Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

каль

Толковый словарь Даля

КАЛЬ - жен., тул. осьмина, или осьминник, полчетверти, четыре меры;

| архан. мешок, котомка, лукошко, в которую ребятишки складывают бабки, козны, костыги (калита?).

Поговорки

Дать кали кому. Дон. Обдать только что выкупавшегося человека песком, пылью, грязью. СРНГ 12, 352.

Синонимы к слову каль

сущ., кол-во синонимов: 4

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬ cale.

1. Первоначально плотно облегающая голову шапочка, подшлемник. Мерцалова.

2. В 13-14 вв. - модный мужской и женский головной убор типа чепчика. При выход на улицу на него надевали боннэ, шаперон и другие теплые головные уборы. Мерцалова 1 529.

Полезные сервисы

кальбаум (kahlbaum) карл людвиг

Большой энциклопедический словарь

Ка́льбаум (Kahlbaum) Карл Людвиг (1828—1899), немецкий врач, один из основоположников нозологического направления в психиатрии. Предложил классификацию психических болезней (1863), впервые рассматривал их как развивающиеся состояния. Создал (1874) учение о кататонии (одна из форм шизофрении, выделенной затем как самостоятельное заболевание). Основные идеи Кальбаума были развиты Э. Крепелином.

Полезные сервисы

кальби

Сканворды для слова кальби

- Корейское блюдо, которое готовят на гриле из говяжьих рёбер.

Полезные сервисы

кальборсит

Синонимы к слову кальборсит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

кальвадос

Практический толковый словарь

франц. вино из яблочного сока

Орфографический словарь

кальвадо́с, -а

Словарь ударений

кальвадо́с (вино)

Формы слов для слова кальвадос

кальвадо́с, кальвадо́сы, кальвадо́са, кальвадо́сов, кальвадо́су, кальвадо́сам, кальвадо́сом, кальвадо́сами, кальвадо́се, кальвадо́сах

Синонимы к слову кальвадос

сущ., кол-во синонимов: 1

водка (162)

Грамматический словарь

кальвадо́с м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВАДОС а, м. calvados m., calva m. По названию области во Франции, где впервые была изготовлена эта водка. Яблочная водка. Крысин 1998. Сидели они в бистро - эмигрант-переплетчик Гуськов и эмигрант-кондитер Флипс. Пили свирепую французскую водку кальвадос и беседовали. Черный Изобретатели. // Ч. 257. За café arrosé, означавшим кофе с кальвадосом, который Стравинский в те годы любил, следовала игра в четыре руки на фортепиано. Н. Набоков Багаж. // Звезда 1998 10 117. Мы зашли в кафе, где балетно-изящный официант провокационно подал нам по рюмке литературно близкого кальвадоса, который повадились свойски называть "кальва". Б. Ахмадулина Робкий путь к Набокову. // ЛГ 22. 1.1977. В середине пиршенства <поедания буйабесса> можно сделать "нормандскую дыру", то есть выпить большую рюмку кальвадоса и тихо посидеть минут пять - суеверные французы верят, что такая операция увеличивает объем желудка. Вайль Кухня 158. Яблочный самогон моег дядюшки был куда лучше французского кальвадоса, хотя ему и недоставало темно-золотистого цвета, которого нормандцы добиваются таинственным образом без помощи солнца. Нева 2002 5 95. - Лекс. ОЭ 1983: кальвадо/с.

Словарь иностранных слов

кальвадос

- а, м. (фр. calvados - по назв. области (Calvados) во Франции, где была впервые изготовлена эта водка).

Яблочная водка.

Сканворды для слова кальвадос

- В этом «винном» департаменте Нормандии для туристов создана «сидровая дорога».

- Яблочное бренди.

- Одному из сортов яблочной водки дал название этот департамент Франции.

- Департамент Франции.

- Яблочное шипучее вино.

Полезные сервисы

кальвадосить

Язык Одессы

пить спиртные напитки.

Полезные сервисы

кальвария

Сканворды для слова кальвария

- Город в Литве.

- Голгофа.

Полезные сервисы

кальвария-зебжидовска

Энциклопедический словарь

КАЛЬВАРИЯ-ЗЕБЖИДОВСКА - КАЛЬВА́РИЯ-ЗЕБЖИДО́ВСКА (Kalwaria-Zebrzydowska), город в Польше, в 25 км к юго-западу от Кракова (см. КРАКОВ), в Малопольском воеводстве. Население 4,5 тыс человек (2005).

Кальвария (в переводе с латинского - «Голгофа (см. ГОЛГОФА)») - второе по значимости место паломничества польских католиков после Ченстоховы (см. ЧЕНСТОХОВА). Уникальный архитектурный комплекс, включающий 44 культовых строения, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь бернардинцев, его костелы и часовни, соединенные дорожками, символизируют путь Христа на Голгофу. Построенная в начале 17 в. Феликсом Зеровским Кальвария воспроизводит пейзаж Иерусалима евангельских времен. Одна из святынь монастыря - чудотворная Кальварийская икона Божьей Матери. Общая площадь комплекса - свыше 300 га.

Ежегодно сюда приезжает свыше миллиона паломников со всего мира. Наиболее торжественные шествия проходят в Страстную седмицу (неделя перед католической Пасхой) и на праздник Успения Божьей Матери.

Полезные сервисы

кальве

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВЕ неизм. Столь же бурному выделению адреналина .. способствует поразительная по степени языкового невежества "рекламка", в которой обсуждаются качества майонеза "Calvé", делающие его достойным приданым невесты. Таращащие глаза (от восторга! от сложности прочтения этого хитрого слова?) персонажи этого ролика, видя перед собой французское слово, о чем свидетельствует акцентологическая черточка над "е" < é > читают его с неожиданным ударением на первом слоге ("ка/льве" вместо "кальве/". Образованные французы знают даже, что рецепт этого майонеза изобрела выдающаяся оперная певица Эмма Кальве (1858-1942) - одна из самых знаменитых в истории музыкальной сцены исполнительниц партии Кармен о опере Ш. Бизе. ЛГ 3. 6. 1998.

Полезные сервисы

кальвер

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВЕР а, м. calvaire m. Гора Голгофа. || Холм с крестом на вершине. В самом Бадене, на одной из окружающих его гор.. разведен прекрасный сад, в котором находится много подписей на итальянском языке; а на другой горе есть кальвер, куда в назначенные дни ходят на богомолье. Комаровский Зап. 155. Для Итальянцев кальвер будет всегда на Парнасе. У французов бы ему надо быть на обсерватории. У Немцев он в них самих. 1845. Матвеев Отрывки 122.

Полезные сервисы

кальви

Сканворды для слова кальви

- Корсиканская крепость, при осаде которой Горации Нельсон потерял правый глаз.

- Город на Корсике.

Полезные сервисы

кальвиль

Толковый словарь

м.

1. Южный сорт яблони с крупными сладкими плодами.

2. Плод такой яблони.

