Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эсхатологический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. эсхатология, связанный с ним

2. Свойственный эсхатологии, характерный для неё.

3. Принадлежащий эсхатологии.

Толковый словарь Ушакова

ЭСХАТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, эсхатологическая, эсхатологическое (ист. рел.). прил. к эсхатология, проникнутый эсхатологией. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия хр.э.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к эсхатология.

Орфографический словарь

эсхатологи́ческий

Формы слов для слова эсхатологический

эсхатологи́ческий, эсхатологи́ческая, эсхатологи́ческое, эсхатологи́ческие, эсхатологи́ческого, эсхатологи́ческой, эсхатологи́ческих, эсхатологи́ческому, эсхатологи́ческим, эсхатологи́ческую, эсхатологи́ческою, эсхатологи́ческими, эсхатологи́ческом, эсхатологи́ческ, эсхатологи́ческа, эсхатологи́ческо, эсхатологи́чески

Грамматический словарь

эсхатологи́ческий п 3a✕~

Полезные сервисы

эсхатология

Толковый словарь

ж.

Религиозное учение о "конце света", о конечных судьбах мира и человека, являющееся составной частью многих религий.

Толковый словарь Ушакова

ЭСХАТОЛО́ГИЯ, эсхатологии, мн. нет, жен. (от греч. eschatos - крайний, последний и logos - учение) (ист. рел.). В различных религиях - учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология.

Популярный словарь

Эсхатология

-и, только ед., ж.

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Этимология:

От греческого eschatos ‘последний’, ‘конечный’ и ...логия.

Энциклопедический комментарий:

В развитой форме эсхатология присуща иудаизму, христианству, исламу. На христианскую эсхатологию оказали влияние зороастризм, древнеегипетская религия и особенно мессианизм иудаизма. Главное содержание христианской эсхатологии сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, Страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в эсхатологии ислама. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении индивидуальной эсхатологии особая роль принадлежит Древнему Египту, а в становлении всемирной эсхатологии - иудаизму. Эсхатология христианства выросла на основе эсхатологии иудейского сектантства. Она исходила из того, что эсхатологическое время уже началось с Иисуса Христа (Мессии).

Энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. eschatos - последний и logos - учение] Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Православная э. Христианская э. Мусульманская э.

Эсхатологи́ческий, -ая, -ое. Э-ие сочинения, сказания.

* * *

эсхатоло́гия (от греч. éschatos - последний, конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются индивидуальная эсхатология - учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология - учение о цели космоса и истории и их конце.

* * *

ЭСХАТОЛОГИЯ - ЭСХАТОЛО́ГИЯ (от греч. eschatos - последний, конечный и логос - слово, учение), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.

Большой энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos - последний - конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.

Академический словарь

-и, ж.

Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека.

Христианская эсхатология.

Мне стала известна талантливая и смелая работа 1919 года о мусульманской эсхатологии в «Божественной комедии» Данте. Крачковский, Над арабскими рукописями.

[От греч. ’έσχατος - последний и λόγος - учение]

