сущ., кол-во синонимов: 1
ткань (474)
суф. - суффикс
Суфануво́нг (р. 1909), президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-86 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.
* * *
СУФАНУВОНГ - СУФАНУВО́НГ (р. 1909), президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-1986 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.
СУФАНУВОНГ (р. 1909) - президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-1986 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.
СУФИ - Ас-Суфи, Абдаррахман (903-986), арабский астроном и астролог. В "Книге неподвижных звезд" (965) дал каталог 1017 звезд в 48 созвездиях с эклиптическими координатами и звездными величинами. В "Книге действий с астролябией" и "Книге действий с небесным глобусом" описал методы практической астрономии. "Книга введения в науку о звездах и их приговорах" - астрологическое сочинение.
Не совершающий неблаговидных поступков; суфий (отшельник, аскет), благочестивый, набожный. Антрополексема.
СУФИ - перс., от sufi. Магометанский мистик.
СУФИ Абдаррахман - СУФИ́, Ас-Суфи, Абдаррахман (903-986), арабский астроном и астролог. В «Книге неподвижных звезд» (965) дал каталог 1017 звезд в 48 созвездиях с эклиптическими координатами (см. ЭКЛИПТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ) и звездными величинами. В «Книге действий с астролябией» и «Книге действий с небесным глобусом» описал методы практической астрономии. «Книга введения в науку о звездах и их приговорах» - астрологическое сочинение.
м.
Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.
СУФИ́ЗМ -а; м. [араб. буквально - грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм.
◁ Суфи́стский (см.).
* * *
суфи́зм (от араб. суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санан, Аттар, Джалаледдин Руми).
* * *
СУФИЗМ - СУФИ́ЗМ (от араб. суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи (см. САНАИ Абу-ль-Маджд Мадждуд ибн Адам), Аттар (см. АТТАР Фарид-ад-дин), Джалаледдин Руми (см. РУМИ Джалаледдин) ).
СУФИЗМ (от араб. суф - грубая шерстяная ткань - отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).
СУФИЗМ (араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб Манра ал-аллджа (казнен 922), Аб ал-сима ал-ушайр (986-1072) и др. В суфизме обычно различают умеренное и крайнее течения. Своеобразную "легализацию" умеренного суфизма связывают, как правило, с именем амд ад-Дна ал-азл (1058-1111), мыслителя, принадлежавшего к ашаритской школе калама и высказывавшего симпатии к суфийскому пути познания Бога как достижению истинного знания. Ярким представителем крайнего суфизма можно считать ал-аллджа с его знаменитой формулой 'ан-л-а ("Я - Истина"), отождествляющей "Я" мистика с Богом. Хотя у представителей строгого правоверия, смыкающихся с фундаментализмом, в том числе и современных, суфизм всегда вызывал подозрение, если не открытую вражду, это течение оставалось и остается весьма популярным и охватывает самые широкие слои мусульман. Суфизм создал и свою философию, в которой поднимались фундаментальные вопросы, стоявшие перед классической арабской философской мыслью: каким образом Первоначало универсума, Бог, может быть понят строго как единственный и вместе с тем порождающий все многообразие мира; каково место человека в мире и его отношение к Богу и божественному; каковы его возможности и границы познания и действия. Суфизм как философское течение опирался на многообразие опыта, накопленного предшествующими четырьмя школами классической арабской философии (калам, арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм), использовал сложившийся к тому времени категориальный аппарат философского мышления, ставший результатом как развития собственной традиции, так и в значительной мере усвоения античного наследия. Философия суфизма пользовалась ощутимым влиянием в период позднего Средневековья, сохранив его фактически до нашего времени. Наиболее выдающимся суфийским философом является Муй ад-Дн (Мохиддин) Ибн 'Араб, получивший почетный титул "Великого шейха". Он родился в 1165 в городе Мурсия (юг современной Испании), в Андалусии, входившей тогда в состав арабского халифата и служившей своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. Ибн 'Араб много путешествовал, а с 1223 жил в Дамаске, где и скончался в 1240. Великий шейх был знаком с сочинениями выдающихся суфиев ал-Харрза, ал-Мусиб, ал-аллджа, ал-Исфар'ин. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи и полемику с идеями ал-азл. Сохранились свидетельства контактов Ибн 'Араб с Ибн Рушдом и другими известными мыслителями того времени. Его влияние испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители последующих поколений, но и представители других течений мысли, более прочих - позднего ишракизма. Резкую критику и неприятие идеи Ибн 'Араб вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи (1263-1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои идеи к этому мыслителю. В то же время такой известнейший факих, как ас-Суй (15 в.), выступил в защиту Ибн 'Араб. Важнейшими философскими произведениями Ибн 'Араб являются Мекканские откровения (ал-Футт ал-маккиййа) и Геммы мудрости (Фу ал-икам). Его поэзия представлена сборником Изложение страсти (Тарджумн ал-ашв).Считается, что его перу принадлежат более 100 трудов. Известность Ибн 'Араб стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов - двухтомное Толкование Корана (Тафср ал-ур'н), Древо бытия (Шаджарат ал-кавн), Божье слово (Калимат ал-лх), Божья премудрость (ал-икма ал-'илхиййа). Мекканские откровения до сих пор полностью не переведены на иностранные языки из-за объема произведения, которое по праву называют "энциклопедией суфизма", содержащего рассуждения едва ли не по всем вопросам теории и практики суфизма. Помимо философских, рассматриваются и многие другие вопросы, касающиеся космологии и ангелологии, хуруфизма (учения о сверхприродных свойствах букв), пророчества и Откровения и т.