Безобра́зное - эстетическая категория, противоположная прекрасному.
* * *
БЕЗОБРАЗНОЕ - БЕЗОБРА́ЗНОЕ, впервые теоретически осмысленная Аристотелем (см. АРИСТОТЕЛЬ) категория эстетики (см. ЭСТЕТИКА), выражающая негативную эстетическую ценность; эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя (в отличие от низменного) не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему; противоположно прекрасному. (см. ПРЕКРАСНОЕ)
Древние египтяне отмечали диалектику прекрасного и безобразного: в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным. Взаимопревращения прекрасного и безобразного описываются в мифе об Исиде (см. ИСИДА (богиня)) (чтобы перебраться на остров прекрасная Исида обернулась старухой, и перевозчик ее не узнал, на острове она вновь приняла образ прекрасной девушки). В. Гюго (см. ГЮГО Виктор) раскрыл противоречие между безобразной внешностью и внутренней красотой (Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери»). Безобразное и прекрасное тесным образом связаны друг с другом. Шекспировский Гамлет (см. ГАМЛЕТ) замечает, что даже божественно прекрасное солнце плодит червей, лаская лучами падаль. По Бодлеру (см. БОДЛЕР Шарль), безобразное лицо дисгармонично, патологично, не одухотворенно. Некоторые течения модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) придают безобразному положительную ценность. Идеализация безобразного ведет к нарушению художественной правды, к приукрашиванию действительности. Теоретические представления о безобразном. историчны. Аристотель отметил парадокс безобразного в искусстве: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное: «На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» (Аристотель).
В основе эстетического наслаждения от изображения безобразного в искусстве лежат радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, восприятие прекрасной формы и эстетического идеала, с позиций которого отрицаются негативные ценности. Цицерон (см. ЦИЦЕРОН) рассматривал безобразное как момент комического, средневековое христианство отождествляло его со злом, классицизм оценивал как противоположность прекрасного и выводил за границы эстетического. По Лессингу (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим) безобразное - дисгармония частей и целого; оно не является предметом искусства и допустимо лишь для усиления прекрасного. Категория безобразного интересовала романтиков: Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) утверждал значимость уродливого для искусства, Гюго понимал гротеск как соединение безобразного с прекрасным. Русские писатели Салтыков-Щедрин (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) связывали безобразное с социальными условиями и видели необходимость его отражения в реалистическом искусстве, для утверждения эстетического идеала «враждебным словом отрицанья». (Иудушка Головлев, Смердяков из «Братьев Карамазовых»). Безобразное раскрыли пьесы М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) и Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт), сатира В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), фильмы М. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) и Ф. Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико).