Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

идеал

Толковый словарь

ИДЕА́Л - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? идеа́ла, чему? идеа́лу, (вижу) что? идеа́л, чем? идеа́лом, о чём? об идеа́ле; мн. что? идеа́лы, (нет) чего? идеа́лов, чему? идеа́лам, (вижу) что? идеа́лы, чем? идеа́лами, о чём? об идеа́лах

1. Идеал - это принцип, идея или стандарт, которые кажутся очень хорошими, желанными и которых вы хотели бы достичь.

Высокие идеалы. | Революционные идеалы. | Сложно жить без идеалов. | Он исповедует идеалы здорового образа жизни.

2. Идеалом называют лучший образец чего-либо.

Идеал красоты. | Каков ваш идеал мужчины? | Он далеко не идеал начальника.

3. Если вы говорите, что в идеале что-либо должно происходить определённым образом, вы имеете в виду, что это должно происходить в соответствии с самыми лучшими вашими ожиданиями или представлениями о чём-либо.

Настоящий начальник в идеале говорит мало. | В идеале я желал бы получить Нобелевскую премию.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Идеал

, м.

1) Высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Высокие идеалы гуманизма.

Двигаться вперед можно, только изменяясь вместе со своими идеалами (Пришвин).

Синонимы:

преде́л мечта́ний

2) (чего, чей) Совершенный образец, воплощение каких. достоинств.

Идеал красоты.

Идеал доброты.

Он - мой идеал.

Как я обрадовался, встретив в Катерине Федоровне идеал девушки, которую бы я желал в жены своему сыну (Достоевский).

Синонимы:

верх соверше́нства, соверше́нство

Родственные слова:

идеа́льный, идеализи́ровать, идеализи́рование, идеализа́ция

Этимология:

От французского idéal (← греч. idea ‘идея’, ‘понятие’, ‘представление’).

Культура речи:

Идеал с существительными идеализа́ция и (реже) идеализи́рованиепредставление чего. в лучшем виде, чем оно есть на самом делеразличается значением: идеализация (идеализирование) действительности.

Энциклопедический комментарий:

Идеал в религии - достижение человеком Царства Божьего посредством искупления своих грехов. Жить в строгом соответствии с велениями Бога, уподобиться ему, насколько это возможно, - основное требование религиозного идеала. Преодолев эгоизм, сделав нормой своего поведения любовь и смирение, подчинив себя заповедям священного писания, человек может удостоиться Божьей благодати, войти в Царство Божье.

В идеа́ле - в своей конечной цели, в своих самых больших желаниях.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Толковый словарь

Идеал, а, м. патет.

Высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

== Вдохновляющий, немеркнущий идеал. патет.

Ленин и те, кто сражался и победил вместе с ним, были и остаются для нас вдохновляющим, немеркнущим идеалом. Брежнев, т. 4, 204.

== Светлые идеалы человечества. патет.

• Мы знаем, что есть в буржуазном мире прогрессивные силы, которые служат светлым идеалам человечества. МАС, т. 1, 630.

== [Высокие] идеалы коммунизма (коммунистические идеалы). патет.

Победа Октябрьской революции открыла путь для претворения в жизнь идеалов коммунизма. ИКПСС, 656. Он требовал, чтобы политик-марксист был верен коммунистическим идеалам. Титаренко, 51. Поднимать индивидуальное сознание до высоких идеалов коммунизма. Иконникова, Кобляков, 30. Выработка линии поведения в соответствии с нашими коммунистическими идеалами. Иконникова, Лисовский, 19. Высокая идейность человека делает его более активным борцом за коммунистические идеалы. Бардин, 18.

Евразийская мудрость от А до Я.

Сборник слов и иносказаний

идеал (иноск.) - предмет мечты, представляемый образцом совершенства и вообще - желательный

Идеалист - наклонный к мечтанию о более или менее несбыточном

Ср. Я останусь до конца верна... чему? - идеалу, что ли? Да, идеалу... тому, от чего в первый раз забилось мое сердце - тому, что я признаю правдою, добром... Лишь бы силы мне не изменили, лишь бы кумир мой не оказался бездушным и немым идолом...

Тургенев. Переписка. 9.

Ср. В слове "карьера" выражался безусловный идеал, к которому жадно, болезненно, неуклонно стремились все вожделения тогдашнего петербуржца.

Маркевич. Из прожитых дней. 8.

Ср. Его любимый идеал

Был Александр Марлинский,

Хотя всему предпочитал

Театр Александринский.

Некрасов. Прекрасная партия. 3.

Ср. Мой идеал теперь - хозяйка;

Мои желания - покой.

А.С. Пушкин. Путешествие Онегина.

Ср. На модном слове идеал

Тихонько Ленский задремал.

А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 6, 33.

Ср. Нашел бы прежний идеал,

Я верно б вас одну избрал

В подругу дней моих печальных...