д. Заключительная глава Мекканских откровений представляет собой наставления мурдам - ученикам суфийских наставников, выполненные в основном в виде максим, хотя и снабженные философскими комментариями. Философские взгляды, развитые Ибн 'Араб в Мекканских откровениях, согласуются с его концепциями, в гораздо более сжатой форме изложенными в Геммах мудрости, написанных в конце жизни автора. Произведение с близким названием - Книга гемм (Китб ал-фу) - считается принадлежащим перу ал-Фрб. Оно излагает учение о Первоначале и его отношении к своему следствию - миру, развивает диалектику явленности и скрытости Первоначала, доказывая, что одно невозможно без другого (см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ). Хотя идеи этого произведения близки тем, что высказывал Ибн 'Араб, трудно с определенностью утверждать что-то сверх этого относительно связи двух произведений. Геммы мудрости состоят из 27 глав, каждая из которых соотнесена с одним из посланников или пророков. Изложение не является систематическим в том смысле, какой был бы верен применительно к западной традиции, но оно обнаруживает безусловную внутреннюю связность и последовательность и в терминологическо-понятийном, и в тематическом плане, не отходя от критериев рациональной обоснованности и непротиворечивости излагаемых положений. Ибн 'Араб полемизирует с арабоязычными перипатетиками по вопросу о способе понимания единства Первоначала, с ал-азл по вопросу о возможности его познания вне связи с миром, с мутакаллимами по вопросу об оправданности понятия "субстанция" в свете атомарной теории времени. Затрагиваются также некоторые нефилософские вопросы, такие как символика сновидений. Философская новация суфизма и одновременно суть концепции этой школы связаны с коренной переработкой идеи рядоположности, служившей своего рода руководящим принципом в осмыслении вопроса об отношении Первоначала вещей к вещам, вечности ко времени, проблематики причинности и т.д. В суфизме эта внеположность Первоначала порождаемому им ряду ставится под сомнение, а вместе с тем происходит отказ от концепции абсолютной линейности и, как следствие, от возможности однозначной фиксации места вещи в ряду, задаваемом Первоначалом. Это в числе прочего означает невозможность однозначно определить иерархические отношения между любыми двумя вещами: каждая может считаться и превосходящей другую, и превзойденной другой. Первоначало и порождаемый им ряд вещей понимаются в суфизме как условия друг друга. Когда отношения между ними описывается в терминах "явное - скрытое" (хир - бин) или "основа - ветвь" ('ал - фар'), линейность, характерная для предшествующей традиции арабского философского мышления, уступает место взаимному предшествованию: и Первоначало, и производные от него вещи могут характеризоваться во взаимном отношении и как явные, и как скрытые, и как основа, и как ветвь. Собственная терминология суфизма, именующего Первоначало "Истиной" (ал-а), ряд вещей мира - "Творением" (ал-хал), а их двуединство - "миропорядком" (ал-'амр), подчеркивает эту взаимосвязь, называя последний "Истиной-Творением". Понятия "предшествования" (тааддум) и "следования" (та'аххур) играют в классической арабо-мусульманской философской мысли важнейшую роль в упорядочивании сущего, расставляя его в неоплатоническом духе в фиксированной последовательности на лестнице совершенства: чем ближе к Первоначалу, тем сущее совершеннее, превосходя все, что следует за ним, т.е. располагается ниже его. Но в суфизме эти понятия теряют свою фиксированную ранжированность и вместо этого приобретают свойство переходить одно в другое и, более того, непременно предполагать другое как собственную характеристику: предшествующее не может оказаться предшествующим, не будучи вместе с тем и последующим, и наоборот. Философия суфизма исходит из атомарной концепции времени, созданной еще в каламе. Поскольку в любом мгновении сополагаются два события, уничтожение и возникновение, мир вещей в каждом мгновении возвращается в вечность и в том же мгновении возникает как временной. Время и вечность в таком двуединстве неотъемлемы друг от друга, и их нельзя представить одно без другого. Более того, невозможно однозначно решить вопрос об их приоритете, поскольку время оказывается не просто совечным вечности, но и условием и формой ее осуществления. Двуединство противоположностей, о котором идет речь в суфизме, является характеристикой полноты истины и не предполагает необходимости снятия антитез в некоем синтезе. Постижение полноты этой истины составляет цель и вместе с тем содержание метода познания, который именуется "растерянностью" (айра) и не имеет ничего общего с тем "смущением", которое в античности ассоциировалось с апориями. Открываемое в "растерянности" двуединство противоположностей в наиболее обобщенной форме может быть выражено как диалектика утверждения и отрицания "инаковости" (айриййа) вещей друг относительно друга. Их ранжированность, или взаимное "превосходство" (тафул) во временнм существовании снимаются их вечностной ипостасью, благодаря чему любая вещь оказывается и иной и неиной в отношении любой другой вещи. Хотя "растерянное" знание выражается дискурсивно, оно прямо связано с актом непосредственного познания и ни в чем не противоречит истине последнего. В этом смысле теорию познания суфизма и его опирающуюся на "растерянное" знание философему