумбии) и восточной (пограничье Бразилии и Колумбии).

16. Пано (см. ПАНО ЯЗЫКИ). Представители этой семьи располагались южнее тукано. Помимо собственно пано наиболее известны некоторые группы чама.

17. Пуэльче. Народы этой языковой семьи занимали центральную часть Аргентины.

18. Чон. Ее носители обитали в южной Аргентине, вплоть до самого юга материка. К ним относились теуэльче, а также она Огненной земли.

В Америке есть народы, языки которых специалисты затруднялись отнести к той или иной языковой семье: уаррао или гуарауно дельты Ориноко, яномама (см. ЯНОМАМА) (другие названия - ширишана, яноама и др.) на границе Венесуэлы и Бразилии, салива, пиароа и др. западной Венесуэлы и восточной Колумбии, а также хибаро (см. ХИБАРО), уитото, такана и др. В центральной и восточной Бразилии изолированными языками считались бороро (см. БОРОРО), каража, ботокудо; на юге материка - алакалуф и ягана (ямана).

Все множество индейских языков объединяют в крупные подразделения, называемые стволами: на-дене (атапаскские и некоторые другие), америндские (все остальные, разделенные на 11 подгрупп). Макрогруппировка индейских языков может отражать очень древние связи между ними; очевидно соответствие этой классификации с выводами генетиков о двух волнах заселения Америки индейцами (третьей волной считается эскимосско-алеутская).

Аборигены Америки к началу европейских завоеваний

К появлению европейцев в Америке практически все ее районы, разнообразные по географическим и климатическим условиям, были освоены местными жителями. В зависимости от этих условий, их образ жизни был весьма различен.

Охотники, рыболовы и собиратели

Имелось несколько областей, обитатели которых жили за счет охоты, рыбной ловли и собирательства, не зная земледелия. Одна из них - Огненная Земля, включающая одноименный остров, другие острова и прилежащее побережье материка. Ее населяли три группы индейцев, говоривших на различных языках. В южной части обитали ягана, в западной - алакалуфы, и на о. Огненная земля - о́на. Севернее алакалуфов, на островах у тихоокеанского побережья, проживали чон. Ягана и алакалуфы были известны как «индейцы-лодочники», так как большую часть жизни проводили на воде; к ним по культуре относились чон. Они не знали лодок.

Жизнь обитателей этой области основывалась на лове рыбы и сборе моллюсков и охоте на водных животных (тюленей, дельфинов и др.). На суше охотились на гуанако (см. ГУАНАКО).

С помощью раковин-скребков изготовлялись луки, копья и гарпуны. Стрелы были костяными или деревянными, каменные наконечники служили лишь для некоторых видов охоты. Тетивы были из сухожилий животных или узких полосок кожи. Птицу били с помощью пращей, ловили силками. Лески для лова рыбы делались из морских водорослей или сухожилий животных. Ягана не знали крючков и рыбу ловили силками. В пищу шли также ягоды, коренья и грибы.

Лодки делали из нескольких кусков коры дерева, сшитых китовым усом или лыком с помощью костяного шила. Они имели в ширину до 2 м, а в длину - 4-6 м; размещалось в них до 7 человек. Небольшие хижины возводили из ветвей или стволов некрупных деревьев, поставленных вертикально и соединявшихся вверху (получалось сооружение конической формы). Их застилали растительной кровлей и, при необходимости, шкурами животных. Огонь обитатели этих мест получали не трением двух палочек, как большинство аборигенов Америки, а высеканием из камня, способом, вероятно, более древним. Одеждой служили накидки, сшитые из шкур выдры и тюленей. Женщины носили передники из меха.

Охотники, собиратели и рыболовы других областей Америки имели, в зависимости от географических условий, другие комплексы элементов культуры.

Те, что занимали внутренние районы и водоразделы рек Южной Америки, практиковали охоту на мелких животных (обезьян, черепах, различных грызунов и пр.), охотились и на ягуаров, ловили рыбу. В пищу шли также муравьи и личинки насекомых. Растительную пищу составляли разнообразные орехи, корни и молодые побеги. Пищу, как и огнеземельцы, готовили без посуды - на открытом огне или угольях. Некоторые из этих народов знали начатки земледелия. Жилищами служили простые навесы. Теплые климатические условия позволяли обходиться минимумом одежды. Носителями этого комплекса культуры были народы языковой группы же (см. ЖЕ) Восточной Бразилии (каинганги, каяпо, шаванты, шеренте), а также бороро (см. БОРОРО). Сходный образ жизни вели многие народы Чако (пограничной области Боливии, Парагвая и Бразилии).

