ПЕД
1. ПЕД, -а; м. Разг. Педагогический институт, университет. Закончить п. Учиться в педе.
2. ПЕД, -а; м. Жарг. Педераст.
ПЕД
1. ПЕД, -а; м. Разг. Педагогический институт, университет. Закончить п. Учиться в педе.
2. ПЕД, -а; м. Жарг. Педераст.
(лк)
pēs, pedis нога
Необходимо отличать лат. пед (нога) от греч. пед (ребёнок).
ортопедия выправление ног
педикюр уход за ногами (фр. pedicure)
педаль рычаг, приводимый в действие ногой
бипедальный: бипедальная локомоция - передвижение на двух ногах (способ передвижения характерен не только для человека, но также для животных: кенгуру, куры и др.)
(гк)
παῖζ, παιδόζ ребёнок, мальчик
Необходимо отличать греч. пед (ребёнок) от лат. пед (нога).
педиатрия лечение детей
педофилия половое влечение взрослых к детям
педераст «любитель мальчиков», изначально: эфебофил, сейчас: гомосексуалист
педагогика «вождение детей», наука о воспитании и обучении
I.
ПЕД I а, м. pédagogique adj.
1. мол. Педагогическимй институт, университет. Теперь в педе тоже пять лет учатся. + Общага педа. + Учиться в педе. Мокиенко 2000.
2. Студент педагогического учебного заведения. Я с педами с спортлагере была, классные ребята. Никитина 1998.
II.
ПЕД II а, м. vélocipède. мол. Велосипед. Нередко среди студенческой жаргонной лексики встречаются сокращения и аббревиатуры: ..."фак" - факультет, "пед" - велосипед. Дубровина 81. // Мокиенко 2000.
III.
ПЕД III а, м. pédéraste. гом. , мол. Гомосексуалист. Елистратов 319. // Мокиенко 2000.
Первая часть сложных слов со знач. педагогический, напр. пединститут, педвуз, педучилище, педпрактика, педсовет.
ПЕД... [от греч. pais (paidos) дитя] Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: педагогический. Пединститут, педкабинет, педкадры, педкласс, педколлектив, педнагрузка, педотряд, педпрактика, педработа, педучилище.
ПЕД... Первая часть сложносокращенных слов. Вносит значение слова педагогический. Педтехникум. Педпрактика. Педсовещание. БАС-1. Педфак (педагогический факультет), пединститут, педработа, педработник, педстанция, педкардры и др. Уш. 1939. - Лекс. Уш. 1939: пед.
Педа
(purdah), занавес, отделяющий у мусульман женскую половину дома от мужской. Уже на ранних стадиях существования ислама его сторонники переняли существовавшую в Персии и Византии практику женского затворничества. Коран его не предусматривает, хотя и требует от женщин скромности в поведении. В мусульм. странах в связи с попытками вернуться к законам шариата дебатируются проблема женского затворничества, права женщин, полож. и отриц.стороны европеизации.
м.
1. Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой.
2. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.
ПЕДАГО́Г - сущ., м., употр. нечасто
Морфология: (нет) кого? педаго́га, кому? педаго́гу, (вижу) кого? педаго́га, кем? педаго́гом, о ком? о педаго́ге; мн. кто? педаго́ги, (нет) кого? педаго́гов, кому? педаго́гам, (вижу) кого? педаго́гов, кем? педаго́гами, о ком? о педаго́гах
Педагог - это специалист в области обучения других людей, детей каким-либо знаниям, навыкам.
Талантливый педагог.
ПЕДАГО́Г, педагога, муж. (греч. paidagogos, букв. ведущий мальчика). Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой (употр. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Она - опытный педагог.
|| Школьный учитель (неол. прост.). Педагог вызвал к доске отличника.
ПЕДАГО́Г, -а, муж.
1. Специалист по педагогике (в 1 знач.). Великие педагоги прошлого.
2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой.
| прил. педагогический, -ая, -ое (ко 2 знач.).
ПЕДАГО́Г1́, -а, м
Специалист по педагогике.