можно рассматривать как попытку преодолеть разрыв между непосредственным и дискурсивным знанием, молчаливо признававшийся в классической арабо-мусульманской философии. Тезис о двуединстве миропорядка, в котором Истина и Творение (Первоначало и мироздание, Бог и мир) полагают друг друга как условия самих себя и невозможны одно без другого, является центральным для суфийской философии в том классическом виде, какой она получила в трудах Ибн 'Араб. Проработка этого тезиса в ракурсе всех центральных философских проблем классического периода составляет содержание философии суфизма. Но значение этого тезиса не ограничивается собственно философией. Оно простирается и за ее пределы, захватывая, в частности, вопросы этики, повседневной морали и вероучения. Суфийские мыслители, как правило, сохраняют верность положению ислама о том, что это учение является высшим и последним выражением истинного вероисповедания, принесенного человечеству. Высказывая мысль о том, что именно последователям Мухаммеда принадлежит "наивысшее место" в мироздании, Ибн 'Араб доказывает, что эта вознесенность касается двух составляющих вероисповедания - знания и действия: сохраняет свою силу и общеисламское положение о неразрывности этих двух сторон, ни одна из которых в отдельности не составляет веры. Точно так же в суфизме поддерживается положение ислама о том, что целью ниспослания веры является "польза" (манфа'а) людей. О столь же безусловной укорененности этической мысли суфизма в общеисламской почве свидетельствует категорическое неприятие идей и идеалов христианского монашества, тем более красноречивое в устах авторов столь терпимых, какими являются суфии: принципиальное отрицание установки на преодоление плоти как таковой (как источника греховности, а не ограничение плотских излишеств, как то характерно, скажем, для ригористического исмаилизма) свойственно всем исламским авторам, за очевидным исключением ас-Сухравард и некоторых других представителей ишракизма, у которых идея преодоления телесности имеет равно дохристианские и доисламские, прежде всего зороастрийские, корни. Другим важным положением исламской этики является положение о непосредственной связи действия и намерения
(см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ).
Намерение прямо определяет результат действия: каждый получает то, что ищет. Однако такие однозначные суждения возможны только в сфере адаба (морализаторских наставлений), в том числе и суфийского, поскольку прямо противоречат основному тезису философии суфизма - невозможности однозначной фиксации того или иного утверждения как окончательного. Поэтому суфийская этика в той части, в какой она составляет органическую часть общефилософских построений этой школы, содержит немного оснований для традиционной классификации намерений и сопровождаемых ими действий. Более того, суфийская философия в ее наиболее тонких построениях лишает этические рассуждения того реального основания, на котором они строятся в традиционных теориях. Этическое суждение относительно человеческого действия предполагает принципиальную возможность определить деятеля, того, кто осуществляет действие. Оно, далее, возможно только в том случае, если действие дает закономерный результат; если одно и то же действие может повлечь непредсказуемо различные последствия, никакая однозначная его оценка невозможна. Но именно эти основания и ставятся под сомнение суфийской философией. В суфизме невозможно однозначно соотнести действие человека с его собственной или с божественной волей. То же касается и определения самого действующего: поскольку человек является воплощением Бога, невозможно прямо соотносить действие с человеком, не соотнося его одновременно и с Богом, а значит, вопрос об ответственности человека за свои действия не может иметь однозначного ответа. Определение истинного деятеля для поступков, совершаемых человеком, связано с проблематикой, живо обсуждавшейся еще в каламе. В суфизме и человек и Бог с равным правом могут быть названы подлинными действователями, причем эти точки зрения не просто не альтернативны, но необходимы как условия одна другой. Это относится к рассмотрению соотношения между временнй и вечностной сторонами существования в пределах одного атома времени. Что касается двух даже соседних атомов времени, не говоря уже о более отдаленных, то они не связаны отношениями причинности, что создает принципиальную трудность в обосновании этики. Вместе с тем в суфизме восприняты и разработаны многочисленные моральные максимы, смягчающие этот "этический нигилизм" высокой философии. Кроме того, в практическом суфизме, особенно в его зрелый период, связанный с оформлением различных орденов, были развиты разнообразные практики совершенствования адепта, проводящие его по "пути" (ар а, также маслак) к высшим ступеням познания. Они основываются на представлении о возможности градуированного приращения совершенства в результате целенаправленных усилий адепта, тем самым ориентируя на процессуальность совершенствования, хотя и имеют мало оснований в собственно философской системе суфизма, где понятие "совершенный человек" (инсн кмил, также инсн тмм) носит скорее метафизический, нежели этический характер. Те же идеи разрабатываются в суфизме с использованием одной из центральных категорий фикха (религиозно-правовой мысли) - термина 'амр ("приказание"). Выражая идею нефиксированности содержания даже такого как будто однозначно определенного понятия (приказание направлено от Бога к человеку и всегда предполагает подчинение ему, т.