ж.
1. Быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (обычно у высокого сопрано); орнаментальные пассажи, украшающие мелодию звуками краткой длительности; фиоритура I.
2. Способность, свойство голоса воспроизводить такие пассажи.
ж.
1. Быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (обычно у высокого сопрано); орнаментальные пассажи, украшающие мелодию звуками краткой длительности; фиоритура I.
2. Способность, свойство голоса воспроизводить такие пассажи.
КОЛОРАТУ́РА, колоратуры, мн. нет, жен. (итал. coloratura) (муз.).
1. Украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями.
2. Способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи. У этой певицы хорошая колоратура.
КОЛОРАТУ́РА, -ы, жен. (спец.). Быстрые, технически трудные пассажи 2 в пении.
| прил. колоратурный, -ая, -ое. Колоратурное сопрано.
Колоратура
-ы, ж.
муз. Быстрые, технически трудные виртуозные пассажи в вокальной партии, содержащие ряд звуков мелкой длительности.
Исполнение колоратуры.
Импровизация колоратуры.
Родственные слова:
колорату́рный
Этимология:
От итальянского coloratura ‘окраска’, ‘украшение’ (← лат. coloro ‘крашу’, ‘окрашиваю’).
Энциклопедический комментарий:
Колоратура, как правило, связана с исполнением на один слог нескольких звуков, вплоть до технически трудных, виртуозных пассажей. Применялась в вокальной музыке уже в Средние века. Особенно широко представлена в ариях итальянской оперы XVIII-XIX вв., где подразделялась на "бравурную" (широкие скачки голоса, громкие рулады) и "нежную" (изящные пассажи в негромком звучании). Колоратура частично выписывалась в нотах самим композитором, частично импровизировалась певцами. Нередко превращалась в самоцель, голое виртуозничанье. В то же время многие композиторы с успехом применяли колоратуру как художественное средство (В. А. Моцарт, Дж. Россини, Л. Делиб, Дж. Верди, Р. Штраус, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков). Высокий женский голос, обладающий необходимыми для исполнения колоратуры гибкостью и подвижностью, называют колоратурным сопрано.
КОЛОРАТУ́РА -ы; ж. [итал. coloratura - окраска, украшение] Муз.
1. Виртуозные, технически трудные пассажи и мелодические украшения в вокальной партии.
2. Способность голоса легко исполнять подобные пассажи, рулады. Певица с хорошей колоратурой.
◁ Колорату́рный, -ая, -ое. К. напев. К-ое сопрано (высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения).
* * *
колорату́ра (итал. coloratura, буквально - украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у высокого сопрано).
* * *
КОЛОРАТУРА - КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura, букв. - украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи (см. ПАССАЖ) в пении (чаще у сопрано (см. СОПРАНО) ), содержащие ряд звуков малой длительности.
КОЛОРАТУРА (итал. coloratura - букв. - украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у сопрано), содержащие ряд звуков малой длительности.
-ы, ж. муз.
1. Виртуозные, технически трудные пассажи и мелодические украшения в вокальной партии.
2. Способность голоса легко исполнять подобные пассажи, рулады.
Певица с хорошей колоратурой.
[итал. coloratura]
КОЛОРАТУРА - "раскрашивание" вокальной мелодии быстрыми пассажами, трелями и другими орнаментальными приемами. Колоратура характерна для итальянской оперы 18 и начала 19 вв., когда голос трактовался скорее как музыкальный инструмент, нежели как средство воплощения поэзии или драмы. Колоратурное сопрано - род голоса с очень широким певческим диапазоном, легким звучанием и блестящей техникой; типичные образцы колоратуры - ария Царицы Ночи в Волшебной флейте Моцарта или сцена сумасшествия Лючии в Лючии ди Ламмермур Доницетти.
ЛИТЕРАТУРА
Назаренко И. К., Искусство пения. М., 1968
КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura - украшение, от лат. colorare - украшать) - подвижные, виртуозные пассажи и мелизмы в вок. партии. Истоки К. восходят к ср.-век. практике диминуции - дробления осн. звуков мелодии на несколько более коротких длительностей, а также колорирования - орнаментального распева осн. звуков. К. расцвела в ариях для любого вок. тембра в итал. опере 17-19 вв. и, располагаясь в конце к.-л. раздела, представляла собой множество трелей, пассажей широкого диапазона, больших скачков, изысканно варьировавших прозвучавшую мелодию. Певцы, стремясь продемонстрировать блестящую технику, дополняли выписанные композитором К. собственными, что порой нарушало драматургическую функцию арии. Разновидность К. - фиоритура - относится к приемам мелодич. фигурации и состоит из чередований аккордовых звуков с соседними неаккордовыми. В операх и дивертисментах К. применяли С. И. Давыдов ("Русалка"), К. А. Кавос ("Ополчение, или Любовь к Отечеству"), М. И. Глинка ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"), Н. А. Римский-Корсаков ("Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок"). Уникален Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, в значительной мере построенный на колоратурах. В вок. иск-ве способность легко преодолевать виртуозные трудности исполнения К. наз. "колоратурным голосом". Им обладали А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская и др.
КОЛОРАТУРА (итальянское coloratura, буквально - окраска, раскрашивание), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у высокого сопрано).
колорату́ра, колорату́ры, колорату́р, колорату́ре, колорату́рам, колорату́ру, колорату́рой, колорату́рою, колорату́рами, колорату́рах
См. пение...
- Это украшение вокальных партий было особенно популярно в музыке эпохи барокко.
- Виртуозные пассажи в вокальной партии.
- Виртуозные пассажи в вокальном исполнении.