Другой район охотников, собирателей и рыболовов - травянистые равнины Уругвая и Аргентины к югу от реки Парана. Там обитали представители языковых семей керанди, хет и пуэльче. На самом юге - техуэльче из семьи чон. Особенностью их культуры было использование метательных камней (бола (см. БОЛА)), с помощью которых охотились на страусов и гуанако. Еще один - равнины к западу и северу от Ориноко (гуахибо, чирикоа, яруро и др).

В Северной Америке сходный образ жизни вели паюты и шошоны Невады.

Совершенно другими были условия обитания в субарктических лесах Северной Америки, изобиловавших животными, птицей и рыбой, но с суровыми климатическими условиями. Широко применялись разнообразные ловушки на животных, а также забивание мигрирующих животных (оленей и лосей) на переправах. Суровая зима заставляла делать стабильные зимние жилища (их углубляли в землю, вход в них был в виде тоннеля, что помогало сохранить тепло) и шить одежду из шкур и кож животных. Немногочисленная утварь изготовлялась из бересты и кожи. По воде передвигались в берестяных лодках. По суше тяжести перемещали с помощью узких саней из досок, без полозьев (тобогган (см. ТОБОГГАН)). Сани мог тащить человек или впрягались собаки. Для передвижения по снегу применяли плетеные ракетки, а для влажной поверхности весной - еловые планки.

Несмотря на различия в способах приспособления к среде, многие аспекты жизни охотников, рыболовов и собирателей различных областей Америки были сходны. Люди в большой мере зависели от наличия сезонных источников пищи - наземной или водной добычи, растительных ресурсов, поэтому для них был характерен подвижный образ жизни (хотя одни передвигались по суше, другие в лодках по рекам, а третьи - по водам морских заливов и проливов) и нестабильный состав общин, размеры которых могли быть от одной большой семьи до нескольких семейных групп с десятками человек.

В некоторых районах Америки представители этого образа жизни вели более стабильную жизнь. Так, в Калифорнии, где хозяйство на побережье было основано на лове лососевых, а на материке - на собирании желудей и охоте на оленя, бо́льшая доступность источников пищи привела к возникновению стабильных поселений. Прослеживались зачатки социального расслоения: в верхний слой входили вожди и старейшины, шаманы, некоторые умелые ремесленники; ниже располагались общинники; имелись зависимые и рабы. В южной Калифорнии власть вождей передавалась по наследству.

На Северо-Западе Северной Америки охотники, рыболовы и собиратели достигли уровня развития их общественных отношений значительно более высокого, чем другие подобные общества в Америке. Главной причиной этого были благоприятные для человека условия обитания - разнообразные и богатые пищевые ресурсы в виде рыбы, морских и наземных животных. Большая часть орудий труда, как и у многих других народов Америки, были из камня, кости и дерева, часть - из меди, их выменивали у восточных соседей. Обилие пищевых ресурсов способствовало оседлости. Оседлый образ жизни сказался на возможностях развития ремесел. Большого искусства местные мастера достигли в изготовлении лодок и в резьбе на деревянных столбах, служивших символами поселений или родов. Они плели накидки-одеяла из шерсти горной козы, древесного луба, собачьих волос и перьев.

Избыток рыбы обменивался на другие товары. Появилась возможность накапливать богатства в виде мехов и других товаров. Важную роль у некоторых групп северо-западного побережья играли войны. Так, хайда европейцы сравнивали с викингами (см. ВИКИНГИ). Для ведения боевых действий имелось специальное боевое оружие: луки, копья, боевые дубины, кремневые или медные ножи. Защитным вооружением служили деревянные шлемы и панцири. Добычей в войнах становились сами побежденные и их имущество. Общество расслоилось на богачей/знатных и рядовых общинников; пленники становились рабами.

