ж.
1. Главное богослужение в католической церкви.
2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа).
отт. Концертное произведение такого характера.
ж.
1. Главное богослужение в католической церкви.
2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа).
отт. Концертное произведение такого характера.
МЕ́ССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.).
|| Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.).
МЕ́ССА, -ы, жен.
1. В католической церкви: литургия.
2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии.
Месса
-ы, ж.
1) Католическая обедня, главное богослужение католической церкви.
Отслужить утреннюю мессу.
2) Музыкальное многоголосное хоровое произведение на текст этого богослужения.
"Торжественная месса" Бетховена.
Этимология:
Заимствовано из немецкого языка (Messa ‘месса’) в конце XVIII в. Восходит к латинскому missa ‘месса’, ‘обедня’. Богослужение названо по формуле, завершающей обедню: ite, missа est ‘идите (молитва) послана (Богу)’.
Энциклопедический комментарий:
В содержание церковной мессы входит чтение молитв, песнопения в сопровождении органа. Заканчивается месса обрядом причащения. По решению II Ватиканского собора (1962-65 гг.) в мессу был введен ряд новшеств: разрешено проведение месс на национальных языках; принято решение в восстановлении в церкви общей молитвы; с особого разрешения Папы и по постановлению епископов причащаться разрешено и хлебом, и вином; рекомендовано включать в мессу элементы национальной музыки и др.
Песнопения, входившие в мессу в Средние века, были одноголосными. Позднее появились многоголосные обработки песнопений мессы и целые их циклы, написанные на традиционный текст одним композитором. Выдающиеся мессы - месса си минор И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. Бетховена - выходят за рамки культовой музыки и исполняются в концертах.
МЕ́ССА1́, -ы, ж
Богослужение - литургия в католической церкви.
Католическая церковь сохранила древнюю христианскую традицию в литургической практике: брак между двумя католиками заключается во время мессы, между тем как смешанные браки лишены этой привилегии (прот. И.Мейендорф).
МЕ́ССА2́, -ы, ж
Вокально-инструментальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, представляющее собой собрание основных песнопений Римской мессы, состоящее из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров, предназначенное для литургии, исполняемое в сопровождении органа и оркестра.
Я знал, что она [Мария] послала семье погибшего Джиованни крупную сумму денег и заказала по нем в соборе Nostra Dama della Guarda заупокойную мессу (Купр.).
МЕ́ССА -ы; ж. [итал. messa]
1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м.
2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха.
* * *
ме́сса (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe), центральное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поётся (missa solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (missa bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Agnus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых меняется в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (missa brevis, включает части Kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал), с XIV в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С XVI в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В XVII в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В XVIII-XIX вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров («Высокая месса» И. С. Баха, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
* * *
МЕССА - МЕ́ССА [искаженное лат. missa, первоначально, возможно, обозначавшее отпуст (см. ОТПУСТ) (от глагола mitto - отпускать, отсылать), а впоследствии распространившееся на все богослужение], в терминологии западных христиан - Божественная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). В русской литургической терминологии слово «Месса» чаще всего используется для обозначения «Римской Мессы» (Missa Romana) - Божественной Литургии латинского (или римского) обряда (см. ОБРЯД).
Чинопоследование Римской Мессы сложилось в первые века нашей эры в Римской Церкви и получило распространение в некоторых других Италийских Церквах. Закрепление ее основной формы традиционно связывается с именем папы Григория I Великого (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ). В раннее средневековье заимствуется рядом других регионов Западной Европы, в частности, Франкским королевством, а позже - Священной Римской империей, где претерпела некоторые изменения. Совершалась исключительно на латинском языке. С 11 в. стала фактически единственным чинопоследованием Литургии на Западе (исключения составили незначительные «островки», сохранявшие другие литургические обряды: мозарабский, амвросианский и др.).
Римская Месса была в некоторой степени реформирована на Тридентском соборе (см. ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР), и в 1570 папой Пием V (см. ПИЙ V) были кодифицированы правила ее служения и текст. Этот чин Мессы, именуемый «тридентским», просуществовал в Католической Церкви до 1960-х гг., когда по инициативе 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ)он подвергся очередной существенной реформе. Тридентский чин Мессы сохраняется ныне у католиков-традиционалистов. Римская Месса была сохранена, хотя и с заметными изменениями, в Англиканской Церкви и в некоторых других общинах, возникших на Западе в результате Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ).
Структура Римской Мессы в целом сходна со структурой всех Божественных Литургий. Две ее основные части - Литургия Слова (Liturgia verbi: соответствует Литургии оглашенных в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД)) и Евхаристическая Литургия (Liturgia eucharistica: соответствует Литургии верных); Приношение даров (соответствует Проскомидии (см. ПРОСКОМИДИЯ)) является составляющей частью Евхаристической Литургии и не отделено от нее, как во многих восточных обрядах. Литургия Слова и Евхаристическая Литургия вместе взятые обрамлены Начальными обрядами и Заключительными обрядами.
Начальные обряды
Вход служащего духовенства в пресвитерий (алтарную часть храма); входные молитвы, основу которых составляет псалом 42; обряд покаяния (см. ПОКАЯНИЕ)(исповедание своей греховности сперва священником, потом молящимися, с молитвой о снисхождении Божием и прощении); пение (или чтение, если Месса без пения) изменяемого в зависимости от дня церковного календаря или случая, по которому Месса совершается, входного песнопения (Introitus; в реформированной Мессе называется Cantus/Antiphona ad Introitum), после которого поется короткая литания (см. ЛИТАНИЯ) «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»); в воскресные и праздничные дни, за исключением периодов подготовительных перед Рождеством (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО)и Пасхой (см. ПАСХА христианская), поется гимн «Gloria» («Слава в вышних Богу»); читается изменяемая вступительная молитва ([Oratio] Collecta).
Литургия Слова
Читается Апостол (см. АПОСТОЛ) (Epistola - буквально «послание»), затем поется градуал (см. ГРАДУАЛ), к которому в отдельных случаях могут добавляться другие песнопения (тракт, секвенция (см. СЕКВЕНЦИЯ), аллилуия (см. АЛЛИЛУЙЯ)); читается Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)); после него может следовать проповедь. В воскресные и праздничные дни поется или читается «Credo» («Верую»: Никео-Константинопольский Символ веры (см. СИМВОЛ ВЕРЫ)).
Начало Евхаристической Литургии
Приношение даров, или Офферторий (Offertorium). Звучит изменяемое песнопение на Предложение даров - Офферторий. Может быть совершено каждение предложенных даров со словами псалма 140. Священнослужители подготавливают Хлеб и Вино для пресуществления. Священник омывает руки (со словами псалма 25) в знак требования нравственной чистоты. После нескольких молитв над предложенными дарами, и призыва верных к усиленному молению о том, чтобы евхаристическая жертва была благоугодна Богу, следует изменяемая Тайная молитва ([Oratio] Secreta; в соответствии с практикой, установившейся с 8 в., с этого момента большая часть молитв прочитывается священником тайно; в реформированной Мессе читается во всеуслышание и называется «Молитвой над дарами»[Super oblata]).
Евхаристический канон
Центральная часть Евхаристической Литургии - Евхаристический канон [Canon Missae] (Анафора (см. АНАФОРА); в реформированной Мессе называется «Евхаристической молитвой» [Prex eucharistica]). В римском обряде со времен святого Григория I Великого до 1969 в качестве Евхаристической молитвы использовался только т. н. «Римский канон» (Canon Romanus), который в основном сложился уже в 4 в., но канонически фиксированную форму принял на Тридентском соборе. Римский канон является анафорой Александрийского типа, близкой по структуре некоторым анафорам, используемым в Коптской и Эфиопской Церквах.