Энциклопедия Кольера

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Хотя в еврейской Библии ничего не говорится о будущей жизни, во многих других религиозных учениях идея посмертного воздаяния или возмездия выражена отчетливо. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за "водами смерти", описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых - наиболее яркие примеры. Эсхатология рассматривает либо посмертную жизнь отдельного человека, либо жизнь всего человечества после конца света. Христианское учение о загробной жизни касается физической смерти человека, посмертной жизни и состояния человеческой души, воскресения тела и суда над живыми и мертвыми. В отличие от пантеистов и материалистов, христиане верят в продолжение сознательного существования души после смерти. Протестанты считают, что после смерти души верующих сразу же попадают на небеса (Лк 23:43; Флп 1:23). Католики учат, что даже те, кто умер в мире с церковью, если только они не достигли совершенства, сначала попадают в чистилище и подвергаются наказанию за совершенные грехи, и что пребывание в чистилище может быть сокращено, а страдания грешников облегчены благодаря молитвенному заступничеству и добрым делам живых, особенно же - благодаря совершению заупокойных месс; кроме того, они верят в грядущее телесное воскресение мертвых, Страшный суд (Откр 20:11-15) и конец света (Откр 21 и 22). Христианское учение о конце человеческой истории основано главным образом на понятии "дня Господня" - "Судного дня", или "конца света", подразумевающего определенные события, предшествующие завершению теперешней истории человечества, и само это завершение. Хотя первоначально "день Господа" означал наступление ожидаемой вселенской катастрофы (Иоил 2:1-11, Ам 5:16-20), христиане воспринимают Судный день не только как день наказания грешников, но и как день, когда праведники узнают о своем избранничестве (Мал 4:1-3). Центральным для этого понимания "дня Господня" оказывается само "пришествие Господа" - ожидаемого Мессии (Мф 11:3). В этом смысле "день Господа" есть день Мессии и начало мессианской эры.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греческого eschatos - последний, конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология - учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология - учение о цели космоса и истории и их конце.

Евразийская мудрость от А до Я.

ЭСХАТОЛОГИЯ -

совокупность религиозно-философских доктрин о конечной судьбе человека и мира, о «конце истории». Учение о «конце света», детально разработанное в иудаизме и христианстве. Основные темы эсхатологии - конец мира, истории, воскресение мертвых, Страшный суд и связанные с ними проблемы. Аналогичные представления встречаются и в других восточных религиях (ислам и зороастризм), в верованиях первобытных народов, в средиземноморских и ближневосточных культах. Эсхатологические верования проявляются в двух диаметрально противоположных формах. Отличительной их чертой служит различное отношение к времени и истории, Т.н. мифическая эсхатология изображает извечную борьбу между космосом (порядком) и хаосом (беспорядком). Иными словами, она утверждает вечность космоса и возобновляемость истории. Историческая эсхатология, наоборот, ведет отсчет не от мифического «начала мира», а от конкретно датируемых (обозначаемых) событий, которые считаются ключевыми, осевыми в истории. Таким образом, эсхатология это учение о конечных судьбах мира и человека: 1) относящееся к тому, что должно последовать за нашей, собственной смертью (индивидуальная эсхатология); 2) касающееся конца истории и мира, в котором мы живем (коллективная и космическая эсхатология). В иудео-христианской традиции эсхатология предстает как Страшный суд, который состоится в конце времен.

Словарь народов и культуры

Эсхатология

(eschatology), религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Термин Э. использовался первоначально в христ. и иудейской теологии, тем не менее почти все религии имеют собственные эсхатологические представления, к-рые можно разделить на две группы: одни основаны на мифологических объяснениях происх. и конца мира (мифы о сотворении мира), др. - на историч. Библейские повествования об истории иудейского народа, учение и высказывания Иисуса служат примерами историч. Э., породившей в первом случае милленаристские (милленаризм) упования иудеев на приход Мессии, а во втором - христ. веру во второе пришествие. Такие эсхатологические представления резко контрастируют с ожиданием апокалиптического или катастрофического вмешательства Бога в историю. В индуизме и буддизме Э. сосредоточена на страстном желании освобождения от цикла рождений и возрождений (причинное зарождение, перевоплощение, сансара).