е. послушание как похвальное действие), суфизм различает "созидающее приказание" ('амр таквнийй) и "опосредованное приказание" ('амр би-л-всиа): опосредованное приказание может не выполняться, а созидающее приказание выполняется всегда. Опосредованным является приказание, выраженное в Законе, и потому его выполнение зависит от того, совпадает оно или не совпадает с божественной волей, выражающейся как созидающее приказание. В контексте этого учения понятия "похвала - порицание" (амд - замм), а также "послушание - ослушание" ('а - ма'ийа), столь важные для исламской этики, теряют свою однозначность, переставая выражать соответствие или несоответствие человеческих поступков божественной воле. В каждом своем действии человек руководим Богом, а точнее, самим собой через Бога и в Боге. Например, "страсть" (хаван), одно из наиболее осуждаемых исламской этикой качеств человеческой души, оказывается на самом деле страстным желанием Бога: и в том смысле, что она направлена в любом случае на Бога, и в том смысле, что объятый страстью человек выражает желание самого Бога, а не кого-то иного. Классификация состояний души возможна также на основе представления о том, что предметы стремления, то, к чему устремляется человек, различны и отделены одно от другого, причем одни из них приносят пользу, а другие - вред; именно потому в традиционном понимании страсть пагубна для души, а стыдливость (ай') полезна, что первая отвращает от полезного и приносит больше вреда, чем пользы, а вторая, напротив, способствует приобретению полезного. Но коль скоро ничто не является иным, нежели Бог, коль скоро никакая вещь в мире не застывает в границах своей безусловной отличности от всего остального, но во всякое мгновение возвращается в Бога, чтобы в тот же момент возникнуть как иная, то и страсть не сбивает человека с единственно верного пути, ведущего его к благу и счастью, как то трактуют традиционные теории, - просто потому, что нет единственно верного пути и всякий путь ведет к Богу. Эти идеи прямо смыкаются с положением о тотальности подлинного вероисповедания, которое составляет одну из отличительных черт суфизма. Согласно суфийским авторам, ислам - безусловно истинное исповедание, но столь же безусловно он не является исключительно истинным исповеданием. Ислам - это знание о Боге и соответствующее этому знанию действие. Однако никакая вещь в мире не является иной в отношении Бога, а значит, и никакое знание не является иным, нежели знанием о Боге. То же относится и к действию: никакое действие не совершается ради чего-то иного, нежели Бог, а значит, всякое действие творится во имя единственного Бога. Поэтому существенным следствием суфийской философии является веротерпимость, выраженная в принципе "невозможно поклоняться ничему, кроме истинного Бога". Всякое поклонение и оказывается по существу поклонением Истине, но при том обязательном условии, что не претендует на исключительное владение истиной, предполагая таким образом иные исповедания (в том числе и как будто исключающие его самого, как "многобожие" исключает "монотеизм") как собственное условие. Этот тезис, вызывающий крайнюю неприязнь некоторых мусульманских идеологов-традиционалистов, апеллирует, вкупе с мистической составляющей суфизма, к современному сознанию, чем в значительной степени объясняется популярность суфийских идей. Эти общефилософские положения в приложении к конкретным эпизодам истории взаимоотношений человечества с божеством или божествами, которые поведаны в Коране, дают парадоксальные следствия. Согласно Ибн 'Араб, нельзя отрицать истинность ни одного из вероисповеданий; идолопоклонничество древних арабов, религия египтян (коранический Фараон предстает отъявленным врагом единобожия и истинной веры), любые Законы и вероучительные своды любых религий - истинны. Напротив, те, кто пытался доказать их безусловную ложность, действовали в ущерб истинному исповеданию. Единственное, что может быть неистинным в любой из религий, - это ее притязание на исключительную истинность и неприятие истинности остальных религий. Философский суфизм после Ибн 'Араб развивался под решающим влиянием его идей. Взгляды Ибн 'Араб получили в дальнейшем известность как концепция вадат ал-вуджд ("единство существования"), которая нашла сторонников в суфийской среде в лице таких выдающихся мыслителей, как ал-ашни (ум. 1329) и ал-Джл (1325-1428), и встретила оппозицию со стороны ас-Симнн (ум. 1336), который выступил с альтернативной теорией ва дат аш-шухд ("единство свидетельствования"). Суфизм оказал большое влияние на арабо-мусульманскую философскую мысль, особенно в период позднего Средневековья, равно как и на культуру в целом. Большую известность суфийские идеи получили благодаря творчеству таких поэтов и мыслителей, как Фард ад-Дн ал-'Ар (ум. 1220), Ибн ал-Фри (1181-1235), Джалл ад-Дн ар-Рм (1207-1273) и др., опиравшихся на суфийскую символику любви, тоски по Возлюбленному и т.п.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987 Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма (обзор). - В кн.: Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988 Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989 Тримингэм Дж.С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989 Ибн Араби. Геммы мудрости. - В кн.: Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993 Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккиййа). СПб, 1995 В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовные учения Руми. М., 1995 Ибн Араби. [[Наставления ищущему Бога.]] Мекканские откровения. - В кн.: Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998
СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8 - 9 вв., окончательно оформилось в 10 - 12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).