Римский канон открывается префацией (единственная часть анафоры, произносимая во всеуслышание; использовалось более 10 префаций, в зависимости от дня или цели совершения Мессы, хотя прежде их существовало значительно больше), которая выражает благодарение Богу Отцу за спасение во Христе (подчеркивая особую связь с празднуемым событием) и завершается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят» («Sanctus»). Затем следует прошение принять и благословить дары (1-й эпиклесис), как приношение, совершаемое прежде всего о Церкви. Это прошение дополняется молитва о Церкви, об иерархии, обо всех предстоящих людях и о тех, за кого они эту жертву приносят. Констатируется единство Церкви небесной и земной; при этом воздается честь Богоматери, апостолам и древним святым, чтившимся в Римской Церкви. Следует повторная просьба принять приношение и еще одно моление о том, чтобы приношение было принято, исполнено благословения Божия (2-й эпиклесис) и стало Телом и Кровью Христа.
Далее идет повествование об установлении Евхаристии, содержащее установительные слова Иисуса Христа над хлебом и чашей. К словам над чашей добавляются слова: «Тайна веры» (имеется в виду Новый Завет-Союз, заключенный Богом с людьми на Тайной Вечере, ставший брачным союзом Христа и Его Невесты - Церкви, который апостол Павел в Послании к Ефесянам [5:32] называет «великой тайной»). Установительные слова продолжает анамнесис (констатация того, что евхаристическое приношение совершается в воспоминание спасительных страданий Христа, Его смерти, воскресения и вознесения), который переходит в свидетельство о приношении непорочной Жертвы от Божиих даров и даяний. Это дополняется прошением о том, чтобы Жертва была вознесена ангелом на небесный престол Божий, от которого, через причастие, участники нынешней литургии воспримут ниспосланную им благодать (3-й эпиклесис).
После этого совершается поминовение усопших и святых - Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель), Стефана и других святых, особенно мучеников и мучениц, с древности чтимых в Римской Церкви, дополняемое словами о верховном посредничестве Христа, через Которого совершается наша молитва и литургия, в действии Которого Бог все созидает, освящает, животворит, благословляет и дарует нам все благое. Канон завершающее славословием, прославляющим в Троице единого Бога.
Причащение
Последняя часть Евхаристической Литургии - обряд причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ). Открывается Молитвой Господней («Отче наш»), за которой следует прошение о мире, приветствие мира, преломление освященного Хлеба и соединение евхаристических видов (подробнее см. в статье Литургия Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)). Поется короткая литания «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Затем происходит собственно причащение духовенства и народа, после чего священник очищает священные сосуды и поется изменяемое причастное песнопение (Communio; в реформированной Мессе называется [Antiphona ad Communionem]), за которым следует изменяемая благодарственная молитва после причащения (Postcommunio; в реформированной Мессе называется [Oratio post Communionem]). Обряд причащения завершается меняющейся в зависимости от дня церковного года молитвой после причащения.
Заключительные обряды
Отпуст, за которым может следовать заключительное благословение священника, а также чтение заключительного Евангелия (как правило, начало Евангелия от Иоанна).
Реформа Мессы
Предпринятая после 2-го Ватиканского собора реформа Мессы имела основной целью сделать Евхаристию подлинным центром жизни народа Божия, открыть возможности для более активного и сознательного участия в ней, вернуть Божественной литургии ее воспитательную функцию. Важнейшим шагом на этом пути было введение в литургический обиход современных национальных языков. Увеличена роль литургии слова. В реформированной мессе Евангелие предваряется одним или двумя (в воскресные и праздничные дни) чтениями из внеевангельских книг Ветхого и Нового Заветов (см. в статье Лекционарий (см. ЛЕКЦИОНАРИЙ)); после первого чтения звучит ответный псалом (Psalmus responsorius), строфы которого перемежаются рефреном, повторяемым всеми участниками мессы. Важное место уделяется проповеди, которая желательна в будничные дни и обязательна в воскресные и праздничные. В завершающей части литургии слова возрожден древний обычай всеобщей молитвы, или молитвы верных (Oratio universalis, seu Oratio fidelium), - серии молитвенных прошений о нуждах Церкви и всего мира, а также, иногда, отдельных лиц или групп людей. Приношение даров заметно упрощено: священнические молитвы заменены более краткими, восходящими к раннехристианским временам. В ряде общин возрожден древний обычай приношения даров народом (священник принимает хлеб и вино из рук прихожан; к алтарю подносятся также и другие плоды земли или дары верующих храму), иногда торжественной процессией. Все важнейшие молитвы, требующие осмысленного участия верных, включая Евхаристическую молитву, читаются во всеуслышание.
Помимо Римского канона (в который внесены незначительные изменения; он получает название «I Евхаристической молитвы»), первоначально были введены еще три Евхаристические молитвы (священник выбирает, какую из них служить, по собственному усмотрению): II - основывается на Анафоре из «Апостольского предания», приписываемого святому Ипполиту Римскому (см. ИППОЛИТ Римский (ум. 258)); III - творение современных литургистов; IV - адаптация Александрийской редакции Анафоры Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий). Впоследствии были добавлены несколько Евхаристических молитв для особых ситуаций: т. н. «V Евхаристическая молитва» (на случаи важных ассамблей Церкви), 2 Евхаристические молитвы о примирении и 3 Евхаристические молитвы мессы для детей. (Новые Евхаристические молитвы продолжают создаваться в некоторых движениях Католической Церкви, однако далеко не все подобные тексты утверждены церковными властями). Кроме того, введено дополнительно более 70 префаций на разные дни и периоды календаря и т. п. (часть из них - забытые древние тексты, другие созданы в нынешнее время). Добавлен анамнесис, произносимый после установительных слов всем народом. Все Евхаристические молитвы, кроме I, содержат эпиклесис в смысле призывания Святого Духа. Стало допускаться причащение мирян под двумя видами. Значительно упрощены сложные и малопонятные тексты ряда мест Мессы, сокращены дублирующиеся тексты. Упрощены начальные и заключительные обряды (не читается заключительное Евангелие). Разрешается импровизация текста в ряде мест, целый ряд молитв и песнопений допускает большое количество вариантов.
«Мессой» называется также музыкальный жанр, представляющий собой собрание основных песнопений Римской Мессы. Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал (см. ХОРАЛ)), с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (см. А КАПЕЛЛА)(Гильом де Машо (см. ГИЛЬОМ ДЕ МАШО), Жоскен Депре (см. ЖОСКЕН ДЕПРЕ), О. Лассо (см. ЛАССО Орландо), Палестрина (см. ПАЛЕСТРИНА); с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе (см. ОРГАН (музыкальный инструмент)). В 17 в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров («Высокая месса» И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян), «Торжественная месса» Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), мессы В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц)).
Издания текста:
Тридентский чин: Missale Romanum ex Decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum [S.] Pii V Pontificis Maximi jussu editum. (С 1570 переиздавался неоднократно).
Реформированный чин: Missale Romanum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli Pp. VI promulgatum. Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1979; Editio typica altera, 1975.
Русский перевод тридентского чина см. в книге: Господу помолимся. Молитвенник для католиков латинского обряда. Рим, 1949.
Переводы реформированного чина мессы на русский язык предпринимались неоднократно; официально утвержденный церковными властями текст см. в книге: К Тебе взываю. Молитвенник для католиков латинского обряда. М., 1994.
