Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

скрябин

Грамматический словарь

Скря́бин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

СКРЯБИН

«Соскреби-ка грязь с пола» - сказали бы в Москве. А в Смоленске и Тамбове пол скрябали. Там и там имели в виду ‘скоблить, драть, очищать’. Скрябка, понятно, орудие для этой самой чистки. Трудно сказать, почему Скрябкой, а потом и Скрябиным могли назвать человека. Может, мастером был по изготовлению скрябок. Может, очень уж чистоплотный, все норовил вокруг себя и на себе почистить, поскрябать.

СКРЕБНЕВ СКРЯБИН

Скребень, скряба - то, чем скребут, скребок, скребница. Возможно, прозвище аккуратного человека, содержащего в чистоте свой дом. (Ф) В основе фамилии - прозвище Скряба из глагола скрябать (вышедший из употребления) - "скрести, скоблить, царапать". Более 500 Скрябиных было в Вохминском уезде Костромской губернии. В селе Русская Бектяшка (на Волге ниже Ульяновска) в 1910 г. эту фамилию носили почти 300 человек (Ульянов. обл. архив), кроме того, она была записана и в юго-восточном Заволжье (Куйбышев. обл. архив). (Н)

СКРЯБИН

«Соскреби-ка грязь с пола» - сказали бы в Москве. А в Смоленске и Тамбове пол скрябали. Там и там имели в виду ‘скоблить, драть, очищать’. Скрябка, понятно, орудие для этой самой чистки. Трудно сказать, почему Скрябкой, а потом и Скрябиным могли назвать человека. Может, мастером был по изготовлению скрябок. Может, очень уж чистоплотный, все норовил вокруг себя и на себе почистить, поскрябать.

Сканворды для слова скрябин

- На этот пароход Киса Воробьянинов был взят мальчиком-ассистентом.

- Для исполнения партии света в его опусе «Прометей» или «Поэма огня» дирижёр Модест Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару особый светомузыкальный инструмент.

- Известный психиатр Владимир Сербский трактовал музыкальные идеи этого композитора как «клинический случай».

- Кто предложил термин «девастация»?

- Дочь этого композитора Ариадна погибла в Тулузе за месяц до падения режима Виши.

- Русский композитор, автор симфонической поэмы «Прометей».

- Настоящая фамилия советского политического деятеля Вячеслава Молотова.

Полезные сервисы

скрябин ал-др ник

Гуманитарный словарь

СКРЯ́БИН Ал-др Ник. (1871-1915) - композитор, пианист. Учился в Моск. конс. у В. И. Сафонова, С. И. Танеева, А. С. Аренского, к-рую окончил с золотой медалью как пианист (1893). Гастролировал в России, Зап. Европе как солист и с симфонич. оркестром под управлением С. Кусевицкого, преимущественно с исполнением собственных произведений. Фортепианная манера С., по воспоминаниям современников, отличалась импровизацион-ностью и ритмической свободой, красотой и изысканностью звука, виртуозной техникой.

