Ри́хтер Святослав Теофилович (1915-1997), пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Ученик Г. Г. Нейгауза. Концертировал с 1934. Его исполнению были присущи глубина и масштабность концепций, исключительная сила воздействия на слушателей. В репертуаре выделяются сочинения И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, С. С. Прокофьева. Выступал как солист и в ансамблях с инструменталистами (Ю. А. Башмет, ранее Д. Ф. Ойстрах, М. Л. Ростропович), певцами (в том числе, с женой - Н. Л. Дорлиак), с Квартетом им. А. П. Бородина. Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1961), Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
РИХТЕР Святослав Теофилович - РИ́ХТЕР Святослав Теофилович (20 марта 1915, Житомир - 1 августа 1997, Москва), российский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1950).
Родился в семье обрусевших немцев. Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и работал концертмейстером оперного театра. Свой первый концерт юный Рихтер дал в 1934. Только в 1937, возрасте 22 лет, поступил в Московскую консерваторию, где учился у Г. Г. Нейгауза (см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович). В 1941 его отец был репрессирован как немецкий шпион, мать Рихтера вынуждена была эмигрировать в Германию и была лишена возможности не только видеться с сыном, но и переписываться с ним. Московский дебют Рихтера состоялся в 1940, когда он первым после автора сыграл Шестую фортепианную сонату С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). В 1945 он был удостоин первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (другая первая премия досталась М. Л. Ростроповичу (см. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович)). До 1960 концертировал только в СССР и странах советского блока, затем - по всему миру. Инициатор ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводятся с 1964 в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция) и ежегодного зимнего фестиваля «Декабрьские вечера» (проводится с 1980 в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина). Последние публичные выступления Рихтера состоялись в 1994.
В сознании нескольких поколений отечественных музыкантов и любителей Рихтер запечатлелся не просто как пианист, пусть даже очень крупный, но как носитель высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворение современного универсального музыканта-просветителя. Репертуар Рихтера включал музыку разных эпох, от Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) и Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих) до Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), Хиндемита (см. ХИНДЕМИТ Пауль), Бриттена (см. БРИТТЕН Бенджамин) и Гершвина (см. ГЕРШВИН Джордж) . Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф), Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц) и других романтиков, Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович), Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), Бартока (см. БАРТОК Бела) ,Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату), Шостаковича. Искусство Рихтера, одушевленное стремлением к точной передаче композиторского замысла, характеризовалось фантастическим богатством пианистических красок, ярко выраженным волевым началом и исключительной духовной силой. Рихтер был не только выдающимся солистом, но и уникальным ансамблистом; среди его партнеров - певцы Н. Л. Дорлиак (см. ДОРЛИАК Нина Львовна) (сопрано, жена Рихтера), Д. Фишер-Дискау (см. ФИШЕР-ДИСКАУ Дитрих), П. Шрайер, инструменталисты Д. Ойстрах (см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), Ростропович, российские музыканты более молодого поколения (в том числе О. Каган (см. КАГАН Олег Моисеевич), Н. Гутман (см. ГУТМАН Наталья Григорьевна), А. Гаврилов, Ю. Башмет (см. БАШМЕТ Юрий Абрамович)), видевшие в Рихтере своего наставника.