МЕССА (позднелат. missa - итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Angus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых менятся в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (месса brevis, включает части kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианское пение (хорал), с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В 17 в. в склад музыки мессы проникает гомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
-ы, ж.
Католическая обедня.
Кончилась месса, из дверей церкви на широкие ступени лестницы пестрой лавою течет толпа. М. Горький, Сказки об Италии.
||
Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения, обычно с сопровождением органа и оркестра.
Месса Листа. Месса Баха.
[итал. messa]
МЕССА - центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета..." (Мф 26:26-28), а после еды: "сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви. Теологический смысл мессы. Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются. Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо - священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, - принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву. Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.
(См. также ЕВХАРИСТИЯ).
СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ
В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения. Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962-1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гстий (лат. hostia - жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды. В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут. В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи - на Вознесение, 15 августа - на Успение Девы Марии, 1 ноября - в праздник Всех Святых и др.). Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo ("мессу для народа") без приношений.
Виды мессы. Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На "высокой" мессе молитвы распеваются, на "низкой" - читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой. Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон - реквиемом.
Порядок совершения мессы. Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).
Литургия слова. Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами "Господь с вами", община отвечает: "И со духом твоим", Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо ("Верую"), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений. Евхаристия состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары - хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре. Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню ("Отче наш"), за ней следует молитва "Агнус деи" ("Агнец Божий"). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est - "Идите, (собрание) отпущено", отсюда и название "месса") и дает заключительное благословение.
Ординарий и проприй. Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него. II Ватиканский собор 4 декабря 1963 принял конституцию "О богослужении", которая обозначила начало глубокого обновления или реформирования церковного богослужения. В отношении мессы была поставлена цель сделать службу более понятной и вовлекать верующих в полное и деятельное участие в богослужении. Так, стало возможным развернуть алтарь, чтобы священник оказывался лицом к общине; было разрешено заменять традиционный латинский язык в текстах мессы на местные языки. Сама месса стала короче, не утратив основной формы и структуры.
Евхаристические обряды в других церквах. Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей - проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части - чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей - евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
МУЗЫКА
Музыка - важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15-17 вв., писавших мессы - Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции "О богослужении" подчеркнул, что "церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами". Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910 Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
МЕ́ССА (итал. messa, от позднелат. Missa, от лат. motto - посылаю, отпускаю) - циклич. вокальное или вок.-инструментальное произв. на тексты из одноименного центр. обряда суточного богослужения в католич. церкви. В православном богослужении М. соответствует Литургия, обедня. Текст М. - латинский, обычно поется, иногда читается или речитируется. М. состоит из постоянно присутствующих песнопений (ординарий) и меняющихся по праздникам и воскресеньям в течение года (проприй). Ординарные части М. - Kyrie eleison ("Господи, помилуй"), Gloria ("Слава"), Credo ("Верую"), Sanctus ("Свят"), Benedictus ("Благословен"), Agnus Dei ("Агнец Божий"). В немецкой протестантской церкви принята краткая М., только с двумя первыми частями ординария. С 14 в. установилась традиция хоровой многоголосной М. (Г. де Машо). В 16 в. хоровые партии иногда дублировались инструментами, нек-рые разделы исполнялись только органом. С 17 в. М. сближалась с оперой: хоровые эпизоды стали чередоваться с сольными, важную роль стал играть оркестр (И. С. Бах). В 20 в. М. сочиняли и рус. композиторы: А. Т. Гречанинов (5 М., в том числе "Вселенская экуменическая", "Праздничная", "И на Земле - мир"), И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, Ю. А. Фалик. А. Г. Шнитке принадлежит уник. симфония-М. (Симфония № 2 "Сан-Флориан" для солистов, камерного хора и симфонич. оркестра содержит все части М.).
Лит.: Холопов Ю. Н. Месса // Григорианский хорал. М., 1997.
МЕССА (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa - низкая месса). Основные разделы мессы (ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie [eleison] (Господи, помилуй), Gloria [in excelsic Deo] (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Agnus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которых меняется в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткая месса (месса brevis, включает части Kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианский хорал, с 14 в. хоровое полифоническое многоголосие а капелла (Г. де Машо, Жоскен Депре, О. Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария). С 16 в. в протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В 17 в. в музыку мессы проникает гомофония. В 18 - 19 вв. месса состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И.С. Баха, "Торжественная месса" Л. Бетховена, мессы В.А. Моцарта, Ф. Шуберта).
месса - часть католич. богослужения (когда священник причащается, а дьякон обращается к прихожанам: ite, missa est (идите собрание распускается), и собравшиеся расходились. Так как во время церковного празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нем.) означало и - ярмарка: отсюда Kirchmesse - церковная ярмарка - кирмаш
По другим: Месса (Messe) - missa (предлагаемая жертва) - наша просф(и)ора - hostia oblata - προσφορά - приношение, дар.
См. кирмаш.
сущ., кол-во синонимов: 8
См. богослужение, священнодействие...
МЕССА ы, ж. messe f. <лат. missa.
1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное "Réveillon". Ю. Безродная Золотое дно. // ВЕ 1907 3 35. || расш. Церковная служба. Святую мессу должно отправлять на всех кораблях по вся воскресения и праздники. УВМ 109. Москва лишилась в нем приятного человека и дома приятного; он всякий день принимал, а по Воскресеньям у него, точно как у твоего князя, messe et cercle, и хозяин был всегда вежлив и одинаков со всеми без разбора. 1832. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1902 1 286. ♦ Messe basse. Месса без пения. Вчера утром он <епископ> служил в свободной каюте une messe basse, на которую я случайно попал. 20. 4. 1891. П. Чайковский. // Сидельников 25 дней 30. Ср. Месса немая. 24 декабря. Утром был на немой мессе. А. Н. Бенуа Дн. 1905 г. // НН 2001 58 123. Messe haute. Торжественная обедня у католиков. Как только воскресенье, так старичье ползет с утра по церквам и во время всяких messes hautes .. и не знаю чего еще, слушает проповеди. 30. 8. 1875. Стасов - В. А. Стасовой.
2. Многоголосное хоровое произведение на текст литургии, обычно с сопровождением органа или оркестра. БАС-1. Вчерась слушал я целую мессу в католицкой церкви, и Порри пел. Письма писат. 18 в. 352.♦ Messe solennelle. Духовный концерт для церковных празднеств. То ли дело католические .. messes solennelle, requiem'ы и вся церковная музыка - там фантазия свободна. 14. 8. 1878. Мекк - П. И. Чайковскому. - Лекс. Ян. 1804: месса, мисса; Даль-3: ме/сса, ме/са, ми/са; Уш. 1938: ме/сса; Сл. 18: месса 1715.
МЕССА (лат. missa - отпущение). 1) римско-католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии.
- Божественная литургия, которой стоит Париж.
- Католическая обедня.
- Католическое богослужение.
- Богослужение в католической церкви.
- Пьеса словацкого писателя Петера Карваша «Полуночная ...».
- Религиозное песнопение.
МЕССАДЖЕРО - «МЕССАДЖЕ́РО» («Il Messaggero»), итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну «Монт-эдисон». Основана в 1878, Рим.
-----------------------------------
«Мессадже́ро» («Il Messaggero»), итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну «Монтэдисон». Основана в 1878, Рим.
"МЕССАДЖЕРО" ("Il Messaggero") - итальянская ежедневная газета. Принадлежит концерну "Монт-эдисон". Основана в 1878, Рим.