Ситников был педагог, которому было поручено светское воспитание Сережи (Л. Т.).
ПЕДАГО́Г2́, -а, м
Человек, профессионально занимающийся преподавательской и/или воспитательной работой.
… Я охотно подчинился и превратился ради тебя в представителя бронзовой молодежи, вместо того чтобы остаться литературоведом и… ну, скажем, педагогом (Наб.).
Как быть с педагогами, на уроки которых ходит абсолютное меньшинство? (В. Кав.).
ПЕДАГО́Г -а; м. [от греч. paidagōgos - воспитатель, наставник] Лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель. Работать педагогом. Талантливый п. Бездарный п. // Лицо, имеющее способности, дар учить, воспитывать. Прирождённый п. Задатки педагога.
◁ Педагоги́ческий (см.).
* * *
педаго́г (от греч. paidagógós - воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
2) Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
* * *
ПЕДАГОГ - ПЕДАГО́Г (от греч. paidagogos - воспитатель),
1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
ПЕДАГОГ (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
-а, м.
Лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией; учитель, преподаватель.
Это был настоящий педагог, очень серьезно относившийся и к своему учительству, и к своей карьере. Короленко, История моего современника.
Я был убежден, что Николай Антоныч всегда был педагогом. Типичный педагог! Ведь он и дома всегда поучал, объяснял, приводил примеры. Каверин, Два капитана.
[От греч. παιδαγωγός - воспитатель, наставник]
(греч. воспитатель) сочинение Климента Александрийского, где изображен Спаситель, готовящий христиан к спасению.
педагог (иноск.) - наставник, учитель (собств. знакомый с наукой воспитания и обучения детей)
Ср. Не мое это дело (сказал директор), но... живите с ней, целуйтесь... что хотите, только, пожалуйста, не так гласно! Прошу вас! Не забывайте, что вы педагог.
А.П. Чехов. Клевета.
Ср. Говорилось о педагогах, подготовка которых признавалась несовершенною: "они-де малосведущи, робки, низкопоклонны и мелочно придирчивы: они не любители свободы, но легко содействуют...
Лесков. Захудалый род. 2, 8.
Ср. Pedagogue - παιδαγωγός (παις, дитя - αγω, веду) - педагог (ведущий дитя в школу).
см. Воспитатель
педаго́г, педаго́ги, педаго́га, педаго́гов, педаго́гу, педаго́гам, педаго́гом, педаго́гами, педаго́ге, педаго́гах
сущ., кол-во синонимов: 17
внешкольник (2)
воспитатель (16)
воспитательница (18)
детоводитель (6)
дошкольник (3)
дошкольница (3)
наставник (26)
педант (10)
педик (35)
препод (3)
преподаватель (24)
профессор (7)
сурдопедагог (1)
тифлопедагог (1)
учитель (64)
учительница (43)
См. учитель...
ПЕДАГО́Г (от греч. paidagōgos - воспитатель).
1. Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению, имеющее специальную подготовку в этой области.
2. Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Заимствовано в XVIII в. из французского, pedagogue через посредство латинского (paedagogus) восходит к греческому слову paidagogos, образованному путем сложения существительного pais (paidos), имеющего значение "ребенок", и причастия agogos со значением "ведущий" (от глагола agein - "вести"). Таким образом, буквальное значение: "тот, кто ведет (воспитывает) детей". В слове педиатр первая часть восходит к той же основе paidos.
Из фр. яз. в XVIII в. Фр. pedagogue < лат. paedagogus, передающего греч. paidagogos, сложения pais, paidos - «ребенок, дитя» и -agogos- «ведущий».
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pédagogue < лат. paedagogus, восходящего к греч. paidagōgos, сложению pais, paidos «ребенок, дитя» и agōgos «ведущий» (от agein «вести»). Ср. педиатр.
Педагог - в Древней Греции слово "педагог" означало не совсем то, что у нас, - зато именно то, что и должно лексически означать. «Paidos» по-гречески - "дитя", «agos» - "вести"; педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил там за его поведением. А нынешние педагоги - не рабы.
I.