Для мировоззрения охотников, рыболовов и собирателей Америки был свойствен анимизм (см. АНИМИЗМ), то есть наделение явлений и предметов окружающего мира жизнью, душой. Другая сторона такого понимания мира - тотемизм (см. ТОТЕМИЗМ), то есть вера в особую связь (индивидуальную или коллективную) людей с каким-либо животным или растением, или каким-то другим явлением или предметом. Считалось, что на божества можно воздействовать, влияя на них посредством магических действий. Каждый человек сам мог вступать в связь со своим духом-покровителем, но в особо важных случаях люди прибегали к помощи посредников между людьми и божествами - шаманов (см. ШАМАНСТВО).

Алакалуфы Огненной земли верили в злого духа, черного великана, что днем и ночью плавал в большой лодке по морю и рекам и даже по воздуху. Неосторожных людей он забирал в лодку и увозил прочь от дома. К доброму духу обращались за помощью в случаях горя или опасности. У уна злому духу приносили жертву - бросали в воду рыбу, собаку или ребенка. На Северо-Западе тотемам посвящались танцы и песни, их изображения вырезались на больших деревянных столбах. С ними было связано богатое устное творчество. Особую известность имели мифы о похождениях Ворона, выступавшего в роли культурного героя - он добыл солнце, луну и звезды, достал огонь, научил людей строить лодки и др.

Происхождение земледелия

Судя по последним археологическим данным, земледелие возникло в Америке в среде собирателей растений; в некоторых местах они комбинировали этот вид хозяйства с эксплуатацией водных ресурсов морских побережий, болот и т. д. По данным стоянок в долинах Мексики видно, что поначалу земледелие носило вспомогательный характер. Использовались местные растения долин и склонов гор. Это были магуэй (вид агавы), туна (разновидность кактуса), перец, амарант (см. АМАРАНТ), фасоль, тыква, плоды авокадо. Первые свидетельства о выращивании растений в долине - с конца 6 тыс. до н. э. Cогласно уточненным датировкам, возделывание кукурузы в Мексике началось не ранее середины 4 тыс. до н. э. Становление ирригационного земледелия там относится к 1 тыс. до н. э.

Самостоятельным районом доместикации растений в Америке была область Центральных Анд, о чем свидетельствует местный набор первых одомашненных растений. На высокогорье это были корнеплод (несколько видов картофеля, ульюко, ока, анью) и зерновые (киноа, каньюа, боливийский люпин, возможно, амарант хвостатый). В районе средне и низкогорья - фасоль обыкновенная, тыква фиголистая, перец, арахис, кока, многие плодовые (папайя в том числе), биха (ачиоте), а также клубнеплод ачира. В низменностях были одомашнены фасоль-лима, канавалия, мускатная тыква, несколько видов перца, хлопчатник и др. Полностью переход к производящему хозяйству завершился в течение 3 тыс. до н. э.

Предполагается, что возделывание маниоки могло возникнуть в т. н. Промежуточном (т. е. между двумя центрами древних цивилизаций Америки) ареале на рубеже 5 и 4 тыс. до н. э.

Роль продуктов земледелия в пищевом рационе людей возрастала постепенно. Росло число возделываемых растений, имел место обмен ими между разными культурными областями. Из первичных очагов происхождения земледелие распространилось в другие области Америки. Особенно широко разошлись по двум континентам кукуруза, фасоль, хлопок и табак. К появлению европейцев в Америке с земледелием были в разной мере знакомы обитатели Америки от лесов востока США до района Ла-Платы, включая и Антильские острова. По способам ухода за растениями земледельцев Америки до прихода европейцев можно разделить на две большие категории - тех, что практиковали т. н. подсечно-огневой способ земледелия, и тех, что использовали орошение (разных форм). Первые из них обитали в лесных районах (разной высоты над уровнем моря), вторые - в засушливых.

В свою очередь, обитателей лесных областей, практиковавших подсечно-огневое земледелие, также можно разделить на две группы в зависимости от климата, свойственного районам их обитания. Это земледельцы тропических областей и земледельцы лесов умеренных областей.

Земледельцы тропических лесов - это индейцы бассейнов рек Ориноко, Амазонки и частично Параны, а также низменных районов Мексики Центральной Америки. Их хозяйство основывалось на земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, интенсивность которых и соотношение зависели от местных условий. На землях, удаленных от водных источников, пищевых ресурсов было меньше, заселенность была более разреженной, возрастала подвижность населения.