СУФИЗМ -
эзотерическое направление в исламе, возникшее, видимо, еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову «суф» - шерсть, поскольку такое одеяние было обычным для аскетов и отшельников. Более вероятна версия появления этого термина от греческого слова «софия» - мудрость. Суфий по арабски стало означать мудрец. Характерным для раннего суфизма было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфии большое внимание уделяли внутреннему миру человека и способам сближения его с Богом.
Многие видные теоретики и практики суфизма полагают, что это учение возникло в глубокой древности практически во всех религиозных концепциях. Следовательно суфизм представляет древнейшую форму учения о мудрости ее постижения, путем соединения человека с Богом. Характерным для раннего суфизма исламской модификации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфии большое внимание уделяли внутреннему миру человека и способам сближения его на основе любви (путь сердца) с Богом. Для этого был необходим духовный наставник, который бы вел человека по мистическому пути, что выражалось в практике суфийских братств. На такой основе вырабатывалась теория и практика становления «совершенного» человека, постигшего Бога в мистическом озарении. В суфизме проявились эзотерические тенденции, отражавшие томление интеллектуальной элиты знать тайны бытия иррациональным способом. «Путь суфия» становится весьма популярным не только для достижения мистических тайн, но для достижения определенных социально-политических целей. Ряд шиитских имамов сближают идеи суфизма с учением о «скрытом» имаме. Сторонники реформаторского направления в современном мусульманском мире, как правило, отвергают суфийские концепции. Однако к суфизму обращаются многие представители низших социальных слоев в поисках духовного утешения и выхода из тупиков технологической цивилизации и технократического мышления.
суфи́зм, -а
суфи́зм, суфи́змы, суфи́зма, суфи́змов, суфи́зму, суфи́змам, суфи́змом, суфи́змами, суфи́зме, суфи́змах
суфи́зм м 1a
Суфизм (исламская графомантия; от греч. σοφία «мудрость» или от араб. صوف «одежда из грубой шерсти») - мистическое ответвление ислама, впитавшее элементы эллинистического гностицизма, христианства и зороастризма, а также отчасти шаманистские и буддийские культы. Суфизм возник в 8 в. и к 12 в. окончательно оформился на благодатном фоне иранского шиизма. (В Индии и Пакистане на суфизм сильное влияние оказывает индуизм; вообще, суфизм наиболее активен на периферии исламского мира: Средняя Азия, Турция, Судан, Марокко).
«Обожествление» букв арабского алфавита и их отождествление с числами указывает на связь суфизма с еврейской Каббалой (См.):
ط9 ح8 ذ7 ٯ6 ه5 د4 ج3 ب2 1ا
ص90 ف80 ع70 س60 ب50 م40 ل30
ك20 ى10 غ1000 ظ900 ض800 ز700 خ600 ث500 ت400 ش300
Буквы арабского алфавита делятся на 3 отдела + еще одна для 1000. Приведенная выше система буквенно-числовых соответствий наз. «абджад» (по названиям первых 4-х букв) и часто дополняется аллегориями. Эта система кодирования смысла широко применяется в суфийской литературе. Для запоминания порядка абджада его буквы складывают в восемь слов, смысл которых туманен: АБДжаД-ХаВаЗ-Х̣уТ̣И-КаЛМаН-С'аФаС̣-К̣уРШаТ-СаХЗ-Д̣аЗ̣аГ̣.
Суфии утверждают, что в буквах арабского алфавита заключён «баракат» т.е. «благословение» (сравните со словами абракадабра, абраксас, барак, баркас). Первая буква «алиф» - это божественный калам (тростниковое перо). Вторая - «ба» - лодка с точкой внизу - это первая капля чернил, стекающая с божественного калама, и в которой сосредоточены еще непроявленные буквы арабского алфавита, и из которой появилось затем все мирозданье. Само слово точка (нук̣т̣атх) в суфизме приобрело мистическое значение, символизирующее внутреннее знание.
Первое, что сотворил Аллах - это калам. Написанное слово следует понимать, как талисман, а сам процесс писания, как магическое действо. Бог нарисовал каламом Вселенную и человека подобно тому, как мы чертим буквы. В исламском мире отношение к любому письму благоговейно-почтительное (письмо считается половиной всех знаний) Акт переписывания Корана - залог прощения всех грехов. Считалось также, что чистота письма свидетельствует о чистоте души (Платон называл письмо геометрией духа). См. Графология.
Расцвет арабской каллиграфии можно вывести из запрета на изображение живых существ, прямо изложенного восточноиранским теологом аль-Бухари. Однако в Коране подобный запрет не прослеживается и, судя по всему, восходит к домусульманским верованиям.
Исламские комментаторы говорят о двух видах калама: растительном (тростниковое перо) и животном (кисть) который считается нечистым. В персидской литературе исламского периода, несмотря на негативное отношение к манихейству, Мани превозносится, как идеал для художника-каллиграфа.
Шесть основных почерков арабского письма, т.н. ситтэ (шестерка) часто дополняются аллегорическими определениями: сульс («одна треть»), насх (канцелярское письмо; сравните название грузинского почерка «нусхури»), мухаккак, тауки (волшебство), рика (время). Само слово «письмо» в персидском языке очень похоже на слово «пушок».
