ПЕДАГОГИАРХ (греч., от paidagogos - педагог и archein - господствовать). Управляющий всеми учебными заведениями государства, звание равносильное министру народного просвещения.
педагогизация учебного процесса
Методические термины
ПЕДАГОГИЗА́ЦИЯ УЧЕ́БНОГО ПРОЦЕ́ССА.
Организация учебного процесса, при которой акцент делается на усвоение учащимися знаний и приобретение навыков и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве педагога. Применительно к обучению филологов-преподавателей П. у. п. проявляется в профессиональной направленности обучения по всем дисциплинам учебного плана. При этом обучающийся выступает в роли активного участника процесса преподавания, осваивающего свою будущую профессию. Вот некоторые формы работы, способствующие педагогизации практических занятий по языку: коллективное обсуждение плана урока и способов его выполнения; анализ студентами урока и наиболее эффективных приемов работы, направленных на достижение целей урока; участие студентов в оценке результатов своей собственной деятельности на уроке; подготовка студентами методической разработки урока или его фрагмента.
Полезные сервисы
педагогика
Толковый словарь
ж.
1. Научная дисциплина о воспитании и обучении.
2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
3. разг.
Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
ПЕДАГО́ГИКА - сущ., ж., употр. нечасто
Морфология: (нет) чего? педаго́гики, чему? педаго́гике, (вижу) что? педаго́гику, чем? педаго́гикой, о чём? о педаго́гике
Педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
Детская педагогика.
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
ПЕДАГО́ГИКА, -и, жен.
1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования.
2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками особая п.
| прил. педагогический, -ая, -ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей).
Толковый словарь Даля
ПЕДАГОГИКА - жен., греч. наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету.
Словарь существительных
ПЕДАГО́ГИКА, -и, ж
Наука о воспитании и обучении человека, изучающая закономерности формирования личности в процессе образования.
Педагогика в числе внешних воспитательных факторов всегда предусматривала искусство… (В. Кав.).
Большой энциклопедический словарь
"ПЕДАГОГИКА" - издательско-полиграфическое объединение в Москве, организовано в 1991. Включает издательства "Педагогика-пресс" (преемник издательства "Педагогика", 1969, ведет историю с 1945; выпускает книжные научно-педагогические, учебные и детcкие издания) и "Школа-пресс" (выпуск журналов).
-----------------------------------
ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike) - наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Академический словарь
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 - 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 - 4 вв. до нашей эры) как часть философских систем. В 17 - 19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Евразийская мудрость от А до Я.
ПЕДАГОГИКА -
искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики - не только передавать знания, но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллектуальный, но и психологический характер. Ее первая задача - сделать преподавание живым, чтобы индивиды могли быть в максимальной степени «восприимчивыми», установить все более и более тесную связь ученика с учителем. Поскольку цель педагогики состоит в том, чтобы позволить каждому реализовать себя, раскрыть свою личность и присущую ей форму интеллекта, современная педагогика тесно связана со школьной «ориентацией». Лечебная педагогика - это частное ответвление педагогики, касающееся детей с отклонениями (как следствие физического недостатка, умственной отсталости или отклонения аффективного порядка). Эта ветвь образования, на которую сильнее всего повлиял психоанализ и современная психология, пытается осуществить реадаптацию детей в их школьном и семейном окружении. Не следует путать педагога и ученого, учителя и исследователя, чьи призвания различны.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова педагогика
педаго́гика, педаго́гики, педаго́гик, педаго́гике, педаго́гикам, педаго́гику, педаго́гикой, педаго́гикою, педаго́гиками, педаго́гиках
Синонимы к слову педагогика
сущ., кол-во синонимов: 12
акмеология (1)
андрагогика (1)
дефектология (6)
дидактика (7)
логопедия (3)
педагогия (1)
педология (2)
сурдопедагогика (2)
тифлопедагогика (2)
школоведение (1)
этнопедагогика (1)
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Методические термины
ПЕДАГО́ГИКА (от греч. paidagōgikē).
Наука о воспитании и образовании человека, являющаяся базовой для методики обучения иностранным языкам. Термин П., будучи многозначным, обозначает:
1) различные идеи, представления, взгляды на цели, содержание и процесс воспитания, обучения, образования;
2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
4) учебный предмет в составе педагогического образования.
Основные положения П. служат исходными для решения таких важнейших вопросов методики, как построение системы обучения неродному языку, определение целей обучения, содержания и процесса обучения, методов и организационных форм обучения. В этом заключается смысл определения методики как частной дидактики: через методику конкретизируются и реализуются в практике общетеоретические положения дидактики. В ходе развития П. некоторые ее разделы выделились в самостоятельные отрасли знаний: дидактика (теория образования и воспитания); методика (частная дидактика, связанная с преподаванием отдельных предметов); теория воспитания, образования и обучения детей с физическим и психическими недостатками (дефектология) и др. Главными категориями П. являются: воспитание (процесс передачи общественного, исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду для обеспечения дальнейшего развития общества); образование (процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, навыков, умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей), обучение (целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека).