Толковый словарь Ушакова

КАЛЬВИ́ЛЬ, кальвиля, мн. нет, муж. Сорт крымских яблок. (По названию франц. селения Calleville в Нормандии.)

Энциклопедический словарь

КАЛЬВИ́ЛЬ -я; м. [франц. calville] Южный сорт яблони; крупные розовато-жёлтые яблоки этого сорта.

Академический словарь

-я, м.

Южный сорт яблони, а также ее крупные розовато-желтые яблоки.

[франц. calville]

Орфографический словарь

кальви́ль, -я

Словарь ударений

кальви́ль, -я

Формы слов для слова кальвиль

кальви́ль, кальви́ли, кальви́ля, кальви́лей, кальви́лю, кальви́лям, кальви́лем, кальви́лями, кальви́ле, кальви́лях

Синонимы к слову кальвиль

сущ., кол-во синонимов: 2

яблоко, яблоня

Грамматический словарь

кальви́ль м 2a

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВИЛЬ я, м. calville m. По названию фр. селения Calleville. Сорт яблок с очень гладкой кожей. Михельсон 1888. Сорт яблок, один из самых ценных (до шести рублей десяток и дороже). Павленков 1911. Сорт крымских яблок. Уш. 1934. Сорт южных яблок желтовато-белого цвета. БАС-1. Калевиль. Род Французских яблок, коих мясо внутри имеет красныя пятна. Сл. нат. ист. 1 194. Сорта яблок, расположенные здесь в порядке их поспевания: .. Данцигский кальвиль... Принцевое .. Алант .. Кальвиль Сен-совер .. очень ценный промышленный сорт в качестве десертного и хозяйственного яблока. Штейнберг 91. Она <литература> влияет на язык, но влияет не иначе, как хороший садовод на культуру растений: дикое яблоко он может довести до великолепного кальвиля, но создать дикое яблоко ему не под силу; он может улучшить породу, но не сотворить ее. Горнфельд Новые словечки 48. Мы ели эти груши дюшесс, яблоки кальвиль каждый день обязательно. Е. А. Андреева-Бальмонт Из восп. // НН 1990 6 113. Гляжу на Мадонну влюбленно. С кальвилем она хоть куда. Е. Литвак Мадонна с продуктами. // ЛГ 20. 9. 1988. А у Тоси все тело упругое, белое, в эту очень вообще налилось, как снежный кальвил. НМ 1999 12 217. Помню все яблони у них, как специально были поздних сортов: антоновка, снежный кальвин <так>, симиренка. Знамя 2002 5 100. ♦ Кальвиль белый зимний. Зимний сорт яблони фр. происхождения. Районирован на Юге России, в Украине и Грузии. Плоды очень крупные, сладко-пряные, ароматные. Урожайность 200-250 кг с дерева. НЭС 2000. - Лекс. Березин 1877: кальвиль; САН 1906: кальвиль; Сл. 18: калевиль.

Словарь иностранных слов

КАЛЬВИЛЬ (фр., от лат. calvus - гладкий). Род яблок с очень гладкой кожей.

Сканворды для слова кальвиль

- Сорт яблок.

Полезные сервисы

кальвиль белый зимний

Энциклопедический словарь

Кальви́ль бе́лый зи́мний - зимний сорт яблони французского происхождения. Районирован на юге России, в Украине и Грузии. Плоды очень крупные, сладко-пряные, ароматные. Урожайность 200-250 кг с дерева.

* * *

КАЛЬВИЛЬ БЕЛЫЙ ЗИМНИЙ - КАЛЬВИ́ЛЬ БЕ́ЛЫЙ ЗИ́МНИЙ, зимний сорт яблони французского происхождения. Районирован на юге Российской Федерации, Украине и в Грузии. Плоды очень крупные, сладко-пряные, ароматные. Урожайность 200-250 кг с дерева.

Большой энциклопедический словарь

КАЛЬВИЛЬ БЕЛЫЙ ЗИМНИЙ - зимний сорт яблони французского происхождения. Районирован на юге Российской Федерации, Украине и в Грузии. Плоды очень крупные, сладко-пряные, ароматные. Урожайность 200-250 кг с дерева.

Полезные сервисы

кальвин

Грамматический словарь

Кальви́н ф. 1а ~ 0 (деятель Реформации)

Этимологический словарь

кальви́н

"еретик, кальвинист" (Мельников). Через польск. kalwin - то же. От имени реформатора Кальвина (1509 - 1564 гг.).

Сканворды для слова кальвин

- Французский религиозный реформатор XVI века.

- Он написал «Наставления в христианской вере» и дал своё имя одной из ветвей протестантской веры.

- Под флагом учения этого женевского диктатора в Европе прошли аж две революции: сначала в Нидерландах, затем в Англии.

- Законы этого женевского диктатора запрещали не только танцы, но даже громкий смех.

- Этот реформатор запретил жителям Женевы возвращаться домой позднее девяти часов вечера.

- Этот французский богослов заставил жителей Женевы работать даже в дни Рождества Христова.

Полезные сервисы

кальвин жан

Энциклопедический словарь

Кальви́н Жан (Calvin, Calvinus) (1509-1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение - «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

* * *

КАЛЬВИН Жан - КАЛЬВИ́Н Жан (Calvin, латинизированная форма Calvinus, франц. Cauvin, Ковен) (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), французский богослов, один из лидеров Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), основатель кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ). Главное сочинение Кальвина - «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Приобщение к протестантству

Отец Кальвина служил распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 он послал сына в Париж для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола (см. ЛОЙОЛА Игнатий), затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ) и Лефевру д"Этаплю (см. ЛЕФЕВР Д`ЭТАПЛЬ Жак). В 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки «О снисходительности».

В эти же годы Кальвин познакомился с учением Мартина Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин). Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилость. Но в 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.

Кальвин поселился на севере Швейцарии - в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первое издание его главного труда «Установления христианской веры» (1536) - систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Реформация в Женеве

Реформационное движение в Женеве тесно переплеталось с борьбой за независимость от герцога Савойского. В значительной степени горожане принимали протестантизм из политических соображений, надеясь на военную помощь со стороны протестантского городов Северной Швейцарии. Кальвин развернул в городе энергичную протестантскую пропаганду, предложил ввести в Женеве суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан, что встретило сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Женевцы увидели в Кальвине и Фареле прежде всего французских беглецов и не желали менять власть савойского герцога на власть других чужаков. Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал Кальвина и Фареля из Женевы.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к «Посланию к римлянам» апостола Павла. В 1540 Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли во младенчестве.

Тем временем идеи, проповедованные Кальвином в Женеве, завоевывали симпатии все большего числа горожан. Они просили своего духовного учителя вернуться назад. В сентябре 1541 Кальвин вновь приехал в Женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная Кальвину группировка, так называемые либертины. В Женеве Кальвин прожил до конца жизни и основал новое направление в протестантизме - кальвинизм.

Кальвинизм

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» - новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

В Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, но его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван «женевским папой» - Женева должна была стать протестантским Римом. В частности, поэтому Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.

Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан, в особенности детей. Для выполнения этой задачи Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех.