ПЕДАГОГ I а, м. pédagogue m. < гр. paidagogos ведущий мальчика.
1. Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой (употребл. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Уш. 1939. Раньше был я педагог, Бил детей линейкой, А теперь я коммунист, Владею ячейкой. 1921. В. Я. Струминский Оренб. част. // ТОИК 2 193.
2. нов., прост. Школьный учитель. Педагог вызвал к доске отличника. Уш. 1939. Без помет. БАС-1. Труд, например, педагога, литератора, химика, политико-эконома - такой же труд, как и всякий другой. СВ 1887 1 2 188. Да, интеллектуальный труд в России всегда ценился ниже другого. "Если барин без сапог, значит, барин - педагог" - когда еще пели. Известия 23. 5. 1992. || О человеке, имеющем способности учить, воспитывать и проявляющем это в своей деятельности. БАС-1. Спокойный и уравновешенный, Звонарев оказался неплохим педагогом, и под его руководством Вася быстро научился читать. Степанов Порт-Артур. - Лекс. Алексеев Доп. 1776: педаго/г.
II.
ПЕДАГОГ II а, м. pédéraste m. Каламбурная эвфемизация слова педераст. Мокиенко 2000. Ср. Под конец <юбилея> явились и пьяненькие. Кто-то, педагог, вскочил на стул и начал чествовать юбиляра во имя педагогии, но его тут прозвали педерастом и не дали кончить, приказав музыке играть. 1882. Салт. // 20-19 (1(107.
ПЕДАГОГ (греч.). У греков ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в воспитании.
- Специалист, работе которого мешают перемены.
- «Садовник», приставленный к «цветам жизни».
- «Сеятель» разумного, доброго, вечного.
- Человек, который знает, как воспитывать чужих детей лучше, чем своих.
- Учитель.
- Воспитатель вроде Макаренко.
- Греческий «воспитатель».
- Именно так в Древнем Риме называли раба, который сопровождал ребёнка в школу и наблюдал за его поведением во время занятий.
ПЕДАГОГИЗА́ЦИЯ УЧЕ́БНОГО ПРОЦЕ́ССА.
Организация учебного процесса, при которой акцент делается на усвоение учащимися знаний и приобретение навыков и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве педагога. Применительно к обучению филологов-преподавателей П. у. п. проявляется в профессиональной направленности обучения по всем дисциплинам учебного плана. При этом обучающийся выступает в роли активного участника процесса преподавания, осваивающего свою будущую профессию. Вот некоторые формы работы, способствующие педагогизации практических занятий по языку: коллективное обсуждение плана урока и способов его выполнения; анализ студентами урока и наиболее эффективных приемов работы, направленных на достижение целей урока; участие студентов в оценке результатов своей собственной деятельности на уроке; подготовка студентами методической разработки урока или его фрагмента.
ж.
1. Научная дисциплина о воспитании и обучении.
2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
3. разг.
Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
ПЕДАГО́ГИКА - сущ., ж., употр. нечасто
Морфология: (нет) чего? педаго́гики, чему? педаго́гике, (вижу) что? педаго́гику, чем? педаго́гикой, о чём? о педаго́гике
Педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
Детская педагогика.
ПЕДАГО́ГИКА, -и, жен.
1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования.
2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками особая п.
| прил. педагогический, -ая, -ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей).
ПЕДАГОГИКА - жен., греч. наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету.
ПЕДАГО́ГИКА, -и, ж
Наука о воспитании и обучении человека, изучающая закономерности формирования личности в процессе образования.
Педагогика в числе внешних воспитательных факторов всегда предусматривала искусство… (В. Кав.).
"ПЕДАГОГИКА" - издательско-полиграфическое объединение в Москве, организовано в 1991. Включает издательства "Педагогика-пресс" (преемник издательства "Педагогика", 1969, ведет историю с 1945; выпускает книжные научно-педагогические, учебные и детcкие издания) и "Школа-пресс" (выпуск журналов).