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова педагогика
- Наука вдалбливать знания.
- Наука, созданная «в воспитательных целях».
- Учение об учении.
- Умение жить за счёт неумения учеников.
- Наука о воспитании.
- Наука Макаренко.
- Учебная наука.
Полезные сервисы
педагогика (издательство)
Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА (издательство) - «ПЕДАГО́ГИКА», издательско-полиграфическое объединение в Москве, организовано в 1991. Включает издательства «Педагогика-пресс» (преемник издательства «Педагогика», 1969, ведет историю с 1945; выпускает книжные научно-педагогические, учебные и детcкие издания) и «Школа-пресс» (выпуск журналов).
Полезные сервисы
педагогика (наука)
Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА (наука) - ПЕДАГО́ГИКА (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Полезные сервисы
педагогика высшей школы
педагогика сотрудничества
Энциклопедический словарь
Педаго́гика сотру́дничества - направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в середине 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
* * *
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - ПЕДАГО́ГИКА СОТРУ́ДНИЧЕСТВА, направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
Большой энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
Методические термины
ПЕДАГО́ГИКА СОТРУ́ДНИЧЕСТВА.
Направление в отечественной педагогике 2-й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П. с.: Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шатилов и др. Ряд положений П. с. противоречил традиционным системам обучения и воспитания, поэтому П. с. стала предметом дискуссий и послужила импульсом для творческой деятельности многих педагогов, а также инициировала деятельность авторских школ.
П. с. базируется на следующих положениях:
1) в работе с учениками делается упор на вовлечение их в учение, на совместный труд учителя и учащихся;
2) практикуется учение без принуждения. Это одно из центральных положений П. с. Его цель - снять чувство страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы;
3) пропагандируется идея трудной цели: учителя стремятся ставить перед учащимися сложные задачи, внушая уверенность, что цель будет достигнута;
4) используется идея опоры (учителя включают в предметно-словесную информацию разнообразные опорные сигналы, образные схемы, которые являются средствами развития памяти, пространственного воображения, алгоритмических (см. алгоритм) форм мышления);
5) представители П. с. исходят из личностного подхода, для чего в процессе проведения урока используются приемы, позволяющие каждому ученику чувствовать себя личностью, ощущать внимание учителя лично к нему и др.
Полезные сервисы
педагогическая антропология
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ (от греч. anthrōpos - человек + ...логия).
Самостоятельная отрасль науки об образовании, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В России получила обоснование в XIX в. в фундаментальном труде К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (тт. 1-2, 1868-1869). Как особое направление научно-педагогических исследований интенсивно развивалось со 2-й пол. 1980-х гг. (Б. М. Бим-Бад, С. Г. Тер-Минасова и др.). П. а. входит в программу высших педагогических учебных заведений РФ как самостоятельная дисциплина.
Полезные сервисы
педагогическая грамматика
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ГРАММА́ТИКА.
Описание языковой системы (в первую очередь - грамматической), содержащее сведения, которые необходимы для обучения языку как неродному. П. г. находится в одном ряду с другими прикладными описаниями языка (школьной грамматикой, компьютерной лингвистикой, структурно-системным описанием и др.). В отличие от других описаний, и в первую очередь от структурно-системного, или формального описания. содержит сведения о правилах выбора грамматической формы и способах понимания многозначных языковых единиц. Описание единиц и способов их употребления в речи в П.
г. должно быть достаточно ясным и ориентированным не только на понимание, но и на говорение, т. е. на активную речевую деятельность. Меняется и масштаб описываемых явлений. Лингвопедагогическое описание языка должно учитывать особенности фрагментов текста, больших, чем предложение, а также текстов в целом (в этом связь П. г. с лингвистикой текста). Наконец, в правилах, предназначенных для обучения неродному языку, должны также отражаться особенности не только речевой, но и мыслительной деятельности человека: учитываться возможные выводы, которые делает слушающий, ассоциации, вызываемые словами, - т. е. должно отражаться то, что изучает когнитивная лингвистика. В настоящее время опубликован целый ряд педагогических (практических) грамматик для изучающих русский язык как иностранный (Милославский, 1987).
Полезные сервисы
педагогическая деятельность учителя
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИ́ТЕЛЯ.
Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом языке. П. д. у. предполагает достижение на занятиях практической, общеобразовательной, развивающей, воспитательной, стратегической целей обучения средствами иностранного языка, а также анализ и самоконтроль как деятельности учащихся, так и собственной деятельности.
Признаками успешной П. д. у. является не только знание предмета, но и умение передать свои знания учащимся, вызвать интерес к занятиям, сформировать навыки и умения пользоваться языком как средством общения, а также определенные черты личности и характера учащихся. Известны три типа обучающей деятельности учителя:
a) жестко структурированное обучение (teacher-centred approach), при котором учитель является главным действующим лицом в учебной деятельности учащихся, передающим ученикам знания, навыки, умения и контролирующий их;
б) свободно структурированное обучение, при котором учащимся отводится равная с учителем роль в учебном процессе;
в) ориентированное на учащихся обучение (student-centred approach), которое заключается в максимальной передаче инициативы в процессе занятий самим учащимся. Такое обучение предполагает наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащихся в результате особой организации занятий, использования современных технологий обучения и создания партнерских отношений между педагогом и учащимися (Мильруд, 1997; Полат, 1997; Профессиограмма..., 1985).