Подобная суровость не могла не вызвать сопротивления. Недовольные поддерживали либертинов, с которыми Кальвин вел борьбу долгие годы. Будучи человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей, заразить их своей верой, Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он крайне нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. Особенную ненависть Кальвина вызывали анабаптисты (см. АНАБАПТИСТЫ), которых он обвинял в безбожии. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни.

В 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет (см. СЕРВЕТ Мигель). Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации», ибо тогда впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих.

В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу.

Большой энциклопедический словарь

КАЛЬВИН (Calvin - Calvinus) Жан (1509-1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение "Наставление в христианской вере". Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.---КАЛЬВИН, (Calvin, латинизированная форма Calvinus, франц. Cauvin) Жан (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Годы ученияРодился в семье юриста, в 1523 был послан отцом в Париж для изучения теологии, учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к Эразму Роттердамскому и Лефевру д Этаплю. В 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки "О снисходительности".Базельский периодВ 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж и поселиться в Базеле, протестантском городе, проявлявшем, однако, терпимость к представителям иных вероисповеданий. У историков нет точных сведений о том, когда Кальвин обратился в Протестантизм; по-видимому, его религиозная эволюция прошла несколько стадий. В Базеле он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первое издание его главного труда "Установления христианской веры" (1533) - систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы. По утверждению самого Кальвина, он не хотел никакой практической деятельности и долго сопротивлялся, прежде чем дал согласие.Реформация в ЖеневеКальвин возглавил реформационное движение в Женеве в сложный период борьбы с герцогом Савойским.

Протестантизм был принят главным образом из политических соображений, как цена военной помощи протестантского Берна. Предполагаемые реформы Кальвина вызвали сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Ситуация осложнялась тем, что население Женевы видело в Кальвине и Фареле прежде всего французских беглецов и не желало менять власть Савойского герцога на власть других "иностранцев". Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал Кальвина и Фареля из Женевы. 1538-41 Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к "Посланию к римлянам" апостола Павла. В 1540 женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве. В 1541 вновь был приглашен в Женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная Кальвину группировка, так называемые либертины. Городской совет принял его "Церковные установления", подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских граждан, в особенности же детей. Были приняты дисциплинарные меры, направленные на укрепление морали и против "римско-католических суеверий". Эти установления вызвали недовольство женевцев своей мелочной регламентацией, например, законами, запрещавшими танцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. Как и Лютер, Кальвин отрицает иерархическое построение церкви: основной церковной единицей в Женеве стали независимые друг от друга конгрегации. Каждая конгрегация управлялась консисторией, состоявшей из пастора, диакона, старейшин (пресвитеров) из числа мирян, избранных всеми членами общины. Его городское законодательство имело целью сделать из Женевы прообраз "града Божьего", цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван "женевским папой" - Женева должна была стать протестантским Римом. Поэтому Кальвин, в частности, призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она должна была стать еще и самым чистым городом. Решения кальвинистской церкви принимали форму государственных законов, поэтому кальвинизм опирался на сильную светскую власть. Но светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.В 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Дело Сервета рассматривается многими историками как "моральный тупик Реформации", ибо впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую Академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих. По воспоминаниям современников, Кальвин отличался тяжелым, властным характером и нетерпимостью, но, в то же время, был человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей.учение о предопределенииКальвин развил учение о безусловном предопределении. Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по Его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе Священного Писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу. Сочинения:Calvini opera quae supersunt omnia // Corpus reformatorum. Strasbourg, 1872-1879. V. 7-18.Литература:Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. СПб., 1893.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 61-272.Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. Cambridge, 1984.Е. Е. Бергер КАЛЬВИНИЗМ - направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Энциклопедия Кольера

