- Российский скульптор, поэт, автор бюста «Раненый», памятников в Германии: «Взрывающий», «Погибшим от насилия», «Погибшим от любви», надгробия академикам Е.С. Варге, И.Е. Тамму на Новодевичьем кладбище, автор сборника стихов «Самая счастливая осень», автобиографии «Памятники современному состоянию».
сидур вад. абр
Гуманитарный словарь
СИДУ́Р Вад. Абр. (1924-86) - скульптор (станковист, монументалист), график, живописец, поэт. Автор скульпт. композиций и портретов, лаконичных по форме, символич. по содержанию, соотнес. с вечными темами - Рождение и Смерть, Любовь и Страдание и т. д., выполненных в разл. материалах (камень, дерево, металл). Один из предст. неформального иск-ва 1960-70-х гг., получил офиц. признание во 2-й пол. 1980-х гг. Осн. произведения: цикл "Инвалиды" (60-е гг.), портрет Альберта Эйнштейна (1967), "Взывающий" (1985). Автор первого в России памятника евреям - жертвам фашист. геноцида "Формула скорби", поставленного в Царском Селе. Отмечены чертами авангардизма стихи (сб. "Самая счастливая осень", 1990) и автобиогр. проза ("Памятники современному состоянию", 1992).
Лит.: Вадим Сидур: Скульптура. Живопись. Графика: Каталог выст. М., 1988; Маркин Ю. Проблема Сиду-ра // Декор. искусство. 1988. № 12. С. 18-21; Айермахер К., Рифф Г. Неудобный современник - скульптор Вадим Сидур // Искусство. 1989. № 12. С. 24-28.
Полезные сервисы
сидур вадим абрамович
Энциклопедический словарь
Сиду́р Вадим Абрамович (1924-1986), скульптор. Жил в Москве. Экспрессивные, пластически активные памятники (большей частью из сварного железа), в том числе в Германии: «Погибшим от насилия» в Касселе (1974), «Погибшим от любви» в Оффенбурге (1984), «Взывающий» в Дюссельдорфе (1985), надгробия (академикам Е. С. Варге, И. Е. Тамму на Новодевичьем кладбище в Москве, 60-70-е гг.). Отмеченные чертами авангардизма стихи (сборник «Самая счастливая осень», опубликован в 1990) и автобиографическая проза («Памятники современному состоянию», опубликована в 1992).
* * *
СИДУР Вадим Абрамович - СИДУ́Р Вадим Абрамович (1924-86), российский скульптор. Экспрессивные, пластически активные памятники (большей частью из сварного железа), в т. ч. в Германии: «Погибшим от насилия» в Касселе (1974), «Погибшим от любви» в Оффенбурге (1984), «Взывающий» в Дюссельдорфе (1985) и др., надгробия (академикам Е. С. Варге, И. Е. Тамму на Новодевичьем кладбище в Москве, 60-70-е гг.). Отмеченные чертами авангардизма стихи (сборник «Самая счастливая осень», опубликован в 1990) и автобиографическая проза («Памятники современному состоянию», опубликована в 1992).
* * *
СИДУ́Р Вадим Абрамович (28 июня 1924, Днепропетровск - 26 июня 1986, Москва), русский художник. Один из крупнейших российских скульпторов второй половины 20 века, создатель стиля своеобразного, монументально-знакового экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ).
Трагический отпечаток на все творчество Сидура оказали потрясения Великой Отечественной войны, участвуя в которой (1942-44), будущий художник был тяжело ранен. В 1945-53 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, получив специальность скульптора-монументалиста.
Уже ранние его работы, исполненные в духе академического реализма, выделяются особым мастерством лепки и композиции форм. Но чем глубже он познает скульптурную форму, тем резче и решительней преображает натуру, переходя к пластическим экспериментам, полным острой, нервной экспрессии. Сочетая сильные пространственные контрасты и ритмы (в духе позднекубистического стиля О. Цадкина (см. ЦАДКИН Осип), хотя о прямом влиянии тут речи не шло) с символической обобщенностью исходных мотивов, Сидур создает своего рода монументальный реквием по человечеству, сражающемуся со злом; темы раненого инвалида, оплакивания играют в этих образах ведущую роль. Ту же тему борьбы и скорби он развивает в графике и поэзии; последние комментируют его пластику словно непрерывный, исповедально-порывистый поток сознания.