Понятия художник, каллиграф, поэт, философ в исламской традиции связаны глубоким единством, поэтому считается, что человек не может быть хорошим поэтом и обладать плохим почерком. (Сравните европейское понятие т.н. «почерка ученого», когда отвратительный и малопонятный почерк служит олицетворением учености человека).
Арабские ученые систематизировали 6 элементов арабской каллиграфии:
1 -Усул (основы)- составные части букв. Буква, подобно живому существу, имела голову, плечо и хвост.
2 -Таркиб (связи)- соединительные линии, связывающие отдельные буквы в целое слово. Например, «алиф» слева не имеет таркиба (т.е. не соединяется слева).
3 - Курси (параллельности) имеют 5 видов подобно пятинотному стану.
4 - Насбат (соотношения черноты графического рисунка и белизны листа). Так, чистый лист бумаги представляется далеким от «черноты тоски» (т.е. букв), подобно зеркалу, в котором скрыто сто смыслов бытия (т.е. буквы еще не проявились и находятся в зачаточном состоянии, точки - зародыши букв). В черноте же поместилась вода жизни (т.е. подобно тому, как кровь питает человеческое тело, так чернила питают букву).
5 - Сууд и ташмир (подъем и закручивание хвоста буквы в конце буквосочетания). Напр.: {{}}ﺬ ن
6 -Нузул и ирсал (спуск и свободное движение руки).
Названия букв могли заменять некоторые понятия или философские категории (например, «алиф» − вертикаль, «каф» − мировая гора иранской мифологии. Сравните в греческом письме «дельта» − устье реки, «гамма» -цветовой спектр; в кириллице «азы» − основы, «ижица» − незначительность и т.д.) или сравниваются с органами живых существ (начальный «айн» - ﻋ львиный зев, срединный «айн» - ﻌ пасть дракона и т.д.) См. Философия и письмо, Фигуры каллиграфические, Каллиграфия, Эстетика письма.
СУФИЗМ а, м. soufisme m. <араб. souf шерсть. Направление в исламе, возникшее в 8 в., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. В основе названия -указание на материал, из которого была сшита одежда первых приверженцев суфизма. Крысин 1998. - Лекс. СИС 1954: суфи/зм.
СУФИЗМ [арабск.] - мистико-аскетическое направление в исламе (ИСЛАМ), возникшее в VII-IX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ.
- Мистическое течение в исламе.
- Какой известный мусульманский термин, среднеазиатский учёный Бируни возводил к греческому слову «мудрец»?
суфи́йский п 3a✕~
СУФИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Суфи́зм и Суфи́ст. С. храм. С. аскетизм.
нескл. ср.
1. Кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т.п.), в состав которых входят взбитые яичные белки.
2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.
СУФЛЕ́, нескл., ср.
1. Кушанье из пюре со взбитыми белками. С. из яблок. Ягодное с.
2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.
СУФЛЕ́, нескл., ср
Кушанье, представляющее собой протертые или размятые с молоком фрукты со взбитыми яичными белками, употребляемое в пищу в качестве сладкого блюда, а также сливки или молоко с сахаром, используемые для приготовления мороженого.
На десерт заказали ванильное суфле. Мороженое без суфле - это просто кусок замороженного сладкого молока.
СУФЛЕ́ неизм.; ср. [франц. soufflé - воздушный пирог]
1. Кушанье из пюре со взбитыми белками. С. из яблок. Ягодное с.
2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Пломбирное с.
нескл., ср.
Название кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т. п.), в состав которых входят взбитые яичные белки.
[От франц. soufflé - воздушный пирог]
суфле́, нескл., ср.
суфле́, нескл., с.
суфле́, нескл., с.
суфле́ с 0
I.
СУФЛЕ I нескл., ср. soufflé.
1. Название кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т. п. /, в состав которых входят взбитые яичные белки. Шоколадное суфле. БАС-1. Сладкая или острая соусная смесь, в которую добавляют взбитые яичные белки; почти всегда подают горячим, тогда как холодное сладкое суфле готовят из фруктового пюре с добавлением яичного белка (например, фруктовое суфле, сырное суфле, шоколадное суфле). Браун 2003. - Жаркое суфле, только поскорее. Гонч. Обыкн. история. Омлет суфле с вареньем. Omelette soufflée aux confitures. 1855. Радецкий 3 336. Великий пианист .. положив себе на тарелку значительное количество какого-то рыбного суфле, старался припомнить где он ел это кушанье раньше. В. Авсеенко Скрежет зубовный. // РВ 1878 11 341. Суфле из раков. Толиверова 239. || кулин. Способ приготовления вздутого картофеля. Бифштекс толщиной в два пальца; жареная филейная говядина с картофельным суфле. Пищепром 121. Сублимированное суфле из омаров с вишней - разве я мог устоять против этого. ИЛ 1994 1 215. Для получения вздутого картофеля (суфле) его нарезают толстыми ломтиками ( 5-мм / и погружают в жир, нагретый до температуры 135-150° С. При этом крахмал в поверхностных слоях клейстеризуется и образуется плотная корочка. Затем картофель переносят в жир, нагретый до температуры 175-180° С. Корочка при этом обезвоживается и окрашивается, влага внутри кусочкой превращается в пар и они вздуваются. Ковалев 1988 145. | В сравн. Земское дело - это взбиваемый из яичного белка мусё или суфле, это почти мульный пузырь. Мещерский Лорд-апостол. // М. 4 270. || перен. Известна студенческая месть нелюбимому профессору, жившему в своем доме: надо было приоткрыть тяжелую крышку ямы, бросить несколько фунтов дрожжей и плотно прижать крышку грузом - и через полсуток в комнаты поползет зловонное суфле. Б. Ф. Егоров О материал. культуре. // Звезда 1995 8 189.
