- Советская актриса, исполнившая роль генеральши Епанчиной в фильме Ивана Пырьева «Идиот».
пашенная вера николаевна
Энциклопедический словарь
Паше́нная Вера Николаевна (1887-1962), актриса, народная артистка СССР (1937). С 1907 в Малом театре. Игре Пашенной свойственны романтическая приподнятость, сила и яркость эмоций при психологическо-бытовой достоверности. Среди ролей: Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Васса («Васса Железнова» М. Горького), Старая хозяйка («Каменное гнездо» X. Вуолийоки). Профессор Театрального училища им. Щепкина (с 1941). Государственная премия СССР (1943), Ленинская премия (1961).
* * *
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна - ПАШЕ́ННАЯ Вера Николаевна [7(19) сентября 1887, Москва - 28 октября 1962, там же], российская актриса, народная артистка СССР (1937).
Родилась в театральной семье, дочь Н. П. Рощина-Инсарова (см. РОЩИН-ИНСАРОВ Николай Петрович), сестра Е. Н. Рощиной-Инсаровой (см. РОЩИНА-ИНСАРОВА Екатерина Николаевна). В 1904 поступила в Московское театральное училище, где ее учителем был А. П. Ленский (см. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович). В 1907 была принята в труппу Малого театра. Среди первых сыгранных ею ролей: Мария Стюарт (одноименная пьеса Ф. Шиллера, 1910), Катерина («Гроза» А.Н. Островского, 1910), Евгения («На бойком месте» Островского, 1915), Анна Павловна («Шутники» Островского), Лиза («Горе от ума» А.С. Грибоедова) (обе в 1917).
С 1918 Пашенная преподавала на драматических курсах при театре. С 1921 работала в Театре Корша, Музыкальной студии МХАТа и др.; в сезон 1922-23 гг. по приглашению К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) участвовала в заграничных гастролях МХАТа. В тот период ее лучшими ролями стали Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Ирина («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого), Лисистрата (комедия Аристофана).
В 1924 вернулась в Малый театр, совместно с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала ее директором. В 1926 сыграла этапную для всего ее творчества роль Любови Яровой в одноименной пьесе К. А. Тренева. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при психологически-бытовой достоверности, великолепное владение русской речью.
С 1933 руководила несколькими курсами в Театральном училище при Малом театре. В 1941 получила титул профессора Театрального училища имени М. С. Щепкина.
Лучшие сценические работы 50-х гг.: Васса ЖеېՐאݐސҐР(одноименная пьеса М. Горького, 1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза» Островского, также режиссер совместно с М. Н. Гладковым, 1962).
Помимо работы в театре, Пашенная также снялась в кинофильмах: «Бесприданница» (1912, Лариса), «Гроза» (1912, Катерина), «Тайна дома №5» (1912, куртизанка Эльза), «Поликушка» (1919, Акулина), «Хромой барин» (1920, Катенька Мордвинская), «Горе от ума» (1952, Хлёстова), «Волки и овцы» (1952, Мурзавецкая), «Васса Железнова» (1953, Васса), «Повесть о молодоженах» (1959, Ольга Николаевна).
Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. На доме, где в 1924-62 гг. жила Пашенная (Газетный переулок, в 1920-93 улица Огарева, 1/12), - мемориальная доска.
Большой энциклопедический словарь
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (1887-1962) - российская актриса, народная артистка СССР (1937). Дочь Н. П. Рощина-Инсарова, сестра Е. Н. Рощиной-Инсаровой. С 1907 в Малом театре. Среди ролей: Любовь Яровая ("Любовь Яровая" К. А. Тренева), Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Старая хозяйка ("Каменное гнездо" Х. Вуолийоки). Профессор Театрального училища им. Щепкина (с 1941). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1943).
Полезные сервисы
пашенная, вера николаевна
Иллюстрированный энциклопедический словарь
В.Н. Пашенная в роли Вассы Железновой.
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (1887 - 1962), актриса, педагог. С 1907 в Малом театре. Игре свойственны романтическая приподнятость, сила и яркость эмоций при психологическо-бытовой достоверности, колоритности создаваемых образов. С наибольшим успехом исполняла роли решительных, властных женщин: Любовь Яровая ("Любовь Яровая" К.А. Тренева, 1926), Мурзавецкая ("Волки и овцы" А.Н. Островского, 1935, 1943), Васса ("Васса Железнова" М. Горького, 1952), Старая хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Х. Вуолийоки, 1957) и др.