Полезные сервисы
педагогическая диагностика
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ДИАГНО́СТИКА.
Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса. П. д. - важный компонент деятельности преподавателя. Главный прием П. д. - тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, в том числе и достижения определенного уровня владения языком.
Полезные сервисы
педагогическая импровизация
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗА́ЦИЯ (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный).
Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер. Целью П. и. на уроке является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения. Сущность П. и. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.
Полезные сервисы
педагогическая лингвистика
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ЛИНГВИ́СТИКА.
Область языкознания, в которой язык описывается не «в себе и для себя», а с учетом того, что такое описание должно в максимальной степени отвечать потребностям обучения этому языку как средству передачи информации (в процессе говорения и письма) и ее восприятия (при слушании и чтении). Подобные описания языка предлагаются в педагогических грамматиках.
Полезные сервисы
педагогическая практика
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПРА́КТИКА.
То же, что учебная практика. Организационная форма обучения в педагогических институтах и университетах, имеющая своей целью научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин, а также способствовать развитию у будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук. В процессе проведения П. п. предусматривается изучение всех сторон жизни учебного заведения (учебно-воспитательная работа, организация внеаудиторной работы), а также проведение занятий под руководством методиста. По итогам П. п. студенты представляют отчет. Итоги практики обсуждаются на заключительной конференции. При проведении П. п. и подведении итогов ее участники руководствуются требованиями к практическим занятиям и к квалификации преподавателя. Различают активную и пассивную П. п.
Полезные сервисы
педагогическая психология
Энциклопедический словарь
Педагоги́ческая психоло́гия - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
* * *
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
Большой энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ.
Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания учащихся, формирования мышления, а также управления усвоением знаний, приобретением навыков и умений. П. п. выявляет психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимоотношения между обучающим и обучаемым, индивидуально-психологические различия у учащихся. П. п. помогает определить мотивацию деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, поддержать интерес к языку и народу, говорящему на нем, обосновать рациональные методы обучения. Основоположником российской П. п. считается К. Д. Ушинский. До недавнего времени П. п. изучала главным образом психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы школьного возраста. В П. п. выделяются два направления исследований: психология учения (исследуется процесс усвоения знаний, навыков, умений) и психология воспитания (изучаются закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности дома, в средней и высшей школе) (Зимняя, 2002; Талызина, 2001).
Полезные сервисы
педагогическая риторика
Педагогическое речеведение
Педагогическая риторика - одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика - одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить. За рубежом П. р. возникает во второй половине XX в., складывается как особая дисциплина к 70-м гг. нашего столетия. Области теории и практики, относящиеся к П. р., могут иметь разные названия - «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение)» и пр. Теория П. р. разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном - лингвопраг-матики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др. П. р. находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США, Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально-речевого мастерства. В нашей стране осуществлять профессиональную речевую подготовку педагога призван курс культуры речи учителя; теория и практика П. р. находятся у нас в настоящее время в периоде становления.
Лит.: Михалъская А.К. О современной педагогической риторике // Педагогическое образование. - М., 1990. - Вып. 2; Михалъская А.К. Теоретические основы педагогической риторики. - М., 1993; Carter R. (ed.) Linguistics and the Teacher. - L., 1982; Flanders N. Analyzing Teacher's Behaviour. - L.. 1970; Gasden C, Johns V., HymesD. (eds.) Functions of Language in the Classroom. - N.-Y, 1972; Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. - L., 1975; Stubbs M. Educational Linguistics. - Oxford, 1988; см. также выпуски серии «Advances in Discourse Processes», начатой издательством Ablex Publishing Corporation (ed. R.O. Freedle) в 1977 г., и серии монографий «Language and Learning for Human Service Professions», осуществляемой с 1984 г. тем же издательством ред. Деборы Таннен (Deborah Tannen, Norwood, New Jersey, USA).
А. К. Михальская
Полезные сервисы
педагогическая технология
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ТЕХНОЛО́ГИЯ.
Направление в современной дидактике, касающееся исследований в области:
a) применения технических средств обучения в учебном процессе,
б) совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса (см. технология обучения).
Термин «П. т.» получил распространение в отечественной лингводидактической литературе в 60-е гг XX в. в связи с развитием программированного обучения и первоначально трактовался как обучение с использованием технических средств. В 70-е гг. толкование понятия расширилось и к нему стали относить фактически все основные проблемы дидактики, направленные на совершенствование учебного процесса. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих этого термина: технология обучения (technology of teaching) как совокупность приемов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели обучения и составляющая основу его научной организации труда и технология в обучении (technology in teaching), т. е. использование технических средств в обучении. Многие исследователи рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда, педагога (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин). В методике преподавания языков к современным технологиям обучения относят, в частности, метод проектов (проектная технология), обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход, использование технических средств обучения, использование языкового портфеля.