КАЛЬВИН Жан (1509-1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной иерархии, но в 1528 недоброжелатели добились его изгнания. Мать Кальвина, Жанна Лефранк, была благочестивой женщиной из знатной валлонской семьи. Маленький Жан, отличавшийся выдающейся одаренностью, получил начальное образование вместе с отпрысками одного знатного семейства в замке Монмор. В 1524-1528 Кальвин изучал специальный курс формальной логики в коллегии Монтегю в Париже, где преподавание велось все еще схоластическими методами и где царил суровый аскетический дух. Однако Кальвин стремился раздвинуть узкие рамки этого обучения за счет интенсивных самостоятельных занятий различными научными дисциплинами. Первоначально его предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако после окончания факультета свободных наук он, по желанию отца и по собственной склонности, решил обратиться к юриспруденции. В Орлеане и в Брже он слушал лекции самых знаменитых ученых-правоведов средневековых и ренессансных школ, и в 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки О милосердии (De clementia), опубликованный в 1532. Однако более важными для всей последующей жизни Кальвина стали его контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (ок. 1455-1536); эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М. Лютера, чьи 95 тезисов против индульгенций были опубликованы в 1517. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам. Впоследствии он писал: "Поначалу я столь упорно держался за это папистское суеверие, что мне нелегко было выбраться из этой бездны. Но внезапным обращением Бог принудил мое сердце к покорности". Нет сведений, когда именно произошел его окончательный разрыв с Римом - в 1527-1528 или в 1532-1533. Однако доподлинно известно, что в конце 1533, после революционной реформистской речи, произнесенной ректором Сорбонны Николаем Копом, которого, возможно, вдохновлял Кальвин, последнему пришлось срочно бежать из Парижа, спасаясь от преследований. Он жил под чужим именем в Ангулеме, Нераке, Нуайоне, Пуатье, Орлеане и Кле. Усиливающиеся гонения на евангелических христиан во Франции в конце концов вынудили его совсем покинуть страну: Кальвин отправился в Страсбург, а затем в Базель. Там он познакомился со многими вождями Реформации - Генрихом Буллингером, Мартином Буцером, Вольфгангом Капитоном, Симоном Гринеем и Освальдом Миконием. Кроме того, в 1536 Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда - Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae). Эта книга в некоторых моментах явно перекликалась с катехизисами Лютера; она была задумана с целью дать краткое изложение протестантского вероучения и защитить французских протестантов от обвинений в том, что они, подобно анабаптистам в Германии, восстают против государственной власти. В целях самозащиты Кальвин предпослал своей книге пространное и изысканное посвящение французскому королю Франциску I. Весной 1536 Кальвин жил какое-то время в Италии при дворе герцогини Ренаты Феррарской, а осенью того же года в последний раз посетил Нуайон. Оттуда он намеревался направиться в Страсбург, однако очередная вспышка войны между Карлом V и Франциском I Французским сделала недоступной дорогу через Лотарингию, и ему пришлось ехать через Женеву. В Женеве он предполагал лишь переночевать, однако о его прибытии стало известно Г.Фарелю, только что приступившему к церковной реформе в Женеве. Фарель просил и даже умолял Кальвина, уже снискавшего себе известность в ученых кругах благодаря своей книге, остаться в Женеве и прочитать курс богословских лекций. Он полагал, что будет весьма полезно, если автор Institutio выступит с лекциями по Св. Писанию и продемонстрирует гражданам Женевы, где Реформация еще только-только набирала силу, что она означает не только политическую независимость от Савойи и от епископа, но жизнь в соответствии с евангельскими заповедями и обетованиями. Если Кальвин поначалу отказывался взять на себя эту задачу, то лишь потому, что у него имелись иные планы и что он, по своему душевному складу, склонен был избегать публичности. Однако проникшись убеждением, что Богу действительно угодно, чтобы он способствовал торжеству Реформации в Женеве, он со всем рвением и усердием взялся за роль профессора и проповедника Св. Писания. На первых порах Кальвин намеревался осуществить коренные преобразования, полностью изменив физический и духовный облик города. К сожалению, уже через три года этот план провалился - отчасти из-за гордыни и упрямства женевцев, отчасти из-за нетерпеливости самого реформатора. Кальвин был изгнан из города. Он вновь поселился в Страсбурге и жил там с 1538 по 1541, однако не как проповедник и вероучитель, а как ученый. Здесь, помимо чтения лекций в собранной им вокруг себя небольшой общине беженцев из Франции, он получил возможность познакомиться с тем типом церковной организации, о котором он сам мечтал; это была подлинно евангельская церковь, с богослужебным чином, церковной дисциплиной, совместным пением псалмов. Кроме того, он участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся в Хагенау, Вормсе и Регенсбурге по инициативе Карла V, и опубликовал второе, существенно расширенное издание Institutio. Важной стороной его деятельности было переубеждение анабаптистов и возвращение в церковь многих из них. В 1540 в Страсбурге Кальвин женился на Идлетте де Бюр, вдове раскаявшегося анабаптиста. Однако все это время он не забывал о женевцах, а женевцы не забывали о нем. В начале 1539, вскоре после изгнания, он, по просьбе Бернеза, написал блестящий ответ кардиналу Садоле, который разослал пастырское послание с целью возвратить женевцев в лоно католической церкви. После 1540 внутренние осложнения вынудили женевцев настойчиво просить Кальвина вернуться в Женеву. Осенью 1541 Кальвин уступил этим просьбам - при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить нововведения, которых он добивался раньше, т.е. произвести церковную реформу на основе новой системы церковных должностей ("церковные ордонансы", ordonnances ecclsiastiques, 1541) и единого чина богослужения ("чин церковных молитв и песнопений", forme des prires et de chants ecclsiastiques, 1542), а также принятия нового катехизиса. С этого начался второй период деятельности Кальвина в Женеве. Сам он уже не был порывистым и страстным энтузиастом, как прежде, это был зрелый и осмотрительный строитель церковной жизни, и дело его в скором времени приобрело мировое значение. Его заслуга состоит прежде всего в строительстве подлинно евангельской церкви. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Он учредил четыре обязательных церковных служения: пасторов, докторов (учителей богословия), пресвитеров (старейшин) и диаконов (помощников). Пасторы вместе с учителями образуют vnrable companie des pasteurs ("досточтимое собрание пастырей") для руководства катехизацией и обучением, а пасторы вместе со старейшинами - "консисторию" для надзора за нравами и поведением членов церкви. Старейшины (пресвитеры) вместе с диаконами занимаются материальными нуждами паствы, попечением о бедных, а также берут на себя часть пастырской работы. Когда эта организация получила фиксированный чин служб и литургии, включая пение псалмов и исповедь, появилась возможность создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение, чтобы возблагодарить Бога и получить назидание, но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. При том, что церковь остается центром, оказывающим влияние на всю жизнь верующих, это служение Богу может осуществляться в повседневных делах, в преподавании в школе, в заботе о нищих, так что и экономическая, и политическая жизнь, и вообще - вся частная и вся общественная жизнь посвящается служению Богу. Кальвин устроил свою церковь как общину верующих, руководствующихся сознанием, что каждый ее член, в соответствии со своими способностями и занимаемым положением, должен стремиться превратить мир в "зрелище славы Божией" (theatrum gloriae Dei). Кроме того, реформатор попытался, введением строгой внутренней дисциплины, сделать церковь независимой от светских властей и дать ей возможность жить по своим законам отдельно от государства и даже вопреки воле гражданских властей. Неукоснительно придерживаясь этого курса и назначая самые суровые наказания за отступления от чистоты вероучения и за пренебрежение заповедями церкви, Кальвин постоянно вступал в конфликты со своими оппонентами, пока, в 1555, его последователи не получили большинства в магистрате. Широко известны его акции, направленные против С.Кастеллиона, А.Перрена, Бертелье, Больсека и М.Сервета. Однако неверно было бы обвинять в этих преследованиях одного Кальвина или видеть в нем на этом основании нетерпимого и нестерпимого деспота, "гордую, надменную, тираническую натуру, - как о нем говорили, - преисполненную жестокости и ненависти по отношению к своим врагам". Кальвин никогда не руководствовался в своих действиях личными мотивами, но всегда исходил из политической необходимости и из представлений своей эпохи. Ясное сознание цели, к которой следовало стремиться, его собственное глубочайшее чувство ответственности, особенности политической и религиозной ситуации в Женеве и те конкретные задачи, которые стояли перед Кальвином, побудили его добиться в 1544 смещения Кастеллиона с должности ректора Женевской коллегии из-за расхождений в религиозных мнениях, изгнания в 1552 Больсека, выступившего с критикой учения Кальвина о предопределении к спасению, и казни в 1553 испанского врача Мигеля Сервета как лжеучителя и еретика, отрицающего учение о Троице. По убеждению Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была сделаться бастионом Реформации, однако власть над Женевской республикой никогда не была самоцелью для реформатора. Его подлинной целью было вернуть Францию к евангельской вере, - и не только Францию, но и многие другие страны, церковные и духовные лидеры которых поддерживали контакты с Кальвином, - Шотландию, Англию, Нидерланды, Польшу и Трансильванию (если ограничиться упоминанием наиболее важных). Только включив каждого отдельного христианина в церковную общину и добившись строгого соблюдения вероучительной и церковной дисциплины, Кальвин смог довести до конца дело Реформации в качестве преемника Лютера в Западной и Центральной Европе. Только с помощью энергичных и жестких мер (которые, в случае необходимости, могли быть и достаточно гибкими) и только посредством унификации церковной организации и богослужения Кальвину удалось сделать Женеву центром протестантской духовности и образцом высоконравственного уклада жизни. О выдающихся способностях Кальвина, о его великодушии и подлинной широте (а отнюдь не узости) взглядов лучше всего позволяют судить его усилия к объединению церкви. Всегда и везде, где только было возможно, Кальвин стремился объединить протестантов. К сожалению, эти усилия увенчались лишь единственным успехом - принятием "Цюрихского соглашения" (Consensus Tigurinus, 1549), закрепившего компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии в трактовке учения о евхаристии. Вплоть до сегодняшнего дня сохраняет значение обширное литературное наследие Кальвина. Он не только проповедовал и обучал детей, взрослых и студентов, но и очень много писал - "экспозиции" (толкования) и гомилии почти на все книги Ветхого и Нового Завета, теологические трактаты (большей частью - памфлеты в защиту женевской Реформации и Реформации в целом), поучительные и назидательные письма. Его главные идеи были изложены в уже упомянутом трактате Institutio religionis christianae. Этот труд Кальвин переписывал и дополнял несколько раз, пока он не разросся до четырех толстых томов. Institutio Кальвина - самое важное вероучительное сочинение за всю историю Реформации и самая обширная и исчерпывающая богословская система за всю эпоху от Фомы Аквинского до Ф.Шлейермахера. Она остается самым ярким образцом протестантской мысли. Задуманная просто как введение в Св. Писание и изложение его содержания, эта книга, сохраняя верность своему предмету - Библии, не оставляет в стороне также и чисто церковное предание. В ней рассматриваются и живо обсуждаются идеи античной философии, отцов Церкви (особенно Иоанна Златоуста и Августина), схоластов (Петра Ломбардского, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Дунса Скота и Бернара Клервоского), представителей современной Кальвину Римско-католической церкви, Эразма Роттердамского, Лютера, Буцера, Меланхтона, анабаптистов, спиритуалов и антитринитариев. Таким образом, Кальвин собрал и систематизировал все главные богословские идеи своего времени, однако нельзя сказать, что он сам придерживался каких-то определенных теологических принципов. Его теологическую систему невозможно свести ни к одной из включенных в нее идей - например, к идее предопределения. Он просто берет библейские истины и сочетает их, руководствуясь высшим принципом - представлением о ключевой роли Христа.