МЕССАЖ а, м. message m., англ. Послание. Прилагаю вчерашния нижней камеры вотты, в которых ваше имп. величество изволит усмотреть королевский месаж о биле кредита. Кантемир Рел. 2 39. // Сл. 18 4 103. Поль Готье придумал фасон <футболки> с полосочками, дом Moshiro - с рисунком и "мессажем" (о которых весь мир забыл с начала восьмидесятых). Домовой 1995 7-8 108. Эти неувязки <в книге> - некий знак, message, письмо в бутылке? Звезда 1995 2 181. Авторы его <искусство> обычно не чувствуют глубочайшего противоречия между формами, которые они используют, и содержанием (message) своих созданий. О. Седакова - В. Полухина. // НЛО 1996 17 345. Но ощущение пророческого знания сильнее логики, и Голдинг, похоже, впрямь рассчитывал на действенность своего message'а. НМ 1997 10 214. Простите невольный каламбур, - это еще и "месседж", или по-французски "мессаж", послание человечеству, напоминание об угрозе СПИДа. ЛГ 29. 4. 1998.
МЕССАЖЕ Шарль - Мессаже́ Шарль, см. Вильдрака Шарль (см. ВИЛЬДРАК Шарль)
МЕССАЖЕР а, м. messager m. Вестник. Курганов 1769. Посланец, вестник, разнощик, развощик писем. Ян. 1804. В пролете против трибуны сидит старый, как камни, человек. Он обмотан очень широким трехцветным шарфом; это и есть тот старый messager, который уже в начале революции исполнял эту должность и с тех пор в этом звании присутствовал при всех событиях мировой истории, начиная с первого Национального собрания и кончая juste milieu. Гейне Проза 30-х гг. // Г. 6-4 41. Все музыканты являются в Европе пленниками своих "мессажеров" или антрепренеров. Л. Сабанеев Музыкальный закат Европы. // НМ 1927 1 218.
ж.
Валерия Мессалина - жена римского императора Клавдия (I в. н.э.), имевшая репутацию распутной и изощренно развратной женщины.
МЕССАЛИ́НА (Мессалина), (М прописное), Мессалины, жен. (книжн.). Распутная, развратная женщина привилегированного класса. (По имени жены римского императора Клавдия, известной распутством и жестокостью.)
МЕССАЛИ́НА -ы; ж. Книжн. О красивой развратной женщине. Местная м. ● По имени Мессалины, жены римского императора Клавдия (1 в. н.э.), известной своей развратностью и жестокостью.
* * *
МЕССАЛИНА - МЕССАЛИ́НА (Валерия Мессалина) (Valeria Messalina) (18 н. э. - 48 н. э.), дочь римского консула Марка Валерия Мессалы Барбата и Домиции Лепиды, третья супруга римского императора Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)).
Ее отец был сыном Марка Валерия Мессалы Мессалина и Клавдии Марцеллы младшей, дочери Гая Клавдия Марцеллы и Октавии (сестра Октавиана Августа (см. АВГУСТ (император))), ее мать также была внучкой Марка Антония (см. МАРК АНТОНИЙ) и Октавии, таким образом, ее родители были двоюродными сестрой и братом.
Будучи двоюродной правнучкой Августа, Мессалина была очень близка к династии Юлиев-Клавдиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ), и играла большое значение при дворе Калигулы. В 38 н. э., по настоянию Калигулы (см. КАЛИГУЛА) вышла замуж за будущего императора Клавдия (при этом ей было 20 лет, а Клавдию - 48). Мессалина родила Клавдию двое детей: Британника (41-55) и Октавию (40-62), которая затем вышла замуж за своего сводного брата императора Нерона (см. НЕРОН). В 48 Мессалина вместе с Гаем Силием организовала заговор против своего мужа Клавдия. Заговор был раскрыт советником Клавдия Нарциссом, а Мессалина, Силий и другие заговорщики были казнены. Римские историки характеризовали Мессалина как жестокую и распутную интриганку, ей удавалось легко манипулировать своим мужем Клавдием, исполнявшем любые ее прихоти. Также она известна как любительница придворных пиршеств и развлечений.
Ее жизнь подробно описана у Диона Кассия (см. ДИОН КАССИЙ) (Римская история, книги 60-61), а также у Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший), Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл), Тацита (см. ТАЦИТ), Плутарха (см. ПЛУТАРХ).
-ы, ж. книжн.
Развратная женщина.
[По имени Мессалины, жены римского императора Клавдия (1 в. н. э.), развратной и жестокой женщины]
МЕССАЛИНА (Messalina) Валерия, жена (третья) римского императора Клавдия, от которого имела сына и дочь. Женщина крайней безнравственности, Мессалина в 48 нашей эры открыто праздновала свою свадьбу с любовником, намереваясь возвести его на трон. Окружение Клавдия склонило императора, опасавшегося потерять трон, умертвить ее.
мессалина (иноск.) - о бесстыдных, распутных женщинах
Ср. "Любить"?.. Может быть, нам некого скорей любить!.. Чиновниц, и день и ночь мечтающих о шляпках? иль этих Мессалин сластолюбивых? Кого ж? кого, по-вашему, я должен полюбить?
Лесков. Островитяне. 8.
Ср. В скромных сферах (между женщинами) несравненно более неподдельного, натурального, молодого и свежего, искреннего и правдивого, чем в бельэтажах, где наполовину, если не более, все - подделка, фальшь, косметики и вата, а затем - расчет, притворство, лицемерие и ложь, а порою и постыднейшая разнузданность современных Мессалин...
Н. Макаров. Исповедь. 4, 3.
Messalina († 48) - жена римского императора, прославившаяся распутством.
См. сфера.
См. фальшь.
Из римской истории. Мессалина (ок. 25 - 48 н. э.) - третья жена римского императора Клавдия (10 до н. э. - 54 н. э.), дочь патриция Валерия Мессалы Барбата, прославившаяся своим распутством и бесстыдством. Женой 44-летнего Клавдия стала в 14 лет. Уже будучи императрицей, бывала в одном из публичных домов Рима - под именем Лисиски и в парике из светлых волос. Тот, кто отказывал ей или узнавал ее, расплачивался за это жизнью. В возрасте 23-х лет была казнена Клавдием, который решил таким образом положить конец своему позору.
Имя нарицательное для распутной, циничной женщины.
сущ., кол-во синонимов: 8
беспутница (22)
блудница (21)
потаскунья (42)
потаскуха (46)
потаскушка (42)
развратница (51)
распутница (44)
шлюха (45)
см. развратница
МЕССАЛИНА ы, ж. messaline <лат. Messalina, от имени жены римского имп. Клавдия, известной своим распутством. Распутная женщина. От своей сексуальной на один фронтов деятельности он сберег откровенные письма легкомысленных мессалин почтенного возраста. В. Немирович-Данченко Мол. человек на хорошей дороге. // Лепта 1992 5 104. - Лекс. Толль 1864: Мессалина; Уш. 1938: мессали/на.
Валерия, первая жена римск. императора Клавдия; известна своим развратом и жестокостью. Имя её стало нарицательным.
- Третья жена Клавдия.
- Эта третья жена римского императора Клавдия была казнена не за чудовищное распутство, а за провалившийся заговор против мужа.
- Её имя стало нарицательным для женщин, занимающих высокое положение и отличающихся развратным поведением.
- Распутная женщина.