Здесь возделывали маниоку и кукурузу, а также батат, тыкву, хлопчатник, перец, арахис и некоторые другие растения. Многие народы ухаживали за плодовыми деревьями. Для получения участка под огород каменными топорами валили деревья и кустарник. После того, как они высыхали, их сжигали и при начале дождей сажали растения, вскрывая землю при помощи заостренных кольев. В зависимости от сортов кукурузы колебалось время ее созревания. Клубни маниоки можно было извлекать через 8-9 месяцев. При таком способе обработки земли почва истощается через несколько лет, и нужно было разрабатывать новый участок. Через определенный срок, когда использовались все ближайшие земли, поселение должно было перемещаться на новое место. Стабилизации поселений могли способствовать богатые рыбные угодья.

Для охоты, помимо известных в других местах лука и стрел, обитатели тропических лесов использовали стрелометательные трубки, из которых выдували отравленные стрелы. В некоторых группах эти орудия вытеснили лук.

Обитатели тропических лесов возводили жилища нескольких типов. На западе и северо-западе Амазонии строили большие овальные в плане дома с полусферической кровлей. Для района Гвиан более характерными были круглые высокие хижины конической формы. В некоторых местах ставили прямоугольные в плане жилища с двускатной кровлей. В любом случае каркас жилища состоял из деревянных столбов, вкопанных в землю, а стены, если они имелись, и кровля обрешечивались жердями и покрывались травой или листьями пальм.

Поселения могли состоять из одного большого дома или нескольких хижин, расположенных вокруг площадки, на которой мог находится так называемый мужской дом (то есть помещение, в котором собирались мужчины).

Утварь земледельческих народов, обитавших в тропических лесах, была намного разнообразнее, чем у бродячих охотников, рыболовов и собирателей. Они пользовались поделками из дерева и кости, умели плести разных размеров емкости для хранения и переноса различных веществ. Пользовались сосудами из тыквы и из плодов т. н. тыквенного дерева. Более того, они знали производство глиняных сосудов. Как и в подавляющем большинстве областей Америки, здесь не знали гончарного круга. Сосуды формовались из глиняных жгутов, их стенки заглаживали и затем обжигали на огне.

Из глины делали не только бытовую посуду, но и ритуальную, в том числе и нарядные сложные погребальные урны (устье Амазонки). Сосуды могли быть раскрашены в разные цвета (наиболее известны красный, черный и желтый), иметь ручки в виде животных (скажем, лягушек), антропоморфных головок и т. д. Изготовлением керамических сосудов занимались женщины.

Одежда была самой минимальной - мужчины носили шнурки на поясе или набедренные повязки. Женщины могли ходить обнаженными, носить набедренные повязки или короткие юбочки из растительных материалов. Некоторые народы региона знали ткачество.

Растительную пищу получали как из растений, выращенных на огородах, так и из диких. Большого искусства достигли обитатели тропических лесов в обработке маниоки.

Маниоковые лепешки и мука, если на них не попадала вода, могли долго сохранять свои питательные качества. Таким образом в тропиках маниковый хлеб был продуктом, который можно было накапливать для тех или иных целей, скажем, для осуществления длительных переходов.

Основными орудиями для валки леса и обработки древесины были каменные топоры разных форм, а также тесла и долота.

Важными транспортными артериями в лесах являлись реки, и поэтому средством передвижения служили лодки. Их изготовляли из коры или выдалбливали из стволов деревьев. В зависимости от назначения, лодки могли быть разных размеров. На крупных реках и морских побережьях они вмещали несколько десятков человек.

Был развит межобщинный и межплеменной обмен. Средством обмена служили шнуры бус из раковин и украшения из полудрагоценных камней, в особенности зеленого цвета.

Общественное устройство варьировало от небольших общин, сохранявших тесные связи по женской или мужской линиям, до крупных образований, называемых вождествами (см. ВОЖДЕСТВО), представлявшими собой союзы нескольких деревень, вождь одной из которых распространял свою власть на другие. В некоторых местах на Амазонке поселения тянулись на несколько км. Помимо жилых построек, в них были мастерские, церемониальные и защитные сооружения, кладбища, каналы, дамбы и дороги. На о. Маражо в устье Амазонки были поселения, которые могли насчитывать десятки тысяч обитателей.