-----------------------------------
ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike) - наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
ПЕДАГОГИКА (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 - 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 - 4 вв. до нашей эры) как часть философских систем. В 17 - 19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
ПЕДАГОГИКА -
искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики - не только передавать знания, но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллектуальный, но и психологический характер. Ее первая задача - сделать преподавание живым, чтобы индивиды могли быть в максимальной степени «восприимчивыми», установить все более и более тесную связь ученика с учителем. Поскольку цель педагогики состоит в том, чтобы позволить каждому реализовать себя, раскрыть свою личность и присущую ей форму интеллекта, современная педагогика тесно связана со школьной «ориентацией». Лечебная педагогика - это частное ответвление педагогики, касающееся детей с отклонениями (как следствие физического недостатка, умственной отсталости или отклонения аффективного порядка). Эта ветвь образования, на которую сильнее всего повлиял психоанализ и современная психология, пытается осуществить реадаптацию детей в их школьном и семейном окружении. Не следует путать педагога и ученого, учителя и исследователя, чьи призвания различны.
педаго́гика, педаго́гики, педаго́гик, педаго́гике, педаго́гикам, педаго́гику, педаго́гикой, педаго́гикою, педаго́гиками, педаго́гиках
сущ., кол-во синонимов: 12
акмеология (1)
андрагогика (1)
дефектология (6)
дидактика (7)
логопедия (3)
педагогия (1)
педология (2)
сурдопедагогика (2)
тифлопедагогика (2)
школоведение (1)
этнопедагогика (1)
ПЕДАГО́ГИКА (от греч. paidagōgikē).
Наука о воспитании и образовании человека, являющаяся базовой для методики обучения иностранным языкам. Термин П., будучи многозначным, обозначает:
1) различные идеи, представления, взгляды на цели, содержание и процесс воспитания, обучения, образования;
2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
4) учебный предмет в составе педагогического образования.
Основные положения П. служат исходными для решения таких важнейших вопросов методики, как построение системы обучения неродному языку, определение целей обучения, содержания и процесса обучения, методов и организационных форм обучения. В этом заключается смысл определения методики как частной дидактики: через методику конкретизируются и реализуются в практике общетеоретические положения дидактики. В ходе развития П. некоторые ее разделы выделились в самостоятельные отрасли знаний: дидактика (теория образования и воспитания); методика (частная дидактика, связанная с преподаванием отдельных предметов); теория воспитания, образования и обучения детей с физическим и психическими недостатками (дефектология) и др. Главными категориями П. являются: воспитание (процесс передачи общественного, исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду для обеспечения дальнейшего развития общества); образование (процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, навыков, умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей), обучение (целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека).
- Наука вдалбливать знания.
- Наука, созданная «в воспитательных целях».
- Учение об учении.
- Умение жить за счёт неумения учеников.
- Наука о воспитании.
- Наука Макаренко.
- Учебная наука.
ПЕДАГОГИКА (издательство) - «ПЕДАГО́ГИКА», издательско-полиграфическое объединение в Москве, организовано в 1991. Включает издательства «Педагогика-пресс» (преемник издательства «Педагогика», 1969, ведет историю с 1945; выпускает книжные научно-педагогические, учебные и детcкие издания) и «Школа-пресс» (выпуск журналов).
ПЕДАГОГИКА (наука) - ПЕДАГО́ГИКА (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Педаго́гика сотру́дничества - направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в середине 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
* * *
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - ПЕДАГО́ГИКА СОТРУ́ДНИЧЕСТВА, направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
ПЕДАГО́ГИКА СОТРУ́ДНИЧЕСТВА.
Направление в отечественной педагогике 2-й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П. с.: Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шатилов и др. Ряд положений П. с. противоречил традиционным системам обучения и воспитания, поэтому П. с. стала предметом дискуссий и послужила импульсом для творческой деятельности многих педагогов, а также инициировала деятельность авторских школ.