Учение Кальвииа. Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio: "Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя". Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однако первенство следует отдать познанию Бога. По мнению Кальвина, это познание - semen religionis ("семя религии") - посеяно в каждом человеке, даже - язычнике. Однако этого недостаточно - не потому, что Бог далек от человека, а потому, что человек далек от Бога. Поэтому естественная теология (познание Бога на основе познания природы и истории) не обеспечивает истинного познания Бога; такое знание мы получаем лишь там, где сам Бог отверзает уста (иными словами, из божественного Откровения, запечатленного в Ветхом и Новом Завете). Библия не нуждается в обосновании ни с помощью какой-либо промежуточной инстанции (например, церкви или разума), ни с помощью представления о вербальной инспирации (как бы "божественной диктовке"), однако она нуждается в свидетельстве Св. Духа, поскольку лишь Бог может адекватно свидетельствовать о себе. Только Бог может привести нас к подлинному, недвусмысленному уразумению Откровения. Нелегко проследить все теоретические следствия этого учения. Именно с ним связана та независимость, та внутренняя сила, столь характерные для протестантизма. Признавая авторитет одного только Бога, человек освобождается от власти и авторитета других людей, и его жизнь отныне укоренена единственно в вечности. В то же время, это учение служит обоснованием свободы совести и вероисповедания. В своем учении о Боге (учение о Троице; различение знания о Боге как о Творце и знания о Боге как об Искупителе) и в учении об ангелах, дьяволе и человеке Кальвин придерживается традиционной и общей для протестантских богословов позиции, однако его отличает особое внимание к вопросу о предопределении и, в еще большей степени, - его учение о "законе". Говоря о Св. Писании, он подчеркивал единство Ветхого и Нового Заветов и то, что Ветхий Завет (и как обетование, и как закон) указывает на Христа, в этом и выразилась одна из наиболее своеобразных черт его теологии, основанной на представлении о неразрывной связи божественной благодати и божественного закона. Декалог, смысл заповедей которого разъясняется у пророков и в заповедях Христа, для Кальвина был не просто "учителем", данным падшему человеку, но одним из моментов непреходящего союза с Богом. В десяти заповедях выражена вечная воля Бога. Это его благодетельный дар - "закон, определяющий мысли и поступки, который принимается добровольно и с благодарной покорностью, - своего рода компас для совершающих земной путь людей, необходимый грешникам, получившим благодать" (К.Барт). Это учение навлекло на Кальвина обвинения в законничестве - столь же беспочвенные, как и многие другие. В своей христологии Кальвин развивает учение древней церкви - халкидонское учение о двух природах во Христе, учение о communicatio idiomatum ("общении свойств", т.е. взаимоотношении божественной и человеческой природ в богочеловеке) в раннем христианстве и в зрелой схоластике. Согласно этому учению, Сын Божий таинственным образом был всецело человеком Иисусом Христом, но в то же время пребывал как Сын Божий "вовне" (extra), одесную Отца (это представление называют Extra Calvinisticum). Кроме того, Кальвин придавал особое значение роли Христа как посредника между Богом и человеком: по-новому осмыслив уже существующую традицию, он сформулировал учение о трояком служении Христа (пророческом, царском и священническом). В своей трактовке сотериологической роли Христа он, в целом, придерживается "Апостольского символа веры", но, в отличие, скажем, от Лютера, истолковывает слова о "сошествии во ад" ("descensus ad inferos") как указание на глубочайшую душевную скорбь Христа. Центральное место в сотериологическом учении Кальвина (учении о спасении) отводится, естественно, Св. Духу. Личность и служение Посредника, Иисуса Христа, обеспечивает спасение человека только благодаря действию Духа Святого. Св. Дух созидает веру, дарует знание Бога, побуждает ответить "да" Богу, располагает к доверию и покорству и, кроме того, обеспечивает "единение" (unio) со Христом. Только Св. Дух побуждает к покаянию, творит освящение и делает возможной подлинно христианскую жизнь, определяющие черты которой - самоотречение, молитва и созерцание вечной жизни. Не вдаваясь в подробности, следует, в этой связи, указать, что идея "славы Божьей" играла у Кальвина главенствующую роль. О реальности возрождения человека и его христианской жизни свидетельствует прежде всего то, что воля Бога все более укореняется в нем и постепенно замещает собою в той или иной мере необходимые человеку самообладание и воздержность, так что человек все меньше и меньше принадлежит себе и все больше и больше - Богу. Никто другой из теоретиков протестантизма не подчеркивал с такой горячностью, как Кальвин, что главная цель христианской жизни - не теоретическое познание Бога, но безоговорочное подчинение воле Бога, нравственные поступки, дисциплина и добросовестное выполнение своих обязанностей. Особенно существенно то, что Кальвин переориентировал этику с индивида на общество. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд и умеренное пользованием благами мира сего, служение ближнему и неустанное служение общине христианин обретает способность "шествовать вперед по пути своего призвания" и изменить облик мира сего. Для сотериологического учения Кальвина чрезвычайно важен еще один момент: вера, деятельное стремление к святости и надежда всецело обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым, однако милосердным божественным избранием, которое настигает нас лишь в том случае, если мы веруем во Христа. Начиная с первого издания Institutio Кальвин отчетливо сознавал, что главное в христианском вероучении - это избранничество во Христе, о котором говорится, к примеру, в Послании к Ефесянам 1:4: "Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним..." К сожалению, Кальвин иногда замутнял библейское учение метафизическими спекуляциями на тему двоякого предопределения (суть его в том, что одни люди предопределены к вечному блаженству, другие - к вечному проклятию). В этом он отступал от своих собственных богословских принципов. Тем не менее, общий смысл его учения о предопределении совершенно ясен. То, что человек, существо греховное и непослушное, не проклят и не отвергнут Величием Бога, но может уповать на вечное спасение, никак не объяснить какими-либо достоинствами или заслугами человека; он объясняется только благодатью и чудом милосердной любви Бога, которая открывает себя в Иисусе Христе. "Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение" (Женевский катехизис). Христианская жизнь, направляемая благодаря этому избранию к покаянию, вере, освящению и надежде, имеет своим основанием отнюдь не определенное расположение человеческой воли, но только чистую избирающую божественную любовь. А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Хотя в своем учении о предопределении Кальвин часто заходил слишком далеко, однако, будучи правильно истолкованным, это учение имело большое положительное значение. Именно ему кальвинистская Реформация была обязана своей сокрушительной мощью, своим уникальным бунтарским духом и своей неустрашимостью. Если французские гугеноты, армия О.Кромвеля и сторонники реформатского вероисповедания в католических областях Европы обладали, помимо готовности пострадать за веру, мужеством видеть ничтожество всех человеческих подвигов и достоинств перед лицом Всевышнего, бороться за свое дело с ощущением свободы, которое обусловлено сознанием независимости от мира сего, сражаться и умирать за свою веру, то причину их решительности и мужества следует видеть только в основанном на их вере представлении о том, что они были избраны Богом и что их охраняет Бог, превосходящий могуществом смерть и дьявола. Кроме того, в Institutio Кальвин много внимания уделяет учению о церкви. Сама по себе церковь не есть объект веры, но она - матерь всех верующих и она позволяет им собраться в единую христианскую общину. Как уже было отмечено, церковь для Кальвина олицетворяется прежде всего ее служителями, которым дарована "власть ключей", осуществляемая через проповедь и через надзор за церковной дисциплиной. Только через слово Божье и через правильно осуществляемые таинства крещения и евхаристии (в учении о таинствах Кальвин занимает умеренную позицию, не абсолютизируя их значения, но и не впадая в спиритуалистическое преуменьшение этого значения) церковь делается подлинным собранием верующих. Кальвину представлялось, что Римско-католическая церковь не удовлетворяет этим требованиям, и потому он воспринимал ее как неистинную церковь. С точки зрения Кальвина, государственная власть (administratio politica) также есть одно из орудий благодати. Возникновение государства есть не просто следствие первородного греха, но результат исполнения благодетельной Божьей воли. Его функции состоят в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивает на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако примечательно, что и тем, кто занимает низшие ступени в государственной иерархии, Кальвин оставляет право сопротивляться. Отсюда в позднейшем кальвинизме был выведен общей закон о праве человека постоять за себя.