Заметным было социальное расслоение; как правило, различались три или даже четыре социальных категории: вожди, знать, рядовые общинники, зависимые члены общества. Особый слой в некоторых обществах составляли служители культа, являвшиеся и врачевателями.

Столкновения с соседями способствовали росту авторитета военных предводителей. В некоторых местах их власть становилась наследной.

Лесные земледельцы востока нынешних США обитали на землях, простиравшихся от Атлантического побережья до Миссисипи. Здесь достаточно мягкий и влажный климат, широколиственные леса были богаты зверем, а водоемы - рыбой. Кукуруза известна с сер. 2 тыс. до н. э. Возделывались и местные растения, подсолнечник и тыква. К приходу европейцев здесь обитали народы, говорившие на языках разных языковых семей: делавары (см. ДЕЛАВАРЫ), могикане (см. МОГИКАНЫ) и другие из алгонкинской семьи, ирокезские народы, чоктавы, аппалачи и др. из мускогской семьи, некоторые представители языковой семьи сиу (см. СИУ).

Хозяйство народов, обитавших в 16 в. в восточных лесах США, основывалось на земледелии, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Каменными топорами срубали подлесок и кустарник, а с крупных деревьев снимали кору. Когда растительность засыхала, на что уходило от нескольких месяцев до одного года, ее сжигали. Мужчины с помощью заостренных палок вскапывали участок, женщины и дети палками размельчали комья земли.

Если основой тропического земледелия была маниока, то земледелие обитателей северных лесов базировалась на возделывании кукурузы, которая у некоторых народов (в частности у ирокезов) давала такие урожаи, что ее хватало для каждодневного потребления, обмена и создания запасов на срок до полутора лет. Способы и орудия охоты не отличались от того, чем располагали более северные соседи, не знавшие земледелия. Зверя добывали с помощью разного рода ловушек, а также преследовали его и били из лука. Некоторым народам была известна стрелометальная трубка. В реках и озерах ловили рыбу - корзинами, сетями, били из лука, делали запруды; был известен и крючковый лов. Зимой рыбу ловили сетями в прорубях. Собирали орехи, ягоды (в том числе клюкву), желуди и так далее. Весной из кленового сока варили сахар.

По водным пространствам передвигались на лодках, борта которых обшивались корой вяза или ели.

Многие земледельцы востока США жили в больших домах шириной от 6 до 8 м при высоте до 8 м. Длина зависела от количества семей и могла достигать нескольких десятков метров. Каркас дома составляли поставленные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались гибкими верхними частями. К стоякам посредством лыковых связок крепились горизонтальные жерди. К ним, в свою очередь, привязывались листы древесной коры. Посреди постройки во всю ее длину шел проход около 2 м шириной, в котором находились очаги. По обе стороны располагались семейные камеры, имевшие открытый выход к очагу. Между ними размещались кладовые. Внутри жилых помещений имелись помосты, которые застилались циновками и шкурами. Выше них имелись еще два яруса помостов, на одном из которых могли спать дети и хранилась утварь, а на самом высоком - необмолоченная кукуруза.

У обитателей юга лесной области жилища были меньших размеров, округлой, квадратной или прямоугольной форм. Их каркасные стены заполнялись глиной с примесью измельченной травы.

Одеждой мужчин служила набедренная повязка из растительных материалов или кожи, женщин - юбочки. Летом носили плащи из коры или перьев птиц. От холода укрывались шкурами животных. В случае необходимости на ноги надевали мокасины и ноговицы. Разнообразна была домашняя утварь - корытца, лотки, чаши делали из коры вяза и выдалбливали и вырезали из дерева; лепили сосуды из глины; южные народы плели разнообразные емкости.

Некоторые народы этой области достигли высокой степени межплеменной организованности, в частности, ирокезы (см. ИРОКЕЗЫ) создали союз из пяти племен (сенека, кайуга онондага, онейда, могауки).