П. с. базируется на следующих положениях:
1) в работе с учениками делается упор на вовлечение их в учение, на совместный труд учителя и учащихся;
2) практикуется учение без принуждения. Это одно из центральных положений П. с. Его цель - снять чувство страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы;
3) пропагандируется идея трудной цели: учителя стремятся ставить перед учащимися сложные задачи, внушая уверенность, что цель будет достигнута;
4) используется идея опоры (учителя включают в предметно-словесную информацию разнообразные опорные сигналы, образные схемы, которые являются средствами развития памяти, пространственного воображения, алгоритмических (см. алгоритм) форм мышления);
5) представители П. с. исходят из личностного подхода, для чего в процессе проведения урока используются приемы, позволяющие каждому ученику чувствовать себя личностью, ощущать внимание учителя лично к нему и др.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ (от греч. anthrōpos - человек + ...логия).
Самостоятельная отрасль науки об образовании, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В России получила обоснование в XIX в. в фундаментальном труде К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (тт. 1-2, 1868-1869). Как особое направление научно-педагогических исследований интенсивно развивалось со 2-й пол. 1980-х гг. (Б. М. Бим-Бад, С. Г. Тер-Минасова и др.). П. а. входит в программу высших педагогических учебных заведений РФ как самостоятельная дисциплина.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ГРАММА́ТИКА.
Описание языковой системы (в первую очередь - грамматической), содержащее сведения, которые необходимы для обучения языку как неродному. П. г. находится в одном ряду с другими прикладными описаниями языка (школьной грамматикой, компьютерной лингвистикой, структурно-системным описанием и др.). В отличие от других описаний, и в первую очередь от структурно-системного, или формального описания. содержит сведения о правилах выбора грамматической формы и способах понимания многозначных языковых единиц. Описание единиц и способов их употребления в речи в П.
г. должно быть достаточно ясным и ориентированным не только на понимание, но и на говорение, т. е. на активную речевую деятельность. Меняется и масштаб описываемых явлений. Лингвопедагогическое описание языка должно учитывать особенности фрагментов текста, больших, чем предложение, а также текстов в целом (в этом связь П. г. с лингвистикой текста). Наконец, в правилах, предназначенных для обучения неродному языку, должны также отражаться особенности не только речевой, но и мыслительной деятельности человека: учитываться возможные выводы, которые делает слушающий, ассоциации, вызываемые словами, - т. е. должно отражаться то, что изучает когнитивная лингвистика. В настоящее время опубликован целый ряд педагогических (практических) грамматик для изучающих русский язык как иностранный (Милославский, 1987).
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИ́ТЕЛЯ.
Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом языке. П. д. у. предполагает достижение на занятиях практической, общеобразовательной, развивающей, воспитательной, стратегической целей обучения средствами иностранного языка, а также анализ и самоконтроль как деятельности учащихся, так и собственной деятельности.
Признаками успешной П. д. у. является не только знание предмета, но и умение передать свои знания учащимся, вызвать интерес к занятиям, сформировать навыки и умения пользоваться языком как средством общения, а также определенные черты личности и характера учащихся. Известны три типа обучающей деятельности учителя:
a) жестко структурированное обучение (teacher-centred approach), при котором учитель является главным действующим лицом в учебной деятельности учащихся, передающим ученикам знания, навыки, умения и контролирующий их;
б) свободно структурированное обучение, при котором учащимся отводится равная с учителем роль в учебном процессе;
в) ориентированное на учащихся обучение (student-centred approach), которое заключается в максимальной передаче инициативы в процессе занятий самим учащимся. Такое обучение предполагает наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащихся в результате особой организации занятий, использования современных технологий обучения и создания партнерских отношений между педагогом и учащимися (Мильруд, 1997; Полат, 1997; Профессиограмма..., 1985).
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ДИАГНО́СТИКА.
Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса. П. д. - важный компонент деятельности преподавателя. Главный прием П. д. - тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, в том числе и достижения определенного уровня владения языком.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗА́ЦИЯ (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный).
Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер. Целью П. и. на уроке является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения. Сущность П. и. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ЛИНГВИ́СТИКА.
Область языкознания, в которой язык описывается не «в себе и для себя», а с учетом того, что такое описание должно в максимальной степени отвечать потребностям обучения этому языку как средству передачи информации (в процессе говорения и письма) и ее восприятия (при слушании и чтении). Подобные описания языка предлагаются в педагогических грамматиках.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПРА́КТИКА.