Орфографический словарь

эсхатоло́гия, -и

Словарь ударений

эсхатоло́гия, -и

Формы слов для слова эсхатология

эсхатоло́гия, эсхатоло́гии, эсхатоло́гий, эсхатоло́гиям, эсхатоло́гию, эсхатоло́гией, эсхатоло́гиею, эсхатоло́гиями, эсхатоло́гиях

Синонимы к слову эсхатология

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

эсхатоло́гия ж 7a

Словарь галлицизмов русского языка

ЭСХАТОЛОГИЯ и, ж. eschatologie f. <гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях - учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология. Уш. 1940. Это выражение - "последние вещи" (die letzen Dinge, ultima res) - отсылает к христианской эсхатологии, учению о конце света, о смерти и о воскресении из мертвых. Октябрь 2000 4 168. Эсхатологический ая, ое. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия. хр. эры. Уш. 1940. Из-за мазохистского страха перед патерналистом возникают эсхатологические ожидания социо-культурного распада. ЛГ 22. 5. 2002. || Гибельный. В декабре 1855 года Тютчев сконцентрировал в стихотворении "1856" эсхатологические - если не панические - настроения, после разгрома в Крыму бытовавшие в русском обществе, которое ожидало продолжения гибельной для России войны. Звезда 2002 4 181. Эсхатологизм а, м. Заболевание эмоциональным эсхатологизмом, выражающемся в романтических, литературных концепциях "катастрофы". 24. 4. 1924. П. В. Сувчинский - Н. С. Трубецкому. // РОА 5 490. - Лекс. Толль 18646 эсхатология; СИС 1937: эсхатоло/гия; Уш. 1940: эсхатологи/ческий.

Словарь иностранных слов

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.). Учение о судьбе людей после смерти.

Сканворды для слова эсхатология

- Учение о конце мира.

- Наука о судьбе.

Полезные сервисы

эсхель аркадий александрович

Энциклопедический словарь

Эсхе́ль Аркадий Александрович (р. 1914), чувашский писатель. Жизни и труду чувашского народа посвящены сборники рассказов и очерков «Родной дом» (1959), «Соседи» (1966), «Глубокая борозда» (1974), «На Волге» (1975); пьесы, произведения для детей; критика.

* * *

ЭСХЕЛЬ Аркадий Александрович - ЭСХЕ́ЛЬ Аркадий Александрович (р. 1914), чувашский писатель. Жизни и труду чувашского народа посвящены сборники рассказов и очерков «Родной дом» (1959), «Соседи» (1966), «Глубокая борозда» (1974), «На Волге» (1975); пьесы, произведения для детей; критика.

Большой энциклопедический словарь

ЭСХЕЛЬ Аркадий Александрович (р. 1914) - чувашский писатель. Жизни и труду чувашского народа посвящены сборники рассказов и очерков "Родной дом" (1959), "Соседи" (1966), "Глубокая борозда" (1974), "На Волге" (1975); пьесы, произведения для детей; критика.

Полезные сервисы

эсхил

Энциклопедический словарь

Эсхи́л (около 525 - 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъёма афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актёра и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделённый чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

* * *

ЭСХИЛ - ЭСХИ́Л (ок. 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Перу Эсхила принадлежало около 90 пьес, из которых до нас дошло лишь 7: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей» и др. Эсхил тринадцать раз выходил победителем на драматических состязаниях, сохраняя за собой титул первого трагика Греции. Большинство трагедий Эсхила создано на мифологические сюжеты. Кредо его драматургии можно выразить такими словами: «Горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара».

Большой энциклопедический словарь

ЭСХИЛ (ок. 525-456 до н. э.) - древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой "меры". Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия "Орестея"; "Семеро против Фив"). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей"), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Энциклопедия Кольера