2. Пирожные, сильно вздувающиеся при печении. Павленков 1911.
3. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Ож. 1986.
4. Легкая сбивная конфетная масса. Пищепром. - Лекс. Толль 1864: суфле; СИС 1937: суфле/.
II.
СУФЛЕ II soufflet < souffler надувать. Дама. Белая соломенная шляпка, с тульей, называемой le soufflet, убранная веткою акации; кисейное платье <описание костюма на картинке модного отдела>. МТ 1830 11 20.
III.
СУФЛЕ III soufflet m. Коляска с откидным верхом? По бокам козел были сделаны места, как нынешнее суфле, и они сидели с карабинами, и у наших карет также были кавалергарды <время Павла I >. А. А. Башилов Зап. // ПНРИ 1873 3 2 15.
IV.
СУФЛЕ IV soufflet m. Пощечина. Медведь сказал козе: "Коман вуз озе Скакать, плясать, меня так беспокоить, Быть компаньонкою моей?" "Постой, проклятая, я дам тебе суфлей". И. Мятлев Медведь и коза. // Мнимая поэзия. - Un soufflet <служанке>? - воскликнула тетя Лида. - Именно-с? По вашему - суфле, а по российским законам - оскорбление действием, и вот наша очаровательная баронесса за то противозаконное деяние должна сесть на скамью подсудимых. - Посадят нашу баронессу в чижовку, и фини <и кончено>. В. Дмитриева Людоеды. // РБ 1905 2 1 161.
V.
СУФЛЕ V нескл. soufflet m. техн. Резиновый или из плотной ткани переход (гармошка) между железнодорожными вагонами. В разборочном цехе (или отделении) производят снятие и разборку следующих частей вагонов: а/ стальной обшивки (наружной) кузовов вагонов; б) суфле, барьеров, переходных площадок, поручней. ТСЖ 1953 7 431. Пошивка суфле, штор. Там же 433. Отмечено в: Штемлер Поезд. || устар.? Вентиляционный брезентовый рукав. Со слов к. т. н. В. А. Соловьева.
- Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.
- Начинка конфет «Птичье молоко».
- Кондитерское изделие со взбитыми яичными белками.
- Название какой сладости с французского переводится как «воздушный»?
СУФЛЕЙ я, м. soufflé. простореч. Суфле I. Я думала приказать сделать суфлей, я знаю, что вы любите суфлей. М. Михайлов Адам Адамыч. // М. По своей воле 112. - Понимаю - сказал Еремеев: сегодня суфлей завтра суфлей - наконец с черного хлеба захочется. Авдеев Меж двух огней. // А. 2 104. ♦ Суфлей-фрикасей. перен., шутл. Изысканная пища. [Плюгин (ласково / <дочери>:] Ведь ты сама-то дворянка будешь столбовая .. пить, есть будешь не иначе, как суфлей да фрыкасей а не то, что шти, или там кашу. Е. П. Карпов Крокодиловы слезы. // РБ 1889 1 54.
СУФЛЕЙНЫЙ ая, ое. soufflé. ♦ Суфлейное молоко. Напиток, приготовляемый из молока и взбитых яичных белков; сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Николай скоро выйдет в знаменитые артисты, ему-то необходимо суфлейное молоко для его здоровья. Г. Балл Тетя Шура. // НМ 1984 10 143. // СМ-84.
м.
1. Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления.
2. перен. разг.
Тот, кто руководит чьими-либо действиями.
СУФЛЁР, суфлёра, муж. (франц. souffleur) (театр.). Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления.
СУФЛЁР, -а, муж. Работник театра, суфлирующий актёрам.
| прил. суфлёрский, -ая, -ое. Суфлёрская будка (на сцене).
СУФЛЁР, -а, м
Театральный работник, подсказывающий актерам текст роли во время представления.
Обычно в театрах суфлеров-профессионалов заменяли уходящие на пенсию актёры и актрисы, которые были на репетициях, а за спектаклем следили из-за кулис.
СУФЛЁР -а; м. [франц. souffleur]
1. Работник театра, суфлирующий актёрам. Играть с суфлёром. Вести роль по суфлёру, под суфлёра (пользуясь его подсказкой).
2. Разг. О том, кто подсказывает кому-л., учит тайком, как поступать, действовать. Сам соображу, без суфлёров.
◁ Суфлёрский, -ая, -ое. С. экземпляр пьесы. С-ая подсказка.
* * *
суфлёр - I
(франц. souffleur, от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиции и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.
II
-а, м.
Работник театра, суфлирующий актерам.