Начало творческой деят-ности С. относится к 2-й пол. 1880-х гг. В нач. 1890-х были опубликованы первые произв., сделавшие имя С. известным. Большую поддержку С. оказали выдающиеся деятели музыки В. В. Стасов, А. К. Лядов и особенно М. П. Беляев. В дальнейшем творчество С. стремительно эволюционировало. Произв. первого этапа (до кон. 1890-х гг.), сохраняя преемственную связь с произв. Ф. Шопена, Ф. Листа и др., уже поражают новаторскими чертами, проявляющимися в трактовке жанров, содержании пьес, музыкально-выразительных средствах (1-3 сонаты, циклы прелюдий оп. 11,16, фп. концерт и др.). Второй этап (кон. 1890-х - нач. 1900-х гг.) отличается заметным стремлением С. расширить концепцию произв., придать им новое направление. Центр. сочинения данного этапа - 1, 2 и особенно 3-я симфония ("Божественная поэма"), ставшая, по мысли автора, "биографией духа", фп. соната № 4 - свидетельствуют о преодолении С. традиционного взгляда на содержание музыки, о стремлении отразить в произв. поиск высшего смысла. Третий этап (1904-10) отмечен созданием целого ряда выдающихся произв. Центр. сочинения С. этих лет - "Поэма экстаза" (1907), ставшая кульминацией всего творчества С., и "Прометей" ("Поэма огня", 1910) - одно из самых новаторских произв. С. Для воплощения своего замысла композитор, наряду с оркестром, использует рояль, хор, поющий без текста, и новый элемент - свет. Своеобразными параллелями оркестр. сочинениям С. становятся созданные в те же годы фп. произв.: 5-я и 6-я сонаты, поэмы, циклы миниатюр. Четвертый этап творчества С. (1910-15) отмечен усилением усложненных, подчас мистических образов. Это проявляется в последних сонатах (7-10) и особенно в "Мистерии" - неосуществленном замысле С., предполагавшем многодневное "действо", сочетающее все виды муз., театр., архитект. выразительности.

Количество написанных произв. С. сравнительно невелико (74 опуса). Композитор обращался почти исключительно к фп. (10 сонат, 91 прелюдия, 20 поэм, 23 этюда, 21 мазурка и др.) и оркестровым жанрам (3 симфонии, оркестр. поэмы и др.). Ряд произв. С. сопровождал пространными комментариями, ремарками, уточняющими авторский замысел и позволяющими рассматривать их как проявление программной музыки - "сверхмузыки" (Б. Л. Пастернак). Однако муз. содержание произв. С. оказывается несравненно богаче его теоретич. программы: мастерство драматурга, поразительное интонационное и гармоническое мышление, насыщенная фп. и оркестр. палитра свидетельствуют о самостоятельной муз. значимости сочинений композитора.

Лит.: Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М., 1989.

А. Н. Скрябин

А. Н. Скрябин

Полезные сервисы

скрябин александр николаевич

Энциклопедический словарь

Скря́бин Александр Николаевич (1871/1872 - 1915), композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от одухотворённо-идеальных, утончённых до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкально-выразительных средств, главным образом гармонии; развивая идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую поэму «Прометей» («Поэма огня», с фортепиано и хором, 1910) партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано и др. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

* * *

СКРЯБИН Александр Николаевич - СКРЯ́БИН Александр Николаевич [25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва - 14 (27) апреля 1915, там же], русский композитор и пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии (см. ГАРМОНИЯ (в музыке)); развивал идею светомузыки (см. СВЕТОМУЗЫКА), впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

Семья, учеба

Из старинного дворянского рода. Отец - дипломат, мать - талантливая пианистка; умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Воспитывался тетей, Л. А. Скрябиной, приохотившей его к фортепиано. В пять лет уверенно воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал также стихи и многоактные трагедии. В 1882-89 по семейной традиции обучался во 2-м Московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса (см. КОНЮС Георгий Эдуардович)и Н. С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович), выступал в концертах. В 1888-92 - в Московской консерватории по классу фортепьяно у В. И. Сафонова (см. САФОНОВ Василий Ильич)(окончил с золотой медалью), параллельно занимался композицией у С. И. Танеева и А. С. Аренского (см. АРЕНСКИЙ Антон Степанович).