ЭСХИЛ (525-456 до н.э.), греческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н.э. Наши сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию, предпосланному его трагедиям в рукописи 11 в. Согласно этим данным, Эсхил родился в 525 до н.э. в Элевсине, его отцом был Эвфорион, принадлежавший к старинной афинской аристократии, эвпатридам. Эсхил сражался с персами у Марафона (этот факт с гордостью отмечается и в его эпитафии) и, вероятно, участвовал также в битве при Саламине, поскольку рассказ об этом сражении в Персах скорее всего принадлежит очевидцу. В молодости Эсхила Афины были малозначительным городом, но ему довелось сделаться свидетелем выдвижения родного города на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн. Эсхил впервые выступил в состязании трагиков ок. 500 до н.э., но первый приз ему удалось выиграть только в 484. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере 13 раз. Афиняне очень высоко ставили его произведения. Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила "получит хор" от властей (т.е. получит разрешение возобновить постановку драмы на празднестве Дионисий). Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а в 476 до н.э. сочинил трагедию Этнянки в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз. Предание о том, будто в 468 до н.э. Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, скорее всего недостоверно. Как бы то ни было, в 467 до н.э. Эсхил уже вновь был в Афинах на постановке своей трагедии Семеро против Фив, а в 458 до н.э. его шедевр, Орестея, единственная дошедшая до нас греческая трилогия, удостоилась первой премии. Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 до н.э. Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров. Считается, что это Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера.

Произведения. Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 - сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии. Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо. Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, - наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, - получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений. Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу. Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид.

Техника драматургии. Когда Эсхил начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, по всей вероятности, состояла из хоровых партий, изредка прерывавшихся репликами, которыми обменивались предводитель хора (корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог исполнять несколько ролей). Осуществленное Эсхилом введение второго актера оказало огромное влияние на сущность драмы, поскольку впервые дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора. В Просительницах и в Персах хор играет основную роль. Просительницы содержат лишь один короткий эпизод, в котором на сцене беседуют два персонажа, вообще же на всем протяжении пьесы актеры общаются только с хором (поэтому эту пьесу и принято было считать самой ранней трагедией Эсхила). Однако к концу жизни Эсхил научился с легкостью управлять двумя или даже тремя персонажами одновременно, и хотя в Орестее по-прежнему отмечаются длинные партии хора, основное действие и развитие сюжета происходят именно посредством диалогов. Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки. Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений. Внутренний конфликт, которому отводит столь важное место Эврипид, у Эсхила почти незаметен, так что даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Несколько незамысловатых эпизодов создают напряжение и вводят в действие детали, приводящие к самой катастрофе. Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Судьба хора всегда вовлечена в трагедию, исход драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий. Персонажи Эсхила обрисованы несколькими мощными штрихами. Здесь следует особо выделить Этеокла в Семеро против Фив и Клитемнестру в Агамемноне. Этеокл, благородный и верный своему долгу царь, навлекший гибель на себя и на свой род отчасти именно из-за преданности отчизне, был назван первым трагическим героем европейской драмы. Клитемнестру часто сравнивали с леди Макбет. Эта женщина, обладающая железной волей и непреклонной решимостью, одержимая слепой яростью, побуждающей ее убить мужа, безраздельно господствует во всех сценах Агамемнона, в которых она принимает участие.