Мессалина старшая
(ок. 25-48)
Жена императора Клавдия, мать Октавии и Британика. Мессалина была скандально известна своим распутством, в чем ее справедливо упрекает Тацит. Чтобы провозгласить императором своего любовника Гая Силия, Мессалина без ведома Клавдия официально оформила с ним брак. Когда заговор был раскрыт, Мессалина по приказу Клавдия была казнена.
Месса́пы (мессапии), древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с острова Крит в X-IX вв. до н. э.
* * *
МЕССАПЫ - МЕССА́ПЫ (мессапии), древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с о. Крит в 10-9 вв. до н. э.
МЕССАПЫ (мессапии) - древнее племя, расселившееся на юге Италии; видимо, переселились с о. Крит в 10-9 вв. до н. э.
МЕССБАУЭР (Mossbauer) Рудольф Людвиг (р. 1929) - немецкий физик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1982). Труды по ядерной физике, физике твердого тела. Открыл эффект, названный его именем. Нобелевская премия (1961). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1985).
Мёссбауэр Рудольф Людвиг (MÖßbauer) (р. 1929), немецкий физик, иностранный член РАН (1982). Труды по ядерной физике, физике твердого тела. Открыл эффект, названный его именем. Нобелевская премия (1961).
* * *
МЕССБАУЭР Рудольф Людвиг - МЕССБА́УЭР (Mossbauer) Рудольф Людвиг (р. 1929), немецкий физик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1982). Труды по ядерной физике, физике твердого тела. Открыл эффект, названный его именем. Нобелевская премия (1961). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1985).
МЕССБАУЭР Рудольф Людвиг (Mossbauer, Rudolf Ludwig)
(р. 1929), немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1961 за открытие явления резонансного поглощения g-квантов атомными ядрами твердого тела, не сопровождающегося изменением внутренней энергии тела (поглощение без отдачи; эффект Мессбауэра). Родился 31 января 1929 в Мюнхене. Окончил Высшее техническое училище в Мюнхене (1955), там же в 1958 защитил докторскую диссертацию. В 1955-1957 работал в Институте М.Планка в Гейдельберге, в 1958-1960 - в Высшем техническом училище в Мюнхене, в 1960-1964 - в Калифорнийском технологическом институте. В 1964-1972 - профессор Технического университета в Мюнхене, с 1972 - директор Института Макса Лауэ - П. Ланжевена в Гренобле. Работы Мессбауэра относятся к g-спектроскопии, ядерной физике, физике твердого тела. Открытый Мессбауэром эффект широко применяется при измерении магнитного поля ядер, изучении магнитных свойств вещества, сверхтонких взаимодействий.
ЛИТЕРАТУРА
Мессбауэр Р. Резонансное ядерное поглощение g-квантов в твердых телах без отдачи. - Успехи физических наук, т. 72, 1960 Мессбауэр Р. Резонансная спектроскопия g-излучения. М., 1970
Мёссба́уэра эффе́кт (ядерный гамма-резонанс, ЯГР), испускание и поглощение γ-квантов атомными ядрами в твердом теле, обусловленные ядерными переходами, не сопровождающимися изменением колебательной энергии тела. Наблюдается при малой энергии γ-квантов. Открыт Р. Л. Мёссбауэром в 1958. Спектр ЯГР даёт сведения о структуре вещества, в котором ядра поглощают γ-кванты. Мёссбауэра эффект используется в физике (исследование структуры твердых тел), химии, биологии и др.
* * *
МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ - МЕССБА́УЭРА ЭФФЕ́КТ испускание или поглощение g-квантов атомными ядрами в твердом теле, обусловленное ядерными переходами, не сопровождающееся изменением колебательной энергии тела, то есть испусканием или поглощением фононов (см. ФОНОН), без отдачи. Наблюдается, когда источник и поглотитель g-излучения - твердые тела, а энергия g-квантов невелика (МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ 150 кэв). Иногда эффект Мессбауэра называется резонансным поглощением без отдачи, или ядерным гамма-резонансом (ЯГР). Открыт Р. Мессбауэром (см. МЕССБАУЭР Рудольф Людвиг) в 1958 г.
Таким ядерным переходам соответствуют линии испускания и поглощения g-лучей, обладающие естественной шириной Г = h/t, где t - среднее время жизни возбужденного состояния ядра, участвующего в g-переходе, и энергией Ео, равной энергии перехода. Явление ядерного g-резонанса на атомных ядрах заключается в резком возрастании вероятности поглощения или рассеяния g-квантов с энергией, соответствующей возбуждению ядерных переходов.
Ядра атомов, составляющих кристаллическую решетку, при определенных условиях могут излучать g-кванты с энергией, равной энергии ядерного перехода из возбужденного состояние в основное, без потери энергии на отдачу и без передачи энергии колебаниям решетки. При облучении вещества g-квантами наряду с обычными процессами взаимодействия возможно резонансное поглощение g-квантов ядрами, при котором g-квант исчезает, а ядро возбуждается, то есть переходит в состояние с большей внутренней энергией. При испускании или поглощении ядром g-кванта система, содержащая это ядро, приобретает импульс отдачи p = Ео /c, где Ео - энергия g-кванта, соответствующая данному квантовому переходу. Этому импульсу отдачи отвечает энергия ?Е = p2/2М, где М - масса системы. При этом энергия, переданная ядру, называемая энергией отдачи, будет обратно пропорциональна массе ядра-излучателя или ядра поглотителя. В случае передачи части энергии g-кванта только ядру, в силу закона сохранения импульса, разрушаются резонансные условия.
В отличие от атомной резонансной флуоресценции, при которой потери энергии на отдачу атома пренебрежимо малы, в случае испускания и поглощения ядром свободного атома g-квантов, энергия которых в десятки тысяч раз больше, смещение линий из-за потери на отдачу оказывается намного больше естественной ширины линий, обусловленной квантовой природой процесса излучения. В случае передачи энергии всему кристаллу, когда атом связан в кристаллической решетке, отдачу ядра при излучении и поглощении g-кванта воспринимает кристалл как целое и, вследствие большой массы кристалла, энергия отдачи будет практически равна нулю. В этом случае под массой следует понимать массу всех ядер кристалла, энергия отдачи в этом случае оказывается значительно меньше, чем энергия отдачи отдельного ядра, и уже не препятствует осуществлению резонансных условий. Можно также сказать, что в этом случае при испускании или поглощении g-кванта энергии отдачи недостаточно для разрыва химических связей в кристаллической решетке и поэтому эта энергия становится достоянием всей решетки как целого. А так как суммарная масса ядер кристалла велика по сравнению с массой одного ядра, отдачей в этом случае можно будет пренебречь. Именно такой резонанс и называется ядерным g-резонансом без отдачи (ЯГР) или эффектом Мессбауэра.
Поэтому для достижения резонанса падающий на ядро g-квант должен иметь энергию на величину ?Е большую, чем энергия перехода. В результате отдачи линии испускания и поглощения свободного и неподвижного ядра смещены в разные стороны от Еo на величину 2?Е = Еo2/Мс2 и уширены. Всякий возбужденный уровень, кроме величины резонансной энергии Ep, характеризуется шириной линии ?Е.
Согласно соотношению неопределенности, энергия системы в возбужденном состоянии не может быть измерена точно, а только с неопределенностью, связанной со средней продолжительностью жизни возбужденного состояния
Мессбауэр определил условия (достаточно малая энергия перехода, соответствующая энергии g-кванта и низкая температура по сравнению с дебаевской температурой (см. ДЕБАЯ ТЕМПЕРАТУРА) кристалла), при которых импульс и энергия отдачи, возникающие при испускании (и поглощении) g-кванта, передаются упругим образом всему кристаллу в целом. В этом случае энергия испускаемого и поглощаемого g-кванта, соответствующего данному квантовому переходу, совпадают. В первых опытах Мессбауэр пользовался радиоактивным источником 191Ir, охлажденным до температуры жидкого азота (80К), и доля резонансных g-квантов не превышала нескольких процентов.