Там же. 4, 13.

Ср. Все эти "идеалисты " ходят вокруг да около настоящей жизни, искусства и литературы.

Боборыкин. На ущербе. 1, 8.

Ср. Mein Ideal, mein Lebenszweck

Ist Borstenvieh und Schweinespeck.

Der Bettelstudent. (Operette.)

См. кумир.

См. идеал.

См. карьера.

Афоризмы

Орфографический словарь

Формы слов для слова идеал

Синонимы к слову идеал

Эпитеты

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где idéal < лат. idealis, суф. производного от idea (см. идея).

История слов

Идеал.

[...] в период расцвета своей работы над национально-реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом отношении любопытна сложная и противоречивая эволюция употребления слова идеал в поэтическом языке Пушкина. В байронический период (с 1820 года) оно применяется чаще всего к образу девы. В «Путешествии Онегина» Пушкин включает в цикл «высокопарных мечтаний»:

И гордой девы идеал.

Ср. в «Евгении Онегине» (1, 62):

Так я, беспечен, воспевал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц берегов Салгира.

Это слово впервые встречается в стихотворении «К фонтану Бахчисарайского дворца» (1820) в таком контексте:

Иль только сон воображенья

В пустынной мгле нарисовал

Свои минутные виденья,

Души неясный идеал.

Ср. в стихотворении «Гречанке» (1822):

Скажи: когда певец Леилы

В мечтах небесных рисовал

Свой неизменный идеал...

Ср. в «Евгении Онегине» (8, 50):

Прости ж и ты, мой спутник странный,

И ты, мой верный идеал.

и (8, 51):

А та, с которой образован

Татьяны милый идеал...

Ср. в стихотворении «К. А. Тимашевой» (1826):

Я видел вас, я их читал,

Сии прелестные созданья,

Где ваши томные мечтанья

Боготворят свой идеал...

Соперницы запретной розы

Блажен бессмертный идеал...

Ср. в «Сонете» (1830):

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» (1830):

Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал -

Волшебный демон - лживый, но прекрасный.

В стихотворении «Художнику» (1836):

Тут Аполлон-идеал, там Ниобея-печаль.

Ср. также в набросках:

Тебя зову на томной лире,

Но где найду мой идеал?

И кто поймет меня в сем мире?

Но Анатоль не понимал.

Слово идеал часто встречается в теоретических статьях В. К. Кюхельбекера. Например: «В нейдуше Рембрандта] отражается идеал, но в искаженном виде» (Мнемозина, 1, с. 63); «поэта, старающегося видеть в произведениях художеств идеал» (там же, с. 108) и др. под. Ср. у В. Ф. Одоевского в «Афоризмах из различных писателей»: «все конечные равны высшему идеалу» (Мнемозина, 2, с. 81).

Ср. у Туманского:

Не верить счастию - мученье,

Но, мнится, счастье я б узнал,

Когда б я мог в земном творенье

Найти свой милый идеал.

Когда ж нельзя свершиться чуду,

То пусть беспамятным умом,

Как сон, свой идеал забуду

Перед любимым существом.

(Мольба, 1825).

Ср. стихотворение «Идеал» (1828) («Письма и стихотворения В. Туманского», с. 143).

Ср. в «Евгении Онегине»:

И наконец перед зарею,

Склонясь усталой головою,

На модном слове - идеал,

Тихонько Ленский задремал...

(6, 23).

Ср. также:

Прими собранье пестрых глав,

Полу-смешных, полу-печальных,

Простонародных, идеальных...

(Посвящение).

Один какой-то шут печальный

Ее находит идеальной.

И, прислонившись у дверей,

Элегию готовит ей.

(7, 49).

Но в «Путешествии Онегина» поэт, манифестируя свой отход от романтического байронизма к стилю национального реализма, заявляет:

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам большой.

(Ср. в пушкинской статье «Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности»: «Почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение. Но писатели французские поняли одну только половину истины неоспоримой и положили, что и нравственное безобразие может быть целью поэзии, т. е. идеалом).

Не менее интересно применение слова идеал к области общественно-политических воззрений и высокого национального патриотизма декабристов в отрывках из десятой главы «Евгения Онегина»:

Одну Россию в мире видя,

Лаская в ней свой идеал,

Хромой Тургенев им внимал...