Полезные сервисы
педагогическая характеристика
Педагогическое речеведение
Педагогическая характеристика - вид текста аргументативного типа, где обосновываются оценочные суждения об ученике или группе учеников путем приведения в качестве доказательств наблюдений над поведением, учебой и т. д.
Характеристика имеет структуру текста-рассуждения, где в тезисах отмечаются качества характера, особенности личности ребенка (группы детей), а аргументами являются конкретные факты жизни, поведения ученика (учеников), заключением - психолого-педагогические выводы, рекомендации, советы. Основное коммуникативное намерение автора при составлении П. х. - информировать о своем отношении к лицу, о котором идет речь, сопутствующие - побудить к деятельности, поощрить, установить контакт.
Выделяется несколько видов П. х. в связи с уточнением сферы применения:
1) письменные тексты с преобладанием элементов делового стиля. В этом случае учитель выступает в качестве представителя государственного учреждения, адресующегося тоже к государственному учреждению. Чисто деловые тексты не отражают существующего социального заказа, пишутся, как правило, по трафарету;
2) письменные и устные тексты с преобладанием разговорного и публицистического стилей. Такие тексты действуют в области межличностных отношений учителя и ученика, учителя и родителей. Автор - заинтересованное в судьбе ребенка лицо; в качестве адресата часто выступает не только тот, кто обозначен таковым в начале текста, но и сам ученик;
3) реже встречаются в школьной практике характеристики, относящиеся к научной сфере общения и представляющие собой психологические исследования.
П. х. существуют также в жанрах портретного очерка, письма-рекомендации, письма-напутствия, дневниковой записи и т. д.
Е.И. Корнилова
Полезные сервисы
педагогически
педагогические жесты
Педагогическое речеведение
Педагогические жесты - это преимущественно преднамеренно воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие участниками педагогического процесса, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, а также регулирующие педагогическое общение.
Все П. ж. разделены на три основные группы в соответствии с преимущественно реализуемой целью: жесты самовыражения, жесты-регуляторы и жесты-информаторы.
Жесты самовыражения являются внешними признаками проявления эмоций, внутренних мыслительных процессов, модальных (оценочных) состояний педагога. Представляя участникам общения свое состояние, учитель воздействует на их чувства, эмоции, на их учебную деятельность опосредованно. Воздействие самовыражением направлено на умение реципиента адекватно декодировать невербальную информацию педагога и ориентировать свое вербальное-невербальное поведение в учебном процессе.
Регуляторы - обширная группа жестов, которые необходимы учителю для рационального общения с классом; жесты этой группы осуществляют функции установления и прерывания контакта, его поддержания и усиления, побуждения учащихся к активной деятельности в процессе обучения, другими словами, они организуют учебное общение «учитель - ученики».
Жесты-информаторы помогают в организации содержания и структуры высказывания учителя и поддерживают высказывания учащихся через изобразительно-ассоциативные и логико-структурные жесты. Группа жестов-информаторов является наиболее открытой, так как дает возможность индивидуализировать возникающие мыслительные образы через внешние, жестовые компоненты, которые можно индивидуально создавать, варьировать и, наблюдая у педагогов, обладающих яркой пластикой, пантомимикой, творчески преображать это наблюдение, включая оригинальные жесты в собственный невербальный педагогический репертуар.
В течение урока можно наблюдать применение педагогом всех трех описанных групп П. ж. Интенсивность их воспроизведения будет колебаться в зависимости от преимущественно реализуемой цели, от вида речевой деятельности педагога, от этапа урока и т. п. Подсчеты показывают, что учитель в процессе урока использует от 38 до 84 жестовых знаков.
Лит.: см. лит. к статье Жесты.
Н.В. Федорова
Полезные сервисы
педагогические способности
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ СПОСО́БНОСТИ.
Вид способностей личности к педагогической деятельности, включающий три подструктуры: конструктивные П. с. - проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к индивидуальным особенностям обучаемого; организаторские П. с. - включать учащихся в различные виды деятельности и использовать коллектив как инструмент воздействия на каждую отдельную личность; коммуникативные П. с. - устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися. К числу таких способностей относятся: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться); конструктивные (умение отобрать материал для занятий, разработать программу обучения); организаторские (умение включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним); перцептивные (умение понять мир учащегося); прогностические (умение предвидеть результаты своего труда); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания, владение речью, мимикой, жестами).
Полезные сервисы
педагогические тесты
педагогические умения
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ УМЕ́НИЯ.
Умения профессиональной деятельности, приобретаемые будущими педагогами в процессе обучения. Формированию П. у. студента-филолога способствуют следующие приемы работы:
a) анализ программ и учебников;
б) анализ речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам языка;
в) наблюдение за ходом урока и его анализ;
г) проведение занятия (или его фрагмента) по практике языка;
д) знакомство с опытом организации и проведения занятий;
е) участие в обучающих играх, просмотр фильмов о мастерстве преподавателя с последующим их обсуждением. Важное значение для формирования П. у. имеет педагогическая практика.