Так как вероятность эффекта Мессбауэра сильно зависит от температуры, для его наблюдения часто необходимо охлаждать источник g-квантов и поглотитель до температуры жидкого азота или жидкого гелия, однако для g-переходов очень низких энергий (например, E = 14,4 кэв для g-перехода ядра 57Fe или E = 23,8 кэв для g-перехода ядра 119Sn) эффект Мессбауэра можно наблюдать вплоть до температур, превышающих 1000 °С. При прочих равных условиях вероятность эффекта Мессбауэра тем больше, чем сильнее взаимодействие атомов в твердом теле, то есть чем больше энергия фононов. Поэтому вероятность эффекта Мессбауэра тем выше, чем больше температура Дебая кристалла.
На основе эффекта Мессбауэра разработан и широко применяется метод Мессбауэровской спектроскопии (см. МЕССБАУЭРОВСКАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ). Эффект Мессбауэра позволяет с высокой точностью регистрировать изменения энергий ядерных переходов под влиянием электрических и магнитных полей внутри кристалла. С его помощью было экспериментально доказано, что g-излучение обладает гравитационной массой, и в лабораторных условиях были подтверждены выводы общей теории относительности
Мессбауэра эффект
МЁССБАУЭРА ЭФФЕКТ (ядерный гамма-резонанс), испускание и поглощение g-квантов атомными ядрами в твердом теле, не сопровождающееся изменением колебательной энергии тела (Fe, Sn). Наблюдается при малой энергии g-квантов. Открыт немецким физиком Р.Л. Мессбауэром в 1958. Дает сведения о структуре вещества, поглощающего g-кванты. Эффект Мессбауэра используется в физике (исследование структуры твердых тел), химии, биологии, медицине и др.
МЕССБАУЭРА Эффект (ядерный гамма-резонанс - ЯГР), испускание и поглощение ?-квантов атомными ядрами в твердом теле, обусловленные ядерными переходами, не сопровождающимися изменением колебательной энергии тела. Наблюдается при малой энергии ?-квантов. Открыт Р. Л. Мессбауэром в 1958. Спектр ЯГР дает сведения о структуре вещества, в котором ядра поглощают ?-кванты. Эффект Мессбауэра используется в физике (исследование структуры твердых тел), химии, биологии и др.
МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ - физический процесс, в котором ядра атомов, связанные в твердом теле, испускают и поглощают g-кванты (коротковолновое рентгеновское излучение) без изменения внутренней энергии (т.е. без отдачи). Спектральные линии упругого испускания и поглощения g-лучей чрезвычайно узки (10-5 - 10-10 эВ, относительная ширина 10-10 - 10-15), что позволяет использовать эффект Мессбауэра для измерения малых сдвигов энергии (частоты) g-квантов, вызванных теми или иными воздействиями на ядро. Открытый в 1958 немецким физиком Р.Мессбауэром, эффект основан на известных теоретических принципах, которые Мессбауэр впервые применил к процессам g-излучения. Когда атом кристалла, поглощая или излучая энергию, приобретает небольшой импульс, он обычно претерпевает отдачу, излучая звуковые волны (фононы), и его энергия уменьшается. При испускании g-кванта ядро отдачи движется со скоростью, примерно равной скорости звука в кристалле vзв., и доплеровский сдвиг частоты испускаемого излучения, обусловленный этим движением, составляет примерно vзв./c, где c - скорость света. Это отношение обычно равно МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ10-6. Энергия кванта пропорциональна его частоте, и при вылете из кристалла квант теряет примерно одну миллионную долю своей энергии.
См. также ДОПЛЕРА ЭФФЕКТ. Аналогичная картина наблюдается при поглощении g-кванта. Естественная ширина линии Dn связана со временем жизни возбужденного состояния t соотношением Dn = 1/t. Следовательно, относительная ширина линии равна:
Для долгоживущих возбужденных состояний эта величина составляет 10-10-10-15, так что доплеровский сдвиг может в миллион раз превышать естественную ширину линии. В результате ядро оказывается неспособно поглощать собственное излучение. Спектральные линии испускания и поглощения для неупругих переходов сдвинуты по разные стороны относительно E0 (энергии ядерного перехода при упругом столкновении) и сильно уширены. Можно показать, что при испускании или поглощении ядром g-кванта системе, содержащей это ядро, передается энергия R - E02/2Mc2 (энергия отдачи), где M - масса ядра, c - скорость света. Отсюда следует, что упругий переход имеет заметную вероятность, когда энергия кванта колебаний кристалла превышает энергию отдачи, т.е. когда энергии отдачи недостаточно для генерации фононов. Это условие будет выполняться при такой энергии g-квантов, когда l > xср.кв., где l - длина волны l-излучения, xср.кв. - среднеквадратичное смещение излучающего или поглощающего ядра от положения равновесия. Для возникновения упругих переходов требуется также, чтобы тело было твердым, а его температура - не слишком высокой. Мессбауэровский эффект может наблюдаться на ядрах стабильных изотопов, обладающих возбужденным уровнем, из которого имеется прямой переход в основное состояние, причем энергия перехода достаточно мала (примерное условие R < 0,1 эВ). Этим условиям удовлетворяет МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ80 изотопов, а мессбауэровский эффект наблюдается в 20 из них, в том числе у Fe57, Sn119, Zn67.
Применение эффекта Мессбауэра. Подтверждение принципа эквивалентности. Один из наиболее значимых результатов, полученных благодаря применению эффекта Мессбауэра, состоял в подтверждении эйнштейновского принципа эквивалентности. Согласно этому принципу, лежащему в основе общей теории относительности, физические явления в поле тяготения неотличимы от явлений, наблюдаемых в неинерциальных (движущихся с ускорением) системах отсчета. В частности, поведение тел на Земле не изменится, если вместо ускорения силы тяжести появится ускорение, направленное вверх и равное 9,8 м/с2 (ускорение свободного падения). Предположим, что квант света движется сверху вниз с высоты h над уровнем Земли. Он пройдет это расстояние за время h/c. Если бы все это время Земля двигалась вверх с ускорением g, то скорость кванта составила бы gh/c, и наблюдатель, находящийся на Земле, зарегистрировал бы доплеровское смещение длины волны света в сторону более коротких волн Dn/n = gh/c2 . Согласно принципу эквивалентности, точно такое же смещение должно наблюдаться и в поле тяготения Земли. В эксперименте, поставленном в 1960 в Гарварде Р.Паундом и Г.Ребкой, было зарегистрировано смещение 5*10-15 от энергии g-кванта, испускаемого источником. Полученный результат совпадал с вычисленным теоретически с точностью до погрешности эксперимента, составлявшей 4%.
Измерение магнитных полей в окрестности ядер. Наличие в окрестности ядра магнитного поля приводит к расщеплению энергетических уровней ядра (эффект Зеемана) и как следствие - к расщеплению линий в спектре Мессбауэра. Измеряя величину расщепления, можно определить магнитное поле. Для ядер Fe57 в металлическом железе получено значение напряженности поля 333 кэВ (26,5*10 6 А/м) при 77 К, причем направление поля противоположно направлению намагниченности образца. Причина, по которой локальное поле имеет столь большие отрицательное значение, пока не найдена.