Таким образом, распространившееся под влиянием идеалистической эстетики великих философов начала XIX века слово идеал в стиле Пушкина выходит далеко за пределы его первоначального романтического употребления. Связывая с этим словом представление о наиболее полном и совершенном отражении действительности, Пушкин присоединяется к тезису, что «цель художества есть идеал, а не нравоучение», и констатирует: «Мелочная и ложная теория, утвержденная старинными риторами, будто бы польза есть условие и цель изящной словесности, сама собою уничтожилась» (Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности). Тут закладываются основы реалистической эстетики, противопоставляющей классицизму и натурализму принцип всестороннего отражения действительности в художественном слове с точки зрения глубокосодержательного «идеала». В поэтическом языке Пушкина слово идеал применяется как к возвышенным, так и к низменным предметам; по мысли Пушкина, целью поэзии может быть любой предмет. В 1830 году в № 12 «Литературной газеты», в рецензии на «Невский альманах» (почему-то до сих пор не помещенной в собрании сочинений Пушкина), Пушкин писал о Языкове: «Кажется нет предмета, коего поэтическую сторону не мог бы он постигнуть и выразить с живостью, ему свойственною». Пушкин не находил,

Что лучше, ежели поэт

Найдет возвышенный предмет.

Он стремился к всеобъемлющему реализму.

У Пушкина «все становится отдельною картиною, все предмет его!.. везде, всюду, на модном бале, в избе, в степи, в дорожной кибитке - все становится его предметом. На все, что ни есть во внутреннем человеке, начиная от его высокой и великой черты до малейшего вздоха его слабости и ничтожной приметы, его смутившей, он откликнулся так же, как откликнулся на все, что ни есть в природе видимой и внешней» (Гоголь). К этому всестороннему охвату и отражению жизни в слове Пушкин пришел, обогащенный опытом романтизма. [Ср. замечание «Атенея» (ч. 1, 1828, статья «О направлении поэзии в наше время»): «Напрасно некоторые силились восстановить достоинство идеалов в поэзии, век их, кажется, минул невозвратно. Мы требуем теперь человека действительного, с его слабостями, страстями, заблуждениями, странностями»].

(Виноградов. Стиль Пушкина, с. 47-49).

Словарь галлицизмов русского языка

ИДЕАЛ а, м. idéal m.

1. Высшая, руководящая деятельностью общества или личности цель, которой стремятся достичь; предел чьих-л. стремлений, желаний. БАС-1. Другого идеалы мучат, Как женщину на сносях пучат, - Родится мышь - и чуть живет! 1817. Долг. Живет. // Поэты-сатирики 472. Он <князь> любил углублять в идеала мира совершенного, писывал часто разные гражданские проекты. 1818. Долг. Капище 1997 118. Другой богатырь, Кол-ов, действительно обладал силою феноменальною и ночами ходил "переворачивать камни у Владимира", идеал его был "снять крепостные вороты и отнести из на себе на Лысую гору". 1883. Лесков Печерские антики. // 12-10 323. Чернов, вишь, про разные "адеалы" хорошо поет. 1899. Проказники 344. Ах, картошка - объяденье, Пионеров - идеал! Тот не знает наслажденья, Кто картошку не едал. РР 1974 5 127.

2. Совершенное воплощение, лучший образец чего. БАС-1. Скажу боле: она <опера> есть живое царство вымыслов и мечтаний поэзии; образчик (идеал), или тень того удовольствия, которое ни оку не видится, ни уху не слышится, ни в сердце не всходит, по крайней мере простолюдину. Держ. Продолжение о лирической поэзии. // Лит-ра в ее связях 1986 256. На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал. Пушк. Е. Онегин. Толпа <на бале> сгустилась; улан стоял, после утомительной трех-часовой мазурки, облокотясь на задинку кресел какого-то белокурого идеала. 1839. Данилов 2 126. У черни идеалом ты станешь. Ознобишин Случай. // О. 2 204. <горлицы> служили идеалом верной любви. С.Аксаков Зап. ружейн. охотника. Они <перлы красноречия> удваивали красоту "идеала", уже давно его пленявшаго. Ментор и Телемак. // БДЧ 1850 104 1 122. Из тонких линий идеала, из детских очерков чела Ты ничего не потеряла И все ты вдруг приобрела. Фет. // РО 1891 7 1 123. Для молодой женщины встретить во сне свой идеал - предсказывает сезон непрерывных удовольствий и удовлетворение многих желаний. Во сне 163. Другая просящая себе пособий это вечно помолвленная с женихом и уже готовая под венец Колмычка, она не просит, но требует себе приданого и, как скоро получит в том какое-либо пособие, тут же расстается со своим идиальным <так> женихом и опять у ней новая просба о приданом - она опять намеревается вступить в брак, по прежнему с идиалом. ЩС 2 18. Но нет его <идеала> у меня! Есть правда один не очень взрачный, хотя о нем еще ни слуху ни духу. М. Авдеев Переп. двух барышень. // ОЗ 1875 2 1 326. || Идеал и тип вина, с которым дегустатор сравнивает дегустируемый образец. Дегюстатор должен, как говорят, иметь на языке своем идеал или тип вина, с которым он сравнивает дегюстируемый образчик. ЭСХ 2 1026. - Стил. Как жить дальше, если "Идеал" - подсолнечное масло. А. Баринова Заметки на салфетке. // ЛГ 7. 3. 2001.

