Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

акростих

Гуманитарный словарь

АКРО́СТИ́Х (греч. ακροστιχοζ, букв. - краестишие) - стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда - слоги или слова) каждого стиха при чтении сверху вниз (реже - снизу вверх) образуют слово или фразу (обычно - имя автора или адресата). Если А. ориентирован на прочтение средних букв (слов), его называют "мезостихом", конечных - "телестихом". В А. возможны и скользящие конструкции, когда читаются, напр., 1-я буква первой строки, 2-я второй и т. д., либо порядок прочтения букв представляет собой сложную фигуру, либо имеет числовое выражение (хроностих). Рассчитан, как правило, на зрит. восприятие. А. развился из магич. текстов, долгое время относясь к разряду "тайных письмен". Был известен в староевроп. стихотв. традиции (им написаны нек-рые ветхозаветные псалмы), использовался в поэзии поздней античности, но наиб. детальную разработку получил в творчестве визант. церк. поэтов. Знакомство с А. на Руси происходит одноврем. с распространением слав. письменности и усвоением осн. корпуса богослужебных текстов, уже содержащих разл. виды А. Автором первых рус. А. принято считать писателя-агиографа и гимнографа 15 в. Пахомия Логофета (его имя содержит А. канона "Службы св. Стефану Пермскому"), хотя отд. азбучные и "неименные" А. встречаются в рус. гимнографич. произв. 13-14 вв. Широкое распространение и теоретич. осмысление рус. А. ("акростихида", "краегранесие", "краестрочие") получает во 2-й пол. 16 в., причем кроме "правильных" и "неправильных" А. рус. книжники используют и "перевернутый" А., распространенный в книжной культуре Зап. Европы. Построчный вертикальный А. получает регулярное применение с нач. 17 в. у рус. поэтов-аристократов и представителей "приказной школы" поэзии. Рифмованные А. распространяются в русской досиллабической поэзии с сер. 17 в. (в посланиях Феоктиста и Лариона, гимнах Германа и др.). Период наиб. популярности А. - 17 - нач. 18 вв. Почти забытый в 19 в. (известны лишь единичные случаи обращения к этой форме, напр. Л. Мея), А. вновь ненадолго обретает популярность в лит-ре нач. 20 в. (А. и сонеты. В. Брюсова, Б. Лившица и др.). Пример А. (Н. Гумилев):

Ангел лег у края небосклона.

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Полезные сервисы