Полезные сервисы
педагогические функции
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ ФУ́НКЦИИ (от лат. functio - исполнение, осуществление).
Обязанности, круг деятельности, назначение, роль преподавателя в обучении. В преподавании (деятельности преподавателя) выделяются следующие П. ф.:
1) конструктивно-планирующая функция - умение прогнозировать и планировать учебный процесс;
2) коммуникативно-обучающая функция - установление правильных взаимоотношений учителя с отдельными учащимися, со всем классом и учащихся между собой в процессе обучения;
3) организаторская функция - умение организовать выполнение намеченного плана на уроке и коммуникативно-обучающую деятельность в соответствии с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их уровня владения языком;
4) воспитывающая функция - осуществление умственного и нравственного воспитания учащихся на материале учебного предмета;
5) исследовательская функция - умение изучать отдельных учащихся в учебной деятельности, в межличностных отношениях, умение выявлять уровень обученности, условия, влияющие на успешность обучения и воспитания, умение анализировать и оценивать материал учебников и учебных пособий с целью определения его методической ценности и др.
Полезные сервисы
педагогический
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. педагог, педагогика 1., связанный с ними
2. Свойственный педагогу, педагогике [педагогика 1.], характерный для них.
отт. Соответствующий правилам, требованиям педагогики.
3. Состоящий из педагогов.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ - прил., употр. сравн. часто
1. Педагогическим называют всё то, что связано с педагогикой.
Педагогическое образование.
2. Педагогическим институтом, училищем и т. д. называется институт, училище, в котором готовят (учат) будущих учителей, преподавателей.
Педагогические курсы. | После педагогического училища Катерина стала учительницей младших классов.
3. Педагогическим даром, талантом, умением называется талант, умение и т. д. человека, которое делает его хорошим преподавателем.
Всех удивляло педагогическое мастерство Елены Николаевны: она могла увлечь, заинтересовать даже последнего двоечника и лентяя.
Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ
педагогическая, педагогическое.
1. Прил. к педагог. Новые педагогические кадры.
2. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. Педагогический институт. Педагогическое училище.
3. Прил. к педагогика. Педагогические науки. Педагогический факультет. С педагогической точки зрения это вредно.
4. (в качестве кратк. форм употр. педагоги́чен, чна, чно). Соответствующий правилам, требованиям педагогики, умелый с точки зрения педагогики (книжн.). Педагогический такт. Педагогический талант. Задавать такие вопросы ребенку - не педагогично.
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Педаго́г и Педаго́гика. П. коллектив. П. совет. П-ие кадры. П-ая литература. Академия педагогических наук. П-ое поприще. П-ие идеи. П. журнал. // Свойственный, присущий педагогу. П. талант. П-ое мастерство. П. такт. П-ие способности.
Академический словарь
-ая, -ое.
прил. к педагог, к педагогика.
Педагогический коллектив. Педагогический совет. Педагогические кадры. Педагогическая литература. Академия педагогических наук.
◊
Городской учитель Иван Петрович Кроликов навсегда распростился с педагогическим поприщем. Н. Успенский, Книжный магазин.
||
Свойственный, присущий педагогу.
Педагогический талант. Педагогическое мастерство. Педагогический такт.
◊
Со временем у нее разовьются отличные педагогические способности, - говорили об ней классные дамы, - она аккуратна, точна в исполнении обязанностей, никогда не позволит себе отступить от правил. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова педагогический
педагоги́ческий, педагоги́ческая, педагоги́ческое, педагоги́ческие, педагоги́ческого, педагоги́ческой, педагоги́ческих, педагоги́ческому, педагоги́ческим, педагоги́ческую, педагоги́ческою, педагоги́ческими, педагоги́ческом, педагоги́ческ, педагоги́ческа, педагоги́ческо, педагоги́чески
Синонимы к слову педагогический
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ая, ое. pédagogique adj.
1. Отн. к педагогу, педагогам; состоящий из педагогов. БАС-1. [Княгиня :] Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут! Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня. Гриб. Горе от ума. // Виноградов 1994 816. В одном углу с полдюжины студентов педагогического института толковали о последней лекции профессора словесных наук. Загоскин Рославлев.
2. Отн. к педагогике. БАС-1. Педагогическая литература представляет .. могущественнейшее средство. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множеств умных опытных педагогов. Ушинский О пользе педагог. лит-ры. ♦ устар., шутл. Педагогическая часть тела. На которой, совершаются телесные наказания. См. также: Филейные части, Филей. - Вся рубашка в крови, сплошь, а не то что пятнами. Я уж даже не помнил, когда перестали меня сечь.. Однако, ничего, отдышался: доставать патрон можно. Для пояснения последнего нужно вспомнить, что в числе ружейных приемов того времени был один: "доставай патрон", который на ученьях заменялся ударом правой руки по "педагогической части" тела. Востоков Из восп. кадета. // РМ 1883 1 161. - Лекс. Ян. 1806: педагогический; Соколов 1834: педагоги/ческий.