Даже небольшие вещи Сидура впечатляюще-масштабны, неизменно напоминая эскизы к неосуществленным памятникам. Но о каком-либо их осуществлении, то есть об установке в реальном пространстве города или природы в те годы, конечно, и речи быть не могло, слишком далеки они были от привычных стандартов так называемой «монументальной пропаганды». Но жизнь дарует мастеру две возможности выхода в реальную среду.
Во-первых, он начинает получать заказы на мемориальные работы. Исполненные им надгробия (к примеру, академикам Е. С. Варге (см. ВАРГА Евгений Самуилович), 1968, и И. Е. Тамму (см. ТАММ Игорь Евгеньевич), 1973; оба - гранит, Новодевичье кладбище в Москве) подобны своего рода иероглифам скорби; отказываясь от портретной конкретики, скульптор обозначает их глыбами камня, в которых суммарно проступают фигуры и символы.
Во-вторых, огромную помощь ему оказывает немецкий искусствовед К. Аймермахер. При его посредничестве эскизы Сидура были вывезены за рубеж и, переведенные в бронзу и другие материалы, инсталлированы в архитектурном обрамлении, либо в открытом городском пространстве. Особую известность получил трагический портрет-маска А. Эйнштейна [1967, отливки в 1975-87 годах были установлены в Мюнхене в Институте им. М. Планка, в Бохуме (в музее) и других городах Западной Германии и США], а также ряд памятников погибшим в концлагере Треблинка (1966; открыт в Западном Берлине в 1979) и другие.
Бытовые неурядицы послужили в 1970-е годы стимулом для перехода к новому этапу творчества. Работая в подвальной студии, мастер постоянно страдал от дефектов старой, изношенной канализации. В конце концов, он увидел в ржавых трубах, вентилях и прочей сантехнике массу великолепных материалов и сюжетов. Отныне мастер, сваривая эти железки или укладывая их в нечто вроде гробов, создавал композиции в стиле, иронически названном им «гроб-артом», по аналогии с поп-артом (см. ПОП-АРТ). Основную тему составляют тут смутные подобия человеческих фигур, превращенных в разрушенные механизмы («Король и королева», 1985). Драматическое дарование Сидура достигло в этих гротескных образах гибели - гибели не только человека, но и цивилизации в целом, - особой остроты - остроты бескомпромиссно-негативного пророчества.
Лишь посмертно, в период гласности, творчества скульптора обрело достаточно широкую известность не только за рубежом, но и на его родине. Открытая в 1988 в Москве выставка его работ затем стала постоянным персональным музеем.
Большой энциклопедический словарь
СИДУР Вадим Абрамович (1924-86) - российский скульптор. Экспрессивные, пластически активные памятники (большей частью из сварного железа), в т. ч. в Германии: "Погибшим от насилия" в Касселе (1974), "Погибшим от любви" в Оффенбурге (1984), "Взывающий" в Дюссельдорфе (1985) и др., надгробия (академикам Е. С. Варге, И. Е. Тамму на Новодевичьем кладбище в Москве, 60-70-е гг.). Отмеченные чертами авангардизма стихи (сборник "Самая счастливая осень", опубликован в 1990) и автобиографическая проза ("Памятники современному состоянию", опубликована в 1992).
Полезные сервисы
сидур, вадим абрамович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИДУР Вадим Абрамович (1924 - 86), российский скульптор. Выразительные по пластике (большей частью из сварного железа) памятники, в том числе в Германии: "Погибшим от насилия" в Касселе (1974), "Взывающий" в Дюссельдорфе (1985), надгробия (академикам Е.С. Варге и И.Е. Тамму на Новодевичьем кладбище в Москве, 1960 - 70-е гг.). Отмеченные чертами поэтики авангардизма стихи (сборник "Самая счастливая осень", опубликован в 1990) и автобиографическая проза ("Памятник современному состоянию", опубликована в 1992).