Начало творческого пути. Скрябин-пианист

К началу 1890-х годов относятся первые издания и исполнения фортепьянных пьес Скрябина, главным образом авторские. Выдающийся пианист камерного плана, чья игра отличалась тонкостью и одухотворенностью, особым, созвучным эпохе, «нервом», Скрябин всю жизнь концертировал, исполняя почти исключительно собственные сочинения. Уже первые выступления приносят ему успех, хотя и сам он, и его музыка вызывают неоднозначное отношение. При всеобщем признании его феерического таланта, восхищение одних, недоумение и неприязнь других с годами лишь возрастают, деля аудиторию на «скрябинистов» и «антискрябинистов», шокированных новаторским характером его сочинений. Однако профессиональная карьера композитора складывалась в целом удачно, не только благодаря незаурядной воле и творческой активности самого Скрябина, но и из-за постоянной поддержки почитателей его искусства - М. П. Беляева (см. БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович), М. К. Морозовой, С. А. Кусевицкого (см. КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович), А. И. Зилоти (см. ЗИЛОТИ Александр Ильич) и др. Вскоре после окончания консерватории Скрябин концертирует в Москве, Петербурге и др. городах, в 1896 совершает турне по Европе (Париж, Брюссель, Берлин, Гаага, Амстердам, Кельн), повсюду вызывая к себе живейший интерес.

Раннее творчество

Много сочиняя со второй половины 80-х гг., Скрябин довольно быстро проходит стадию творческих поисков. Вначале это главным образом фортепьянные миниатюры, полные то сдержанной, изящной, в духе обожаемого им Ф. Шопена, лирики (прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки), то бурного, «листовского», пафоса (Двенадцатый этюд, ор.8; Прелюд es-moll, ор.11 и др.). Уже в ранних сочинениях - их импульсивной ритмике, изысканных интонациях, мерцающей диссонантности аккордов, «полетности» фигураций, воздушном плетении звуковой ткани - при всей очевидности посторонних влияний отчетливо проступают черты новаторского, собственно «скрябинского» стиля. Новые замыслы требуют для своего воплощения более развитых и крупных форм, и вскоре основными вехами творческого пути композитора становятся сонаты для фортепьяно, а позднее - симфонии и симфонические поэмы, по отношению к которым фортепьянные произведения играют роль своеобразных «спутников», «моделей» и эскизов.

«Биография духа»

Вехой стала Третья соната для фортепьяно («Состояния души»; 1897-98). В предпосланном ей лирико-философском комментарии впервые дан набросок всеобъемлющей этико-эстетической концепции, которая ляжет в основу образного строя всех последующих сочинений Скрябина, станет стержнем творческих исканий. Суть ее составляла неколебимая вера в преобразующую силу искусства: проведя человека сквозь этапы «биографии духа», заставив его пережить основные «состояния души» - от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности через надежду и всепоглощающее пламя борьбы, - искусство способно привести его к свободе и свету, к радостному упоению «божественной игрой» творческих сил. Воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях - не как статичную последовательность запечатленных «состояний» («от мрака к свету» - обычная эмоциональная схема бесчисленных симфонических и сонатных циклов, начиная с Л. Бетховена), а в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности, - вот что становится отныне творческой сверхзадачей Скрябина, первым опытом решения которой была Третья соната, с ее во многом еще традиционным, листо-вагнеровским движением от мрачных драматических образов первой части через утонченную лирику «смутных желаний, невыразимых мыслей» в средних частях к героике борьбы и торжественной поступи финала.

Упорные и напряженные поиски продолжаются в 1898-1903 гг. Скрябин ведет класс фортепьяно в Московской консерватории, преподает в музыкальных классах Екатерининского института. Живя в Москве, он сближается С. Н. Трубецким (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич)и становится членом Московского философского общества. Общаясь с В. Я. Брюсовым (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), К. Д. Бальмонтом (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), Вяч. И. Ивановым, осваивает миросозерцание символистов, все более утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир. Одновременно он лихорадочно ищет новые средства музыкальной выразительности и художественные формы, которые могли бы воплотить осаждавшие его идеи и образы. Обратившись к оркестру, он в короткий срок создает ряд симфонических произведений (в том числе две симфонии), «на ходу» постигая тайны тембров, полимелодических и полиритмических сочетаний, искусство построения масштабных форм, отдельные части которых все теснее соединяются тематическими связями, а внутренние грани под напором новых гармоний и ритмов становятся все более зыбкими, открывая путь непрерывному течению музыки. Особое беспокойство доставляют ему финалы, в которых концентрируются образы радости, свободы. Его не удовлетворили ни помпезность хорового финала Первой симфонии («Придите все народы мира, искусству славу воспоем»), ни торжествующая мощь финала Второй. Конечная радость свободного духа ассоциировалась у Скрябина не с торжественной поступью, а, скорее, с эйфорией экстатического танца, трепетной игрой языков пламени, с ослепительным светом.