То же, что учебная практика. Организационная форма обучения в педагогических институтах и университетах, имеющая своей целью научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин, а также способствовать развитию у будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук. В процессе проведения П. п. предусматривается изучение всех сторон жизни учебного заведения (учебно-воспитательная работа, организация внеаудиторной работы), а также проведение занятий под руководством методиста. По итогам П. п. студенты представляют отчет. Итоги практики обсуждаются на заключительной конференции. При проведении П. п. и подведении итогов ее участники руководствуются требованиями к практическим занятиям и к квалификации преподавателя. Различают активную и пассивную П. п.
Педагоги́ческая психоло́гия - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
* * *
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ.
Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания учащихся, формирования мышления, а также управления усвоением знаний, приобретением навыков и умений. П. п. выявляет психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимоотношения между обучающим и обучаемым, индивидуально-психологические различия у учащихся. П. п. помогает определить мотивацию деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, поддержать интерес к языку и народу, говорящему на нем, обосновать рациональные методы обучения. Основоположником российской П. п. считается К. Д. Ушинский. До недавнего времени П. п. изучала главным образом психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы школьного возраста. В П. п. выделяются два направления исследований: психология учения (исследуется процесс усвоения знаний, навыков, умений) и психология воспитания (изучаются закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности дома, в средней и высшей школе) (Зимняя, 2002; Талызина, 2001).
Педагогическая риторика - одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика - одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить. За рубежом П. р. возникает во второй половине XX в., складывается как особая дисциплина к 70-м гг. нашего столетия. Области теории и практики, относящиеся к П. р., могут иметь разные названия - «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение)» и пр. Теория П. р. разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном - лингвопраг-матики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др. П. р. находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США, Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально-речевого мастерства. В нашей стране осуществлять профессиональную речевую подготовку педагога призван курс культуры речи учителя; теория и практика П. р. находятся у нас в настоящее время в периоде становления.
Лит.: Михалъская А.К. О современной педагогической риторике // Педагогическое образование. - М., 1990. - Вып. 2; Михалъская А.К. Теоретические основы педагогической риторики. - М., 1993; Carter R. (ed.) Linguistics and the Teacher. - L., 1982; Flanders N. Analyzing Teacher's Behaviour. - L.. 1970; Gasden C, Johns V., HymesD. (eds.) Functions of Language in the Classroom. - N.-Y, 1972; Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. - L., 1975; Stubbs M. Educational Linguistics. - Oxford, 1988; см. также выпуски серии «Advances in Discourse Processes», начатой издательством Ablex Publishing Corporation (ed. R.O. Freedle) в 1977 г., и серии монографий «Language and Learning for Human Service Professions», осуществляемой с 1984 г. тем же издательством ред. Деборы Таннен (Deborah Tannen, Norwood, New Jersey, USA).
А. К. Михальская
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ТЕХНОЛО́ГИЯ.
Направление в современной дидактике, касающееся исследований в области:
a) применения технических средств обучения в учебном процессе,
б) совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса (см. технология обучения).
Термин «П. т.» получил распространение в отечественной лингводидактической литературе в 60-е гг XX в. в связи с развитием программированного обучения и первоначально трактовался как обучение с использованием технических средств. В 70-е гг. толкование понятия расширилось и к нему стали относить фактически все основные проблемы дидактики, направленные на совершенствование учебного процесса. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих этого термина: технология обучения (technology of teaching) как совокупность приемов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели обучения и составляющая основу его научной организации труда и технология в обучении (technology in teaching), т. е. использование технических средств в обучении. Многие исследователи рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда, педагога (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин). В методике преподавания языков к современным технологиям обучения относят, в частности, метод проектов (проектная технология), обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход, использование технических средств обучения, использование языкового портфеля.
Педагогическая характеристика - вид текста аргументативного типа, где обосновываются оценочные суждения об ученике или группе учеников путем приведения в качестве доказательств наблюдений над поведением, учебой и т. д.
