Универса́лии
(от лат. universalis - общий, всеобщий)
языковые - свойства, присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых
универсалий рассматривает и определяет: 1) общие свойства всех
человеческих языков в отличие от языков животных. Например, в
человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке
человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые
сообщения; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика и
т. д. 2) Совокупность содержательных категорий, теми или иными
средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках
выражены отношения между субъектом и предикатом, категории посессивности, оценки, определённости/неопределённости,
множественности, все языки знают членение на тему и рему.
3) Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым
уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и
более восьмидесяти фонем; если в языке
существует сочетание согласных вида «плавный +
носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный»; если есть
противопоставление согласных по твёрдости - мягкости, то нет
политонии гласных: во всяком языке есть
противопоставление компактных - диффузных гласных; отношение
количества гласных к количеству согласных в звуковой цепи не может быть
больше двух; если в языке слово всегда односложно, то оно одноморфемно и в языке существует музыкальное ударение; если существует флексия, то есть и деривационный элемент; если выражено множественное
число, то есть ненулевой морф, его выражающий; если существует падеж с только нулевым алломорфом, то для всякого
такого падежа существует значение субъекта при непереходном глаголе; если
субъект в языке стоит перед глаголом и объект стоит перед глаголом, то в
языке есть падеж; если субъект стоит после глагола и объект стоит после
субъекта, то прилагательное помещается после
имени; если в языке существует предлог и не
существует послелог, то существительное в родительном падеже помещается
после существительного в именительном падеже; если в языке
существует послелог и не существует предлог, то существительное в
родительном падеже стоит перед существительным в именительном
падеже, и т. д. Известны и универсалии, относящиеся ко всем языковым
уровням: для всякого противопоставления
маркированный член имеет более редкую встречаемость, чем не
маркированный (см. также Семантика, Семиотика). Известны универсалии
лексико-семантического плана, например: ‘тяжёлый по весу’ приобретает
значение ‘трудный’; ‘горький по вкусу’ - значение ‘горестный, скорбный’;
‘сладкий по вкусу’ - ‘приятный’; ‘пустой, полый’ -
‘бессодержательный, несерьёзный’; ‘большой по размеру’ - ‘важный’ и
т. д.
Существует несколько классификаций универсалий, строящихся на разных
основаниях. Так, различают следующие универсалии: 1) дедуктивные
(т. е. обязательные для всех языков) и индуктивные (явление имеет место
во всех известных языках); 2) абсолютные (полные) и статистические
(неполные). К последним примыкают и так называемые фреквенталии,
воплощающиеся в частотные явления, встречающиеся во многих
языках; 3) простые (утверждающие наличие или отсутствие некоторого
явления) и сложные (утверждающие определённую зависимость между разными
явлениями); 4) синхронические и диахронические.
Теория диахронических универсалий активно развивается с 70‑х гг.
20 в. Признание универсалий в диахронии (например, утверждение, что
самое позднее глагольное время в языке - это
Futurum) предполагает принятие идеи
однонаправленности языкового развития. Концепции этого рода
высказывались в советском языкознании 30‑х гг. 20 в. (работы
И. И. Мещанинова, В. И. Абаева, С. Д. Кацнельсона и других). Идея
диахронических универсалий опирается также на гипотезу о системной
близости языков архаической структуры и на позднейшую вариативность
новых языков. Идея однонаправленности языковой эволюции не предполагает
оценки языков, необходима исследовательская работа по изучению
компенсаторных и функционально синонимических
явлений в языках нового времени. К более частным диахроническим
универсалиям относятся: закон о формировании местоимений вначале указательных, личных и
вопросительных, а лишь впоследствии - возвратных, притяжательных,
неопределённых и отрицательных; положение о
возникновении местоименных слов из
первичных диффузных по функции коммуникативных элементов. Поиск
диахронических универсалий связывается с
коммуникативно-дискурсивными установками общения, т. е. в теорию
универсалий вводится человек с его эволюционизирующими
стандартами общения (Т. Гивон, Ч. Н. Ли, А. Тимберлейк и другие).
Таким образом объясняется и утверждается разное по времени изменение
структур с одушевлёнными и неодушевлёнными
актантами, разные этапы появления глагольных
времён (аорист часто предшествует перфекту), позднейшее возникновение
грамматического субъекта из первоначальной темы (тематического
элемента, топика) и др. Диахронические универсалии связываются с
изменением «картины мира» носителей языка: так, в древнейших текстах
обычно повторяется один топик (см. Диахроническая типология), появление
многообразных топиков ведёт к возникновению инициальной анафоры, а последняя - к возникновению порядка слов типа SVO (SOV), а не только VOS
(VSO).