Третья симфония

Желаемого он впервые достиг в Третьей симфонии («Божественной поэме», 1903-04) и ее фортепьянном «спутнике» - Четвертой сонате (1901-03). Поток музыки (три части, исполняемые без перерыва), насыщенный волевой активностью и стремительной энергией, на едином дыхании возносит слушателя от первых, мрачно-утвердительных тактов Вступления симфонии к сияюще-радостному танцу Финала. Симфония классична не только в смысле совершенства воплощения замысла («биография духа»), но и в отношении достигнутого в ней равновесия между новым и традиционным, субъективно-индивидуальным и общемузыкальным - равновесия, которого в дальнейшем уже не наблюдается. Оказавшаяся для многих современников подлинным «открытием Скрябина», «Божественная поэма» остается одной из высочайших вершин мирового симфонизма.

«Мистерия»

В 1904, оставив тяготившую его педагогическую работу, Скрябин уезжает за границу. Выступления в европейских городах, гастроли в США (1906-07), зарубежные премьеры симфонических произведений укрепляют его международное признание. Не прекращается и творческий процесс, целиком подчиненный тому, что становится теперь главной целью жизни Скрябина, его миссией - созданию грандиозной «Мистерии», призванной преобразовать не только дух человека, но и самый мир. На достижение этой цели направлены и упорное изучение истории человеческой мысли - от И. Канта и Ф. Шеллинга до Ф. Ницше и Е. П. Блаватской, от мистических учений Древнего Востока до марксизма, - и напряженные поиски в сфере музыкального языка, становящегося все более и более индивидуализированным.

Идея «Мистерии», подсказанная ему Вяч. Ивановым, в сущности, не что иное, как «биография духа», расширенная до космических масштабов. «Мистерия» мыслилась как совершающееся где-то в Индии грандиозное соборное действо, в которое вовлечены и люди, и весь окружающий мир, и все искусства (включая «симфонии» ароматов, прикосновений и т. п.), возглавляемые музыкой. Участники действа как бы проживают всю космогоническую историю «божественного» и «материального», достигая экстатического воссоединения «мира и духа», а тем самым полного освобождения и преображения, в чем, по идее композитора, и должно заключаться «последнее свершение». За этим поэтическим, по сути, видением скрывалась вековечная жажда великого «чуда», мечта Скрябина о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равным Богу.

«Поздний» Скрябин

Наиболее значительные сочинения «позднего» Скрябина - одночастная «Поэма экстаза» (1905-07; с отдельно изданной стихотворной программой), в которой композитор разрабатывал светлые, оптимистические образы мечты, томления, настойчивого порыва очарованной души к действию и конечному торжеству «воли свободной», и «Прометей» («Поэма огня», 1909-10), также сопровождавшийся лирико-философским комментарием. Имя античного героя в «Прометее» символизирует «активную энергию вселенной, огонь, свет, жизнь, борьбу, усилие, мысль». Зарождается в недрах дремлющего первозданного хаоса, стремительно растет, расширяется, охватывая собой весь мир, и переходит в главной кульминации коды в «громадный лучезарный подъем» (хор, орган, колокол, весь состав медных и ударных инструментов). Придавая воплощению творческого начала первостепенное значение, Скрябин подчеркивал: «Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Этого эффекта ему в значительной мере удалось достичь в «Прометее». Его музыка - это неудержимый поток, который сносит на своем пути все установленные традицией грани формы, гармонии, фактуры, мелодических и ритмических построений, превращая произведение в единое целое, в непрерывно пульсирующий, переливающийся всеми оттенками сгусток звуковой плазмы, удерживаемый в пространстве творческой волей и излучающий колоссальную энергию. «Прометей» написан абсолютно новым музыкальным языком. Скрябин окончательно отказался здесь от традиционного мажоро-минора (см. МАЖОРО-МИНОР), заменив его собственной системой звуковой организации, основанной на так называемом «прометеевом аккорде», звучащем в первом такте произведения. Примечательной особенностью является включение в партитуру световой строки (Luce), предназначенной для светомузыкального инструмента - идея, не нашедшая пока еще адекватного воплощения.

Последние годы

В 1910 Скрябин обосновался в Москве, близ Арбата. Последние годы жизни композитора - время неуклонного роста его известности. Он много концертирует, и каждая его новая премьера становится значительным художественным событием. Все поздние произведения Скрябина - сонаты (№№7-10), фортепьянные поэмы («Маска», «Странность», «К пламени») и др. - так или иначе связаны с идеями «Мистерии». Он увлеченно работает над текстом ее подготовительного варианта («Предварительного действия»), играет друзьям фрагменты музыки. Работу обрывает скоропостижная смерть композитора (от сепсиса, вызванного карбункулом на верхней губе).

В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Б. Николо-Песковском переулке открыт музей.

Скрябин и культура «серебряного века»

Музыка Скрябина - замечательная страница «серебряного века» русской культуры. Это - чуткая «сейсмограмма» внутреннего мира художника, живущего накануне, в межвременьи, в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению. Отсюда ее повышенный, доходящий часто до экзальтации, эмоциональный тонус, ее энергетика, ее импульсивность и внутреннее беспокойство, непрерывная изменчивость и прихотливая игра нюансов, поэтизация состояний томления, порыва, утонченный лиризм и недосказанность, отсюда же - и ее волевая устремленность, взрывчатость и драматизм, патетика и торжество кульминаций. Отсюда - новая музыкальная экспрессия, ставшая откровением для современников. «Музыка Скрябина - это неудержимое глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью» (Б. В. Асафьев (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович)).

В числе сочинений Скрябина - 3 симфонии (1900, 1901, 1903-04); симфоническая поэма «Мечты» (1898); для фортепьяно - 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

Большой энциклопедический словарь

СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72-1915) - российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым "космическим" сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано и др. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

Энциклопедия Кольера

СКРЯБИН Александр Николаевич (1872-1915), русский композитор и пианист. Родился 6 января 1872 в Москве. Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А. С. Аренского и С. И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными и оркестровыми; в некоторых случаях - Третья симфония и Прометей - в партитуры вводится партия хора). Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909-1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Последним произведением Скрябина стало т. н. "Предварительное действо" для солистов, хора и оркестра - мистерия, которая, по замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной).

Умер Скрябин в Москве 27 апреля 1915.

ЛИТЕРАТУРА

Летопись жизни и творчества А.Н.Скрябина. М., 1985 Бэлза И. А.Н.Скрябин. М., 1987 Рубцова В. А.Н.Скрябин. М., 1989 Томпакова О.М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX - начала ХХ века: Новые течения. М., 1997

Полезные сервисы

скрябин георгий константинович

Энциклопедический словарь

Скря́бин Георгий Константинович (1917-1989), микробиолог и биохимик, академик АН СССР (1979), ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда (1981). Сын К. И. Скрябина. Основные труды по общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971).

* * *

СКРЯБИН Георгий Константинович - СКРЯ́БИН Георгий Константинович (1917-98), российский ученый, академик АН СССР (1979), академик ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда (1981). Сын К. И. Скрябина. Основные труды по общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971).

Большой энциклопедический словарь

СКРЯБИН Георгий Константинович (р. 1917) - российский ученый, академик АН СССР (1979), академик ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда (1981). Сын К. И. Скрябина. Основные труды по общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971).

Полезные сервисы

скрябин константин георгиевич

Энциклопедический словарь

СКРЯБИН Константин Георгиевич - СКРЯ́БИН Константин Георгиевич (р. 29 апреля 1948, Москва (см. МОСКВА (город))) - российский ученый-биолог, действительный член Российской академии наук (2008), действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук (1999), лауреат Государственной премии СССР (1983), специалист в области молекулярной биологии, генетической инженерии и биотехнологии; сын Г.К. Скрябина.

Константин Скрябин окончил биолого-почвенный факультет Московского университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)) (1970), защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук (1982); имеет ученое звание профессора. В 1974-1991 годах он работал в Институте молекулярной биологии РАН, в 1991 году основал и возглавил Центр «Биоинженерия» РАН. Автор более 300 научных работ, в том числе более 40 изобретений и патентов. К.Г. Скрябиным впервые в мире была определена полная последовательность ДНК, кодирующих все рибосомные РНК эукариотического организма - дрожжей Saccharomyces cerevisiae (1978-1981), а впоследствии - полная первичная структура всех генов, определяющих синтез витамина В2 у Bacillus subtilis, полная первичная структура генома вируса Х картофеля, ДНК-лигазы фага Т4, рестриктазы Eco RV, кристаллинов глаза и ряда генов животных, растений и микроорганизмов. Методами генетической инженерии К.Г. Скрябиным вместе с сотрудниками был создан трансгенный, устойчивый к вирусной инфекции, картофель «Центр-1» (1999), получивший первый в России патент на трансгенное растение. В том же году ученый был избран действительным членом Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). В мае 2008 года К.Г. Скрябин был избран действительным членом Российской академии наук по Отделению нанотехнологий и информационных технологий.

Полезные сервисы

скрябин константин иванович

Энциклопедический словарь

Скря́бин Константин Иванович (1878-1972), гельминтолог, основатель отечественной научной школы, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал свыше 200 новых видов гельминтов. Первым поставил вопрос об их патогенной роли и девастации (ликвидации). Государственная премия СССР (1941, 1950), Ленинская премия (1957).

* * *

СКРЯБИН Константин Иванович - СКРЯ́БИН Константин Иванович (1878-1972), российский гельминтолог, основатель научной школы, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал св. 200 новых видов гельминтов. Первым поставил вопрос об их патогенной роли и девастации (ликвидации). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1941, 1950).

Большой энциклопедический словарь

СКРЯБИН Константин Иванович (1878-1972) - российский гельминтолог, основатель научной школы, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал св. 200 новых видов гельминтов. Первым поставил вопрос об их патогенной роли и девастации (ликвидации). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1941, 1950).

Полезные сервисы

скрябин, александр николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александр Николаевич Скрябин.

Александр Николаевич Скрябин.

СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72 - 1915), российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым "космическим" сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкально-выразительных средств, главным образом гармонии; развивая идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму "Прометей" (1910) партию света. "Божественная поэма" (3-я симфоническая, 1904), "Поэма экстаза" (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепьяно и др.

Полезные сервисы

скрябин, константин иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СКРЯБИН Константин Иванович (1878 - 1972), российский гельминтолог, основатель отечественной гельминтологической школы. Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал свыше 200 новых видов гельминтов. Разработал теоретические основы борьбы с гельминтозами (болезни, вызываемые гельминтами).

Полезные сервисы

скрябинский

Орфографический словарь

скря́бинский (от Скря́бин)

Полезные сервисы

скрябины

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

СКРЯБИНЫ

От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачно тюркская - "слепой бей". Скрябины - Скрипыны - Скрипеевы известные дьяки, землевладельцы и стрельцы в XV - XVI вв., размещённые в Нижнем Новгороде, позже в Прикамье (Веселовский 1974, с. 289).

Полезные сервисы