Влияние Кальвина. Большая часть идей, высказанных Кальвином в Institutio и других его сочинениях, по-прежнему сохраняет свое значение для теологии и церкви (например, его учение о "свидетельстве Духа Святого", testimonium Spiritus Sancti, о тройственном служении Христа, о предопределении, о славе Божьей и об устроении церкви). Однако мысль Кальвина оказала не меньшее влияние на всю западную цивилизацию. Оно сказалось на формировании либерально-демократической концепции прав человека, права на самозащиту и в целом - на экономическом развитии Запада и его общественном сознании, не говоря уже о влиянии Кальвина на отдельных мыслителей и политических деятелей - от О.Кромвеля до В.Вильсона, от И.Канта до И.Г.Песталоцци, А.Вине, К.Барта и Э.Бруннера. Жан Кальвин скончался 27 мая 1564, до времени состарившись под бременем недугов и непрестанных трудов, предпринятых им во имя Бога, в духе его собственного девиза: "Сердце христианина должно быть выше стремления к собственному спасению".

ЛИТЕРАТУРА

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, тт. I-II. М., 1997-1998

Полезные сервисы

кальвин, жан

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева.

Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева.

КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 - 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение - "Наставление в христианской вере". Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Полезные сервисы

кальвинизм

Толковый словарь

м.

Одно из вероучений протестантизма, основанное в XVI в. в Швейцарии в эпоху Реформации Ж. Кальвином (1509 - 1564 гг.), отличающееся крайней религиозной нетерпимостью и получившее широкое распространение во Франции, Англии и некоторых других странах.

Толковый словарь Ушакова

КАЛЬВИНИ́ЗМ, кальвинизма, мн. нет, муж. (рел.). Протестантское вероисповедание, основанное на учении Кальвина (16 век), распространенное в Швейцарии.

Популярный словарь

Кальвинизм

-а, только ед., м.

Одно из трех основных вероучений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством) основанное швейцарским священником Ж. Кальвином.

Родственные слова:

кальвини́ст, кальвини́стский

Этимология:

От французского calvinisme (← Calvine, фамилия деятеля Реформации, основателя вероучения).

Энциклопедический комментарий:

Кальвинизм возник в Швейцарии в XVI в. в эпоху Реформации. Центральное место в кальвинистской теологии занимает учение об абсолютном предопределении и о божественном невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению о предопределении, Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других - к погибели, одних - к раю, других - к аду, и этот приговор Бога абсолютно неизменен. Культ в кальвинизме упрощен. Почитание креста, икон отвергается. Из семи христианских таинств сохраняются лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. С середины XVI в. кальвинизм начинает распространяться за пределы Швейцарии: во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В настоящее время кальвинизм представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами.

Словарь существительных

КАЛЬВИНИ́ЗМ, -а, м

Направление в протестантизме, разработанное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином, радикально реформировавшее христианство (отрицались иерархическое строение церкви и верховная власть римского папы, значительно упрощался религиозный культ, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение и т.п.).

Михаил привык быть в оппозиции, неважно чему - семье, властям, церкви, поэтому так нравился ему кальвинизм.

Энциклопедический словарь

КАЛЬВИНИ́ЗМ -а; м. Одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах. ● По имени его основателя Ж. Кальвина (1509 - 1564).

Кальвини́стский (см.).

* * *

кальвини́зм - направление протестантизма, основанное Ж. Кальвином. Из Женевы распространился во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии и Англии (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

* * *

КАЛЬВИНИЗМ - КАЛЬВИНИ́ЗМ, направление протестантизма (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ), основано Ж. Кальвином (см. КАЛЬВИН Жан). Из Женевы распространился на Францию (гугеноты (см. ГУГЕНОТЫ)), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане (см. ПУРИТАНЕ)). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) (16 в.) и английская (см. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты (см. РЕФОРМАТЫ), пресвитериане (см. ПРЕСВИТЕРИАНЕ), конгрегационалисты (см. КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ).

Академический словарь

-а, м.

Одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах.