Земледельцы засушливых областей

В северной Америке этот тип хозяйства вели обитатели Юго-Запада США и севера Мексики. Ко времени появления испанцев на Юго-Западе обитали хопи, зуни, пима, папаго, таньо, эме, керес и др. Наиболее известные исторические представители - обитатели Пуэбло. В области Пуэбло мало выпадает осадков, бедна растительность, небогат животный мир, в особенности крупными представителями. Земледелие, которое проникло туда из Мезоамерики, стало играть существенную роль с начала нашей эры. В 13-14 вв н.э. оно уже практиковалось с помощью оросительных систем. Важную роль играло также собирательство. Известна была охота на немногочисленных животных - кроликов, горных коз, оленей и др. Некоторые группы (в частности, хопи) разводили индюков, но не на мясо, а для получения перьев.

Орудиями труда служили каменные топоры, молоты, ножи. Для обработки почвы применялись мотыги и палки. В некоторых группах орудием и боевым оружием служили метательные дубины, напоминающие бумеранг. В охоте использовали лук со стрелами и ловушки, птиц ловили при помощи петель. Птенцов орла брали в гнездах, взрослых орлов ловили в специально построенных вышках (выставляли кролика, поджидали, хватали за лапы обнаженной рукой и удушали).

Для земледельцев этого региона характерны большие жилые комплексы, возведенные из камня или сырцового кирпича в несколько сот помещений; были и пещерные сооружения сходных размеров. Испанцы их назвали pueblo, то есть, поселение. Поселения-пуэбло обычно образовывали замкнутый двор, при этом внешняя сторона комплекса почти отвесно обрывалась, а внутренняя имела форму амфитеатра, ступени которого составляли ряды жилых построек. В некоторых поселениях уступами возвышалась центральная часть. У зуни смыкались одно или двухэтажные дома.

Обитатели Юго-Запада знали ткачество - они ткали пояса, небольшие накидки, покрывала. Одежда не отличалась большой сложностью. Мужчины носили кожаный фартук или набедренную повязку, сплетенную из травы. Женщины - накидку, доходившую до колен. В холода пользовались кусками материи, плащами из шкур кролика или плетеными одеялами.

С помощью плетения изготовлялись различные емкости; некоторые корзины не пропускали воды, так плотно они были сплетены.

В Южной Америке сходный образ хозяйства был у аборигенов пустынных областей северо-запада Аргентины и севера Чили.

Об обществе земледельцев Юго-Запада можно судить на примере хорошо изученных этнографами хопи. Их племя делилось на 12 фратрий, включавших в себя большое число матрилинейных экзогамных родовых общин. Они имели названия, обычно по названиям растений или животных. Возглавлял их мужчина, который обычно являлся и отправителем культа. Должность такого главы или вождя была наследной. Поскольку линия родства, имущество и должности наследовались по женской линии, вождю наследовал его младший брат или сын сестры, но ни в коем случае не собственный сын.

Такая община являлась хозяйственной единицей. Она была собственником возделанных земель, водных источников, культовых предметов. Внутри общины земли распределялись между семьями, непосредственной хозяйкой земли считалась женщина, но главой семьи считался мужчина.

В каждом пуэбло вожди общин составляли совет. Из них же избирался вождь поселения, занимавший эту должность пожизненно. Членом совета был военный вождь, который наблюдал и за внутренним порядком. Имелся глашатай, объявлявший решения совета. Совет выполнял административные и судебные функции, разрешая споры и наказывая нарушения (которых было немного).

Главы общин и вождь поселения освобождались от хозяйственных забот. У хопи не было племенного вождя, не было и совета племени. Каждое поселение было практически независимо от других.

Представления о мире. Мифология

В мировоззрении земледельцев Америки в разной степени сочетались элементы представлений охотников-собирателей-рыболовов и земледельческих верований.

Так, у северных лесных земледельцев, имело место одухотворение окружавших человеках явлений и почитание тотемных животных. Каждый человек имел духов-покровителей, которых он получал, как правило, во время инициационных (посвятительных) обрядов в форме видения. Это могли быть животное, растение или какой-то предмет. Помимо этого круга верований, восходящих к доземледельческому периоду, были известны культ солнца, воды и основных земледельческих растений. Главным считалось божество солнца, соединявшее в себе черты творца мира, умирающего и возрождающегося бога, а иногда и культурного героя. Обитатели восточных лесов верили в загробное существование. С умершим вождем, помимо его личных вещей, могли поместить убитых пленников. Бытовали многочисленные мифы, легенды и сказки, главными героями которых были животные, рыбы, а также человекообразные существа.