Мировоззрение. Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества ("Зевс, кем бы он ни был, если ему так называться благоугодно"), почти полностью лишенного антропоморфных черт. В Просительницах Эсхил обращается к Зевсу как к "Царю царей, самой благой и совершенной из божественных сил", а в последней своей трагедии, Эвменидах, изображает Зевса как всеведущее и всемогущее божество, объединившее в себе справедливость и мировое равновесие, т.е. функции личного божества и неотвратимое свершение безличной судьбы. Может показаться, что Прометей прикованный резко контрастирует с таким представлением о Зевсе, поскольку здесь Зевс воспринимается Прометеем, Ио и хором как злобный тиран, могучий, но отнюдь не всеведущий, и притом скованный железными законами Необходимости. Однако следует помнить, что Прометей прикованный - лишь первая из трех трагедий на этот сюжет, несомненно, в двух последующих частях Эсхил нашел какое-то решение затронутой им теологической проблемы. В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали, т.е., если пользоваться языком мифа, Справедливость - дочь Зевса. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей. Действие этой силы не сводится к воздаянию за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использованное богатство отнюдь не влечет за собой гибели. Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, которое, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели. Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание, ниспосылаемое Зевсом, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек учится через страдание, так что страдание служит позитивной нравственной задаче. Орестея, трилогия, поставленная в 458 до н.э., состоит из трех трагедий - Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды. В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея, когда сын Пелопа Атрей, поссорившись со своим братом Фиестом, убил детей Фиеста и угостил их отца страшным яством, приготовленным из детей. Проклятие, насланное Фиестом на Атрея, перешло на сына Атрея - Агамемнона. Поэтому, когда Агамемнон во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь, Ифигению, чтобы умилостивить Артемиду. Его жена Клитемнестра так никогда и не простила ему это злодеяние. В его отсутствие она обзавелась любовником Эгисфом, сыном Фиеста, вместе с которым замыслила план отмщения. Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой. В трагедии Агамемнон действие начинается как раз с этого момента, а разворачивается оно вокруг умерщвления предводителя греческого войска собственной женой. Когда Агамемнон возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, ставшей его пленницей и наложницей, Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает его; участь Агамеменона разделяет и Кассандра. После убийств на сцене появляется Эгисф и заявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. Хор аргосских старцев, сохранивших верность Агамемнону, тщетно протестует и намекает на грядущее возмездие, когда подрастет сын Агамемнона, Орест. Трагедия Хоэфоры (или Жертва у гроба) повествует о возвращении Ореста, который после убийства отца был отправлен за пределы Аргоса. Повинуясь оракулу Аполлона, Орест тайно возвращается, чтобы отомстить за отца. С помощью своей сестры, Электры, он проникает во дворец, убивает Эгисфа и собственную мать. После этого деяния Орест становится жертвой Эриний, грозных духов, мстящих за убийство родича, и в безумии покидает сцену, чтобы вновь искать защиту у Аполлона. Трагедия Эвмениды посвящена страданиям Ореста, завершившимся в конце концов его оправданием. Преследуемый Эриниями юноша приходит в Афины и предстает здесь перед специально назначенным судом (Ареопагом) во главе с богиней Афиной. Аполлон выступает в качестве защитника, а голос, поданный Афиной, решает дело в пользу Ореста, поскольку люди не смогли придти к окончательному решению. Так прекращается действие родового проклятия Атрея. Эринии вне себя от гнева в связи с таким решением Ареопага, однако Афине удается их смягчить, уговорив их передать свои функции хранительниц справедливости Зевсу, а самим поселиться в Аттике в качестве благодетельных духов земли.

ЛИТЕРАТУРА

Зелинский Ф.Ф. Эсхил. Очерк. Пг., 1918 Язык и литература античного мира (к 2500-летию Эсхила). Л., 1977 Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978 Эсхил. Трагедии. М., 1978 Эсхил. Трагедии. М., 1989

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эсхил.

Эсхил.

ЭСХИЛ (около 525 - 456 до н.э.), древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Участник греко-персидских войн. Был свидетелем подъема афинской демократии; в его творчестве - настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой "меры". Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем самым создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия "Орестея"; "Семеро против Фив"). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей"), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Афоризмы

Эсхил (Aischylos) (ок. 525 - 456 до н.э.)

Древнегреческий трагик. Старейший из основоложников греческой драмы, считается "отцом трагедии". Принимал участие в сражениях против персов при Марафоне и Саламине. Согласно легенде, умер от того, что на его голову орел сбросил черепаху. Из примерно 80 произведений до наших времен дошли только несколько: "Персы" (472), "Семеро против Фив" (467), трилогия "Орестея" ("Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды", 458), "Просительницы, или Молящие", "Прикованный Прометей".

Афоризмы, цитаты

Незавидна участь того, кому никто не завидует.

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.

Эсхил

(ок. 525 - 456 гг.) афинский драматург-трагик

Удачливый глупец - большое бедствие.

Мудр знающий не многое, но нужное.

Скажу открыто: ненавижу всех богов.

Не повышайте голоса, рассказ ведя Неторопливо. Строгого спокойствия Пусть будут ваши лица и глаза полны.

Двойною плетью хлещут празднословного.