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
педагогический // педагогичный
Паронимы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ // ПЕДАГОГИЧНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Относящийся к педагогике, к педагогам, свойственный им.
Педагогический: ~ий институт, факультет; ~ое училище; ~ие кадры; ~ая литература; ~ие науки; ~ое образование, мастерство; ~ий талант, такт.
• В действиях педагога, в действиях педагогического коллектива должна быть предельная требовательность. А.Макаренко. Из опыта работы.
• Впрочем изредка педагогические соображения берут в Асте верх над естественным желанием поделиться тем, что её волнует. Г.Скульский. Учительница Аста.
ПЕДАГОГИЧНЫЙ. Соответствующий требованиям педагогики, имеющий воспитательное значение. Антоним: антипедагогичный.
Педагогичн|ый: ~ый подход; ~ое поведение; ~ые высказывания; ~ое замечание, предупреждение.
• Речь стала педагогичною не только по смыслу, но также по внушающим интонациям. К.Федин. Похищение Европы.
Полезные сервисы
педагогический голос
Педагогическое речеведение
Педагогический голос - профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения. Комплексная характеристика П. г., включающая такие параметры, как потенциально высокий уровень громкости, широкий динамический и высотный диапазон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, устойчивость, выносливость, выявляет его специфику по отношению к другим профессиональным голосам, таким, как певческий голос, командный голос, сценический (актерский) голос, дикторский голос.
В процессе формирования П. г. можно выделить несколько этапов. На первом этапе в сознании обучаемого образуется слуховая модель - представление о том, как должен звучать голос педагога в той или иной ситуации, чтобы оптимизировать педагогическую коммуникацию. Затем выясняется, с помощью каких психо-физиологических механизмов достигается нужное звучание. На следующем этапе, проводя активный тренинг, вырабатывают нужные умения и навыки. Затем проводится слуховой анализ полученных результатов. Заключительный этап - доводка и «шлифовка» голоса в реальных педагогических ситуациях, в прямом контакте с учениками, их родителями и коллегами.
Лит.: Василенко Ю. С. О голосе педагога // Советская педагогика. - 1972. - № 7; Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. - М., 1990; Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977.
А.А. Князьков
Полезные сервисы
педагогический диалог в ситуации опроса
Педагогическое речеведение
Педагогический диалог в ситуации опроса - учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют речевое поведение учителя и учащихся в соответствии с поставленной (и решаемой в процессе общения) задачей.
Смысловые компоненты ситуации:
а) постановка задачи и темпы опроса;
б) запрос информации;
в) сообщение информации;
г) оценка полученной информации;
д) подведение итога работы.
П. д. с. о. выступает как процесс совместного решения задачи урока, подчиненный смысловым компонентам ситуации.
Чтобы организовать П. д. с. о., учитель должен уметь:
Ставить задачу перед учащимися, формулировать тему опроса. Постановка задачи и темы опроса мобилизует внимание учащихся, подчеркивает важность предстоящей работы.
Запрашивать информацию по теме опроса. Формулировать вопросы точно и конкретно, в строгой последовательности. Помнить,
что запросить информацию можно с помощью не только вопросительных, но и побудительных высказываний.
Слушать ученика, «слышать» его ответ. Следить, чтобы ответ был правильный и по содержанию, и по оформлению. Если ученик формулирует правило, то он должен не только привести пример, но и объяснить его. Если ответ ученика недостаточно полный,
обратиться с дополнительным, уточняющим вопросом. Следить не только за тем, что говорит ученик, но и «слышать», как он говорит (громко или тихо, очень медленно или, напротив, очень быстро, увлеченно или равнодушно, монотонно), учитывая при этом, что паузы в речи ученика могут передавать его состояние (волнение), отражать поиск нужного слова или свидетельствовать о слабых знаниях по предмету. Следить за реакцией класса, поддерживать его внимание на протяжении всего диалога.
Реагировать на ответы, оценивать их, используя соответствующие выражения Так, Правильно, Верно, Молодец!'и т. п. или Нет,
Неправильно, Неверно и т. п.). Помнить, что формальная или необъективная оценка, не соответствующая содержанию ответа, недопустима в П. д. с. о.
Завершить диалог. Диалог, как правило, завершается выводами по теме и/или общей обоснованной оценкой работы учащихся.
Управлять средствами выразительности речи (темпом, громкостью, тональной окраской). Помнить, что жесты и мимика могут заменить реплику в диалоге.