Характеристика имеет структуру текста-рассуждения, где в тезисах отмечаются качества характера, особенности личности ребенка (группы детей), а аргументами являются конкретные факты жизни, поведения ученика (учеников), заключением - психолого-педагогические выводы, рекомендации, советы. Основное коммуникативное намерение автора при составлении П. х. - информировать о своем отношении к лицу, о котором идет речь, сопутствующие - побудить к деятельности, поощрить, установить контакт.
Выделяется несколько видов П. х. в связи с уточнением сферы применения:
1) письменные тексты с преобладанием элементов делового стиля. В этом случае учитель выступает в качестве представителя государственного учреждения, адресующегося тоже к государственному учреждению. Чисто деловые тексты не отражают существующего социального заказа, пишутся, как правило, по трафарету;
2) письменные и устные тексты с преобладанием разговорного и публицистического стилей. Такие тексты действуют в области межличностных отношений учителя и ученика, учителя и родителей. Автор - заинтересованное в судьбе ребенка лицо; в качестве адресата часто выступает не только тот, кто обозначен таковым в начале текста, но и сам ученик;
3) реже встречаются в школьной практике характеристики, относящиеся к научной сфере общения и представляющие собой психологические исследования.
П. х. существуют также в жанрах портретного очерка, письма-рекомендации, письма-напутствия, дневниковой записи и т. д.
Е.И. Корнилова
Педагогические жесты - это преимущественно преднамеренно воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие участниками педагогического процесса, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, а также регулирующие педагогическое общение.
Все П. ж. разделены на три основные группы в соответствии с преимущественно реализуемой целью: жесты самовыражения, жесты-регуляторы и жесты-информаторы.
Жесты самовыражения являются внешними признаками проявления эмоций, внутренних мыслительных процессов, модальных (оценочных) состояний педагога. Представляя участникам общения свое состояние, учитель воздействует на их чувства, эмоции, на их учебную деятельность опосредованно. Воздействие самовыражением направлено на умение реципиента адекватно декодировать невербальную информацию педагога и ориентировать свое вербальное-невербальное поведение в учебном процессе.
Регуляторы - обширная группа жестов, которые необходимы учителю для рационального общения с классом; жесты этой группы осуществляют функции установления и прерывания контакта, его поддержания и усиления, побуждения учащихся к активной деятельности в процессе обучения, другими словами, они организуют учебное общение «учитель - ученики».
Жесты-информаторы помогают в организации содержания и структуры высказывания учителя и поддерживают высказывания учащихся через изобразительно-ассоциативные и логико-структурные жесты. Группа жестов-информаторов является наиболее открытой, так как дает возможность индивидуализировать возникающие мыслительные образы через внешние, жестовые компоненты, которые можно индивидуально создавать, варьировать и, наблюдая у педагогов, обладающих яркой пластикой, пантомимикой, творчески преображать это наблюдение, включая оригинальные жесты в собственный невербальный педагогический репертуар.
В течение урока можно наблюдать применение педагогом всех трех описанных групп П. ж. Интенсивность их воспроизведения будет колебаться в зависимости от преимущественно реализуемой цели, от вида речевой деятельности педагога, от этапа урока и т. п. Подсчеты показывают, что учитель в процессе урока использует от 38 до 84 жестовых знаков.
Лит.: см. лит. к статье Жесты.
Н.В. Федорова
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ СПОСО́БНОСТИ.
Вид способностей личности к педагогической деятельности, включающий три подструктуры: конструктивные П. с. - проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к индивидуальным особенностям обучаемого; организаторские П. с. - включать учащихся в различные виды деятельности и использовать коллектив как инструмент воздействия на каждую отдельную личность; коммуникативные П. с. - устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися. К числу таких способностей относятся: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться); конструктивные (умение отобрать материал для занятий, разработать программу обучения); организаторские (умение включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним); перцептивные (умение понять мир учащегося); прогностические (умение предвидеть результаты своего труда); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания, владение речью, мимикой, жестами).