3. У филателистов - чистая, негашеная марка. Запись 1998. Мокиенко 2000. - Норм. Так,.. вместо "согласен" - <говорил учитель> солидарен, вместо"надеюсь" - имею в надежде или в идеале; лицо называл "физиогномия". Эртель Карьера Струкова. - Лекс. Соколов 1834: иде/ал.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова идеал

Полезные сервисы

идеал религиозный

Евразийская мудрость от А до Я.

Полезные сервисы

идеализатор

Толковый словарь

Орфографический словарь

Морфемно-орфографический словарь

иде/ал/из/а́тор/.

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова идеализатор

Полезные сервисы

идеализация

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Идеализа́ция - 1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, «точка», «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

2) Представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

* * *

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - ИДЕАЛИЗА́ЦИЯ,

1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

2) Представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова идеализация

Синонимы к слову идеализация

См. хвала...

Идеография

Морфемно-орфографический словарь

иде/ал/из/а́ци/я [й/а].

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова идеализация

Полезные сервисы

идеализация, идеализирование

идеализировавший

Синонимы к слову идеализировавший

Полезные сервисы

идеализировавшийся

идеализирование

Толковый словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова идеализирование

Синонимы к слову идеализирование

Морфемно-орфографический словарь

иде/ал/из/и́р/ова/ни/е [й/э].

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова идеализирование

Полезные сервисы

идеализированный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Орфографический словарь

Словарь ударений

идеализи́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны

Формы слов для слова идеализированный

Синонимы к слову идеализированный

розовый (ирон.)

Морфемно-орфографический словарь

иде/ал/из/и́р/ова/нн/ый.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

идеализировать

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову идеализировать

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

идеализировать(ся)

Словарь ударений

Морфемно-орфографический словарь

иде/ал/из/и́р/ова/ть(ся).

Полезные сервисы

идеализироваться

Толковый словарь

I несов. неперех.

страд. к несов. гл. идеализировать I

II несов. неперех.

страд. к несов. гл. идеализировать II

Толковый словарь Ушакова

Академический словарь

-руется; несов.

страд. к идеализировать.

Орфографический словарь

Полезные сервисы

идеализируемый

идеализирующий

идеализирующийся

идеализм

Энциклопедический словарь

ИДЕАЛИ́ЗМ ; м. [франц. idéalisme]

1. Одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию. Объективный и. Субъективный и. Суть идеализма.

2. Склонность к идеализации действительности. Юношеский и. Это типичный и.! Его и. ему не мешает.

3. Способность, склонность бескорыстно служить какому. делу; преобладание умственных и моральных интересов над материальными. И. сороковых годов 19 века. Адепты идеализма.

Идеалисти́ческий; Идеалисти́чный (см.).

* * *

идеали́зм (франц. idéalisme, от греч. idéa - идея), в марксистской литературе общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает её как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

* * *

ИДЕАЛИЗМ - ИДЕАЛИ́ЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух (см. ДУХ), сознание (см. СОЗНАНИЕ), мышление (см. МЫШЛЕНИЕ), психическое - первично, а материя (см. МАТЕРИЯ), природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (см. СУБСТАНЦИЯ) (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм (см. ЭМПИРИЗМ) и сенсуализм (см. СЕНСУАЛИЗМ), феноменализм (см. ФЕНОМЕНАЛИЗМ)), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих). Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж) , Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Большой энциклопедический словарь

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme - от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Энциклопедия Кольера

ИДЕАЛИЗМ - философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж. С. Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать - значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, - божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей. Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.

Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: "Действительно то, что разумно". Мышление есть попытка понять, а понять что-либо - значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа "Почему?.." исходят из допущения, что ответ существует, - такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является "Абсолют". Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, - Фихте и Шеллинг, Т. Грин, Ф. Брэдли и Б. Бозанкет, а также Дж. Ройс. Большинство абсолютных идеалистов признают некоторые важные философские следствия своих систем. Например, истина, согласно их взглядам, заключается в соответствии верования опыту в целом. Следствием абсолютного идеализма также является учение о "внутренних отношениях", согласно которому природа любой вещи зависит от ее отношений и потому не может быть вполне понята вне этих отношений. Далее, из системы абсолютного идеализма следует, что все в нашем конечном опыте представляет собой в большей или меньшей степени "кажимость", постепенно преодолеваемую последующим все более глубоким пониманием природы вещей. Еще одно следствие - что благо заключается в самореализации, т.е. в возможно более полном приближении к тому абсолюту, который частично воплощен в каждом человеке. Метафизический идеализм заменяет традиционное понимание личного Бога идеей Бога, который, будучи Абсолютом, имеет сверхличную природу.

Сканворды для слова идеализм

Полезные сервисы