Исследование свойств кристаллов. С помощью эффекта Мессбауэра по сдвигу линий в спектре можно определить неоднородности электрических полей вблизи ядер, обусловленные влиянием кристаллической решетки.
Исследование свойств ядер. Эффект Мессбауэра позволяет измерить магнитный момент ядра, находящегося в возбужденном состоянии, если известен его момент в основном состоянии. Такие данные необходимы для проверки теоретических моделей поведения возбужденных ядер.
Проверка закона сохранения четности. Если бы ядерные взаимодействия не обладали пространственной симметрией, то наблюдалась бы асимметрия в мессбауэровском спектре при зеемановском расщеплении уровней в случае испускания g-квантов параллельно и антипараллельно магнитному полю. Отсутствие такой асимметрии свидетельствует о том, что ядерные взаимодействия в высшей степени симметричны.
См. также
ЛИТЕРАТУРА
Эффект Мессбауэра. М., 1962 Белозерский Г.Н. Мессбауэровская спектроскопия как метод исследования поверхностей. М., 1990
МЕССБАУЭРОВСКАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ - МЕССБА́УЭРОВСКАЯ СПЕКТРОСКОПИ́Я, метод изучения взаимодействия ядра с электрическими и магнитными полями, создаваемый его окружением, основанный на использовании эффекта Мессбауэра (см. МЕССБАУЭРА ЭФФЕКТ).
Эти взаимодействия вызывают сдвиги и расщепления мессбауэровских линий. Энергия таких взаимодействий меньше или равна 10-4эВ. Но сверхтонкая структура мессбауэровской линии наблюдается благодаря малой естественной ширине линии. Идея Мессбауэра заключалась в том, чтобы использовать эффект Доплера (см. ДОПЛЕРА ЭФФЕКТ) и с помощью движения механического источника g-излучения «расстроить» резонанс. В этом случая можно определить ширину линии возбужденного уровня Мессбауэра эффект), пересчитав с помощью формулы Доплера интервал скоростей, при которых наблюдается резонанс, в интервал частот или энергии g-кванта.
Если источник g-излучения движется со скоростью v относительно поглотителя, то энергия g-кванта меняется на величину DЕ= Еоv/с, где Ео - энергия g-перехода. Перемещение со скоростью v в интервале 0,1-1,0 см приводит к смещению линии на величину порядка ее естественной ширины. Измеряя зависимость величины резонансного поглощения от v (спектр мессбауэровского резонансного поглощения), находят то значение скорости, при котором линии испускания и поглощения находятся в точном резонансе, то есть когда поглощение максимально. По величине v определяют смещение DЕ между линиями испускания и поглощения для неподвижных источника и поглотителя. Мессбауэровские спектрометры измеряют зависимость резонансного поглощения g-квантов от скорости источника g-излучения. Максимум поглощения наблюдается, когда сдвиг мессбауэровской линии, вызванный этим взаимодействием, компенсируется доплеровским сдвигом.
Под влиянием внутренних электрических и магнитных полей, действующих на ядра атомов в твердых телах, а также под влиянием внешних факторов (давление, внешние магнитные поля) могут происходить смещения и расщепления уровней энергии ядра, а, следовательно, изменения энергии перехода. Так как величины этих изменений связаны с микроскопической структурой твердых тел, изучение смещения линий испускания и поглощения дает возможность получить информацию о строении твердых тел. В большинстве же случаев в спектрах наблюдаются несколько линий (так называемая сверхтонкая структура), обусловленных взаимодействием атомных ядер с внеядерными электрическими и магнитными полями. Характеристики сверхтонкой структуры зависят как от свойств ядер в основном и возбужденном состояниях, так и от особенностей структуры твердых тел, в состав которых входят излучающие и поглощающие ядра.
Чувствительность формы мессбауэровского спектра к динамическим эффектам используется в мессбауэровской спектроскопии для изучения диффузии атомов, спиновой релаксации, динамических явлений при фазовых переходах. Регистрация вторичных частиц, сопровождающих распад возбужденного состояния ядра после резонансного поглощения g-кванта, позволяет изучать поверхности твердых тел.
Месседж нерелевантен - фраза универсальна при проведении конференций, для того чтобы предотвратить прения и выкрики с мест, а также чтобы впоследствии презентовавшего не осаждала толпа поклонников (см. толпа поклонников) Яркий пример птичьего языка (см. птичий язык). (Словарь бизнес-сленга компании Schwarzkopf Россия)
МЕССЕРЕ́Р Асаф Мих. (1903-92) - артист балета, педагог, белетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще (МТУ) в 1921 (кл. А. Горского). В 1921-53 артист Большого т-ра. Среди его партий: Рауль ("Теолинда"), Франц ("Коппелия"), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Принц ("Щелкунчик"), Классич. танцовщик ("Светлый ручей"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Филипп ("Пламя Парижа"), Шут ("Золушка"), Петрушка ("Петрушка"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"). Мастер классич. танца, чья виртуозность, легкий и невесомый прыжок, выразительная экспрессия позволяли ему с блеском исполнять партии широчайшего диапазона - от традиц. принцев до острогротескных номеров. Как балетмейстер М. осуществил ред. классич. балетов в Моск. хореогр. уч-ще (МХУ), Большом т-ре, т-рах Варшавы, Софии, Будапешта. Его одноактный спектакль "Класс-концерт" (на муз. Д. Шостаковича, 1960, МХУ; 1961, "Балет 20 в."; 1963, Большой т-р и т. д.) - ориг. сценич. демонстрация достижений отеч. исполнительской школы. С годами все яснее значительность М. как педагога-исследователя законов классич. танца. В 1923-60 он преподавал в МТУ/МХУ, с 1946 почти полвека вел класс усовершенствования в Большом т-ре. М. - автор кн. "Уроки классич. танца" (1967) и "Танец. Мысль. Время" (1979, 1990).
А. М. Мессерер в роли принца Зигфрида
Мессере́р Асаф Михайлович (1903-1992), артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Брат С. М. Мессерер. С 1921 в Большом театре. Партии: Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева) и др. Поставил: «Класс-концерт» на музыку Д. Д. Шостаковича, А. К. Глазунова (1962) и др. В 1923-60 преподаватель Московского хореографического училища. С 1946 педагог Большого театра. Государственная премия СССР (1941, 1947).
* * *
МЕССЕРЕР Асаф Михайлович - МЕССЕРЕ́Р Асаф Михайлович (1903-92), российский артист балета, педагог, народный артист СССР (1976). С 1921 в Большом театре. В 1923-60 преподаватель Московского хореографического училища. Государственная премия СССР (1941, 1947).
МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903-92) - российский артист балета, педагог, народный артист СССР (1976). С 1921 в Большом театре. В 1923-60 преподаватель Московского хореографического училища. Государственная премия СССР (1941, 1947).
Мессере́р Борис Асафович (р. 1933), театральный художник, народный художник Российской Федерации (1993), действительный член РАХ (1997). Сын А. М. Мессерера, муж Б. А. Ахмадулиной. Заострённо-зрелищное, построенное на игре линий и силуэтов, иногда гротескное оформление балетов «Подпоручик Киже» С. С. Прокофьева (Большой театр, 1963), «Спартак» А. И. Хачатуряна (Театр оперы и балета им. Спендиарова, Ереван, 1978) и др. С 1990 главный художник МХАТ (ныне МХАТ им. А. П. Чехова).