П. д. с. о. можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс совместного решения дидактической задачи урока (задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся); как продукт этого процесса - текст. Как разновидность устного текста П. д. с. о. имеет свои особенности:
П. д. с. о. (разновидность текста) состоит из трех частей: установочной, основной и заключительной. Первая часть, установочная,
включает в себя развернутую (состоящую из нескольких высказываний) реплику учителя, в которой сообщается задача и тема опроса. «Вступление» необходимо учителю: оно помогает настроить
класс на общение, ввести учащихся в тему опроса. Вторая часть,
основная, самая распространенная и ответственная часть диалогического текста. Именно в этой части заключена содержательная сторона диалога, именно в ней находит развитие тема П. д. с. о. Основная часть текста состоит как из реплик учителя, так и из реплик учеников. Реплики учителя содержат запрос информации (в форме вопросительных и побудительных высказываний), а также оценку
полученной информации; реплики учащихся несут ответную (запрашиваемую) информацию. Третья часть, заключительная, представлена развернутой репликой учителя, в которой обычно содержатся обобщение по теме опроса и/или оценка коллективной работы учащихся. Заключительная часть вместе с установочной составляют «обрамление» диалогического текста, подчеркивают его структурную завершенность.
Следующая особенность диалогического текста касается его составляющих единиц: реплики и диалогического единства.
Особенность П. д. с. о. заключается в том, что в качестве преобладающих в нем выступают развернутые реплики. Развернутые реплики в речи учителя в зависимости от содержания высказываний могут быть представлены в следующем виде:
а) сообщение-вопрос-побуждение;
б) побуждение-вопрос;
в) оценка-вопрос-побуждение;
г) оценка-вопрос;
д) оценка-побуждение;
е) оценка-сообщение-оценка. В речи ученика развернутая реплика включает в себя ответ (сообщение запрашиваемой информации) - пример-объяснение примера или сообщение-пример (в зависимости от содержания поставленного вопроса).
3. Диалогическое единство (коммуникативная единица диалога) - это совокупность реплик, объединенных по смыслу, структурно и интонационно. Диалогическое единство в П. д. с. о. многочленное. Минимальный объем две-три реплики: вопрос-ответ-оценка.
Лит.: Гусейнова В.М. Педагогический диалог в ситуации опроса на уроках русского языка // Культура речи учителя. Методические рекомендации для проведения практических занятий. - М., 1988; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
Л.Е. Тумина
Полезные сервисы
педагогический дневник
Педагогическое речеведение
Педагогический дневник - один из жанров письменных высказываний, использующихся учителем; особое жанровое образование в рамках традиционного жанра дневника. Педагогические дневниковые записи имеют свой предмет: события профессионального бытия, связанные с анализом и осмыслением личного профессионального опыта. Дневниковые записи адресуются либо самому автору (его внутреннему «Я»), либо невидимому собеседнику (другу, человеку своего круга, воображаемому оппоненту).
Дневниковая запись относится к типу смешанных текстов и объединяет черты обиходно-разговорных и публицистических типов текстов. К П. д. обращаются, как правило, в целях эмоционального самовыражения и интеллектуального самообеспечения. П. д. - текст с «открытой», «нежестко фиксированной структурой» - предполагает большое разнообразие форм внутренней организации тематической информации: объяснение, рассуждение, характеристики, сообщения, «педагогические афоризмы», - выводы, итоги, педагогические сентенции. Традиционным при этом является объединение нескольких структурно-тематических элементов в общих рамках дневниковой записи.
Лит.: Антонова Л. Г. Ведение дневниковых записей как элемент профессиональной подготовки будущих учителей // Русский язык в школе. - 1988. - № 6. - С.86-89; Ее же. Методика формирования профессионально значимых письменно-речевых умений в курсе практикума русского языка (на примере ведения дневниковых записей): Автореф.дис. - М., 1989.
Л.Т. Антонова
Полезные сервисы
педагогический институт
Энциклопедический словарь
Педагоги́ческий институ́т - им. П. Г. Шелапутина, двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
* * *
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т им. П. Г. Шелапутина, двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
Полезные сервисы
педагогический институт им. п. г. шелапутина
Большой энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П. Г. Шелапутина - двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).
Полезные сервисы
педагогический опыт
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ О́ПЫТ
. Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно-воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним из источников развития педагогической науки и лингводидактики как одной из ее частей.
Полезные сервисы
педагогическое взаимодействие
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЕ (англ. сlassroom interaction).
Вид учебного взаимодействия, типы вербальных и невербальных контактов, в которые в процессе обучения вступает учитель с учащимися, а также учащиеся с учителем и между собой. П. в. представляет собой совместное выполнение учебных действий учащимися (индивидуально, в парах, группами и т. д.) и обучающих действий учителем. Успех учения и обучения зависит от того, насколько действия учителя отвечают интересам и потребностям учащихся, мотивируют его деятельность и стимулируют выполнение соответствующих учебных действий.
Несоответствие целей и обучающих действий учителя потребностям учащихся приводит к непониманию и конфликтам, является барьером для успешного овладения языком. Модель П. в. обычно включает следующие циклы: инициативное действие учителя - ответная реакция учащегося - оценочное действие учителя. Большую роль в процессе П. в. играет поведение учащегося. При этом выделяются респонсивный и инициативный тип поведения. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять взаимодействие учащихся в классе на выработку совместного решения, при этом учащиеся с разными типами поведения вынуждены будут прислушиваться к чужому мнению или отстаивать свое. Важную роль в организации взаимодействия на уроке играет умение учителя ориентироваться в личности учащегося в условиях конкретной деятельности при конкретной цели взаимодействия. Успех П. в. определяется рядом факторов, основным из которых является речь учителя на уроке, ее качественные и количественные характеристики, а также умение учителя варьировать свою речь в зависимости от целей обучения и уровня владения языком учащимися. Большую роль в процессе взаимодействия на уроке играет умение учителя исправлять ошибки и устанавливать обратную связь с аудиторией. См. педагогическое общение, речь учителя.