Знание диахронических универсалий проливает свет и на данные
синхронной типологии, позволяя прогнозировать исчезновение одних явлений
и возникновение других. Теория диахронических универсалий является
существенной опорой для реконструкции прежних
состояний одного языка и для сравнительно-исторического языкознания. При
реконструкции некоторого праязыкового состояния существенно «вычесть»
из данных архаичного языка знание универсалий древних структур, с одной
стороны; с другой стороны, знание диахронических универсалий даёт
возможность верифицировать реконструируемые состояния (особенно это
относится к реконструкции синтаксических
явлений по данным современных, даже близких, языков). Диахронические
универсалии существенны и для этимологии:
например, вряд ли возможно, чтобы первичные коммуникативные односложные
частицы восходили к «застывшим» местоименным словоформам.
Таким образом, верификация через универсалии, как синхронические, так
и диахронические (как первичный этап лингвистического анализа),
связана с задачами ареальной лингвистики, типологии и исторической реконструкции. Только при
негативной проверке на статус универсалии у анализируемого
лингвистического явления можно говорить об ареальном схождении,
генетической близости, заимствовании.
Существенна верификация через универсалии и для фактов, например, экспериментальной фонетики: нередко исследователь, проделавший
большую работу, объявляет специфически языковым факт универсальный.
Утверждения о наличии универсалий восходят к античным грамматикам; в средние века (13 в.)
возникает термин grammatica universalis: с
появлением грамматики Пор-Рояля (см. Универсальные грамматики) это понятие обретает
лингвистическую основу. Объектом современной лингвистики языковые
универсалии становятся с начала 60‑х гг. 20 в. (главным образом в СССР и
США). Накопление материала по различным языковым универсалиям в
60-70‑е гг. было стимулировано успехами структурно-системного описания
языков, в особенности фонологии, а также
расширением границ структурной типологии, знакомством с языками Африки, Юго-Восточной Азии и Океании.
Теория универсалий проделала эволюцию от поисков поверхностных и
затем импликативных универсалий, главным образом в синхронии, к
поискам диахронических универсалий и к широкому типологическому
сопоставлению способов реализации одной и той же содержательной
универсалии (последнее характерно для европейской лингвистики).
В 80‑е гг. наблюдается обращение исследователей к универсалиям
текста и порядку компонентов в синтаксических структурах. Эти
универсалии находят объяснение в «картине мира», понимаемой через язык
(новое семантическое направление, возникшее из анализа «глубинных структур» семантики).
Актуальным для современной теории универсалий является установка на
интерпретацию универсалий. Например, выдвижение к началу высказывания важных по смыслу элементов
интерпретируется через большую звучность (и большую
воспринимаемость) начальной позиции высказывания, подъём интонации в конце общего вопроса объясняется
сжатостью голосовых связок говорящего, внутренне не закончившего
коммуникацию, понижение тона в конце повествовательного высказывания -
релаксацией связок. Выход за пределы внутрисистемной интерпретации
влечёт за собой новые возможности объяснения действия универсалий:
социальные причины, кодификация, появление письменности и пр.
Интерпретация и верификация накопленных универсалий может облегчить
поиск новых универсалий, сделав его не только эмпирическим, но и
априорным.
Успенский Б. А., Структурная типология языков. М.,
1965;
Языковые универсалии и лингвистическая типология, М., 1969;
НЛ, Языковые универсалии, в. 5, М., 1970;
Универсалии и их место в типологических исследованиях. Тезисы
докладов, М., 1971;
Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,
1972;
Универсалии и типологические исследования, М., 1974;
Мещанинов И. И., Проблемы развития языка, Л., 1975;
Принципы описания языков мира, М., 1976;
Категории бытия и обладания в языке, М., 1977;
Категория определённости - неопределённости в славянских и
балканских языках, М., 1979;
Universals of language, 2 ed., Camb. (Mass.) - L.,
[1966];
Greenberg J. H., Language universals, The Hague -
P., 1966;
Donzé R., La grammaire générale et raisonnée de
Port-Royal, Berne, [1967];
Universals in linguistic theory, N. Y. - [a. o.],
[1968];
Comrie B., Language universals and linguistic
typology. Syntax and morphology, Oxf., 1981;
Apprehension, pt 1-2, Tübingen, 1982 (Language universals
series, ed. by H. Seiler, v. 1);
Lehmann Ch., Der Relativsatz, Tübingen,
1984 (Language universals series, ed. by
H. Seiler, v. 3);
Explanations for language universals, B. - [u. a.],
1984.
Т. М. Николаева.