Некоторые группы южных лесных земледельцев практиковали ритуальные игры в мяч, кровопускание как часть жертв богам и человеческие жертвоприношения.

В религия хопи также с одной стороны были представлены тотемизм и магия, а с др

Большой энциклопедический словарь

ИНДЕЙЦЫ - коренное население Америки (кроме эскимосов и алеутов). 35 млн. человек (1992). Крупнейшие народы - кечуа, аймара, ацтеки, майя, гуарани, арауканы и др. В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично истреблены, оттеснены в другие районы. В США и Канаде живут преимущественно в резервациях. В Боливии и Гватемале составляют больщую часть населения. Сильно метисированы. Говорят на индейских языках, значительная часть - также на испанском (Латинская Америка) и английском (Сев. Америка) языках. Верующие - католики, протестанты, есть приверженцы синкретических культов и традиционных верований.

Академический словарь

-ев, мн. (ед. инде́ец, -де́йца, м.; индиа́нка, -и, мн. индиа́нки, -нок, -нкам, ж.).

Общее название племен и народностей, составлявших древнейшее коренное население Америки, сохранившихся ныне лишь в некоторых районах Южной и Северной Америки.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИНДЕЙЦЫ, более 22 коренных народов Америки общей численностью 35000 тыс. чел. Проживают на территории стран Америки. Наиболее крупные группы живут в Мексике (9 млн. чел.), Перу (7 млн.), Гватемале (4 млн.), Парагвае (4,5 млн.), Эквадоре (3,7 млн.), Боливии (3,6 млн.), США (1,5 млн.) и т.д. Каждый народ говорит на своем языке (всего насчитывается более 15 индейских лингвистических семей), но в подавляющем большинстве и на языке окружающих народов - испанском, английском и др. Около трети индейцев полностью перешли на эти языки. Религиозная принадлежность верующих: католики, протестанты, приверженцы синкретических культов, традиционные верования.

Орфографический словарь

инде́йцы, -ев, ед. ч. инде́ец, -е́йца, твор. п. -е́йцем

Трудности произношения и ударения

инде́йцы и инди́йцы. В знач. «коренные племена и народности, населявшие до появления европейцев американский материк и сохранившиеся в некоторых районах Северной и Южной Америки» - инде́йцы, род. инде́йцев. В знач. «коренное население Индии» - инди́йцы, род. инди́йцев.

Словарь иностранных слов

Краснокожие коренные жители Америки.

Сканворды для слова индейцы

- Картина Августа Маке.

Полезные сервисы

индейцы равнин

Словарь народов и культуры

Индейцы равнин

(Plains Indians), общее назв. индейских племен, живших на Великих равнинах Сев. Америки. Выделяют две осн. группы: оседлые земледельцы и кочевые охотники. Распространение лошадей с нач. 18 в. способствовало переселению мн. племен, в т.ч. сиу и кри, на равнины. Эти конные кочевники стали искусными охотниками на бизонов. Периодически между племенами происходили вооруж. столкновения. Брак был в осн. моногамным, но встречались случаи полигамии, особенно среди людей высокого обществ, положения. Жили И.р. патрилинейными экзогамными кланами (основанными на браках, заключаемых за пределами группы), во мн. племенах существовали тайные союзы, или союзы воинов, практиковавшие опред. формы тотемизма (тотем). Во мн. племенах, напр. у ирокезов, женщины обладали высоким статусом. Среди мужчин обществ, положение не наследовалось, его необходимо было завоевывать в боевых действиях, а также проявляя щедрость по отношению к вдовам и сиротам; удочерение и усыновление были общеприняты. Титул вождя считался прежде всего знаком престижа, т.к. власть принадлежала совету, состоявшему из людей с высоким обществ, статусом. И.р. традиционно веровали в магические силы (магия) и духов. В период войны с белыми переселенцами из европ. стран И.р. потеряли свои земли и с ними возможность охоты на бизонов, к-рая была их осн. занятием.

Полезные сервисы