[По имени его основателя Ж. Кальвина]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Орфографический словарь

кальвини́зм, -а

Словарь ударений

кальвини́зм

Формы слов для слова кальвинизм

кальвини́зм, кальвини́змы, кальвини́зма, кальвини́змов, кальвини́зму, кальвини́змам, кальвини́змом, кальвини́змами, кальвини́зме, кальвини́змах

Синонимы к слову кальвинизм

сущ., кол-во синонимов: 2

протестантизм, вероучение

Морфемно-орфографический словарь

кальвин/и́зм/.

Грамматический словарь

кальвини́зм м 1a

Эпонимы

Кальвинизм - одно из основных течений протестантизма, возникшее в 1630-х гг. в Женеве. Догматы кальвинизма наиболее четко были сформулированы французским теологом и проповедником Ж. Кальвином в его сочинении «Наставление в христианской вере». Библия в кальвинизме считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни. Кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию.

Жан Кальвин - Jean Cauvin (Calvin, Calvinus) (1509-1564)

французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Родился в городе Нуайон (Франция) в семье адвоката Жерара Ковена. В 1523 г. был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В 1532 г. получил в Орлеане докторскую степень. В 1536 г. отправился в швейцарский город Базель, но в пути задержался и обосновался в Женеве. В том же году вынужден был бежать из Женевы, где к власти пришли его противники. С 1538 по 1541 г. служил священником в Страсбурге. В 1541 г. женевский магистрат попросил Кальвина вернуться в город. Кальвин приехал в Женеву, где оставался до самой смерти. Реформаторские идеи Кальвина получили широкое распространение в Швейцарии, а вскоре стали популярны и во многих странах мира. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, за время его жизни в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Тем не менее организация кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВИНИЗМ а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС-1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско-католиков для защищения кальвинизма и произведшие междуусобную брань, названы были камизарами, для означения, что были бедные несчастные люди, не имевшие почти ничего, кроме рубахи. Ян. 1804. Крепостное деление людей на больших и малых, властных и безвластных предрешало каждому при его рождении его будущее место. Это был тот кальвинизм, который роковым образом делил всех заранее на осужденных и спасенных. Шелгунов Восп. 1 265. - Лекс. Ян. 1804: кальвинизм; Уш. 1934: кальвини/зм.

Словарь иностранных слов

Учение Кальвина.

Сканворды для слова кальвинизм

- Направление протестантизма.

Полезные сервисы

кальвинист

Толковый словарь

м.

1. Приверженец кальвинизма.

2. Представитель кальвинизма.

Толковый словарь Ушакова

КАЛЬВИНИ́СТ, кальвиниста, муж. Человек, исповедующий кальвинизм.

Энциклопедический словарь

КАЛЬВИНИ́СТ -а; м. Тот, кто исповедует кальвинизм.

Кальвини́стка, -и; ж.

Академический словарь

-а, м.

Тот, кто исповедует кальвинизм.

Орфографический словарь

кальвини́ст, -а

Формы слов для слова кальвинист

кальвини́ст, кальвини́сты, кальвини́ста, кальвини́стов, кальвини́сту, кальвини́стам, кальвини́стом, кальвини́стами, кальвини́сте, кальвини́стах

Морфемно-орфографический словарь

кальвин/и́ст/.

Грамматический словарь

кальвини́ст мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

КАЛЬВИНИСТ а, м. calviniste m. Последователь кальвинизма, сторонник учения Ж. Кальвина. Сл. 18. В тое время начал и калвин реформацию, котораго последователи реформаты или калвинисты называются. Геогр. 1719 165. Он был природою Француз, но ревнительной Кальвинист. Ист. Шв. 2 223. // Сл. 18. Сие Египетское общество не исключало никакой Религии. Жид, Кальвинист, Лютеранин и Католик могли быть без разбору принимаемы. МЖ 1791 5 238. Голландские кальвинисты. Луначарский Ист. зап.-евр. лит-ры. Кальвинистка и, ж. Кальвинистский ая, ое. Кальви/нский ая, ое. Мак. 1908. - Лекс. Толль 1864: кальвинист; Уш. 1934: кальвини/ст; Сл. 18: кальвинист (-лв- 1719); Уш. 1934: кальвини/стка, кальвини/стский.

Словарь иностранных слов

КАЛЬВИНИСТ [по имени J. Calvin (1509-1564)] - сторонник кальвинизма - одного из протестантских вероучений, возникшего в Швейцарии и распространившегося на другие страны (напр., во Франции - ГУГЕНОТЫ, в Англии - ПУРИТАНЕ и др.). См. ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Сканворды для слова кальвинист

- Приверженец направления протестанизма.

Полезные сервисы

кальвинистка

Толковый словарь

ж.

жен. к сущ. кальвинист

Толковый словарь Ушакова

КАЛЬВИНИ́СТКА, кальвинистки. женск. к кальвинист.

Орфографический словарь

кальвини́стка, -и, род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова кальвинистка

кальвини́стка, кальвини́стки, кальвини́сток, кальвини́стке, кальвини́сткам, кальвини́стку, кальвини́сткой, кальвини́сткою, кальвини́стками, кальвини́стках

Морфемно-орфографический словарь

кальвин/и́ст/к/а.

Грамматический словарь

кальвини́стка жо 3*a

Сканворды для слова кальвинистка

- Последовательница одного из направлений протестантской церкви, возникшего в Швейцарии в XVI в.

Полезные сервисы

кальвинистский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. кальвинизм, кальвинист, связанный с ними

2. Свойственный кальвинизму, характерный для него.

Толковый словарь Ушакова

КАЛЬВИНИ́СТСКИЙ, кальвинистская, кальвинистское. прил. к кальвинист.

Энциклопедический словарь

КАЛЬВИНИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Кальвини́зм и Кальвини́ст. К-ая церковь.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к кальвинизм, к кальвинист.

Кальвинистская церковь.

Орфографический словарь

кальвини́стский

Формы слов для слова кальвинистский

кальвини́стский, кальвини́стская, кальвини́стское, кальвини́стские, кальвини́стского, кальвини́стской, кальвини́стских, кальвини́стскому, кальвини́стским, кальвини́стскую, кальвини́стскою, кальвини́стскими, кальвини́стском, кальвини́стск, кальвини́стска, кальвини́стско, кальвини́стски

Морфемно-орфографический словарь

кальвин/и́ст/ск/ий.

Грамматический словарь

кальвини́стский п 3a✕~

Полезные сервисы

кальвинисты

Словарь иностранных слов

Последователи реформатора Кальвина, в 1536 году, требовавшего коренного преобразования церкви.

Полезные сервисы

кальвино

Грамматический словарь

Кальви́но ф. 0

Полезные сервисы

кальвино (calvino) итало

Большой энциклопедический словарь

КАЛЬВИНО (Calvino) Итало (1923-85) - итальянский писатель-неореалист. Участник Движения Сопротивления. Антифашистская повесть "Тропинка к паучьим гнездам" (1947), философско-аллегорическая трилогия "Наши предки" (1952-59); философские романы-притчи, в т. ч. "Если зимней ночью путешественник..." (1979), сатирико-фантастические рассказы. Собрал и обработал народные сказки.