Я всегда знал текст так, чтобы не нуждаться в услугах суфлера. Горин-Горяйнов, Мой театральный опыт.
[франц. souffleur]
суфлёр, -а
суфл/ёр/.
суфлёр мо 1a
СУФЛЁР а, м. souffleur m.
1. Подскащик, кто подсказывает актерам. Даль. Первой Трагической и Комической любовник. Два конфиданта. Суфлер. ПСЗ 44 (2 / 109. Он <краев> не знал роли, шел по суфлеру и вообще не работал над этим типом. К. В. Назарьева Любитель искусств. // Набл. 1891 9 1 45. весь спектакль просидел уполномоченный на сцене ... когда кто-то сбивался, он журил: Ай не слышишь сухлера? Акульшин Люди факты. // Кр. новь 1926 2 193. || перен. Тогда прибегали к другим мерам <убеждения сенатора-ревизора>, рассчитывая и не без основания, что губерния наша и что на вопрос о довольстве, при помощи суфлеров, вооруженных слишком сильными кулаками, явится обычный ответ:"Всем довольны". Дело 1880 12 167.
2. Алхимик, стремящийся трансмутировать металлы в золото только с целью наживы. Фулканелли 114.
3. Суфлер, сапун картера автомобиля. Сл. 1948.
4. Наводчик. Сл. жарг. 1992.
5. Мужчина-минетчик. Сл. 1992. - Лекс. Ян. 1806: суфлер; САН 1847: суфле_р; БАС-1: суфлёр.
- Театральный «подпольщик».
- Палочка-выручалочка для артиста.
- Человек-шпаргалка в театре.
- Работник театра, подсказывающий слова актёрам.
- Французский «подсказчик».
- Подсказчик под сценой.
- Переведите на французский язык выражение «вдувающий в ухо».
СУФЛЕР - муж., франц. подскащик; кто подсказывает актерам. Суфлёрный ящик, театр. под которым сидит подсказчик. Суфлерить, подсказывать с прочета.
СУФЛЕР (франц. souffleur - от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.
-----------------------------------
Ср. Мартынов... раз совсем не знал роли; вооружившись перед выходом длинным чубуком, он явился на сцену и через каждую фразу, подсказанную суфлером, стал производить долгие затяжки...
Григорович. Литературн. воспоминания. 5.
Ср. Soufleur (soufler, подсказывать, собств. поддувать в уши) - подсказчик, суфлер.
Ср. Sufflare (sub - flare, под - дувать).
Ср. φλέω - вздуваюсь, наполняюсь.
Заимств. из франц. яз., где souffleur - суф. производное от souffter «подсказывать шепотом» < «дышать». Ср. суфле.
род. п. -а. Из франц. souffleur - то же от souffler "дышать, дунуть; подсказывать".
СУФЛЕР (фр., от souffle) - подсказывать). Лицо, подсказывающее шёпотом актёрам и певцам слова их ролей.
СУФЛЕР (работник театра) - СУФЛЕР (франц. souffleur, от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.
СУФЛЁРА ы, ж. souffleur.
1. угол. Проститутка. Тюремное название для опустившихся женщин. Дост. 30-4 205. || пренебр. Опустившаяся проститутка. Мокиенко 2000.
2. угол. Любовница арестанта. Мокиенко 2000.
3. угол. Минетчица. Мокиенко 2000.
СУФЛЁРИТЬ souffler. устар., театр. Выполнять обязанности суфлера. Подсказывать с прочета. Даль. Он <копиист> от меня съехал и покрал у меня письма, определил <Сиверс> в суфлеры, а следственно, я пьесы своей ему суфлировать не дам. 1764. Сумароков - Ек. II. // Письма писат. 18 в. 96.
прил.
1. соотн. с сущ. суфлёр, связанный с ним
2. Свойственный суфлёру, характерный для него.
3. Принадлежащий суфлёру.
СУФЛЁРСКИЙ, суфлёрская, суфлёрское (театр.). прил. к суфлер. Суфлерская будка (в середине рампы).
СУФЛЁР, -а, м. Работник театра, суфлирующий актёрам.
суфлёрский, суфлёрская, суфлёрское, суфлёрские, суфлёрского, суфлёрской, суфлёрских, суфлёрскому, суфлёрским, суфлёрскую, суфлёрскою, суфлёрскими, суфлёрском, суфле́рск, суфле́рска, суфле́рско, суфлёрски
суфл/ёр/ск/ий.
СУФЛЁРСКИЙ ая, ое. souffleur m. Отн. к суфлеру; предназначенный для суфлера, принадлежащий ему. Суфлерский экземпляр пьесы. БАС-1. В Риме не принято, чтобы сам композитор дирижировал, и потому Раймонди сидел на стуле близ суфлерской будки и вертел в руках свою шляпу, поворачиваясь и кланяясь каждый раз, что ему аплодировали. М. С. Сабинина Зап. // РА 1901 1 123. Я к ужасу своему чувствую, что убийственные слова совсем вылетели из моей памяти.. Наконец из суфлерской будочки до меня доносится: "о проклятые, каждый раз..". А. Куприн К славе. // РР 1985 2 128. - Лекс. Уш. 1940: суфлёрский.