* * *
МЕССЕРЕР Борис Асафович - МЕССЕРЕ́Р Борис Асафович (р. 15 марта 1933), российский художник, народный художник России (1993), действительный член Академии художеств (1990), лауреат Государственной премии России (1996). Сын артиста балета Асафа Мессерера (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) и актрисы Анели Судакевич.
В 1956 году Борис Мессерер окончил Московский архитектурный институт. В 1960 году он начал работать как театральный художник, оформлял спектакли в московских театрах: театре «Современник», театре имени Вахтангова, театре имени Моссовета, театре имени Маяковского. В 1990-1998 годах Мессесер был главным художником МХАТ им. Чехова. Он оформлял оперные и балетные спектакли, различные выставки, работал художником в кино («Лев Гурыч Синичкин», 1974; «Двенадцать стульев», 1977; «Романовы - венценосная семья», 2000). Его двоюродная сестра - балерина Майя Плисецкая (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна), а жена - поэтесса Белла Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла).
Мессере́р Борис Асафович (р. 1933), театральный художник, народный художник Российской Федерации (1994), действительный член РАХ (1997). Сын А. М. Мессерера, муж Б. А. Ахмадулиной. Заострённо-зрелищное, построенное на игре линий и силуэтов, иногда гротескное оформление балетов «Подпоручик Киже» С. С. Прокофьева (Большой театр, 1963), «Спартак» А. И. Хачатуряна (Театр оперы и балета имени А. А. Спендиарова, Ереван, 1978) и др. С 1990 главный художник МХАТ (ныне МХАТ имени А. П. Чехова).
МЕССЕРЕ́Р Суламифь Мих. (1908-93) - артистка балета, педагог. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1926 (кл. В. Тихомирова), позже совершенствовалась у В. Семенова. В 1926-50 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Суок ("Три толстяка"), Балерина ("Светлый ручей"), Лиза ("Тщетная предосторожность") Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа ("Красный мак"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"). Виртуозная танцовщица, героини к-рой полны энергии и напора, желания и умения преодолеть любые препятствия. В спектаклях и концертах часто выступала со своим братом А. Мессерером. С 1950 занималась пед. деят-ностью сначала в Моск. хореогр. уч-ще, затем за рубежом.
Мессере́р Суламифь Михайловна (р. 1908), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1962). Сестра А. М. Мессерера. В 1926-50 в Большом театре. Партии: Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жанна («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева) и др. Обладала виртуозной техникой и темпераментом, исполняла лирические и драматические партии. С 1960 одновременно с работой в Московском хореографическом училище преподавала в Токийской балетной школе и труппе «Токио-балле». С 1980 в Лондоне, педагог-репетитор театра «Ковент-Гарден» и др.
* * *
МЕССЕРЕР Суламифь Михайловна - МЕССЕРЕ́Р Суламифь Михайловна (27 августа 1908, Москва - 3 июня 2004, Лондон) - российская артистка балета, педагог; лауреат Сталинской премии (1947), народная артистка РСФСР (1962); сестра Асафа Мессерера (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович).
Суламифь Мессерер окончила Московское театральное училище (1926, класс В. Тихомирова (см. ТИХОМИРОВ Василий Дмитриевич)), позже совершенствовалась у В. Семенова. В 1926-1950 годах она была солисткой Большого театра, исполняла партии Суок («Три толстяка»), Балерины («Светлый ручей»), Лизы («Тщетная предосторожность») Жанны («Пламя Парижа», Сталинская премия, 1947), Заремы («Бахчисарайский фонтан»), Тао Хоа («Красный мак»), Авроры («Спящая красавица»), Китри («Дон Кихот»). Виртуозная танцовщица, С.М. Мессерер исполняла роли героинь полных энергии и напора, желания и умения преодолевать любые препятствия. В спектаклях и концертах она часто выступала со своим братом А. Мессерером. Блестящую карьеру балерины сделала ее племянница Майя Плисецкая (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна). С 1950 года Суламифь Михайловна преподавала сначала в Московском хореографическом училище, затем в Токийской балетной школе, в труппе «Токио-балле». В 1980 году С.М. Мессерер эмигрировала в Великобританию, стала педагогом-репетитором театра Ковент-Гарден. Позднее она была награждена орденом Британской империи и получила дворянское звание дамы.
Асаф Мессерер в концертном номере "Футболист".
МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903 - 92), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1921 - 54 в Большом театре. Партии: Филипп ("Пламя Парижа" Б.В. Асафьева, 1947), концертный номер "Футболист" на музыку А.Н. Цфасмана (1930, собственная постановка) и др. Поставил "Спящую красавицу" П.И. Чайковского (1936, совместно с балетмейстером А.И. Чекрыгиным). С 1921 работал как педагог, с 1946 вел класс усовершенствования в Большом театре. Обновил систему хореографического образования.
Мессере́ры, артисты балета, брат и сестра. Асаф Михайлович (1903-1992), артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). В 1921-54 в Большом театре. Партии: Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Петрушка («Петрушка» И. Ф. Стравинского), Филипп («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), концертный номер «Футболист» (на музыку А. Н. Цфасмана) и др. Обладая виртуозным техническим мастерством, значительно обогатил технику мужского танца. Постановки: «Фея кукол» Й. Байера (1925, совместно с Е. И. Долинской), «Спящая красавица» Чайковского (1936, совместно с А. И. Чекрыгиным), «Коппелия» Л. Делиба (1974) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947). Суламифь Михайловна (р. 1908), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1962). В 1926-1950 в Большом театре. В её широком репертуаре роли от лирических и комедийных до драматично-трагедийных: Маша («Щелкунчик» Чайковского), Жанна («Пламя Парижа»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Асафьева). С 1980 преподаёт за рубежом.
МЕССЕРШМИДТ (Messerschmidt) Даниил Готлиб (1685-1735) - исследователь Сибири. По происхождению немец. В 1720-27 по заданию Петра I путешествовал по Сибири (до Забайкалья включительно), собрал сведения о ее природе, истории, экономике и этнографии, первым исследовал Среднесибирское плоскогорье.
Ме́ссершмидт Даниил Готлиб (Messerschmidt) (1685-1735), исследователь Сибири. По происхождению немец. В 1720-27 по заданию Петра I путешествовал по Сибири (до Забайкалья включительно), собрал сведения о её природе, истории, экономике и этнографии, первым исследовал Среднесибирское плоскогорье.
* * *
МЕССЕРШМИДТ Даниил Готлиб - МЕ́ССЕРШМИДТ (Messerschmidt) Даниил Готлиб (1685-1735), исследователь Сибири. По происхождению немец. В 1720-27 по заданию Петра I путешествовал по Сибири (до Забайкалья включительно), собрал сведения о ее природе, истории, экономике и этнографии, первым исследовал Среднесибирское плоскогорье (см. СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ) .
МЕССЕРШМИ́ДТ Даниил Готлиб (1685-1735) - доктор медицины, исследователь Сибири. Род. в Данциге (Гданьске). Окончил ун-т в Галле (1707). В 1716 был приглашен Петром I в Пб., в 1720-27 по его заданию путешествовал по Сибири. М. собрал крупные ботанико-зоол. коллекции (б. ч. их погибла во время пожара в здании АН в 1747). В Сибири М. первым обнаружил вечную мерзлоту. Проводил съемку местности, установил, что изображения рр. Оби, Ангары, Ниж. Тунгуски на прежних картах были далеко не точными. Результатом путешествия было 10-томное "Обозрение Сибири, или Три таблицы простых царств природы", содержащее сведения по ист. этнографии, географии, экономике, флоре и фауне. Рукопись хранится в АН и широко использовалась исследователями.