Полезные сервисы

кальвино итало

Энциклопедический словарь

Кальви́но Итало (Calvino) (1923-1985), итальянский писатель-неореалист. Участник Движения Сопротивления. Антифашистская повесть «Тропинка к паучьим гнёздам» (1947), философско-аллегорическая трилогия «Наши предки» (1952-1959); философские романы-притчи, в том числе «Если зимней ночью путешественник...» (1979), сатирико-фантастические рассказы. Собрал и обработал народные сказки.

* * *

КАЛЬВИНО Итало - КАЛЬВИ́НО (Calvino) Итало (1923-1985), итальянский писатель-неореалист. (см. НЕОРЕАЛИЗМ (в философии)) Участник Движения Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ). Антифашистская повесть «Тропинка к паучьим гнездам» (1947), философско-аллегорическая трилогия «Наши предки» (1952-1959); философские романы-притчи, в т. ч. «Если зимней ночью путешественник...» (1979), сатирико-фантастические рассказы. Собрал и обработал народные сказки.

Энциклопедия Кольера

КАЛЬВИНО Итало (Calvino, Italo)

ИТАЛО КАЛЬВИНО

ИТАЛО КАЛЬВИНО

(1923-1985), итальянский писатель, эссеист, выдающийся прозаик своего поколения, один из крупнейших писателей в жанре фантастики. Родился 15 октября 1923 в Сантьяго-де-Лас Вегас (Куба), в семье итальянца-агронома, воспитание получил в Италии. Во время Второй мировой войны вступил в итальянское Сопротивление; в 1945 получил ученую степень по английской литературе в Туринском университете. При поддержке старших друзей, писателей Э.Витторини (1908-1966) и Ч.Павезе (1908-1950), обратился к литературе и в 1947 выпустил первую книгу - Тропа паучьих гнезд (Il sentiero dei nidi di ragno), неореалистическую партизанскую повесть. В 1950-е годы наметился его отход от реализма. Небольшой роман Раздвоенный виконт (Il visconte dimezzato, 1952) представлял собой средневековую фантазию на темы жестокости и политической развращенности. За ним последовали романы Барон на дереве (Il barone rampante, 1957), свободолюбивый герой которого предпочитает жить на дереве, и Несуществующий рыцарь (Il cavaliere inesistente, 1959) - об участнике походов Карла Великого, состоявшем лишь из пустых доспехов. Заинтересовавшись архаическими истоками художественной литературы, Кальвино выпустил под своей редакцией сборник сказок - Итальянские сказки (Fiabe italiane, 1956). Первые опыты в жанре научной фантастики - Космикомические истории (Le cosmicomiche, 1965) и (Ti con zero, 1967) - связаны с его занятиями космологией и биологией. В конце 1960-х годов Кальвино переехал в Париж, где увлекся структурализмом и семантикой. Следы их влияния очевидны в романе Замок скрестившихся судеб (Il castello dei destini incrociati, 1969). Семиотическая теория знаков, символов и кодов прослеживается также в романе Невидимые города (Le citt invisibili, 1972). Когда однажды зимней ночью путник... (Se una notte d'inverno un viaggiatore.., 1979) - роман-пародия на современные литературные стили. В сборник Под ягуаровым солнцем (Sotto il sole giaguaro, опубл. 1986) должны были войти рассказы, посвященные пяти чувствам, но к моменту смерти Кальвино написал лишь про вкус, слух и обоняние. Посмертный сборник из пяти автобиографических эссе Дорога на Сан-Джованни вышел в 1993. Умер Кальвино в Сиене (Италия) 19 сентября 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Кальвино И. Кот и полицейский. (Избранное). М., 1964 Кальвино И. Космикомические истории. М., 1968 Кин Ц.И. Тропа паучьих гнезд; И. Кальвино и Менабо. - В кн.: Кин Ц.И. Миф, реальность, литература. М., 1968 Кальвино И. Тропа паучьих гнезд; Несуществующий рыцарь; Раздвоенный виконт; Барон на дереве: Романы; Облако смога: Повесть; Путь в штаб: Рассказ. М., 1984

Полезные сервисы

кальвис

Энциклопедический словарь

КАЛЬВИС - КА́ЛЬВИС (Калейс), в балтийской мифологии божественный кузнец, выковывающий оружие громовержцу Перкунасу (см. ПЕРКУНАС).

Большой энциклопедический словарь

КАЛЬВИС (Калейс) - в балтийской мифологии божественный кузнец, выковывающий оружие громовержцу Перкунасу.

Сканворды для слова кальвис

- В балтийской мифологии божественный кузнец, выковывающий оружие громовержцу Перкунасу.

Полезные сервисы

кальво

Сканворды для слова кальво

- Книга аргентинского писателя Альфредо Варелы «Хорхе .... Героическая юность».

Полезные сервисы

кальво карлос

Энциклопедический словарь

КАЛЬВО Карлос - КА́ЛЬВО (Calvo) Карлос (1824-1906), аргентинский историк и дипломат. Автор доктрины, согласно которой правительство не отвечает за убытки, причиненные иностранцам в результате внутренних беспорядков и гражданских войн. Выдвинутая в 1868, доктрина Кальво получила развитие в 1902 в «доктрине Драго».

Участвовал в основании Института международного права (1884).

Энциклопедия Кольера

КАЛЬВО Карлос (Calvo, Carlos) (1824-1906), аргентинский историк и дипломат. Родился в Буэнос-Айресе 26 февраля 1824. Известен главным образом как автор доктрины, носящей его имя, в соответствии с которой иностранные граждане должны подавать иски в местные суды, а не в дипломатические представительства своих государств. Согласно этой доктрине, правительство не отвечает за убытки, причиненные иностранцам в результате внутренних беспорядков и гражданских войн. Выдвинутая в 1868, доктрина Кальво получила развитие в 1902 в "доктрине Драго", которая предусматривала исключение из международной практики применение какой-либо державой вооруженной интервенции с целью принудить государство-должника возместить убытки или выплатить долги подданным этой державы. Кальво был послом в Германии, Великобритании и Франции. В 1884 участвовал в основании Института международного права. Выдающимся авторитетом в области международного права стал после выхода в свет капитального труда Теория и практика международного права В Европе и Америке (Derecho internacional terico y prctico de Europa y America, 1863). Другим его монументальным трудом является 15-томное собрание латиноамериканских дипломатических документов, опубликованное в 1862-1867. В период 1864-1875 он опубликовал 5-томные Исторические анналы латиноамериканской Войны за независимость (Annales historiques de la rvolution de l'Amrique latine). Умер Кальво в Париже 4 мая 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Арди М. Двусторонние пакты о военной помощи. М., 1955

Полезные сервисы

кальга

Толковый словарь Даля

КАЛЬГА - ? жен., архан. сумма?

| тамб. синька, синяя краска, которою бабы красят пряжу. Кальга? жен., мн., ниж. ноги? Не в связи ли с калиги, обутки? Кальгать, калькать новг.-белоз. звонить, благовестить, трезвонить, чихвостить.

Полезные сервисы