Полезные сервисы
педагогическое воздействие
педагогическое образование
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ.
Подготовка педагогических кадров для учебных заведений; совокупность общетеоретических, педагогических и специальных знаний и практических педагогических навыков и умений, позволяющих получившим П. о. вести учебно-воспитательную работу в учебных заведениях в соответствии с полученной специальностью. В учебные планы педагогических институтов и университетов входят следующие дисциплины педагогического цикла: психология, история педагогики, методика преподавания языка и др. Отводятся специальные часы на педагогическую практику.
Полезные сервисы
педагогическое общение
Педагогическое речеведение
Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо-
отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. - такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Выделяются следующие этапы П. о.:
Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о.
На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Осуществление и управление общением- самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:
«барьер» несовпадения установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;
«барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к
уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творческую инициативу и т. п.;
«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие
с учащимися, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т. п.);
«барьер» сужения функций П. о.: педагог учитывает только
информационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.;
«барьер» негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей,
работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;
«барьер» прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником;
«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок,
не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);
«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам
общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля
П. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
П. о. предполагает умение педагога:
а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.;
б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено - речевое воздействие;
в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия;
г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о.
Лит.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985; Амонашви-ли Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983; Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987; Общение и формирование личности школьника /А.А. Бодалев, Р.Л. Кри-чевский, Е.В. Новикова и др.; Под редакцией А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М., 1987.
Л.Е. Тумина
Методические термины
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ ОБЩЕ́НИЕ.
Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, создание условий для выработки умений, обеспечивающих владение предметом, а также их личностное развитие. П. о. рассматривается как коммуникативная сторона педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в соответствии со спецификой данного учебного предмета в единстве практических, общеобразовательных, воспитательных целей обучения языку. Общение учителя с учениками в процессе обучения обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя. Эффективность П. о. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются:
1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией;
2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся;
3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения. Минимальной задачей П. о. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера.
От общения в целом П. о. в обучении иностранным языкам отличается прежде всего высоким профессиональным уровнем владения языком, что позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания средствами изучаемого языка. Целью П. о. является формирование у учащихся мотивированного, целеустремленного отношения к овладению языком как средством общения и профессиональной деятельности. Обучение П. о. осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: теоретическом (осознание студентами целей, содержания и структуры П. о.) и практическом (П. о. в ходе овладения специальностью педагога). Здесь особенно эффективно ролевое поведение в различных ситуациях общения, проведение студентами мини-уроков, обсуждение видеозаписи уроков, овладение минимумом навыков и умений П. о. в процессе педагогической практики, оценка владения студентами навыками и умениями П. о. в результате методического анализа урока (перечень таких навыков и умений содержится в профессиограммах преподавателей языка). Успех педагогической деятельности учителя во многом зависит от уровня сформированности умения общения и педагогического общения. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя:
a) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие - учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения;
б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микроуроке, как правило, используется один педагогический прием;
в) просмотр аудио и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектом наблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), так и опытными преподавателями. Для оценки урока учащимся предлагается использовать специально составленный перечень вопросов, на которые следует дать ответы в процессе анализа урока (Леонтьев, 1997; Канн-Калик, 1979).
Полезные сервисы
педагогичка
Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИЧКА, педагогички, жен. (разг. дорев.). Слушательница педагогических курсов, педагогического факультета.
Синонимы к слову педагогичка
Словарь галлицизмов русского языка
ПЕДАГОГИЧКА и, ж. pédagogique adj. разг., дореволюционное. Слушательница педагогических курсов, педагогического факультета. Уш. 1939. Несколько студентов были представлены Верой Ермолаевной хорошенькой педагогичке, и с любопытством посматривая на нее и переглядываясь между собою, сели поближе к самовару. Л. Гуревич Плоскогорье. // СВ 1897 1 1 234. - Лекс. Уш. 1939: педагоги/чка.
Полезные сервисы
педагогично
Толковый словарь
I нареч. качеств.
Соответствуя требованиям, не противореча законам и принципам педагогики как научной дисциплины о воспитании и обучении.
II предик.
Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как отвечающих требованиям, не противоречащих принципам педагогики.
Академический словарь
Полезные сервисы
педагогичность
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИ́ЧНОСТЬ, педагогичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к педагогичный.
Толковый словарь Ожегова
Академический словарь
Орфографический словарь
Формы слов для слова педагогичность
педагоги́чность, педагоги́чности, педагоги́чностей, педагоги́чностям, педагоги́чностью, педагоги́чностями, педагоги́чностях
Синонимы к слову педагогичность
сущ., кол-во синонимов: 6