Любовь, если можно любовью назвать, Безумной похоти женской власть, Опасней чудовищ, страшнее бури.

Хоть плохо мне, но это не причина, Чтоб доставлять страдания другим.

Мудр - кто знает нужное, а не многое.

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

Легко счастливому поучать несчастного.

Незавидна участь того, кому никто не завидует.

Страшен брак по принуждению.

Грамматический словарь

Эсхи́л мо

Словарь древнегреческих имен

Эсхил (525/4-456 до н. э.)

Великий афинский трагик, автор, по крайней мере, 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея», включающая трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Эсхил участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившейся оттого, что орел сбросил черепаху на лысую голову Эсхила, похожа на легенду. Эсхил - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божественным промыслом. Уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.

Сканворды для слова эсхил

- Древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии».

- Согласно легенде, этого великого драматурга убил орёл, который принял его лысую голову за камень и сбросил на нее черепаху, желая разбить ее панцирь.

- Древнегреческий поэт-драматург, автор трагедий «Персы», «Просительницы», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив».

- Древнегреческий поэт-драматург, автор трилогии «Орестея».

Полезные сервисы

эсхилов

Орфографический словарь

Эсхи́лов, -а, -о и эсхи́ловский (от Эсхи́л)

Полезные сервисы

эсхиловский

Орфографический словарь

эсхи́ловский и Эсхи́лов, -а, -о (от Эсхи́л)

Полезные сервисы

эсхимантус

Синонимы к слову эсхимантус

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

эсхин

Энциклопедический словарь

Эсхи́н (около 390 - 314 до н. э.), афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена.

* * *

ЭСХИН - ЭСХИ́Н (ок. 390-314 до н. э.), афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена (см. ДЕМОСФЕН) .

Большой энциклопедический словарь

ЭСХИН (ок. 390-314 до н. э.) - афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена.

Афоризмы

Эсхин

(ок. 390 - 314 гг. до н.э.) афинский оратор

Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца… не принесут слушателям никакой пользы.

Опьянение показывает душу человека, как зеркало отражает его тело.

Словарь древнегреческих имен

1. Эсхин философ, из Стеффы, IV в до н. э., греческий философ. Ученик Сократа. После смерти учителя несколько лет пробыл при дворе тирана Сиракуз Дионисия; возвратившись в Афины (356), основал школу риторики, занимался написанием судебных речей на заказ. Из творений Э. сохранились лишь фрагменты 7 сократических диалогов: Мильтиад, Каллиас, Аксиох, Аспазия, Алкивиад, Телавг, Ринон, где он верно представил внешний облик и характер Сократа; в античности существовало даже мнение, что автором этих диалогов должен был быть сам Сократ, а Э. получил их после смерти учителя от Ксантиппы и издал под своим именем. В своих писаниях Э. клеймил богатство и провозглашал хвалу бедности. Его считают одним из творцов плебейской литературы (см. Антисфен). Диалоги Э. использовал Ксенофонт в сократических письмах.

2. Эсхин оратор, Aischines, 390-330 гг. до н. э., греческий оратор. Из произведений Э. сохранилось только 3 речи. Выделялся представительной внешностью и великолепным голосом, быстротой и живостью мышления. Осуждал ораторов за чрезмерное использование жестикуляции, сам же в публичных выступлениях избегал аффектации и соблюдал меру. Речи свои часто украшал цитатами из поэтических произведений и мифов. Говорил просто, но эффектно. Античные писатели ставили его не очень высоко. Э., однако, стремился более к достижению задуманного эффекта, чем к литературному совершенству.

Сканворды для слова эсхин

- Древнегреческий оратор.

- Афинский оратор, вождь олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена.

Полезные сервисы

эсхинантус

Синонимы к слову эсхинантус

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова эсхинантус

- Род семейства Геснериевые.

Полезные сервисы

эсхинит

Синонимы к слову эсхинит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы