Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шелли

Грамматический словарь

Сканворды для слова шелли

Полезные сервисы

шелли (shelley) мэри

шелли (shelley) перси биш

Большой энциклопедический словарь

Ше́лли (Shelley) Перси Биш (1792—1822), английский поэт-романтик. В поэме-видении «Королева Маб» (1813) критика современного общества, его религиозных и политических институтов, идеализированная картина будущего общества, свободного от нужды, неравенства, бесправия, корысти и лицемерия. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818); философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819), в лирических драмах «Освобождённый Прометей» (1820) и «Эллада» (1822), прославляющих национально-освободительную борьбу греков против турецкого ига. Аллегорические образы вечно обновляющейся природы — в «Оде свободе», «Оде к Западному ветру» (обе 1820). Вольнолюбивая и интимная лирика; сатирическая драма «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (1820), лирическая поэма «Адонаис» (1821). Статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии», 1822).

Полезные сервисы

шелли мэри

Энциклопедический словарь

Ше́лли Мэри (Shelley) (1797-1851), английская писательница. Жена П. Б. Шелли. Романтическое разочарование в просветительских идеалах выразила в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).

* * *

ШЕЛЛИ Мэри - ШЕ́ЛЛИ (Shelley) Мэри (урожденная Годвин, Godwin) (30 августа 1791, Сомерстон - 1 февраля 1851, Лондон), английская писательница.

Биография

Дочь писателя и политического философа У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям) и писательницы и публицистки Мэри Уолстонкрафт, автора знаменитого памфлета «Защита прав женщины» (1792), Мэри Годвин в 1814 стала гражданской женой поэта-романтика П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш). После того как первая жена Шелли умерла в 1818, он и Мэри узаконили свою связь церковным браком. После трагической гибели поэта в 1822 Мэри посвятила жизнь редактированию и публикации его наследия и воспитанию их сына, единственного из четырех детей, не умершего во младенчестве. Женщина талантливая и образованная, она зарабатывала на жизнь литературным трудом, поскольку свекор выделял на внука весьма скудное содержание. При жизни Мэри Шелли выпустила шесть романов (седьмой был издан только в 1859). Пять из них прочно забыты и принадлежат истории литературы, хотя «Последний человек» (1826) - интересный образец ранней английской антиутопии. Но самый первый, написанный ею в 19 лет, стал поистине классическим произведением - «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), в тексте которого прихотливо сочетаются элементы готического романа (см. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН), поэтики романтизма и просветительского реализма.

Франкенштейн

Это роман о великом свершении и роковой ошибке человеческого гения. Швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, изучив труды средневековых алхимиков и кабалистов (см. КАБАЛА (в иудаизме)) , а также достижения современной медицины и естествознания, проникает в тайны жизни. Вознамерившись победить саму Смерть, он создает человекоподобное гигантское существо, непередаваемо уродливое чудовище. Наделенное добрыми задатками, его творение стремится сблизиться с людьми и служить им, но люди ужасаются его виду, гонят прочь и пытаются убить, и оно, отчаявшись, объявляет войну человеческому роду и своему создателю. Франкенштейн преследует сотворенного им «демона», чтобы его уничтожить. Погоня приводит преследователя и преследуемого в полярные широты, где ученый умирает на борту корабля, пробивающегося к Северному полюсу. Терзаемое одиночеством и раскаянием чудовище клянется перед телом своего создателя, что умертвит себя и сожжет, чтобы унести с собой тайну искусственной жизни. Созданию особой атмосферы романа, в котором показан поединок титанических страстей в обстоятельствах исключительно безысходных, способствуют описания экзотических ландшафтов: диких гор Швейцарии, пустошей и морской стихии Оркнейских островов, ледяного безмолвия Арктики.

Философская идея Мэри Шелли - непостижимость тайн мироздания и опасность вмешательства человека в дела природы и ее законы - со временем была упрощена и опошлена. В бесчисленных драматизациях, экранизациях и примитивных «продолжениях» ее книги на первый план постепенно выдвинулось само чудовище, оттеснив своего творца на второй и даже присвоив себе его имя. В 20 в. монстр Франкенштейн - наряду с вампиром Дракулой из одноименного романа (1897) ирландца Брэма Стокера (см. СТОКЕР Брэм) - стал одной из важнейших фигур-символов в мифологии массового сознания Запада и порожденной ею культуре.

Энциклопедия Кольера

ШЕЛЛИ, МЭРИ УОЛСТОНКРАФТ

(Shelley, Mary Wollstonecraft)

(1797-1851), английская писательница. Родилась 30 августа 1797 в Лондоне. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была одной из зачинательниц движения за женское равноправие, отец, У.Годвин, - философ и писатель, так что она рано познакомилась с радикальными общественно-политическими и духовными течениями. Мать умерла через 11 дней после рождения дочери, оставив ее на руках не очень заботливого отца. В 17 лет Мэри бежала в Европу с П.Б.Шелли; через два года, когда его первая жена покончила с собой, они поженились. У них было четверо детей, но трое умерли в младенчестве. Роман Франкенштейн, или Современный Прометей (Frankenstein, or the Modern Prometheus) Мэри написала, когда ей было 19 лет; он был издан в 1818. После смерти мужа в 1822 она вернулась в Англию, написала еще пять романов, но с Франкенштейном может сравниться только Последний человек (The Last Man, 1826), где описывается гибель человеческого рода в 21 в. от таинственной чумы. Мэри Шелли издала также поэмы своего мужа, писала биографии, рассказы и путевые заметки. Знаменитый роман Шелли повествует об истории студента Виктора Франкенштейна, создавшего живое существо из мертвых человеческих органов. Оживив свое творение, Франкенштейн прогнал его. Изгнание и ненависть толкнули уродливое существо к мести. Существо убивает жену своего создателя и наконец самого Франкенштейна. Умерла Шелли в Лондоне 1 февраля 1851.

ЛИТЕРАТУРА

Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965 Спарк М. Мэри Шелли. - В кн.: Эти загадочные англичанки. М., 1992

Полезные сервисы

шелли перси

Афоризмы

Шелли (Shelley) Перси Биш (1792 - 1822)

Английский поэт-романтик. Друг Байрон (Byron), с которым участвовал в борьбе греков за освобождение. Погиб в море во время шторма. Среди произведений - "Королева Маб" (1813), "Восстание Ислама" (1818), "Ченчи" (1819), "Освобожденный Прометей" (1820), "Царь Эдип, или Тиран-толстоног" (1820), "Адонаис" (1821), "Эллада" (1822).

Афоризмы, цитаты

Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной.

Истинная любовь тем отличается от золота и глины, что она не становится меньше, будучи разделенной.

Любовь - это выход за пределы своего "я" и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке.

Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души.

Привычные поступки становятся прекрасными благодаря любви.

Крови, пролитой поклонниками Бога милосердия и мира со времени введения Его религии, хватило бы, быть может, для того, чтобы утопить приверженцев всех других сект, живущих на земном шаре.

Поэзия - памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.

Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования.

Полезные сервисы

шелли перси биш

Энциклопедический словарь

Ше́лли Перси Биш (1792-1822), английский поэт-романтик. В поэме-видении «Королева Маб» (1813) - критика современного общества, его религиозных и политических институтов, идеализированная картина будущего общества, свободного от нужды, неравенства, бесправия, корысти и лицемерия. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818); философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819), в лирических драмах «Освобождённый Прометей» (1820) и «Эллада» (1822), прославляющих национально-освободительную борьбу греков против турецкого ига. Аллегорические образы вечно обновляющейся природы в «Оде свободе», «Оде к Западному ветру» (обе 1820). Вольнолюбивая и интимная лирика; сатирическая драма «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (1820), лирическая поэма «Адонаис» (1821). Статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии», 1822).

* * *

ШЕЛЛИ Перси Биш - ШЕ́ЛЛИ Перси Биш (1792-1822), английский поэт-романтик (см. РОМАНТИЗМ). В аллегорической поэме «Королева Маб» (1813) разоблачал порочность современного ему общества и политических институтов. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818). Философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819) и в лирической драме «Освобожденный Прометей» (1820). Стихи («Ода к Западному ветру»), статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии», 1822).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ШЕЛЛИ Перси Биш (Shelley, Percy Bysshe)

<a href='/dict/перси' class='wordLink' target='_blank'>ПЕРСИ</a> <a href='/dict/биш' class='wordLink' target='_blank'>БИШ</a> <a href='/dict/шелли' class='wordLink' target='_blank'>ШЕЛЛИ</a>

ПЕРСИ БИШ ШЕЛЛИ

(1792-1822), один из ведущих английских поэтов-романтиков. Родился 4 августа 1792 в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты. После сравнительно безоблачного раннего детства мальчик учился в школах Сайон-Хаус близ Лондона (1802-1804) и Итон (1804-1810), в октябре 1810 поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Университетская вольница отчасти вознаградила его за безрадостные школьные годы. Он жадно читал, живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свел дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. В начале 1811 они анонимно выпустили брошюру под названием Необходимость атеизма (The Necessity of Atheism), в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Юношей исключили 25 марта 1811 за упорное нежелание ни признать свое авторство, ни отказаться от него. Покинув отчий кров, Шелли избавился от родительской опеки. Между отцом и не оправдавшим надежд сыном возникла размолвка. Шелли ее усугубил, тайно бежав в конце августа с однокашницей сестер Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесил по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода была очень слабой, к тому же имела политический и антирелигиозный характер. В 1812 Шелли познакомился с автором Исследования о политической справедливости У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. Первым значительным произведением Шелли стала изданная в 1813 анонимно поэма Королева Маб (Queen Mab), оптимистический детерминистский трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой его взгляды на причины социальных бед и пути их устранения. Гарриет родила ему дочь Ианту, но семейная жизнь не налаживалась. Встреча поэта в июле 1814 с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, привела семью к окончательному развалу. В конце июля влюбленные уехали во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появился сын Чарлз. Через три месяца и Мэри родила их первого ребенка (он умер в младенчестве). В начале 1816 у нее родился сын Уильям, а завершился год самоубийством Гарриет, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри поженились. В эти годы Шелли создал четыре выдающихся произведения - два стихотворения и две поэмы. Стихи, написанные летом 1816, когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, - абстрактно-философский Гимн Интеллектуальной Красоте и пантеистический Монблан. Поэма Аластор, или Дух одиночества (Alastor; or The Spirit of Solitude), написанная в 1815 звучным белым стихом, полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой. Лаон и Цитна (Laon and Cythna, 1817), впоследствии переименованная в Восстание Ислама (The Revolt of Islam), - написанная спенсеровой строфой большая поэма о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании. Последний год жизни в Англии Шелли болел, боролся с нуждой и пребывал в подавленном состоянии. В марте суд отказался отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он помогал Мэри писать Франкенштейна (1818), принял под свой кров и опеку ее сестру Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз стал отцом. Долгожданный отъезд в Италию весной 1818 не изменил их кочевого образа жизни. Едва ли между Миланом и Неаполем найдется большой город или морской курорт, где бы семейство Шелли не останавливалось на протяжении последних четырех беспокойных лет его жизни. В Венеции умерла Клара; в Неаполе Шелли удочерил младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умер Уильям; во Флоренции Мэри родила четвертого ребенка, Перси; наконец в Пизе семья прожила в относительном покое большую часть 1820-1822. Поражает продуктивность Шелли в два последних года его жизни. Кроме восьми десятков прекрасных лирических стихотворений и изрядного количества переводов, он создал с дюжину весьма крупных и сложных поэтических произведений и снискавший заслуженную славу трактат Защита поэзии (A Defence of Poetry, 1821). Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound, 1818-1819), камерная лирическая драма с великолепными песнями-хорами, в основном опирается на сюжет Эсхила, который Шелли радикально переделал, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразилась в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления. Ченчи (The Cenci, 1819), пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывает концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением "немногих душ святых". Из двух стихотворных сатир Питер Белл Третий - гневное обличение Вордсворта за измену свободомыслию, Царь Эдип, или Тиран-толстоног (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - "аристофановская" комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной. Шелли написал также политическую аллегорию-поучение Маскарад Анархии (The Masque of Anarchy, 1819), мифологическую поэму Атласская колдунья (The Witch of Atlas, 1820), элегию на смерть Джона Китса Адонаис (Adonais, 1821), лирическую драму Эллада (Hellas, 1821), прославляющую восстание греков против турецкого владычества, и оставшийся незавершенным Триумф жизни (The Triumph of Life, 1822), где попытался изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма "видения", некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины. Своеобразные религиозные принципы Шелли совпадали с христианскими по меньшей мере в одном: средоточием духовной вселенной была для него божественная любовь. Он стремился найти ее художественное воплощение, сначала в облике Девы под покрывалом из Аластора, затем в Интеллектуальной Красоте и - высшее для него в тот период ее олицетворение - в образе Азии, невесты прикованного титана (Освобожденный Прометей). Божественная любовь видится как объединяющее начало трех самых замечательных образцов его лирики 1819-1820 - Оды к Западному ветру, Облака, К жаворонку. Волшебница из Атласской колдуньи и Эмилия Эпипсихидиона (Epipsychidion, 1821) предстают символическими образами божественной силы. Наконец, в Триумфе жизни Шелли, пытаясь объяснить истоки божественного в истории человечества, возвращается к исходному - Интеллектуальной Красоте. 8 июля 1822 Шелли, его друг лейтенант Э.Э.Уильямс и матрос Ч.Вивиан отплыли из Ливорно на новой парусной шлюпке Шелли "Дон Жуан" на прогулку вдоль побережья. Во второй половине дня налетел шторм, примерно в десяти милях от Виареджо фелюга из Ливорно, по-видимому, столкнулась со шлюпкой и потопила ее. Находившиеся в шлюпке утонули, их сильно покалеченные тела через некоторое время прибило к берегу. Лорд Байрон, Ли Хант и Э.Дж.Трелони 13 августа торжественно сожгли на костре тела Шелли и Уильямса. В начале 1823 прах Шелли захоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой погребенного незадолго до того Д. Китса.

ЛИТЕРАТУРА

Шелли П.Б. Избранное. М., 1962 Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. М., 1972 Шелли П.Б. Адонаис. Стихотворения. - В кн.: Поэзия английского романтизма. М., 1975 Шелли П.Б. Избранная лирика. М., 1981 Шелли П.Б. Триумф жизни. М., 1982

Полезные сервисы

шелли, перси биш

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/перси' class='wordLink' target='_blank'>Перси</a> <a href='/dict/биш' class='wordLink' target='_blank'>Биш</a> <a href='/dict/шелли' class='wordLink' target='_blank'>Шелли</a>.

Перси Биш Шелли.

ШЕЛЛИ (Schelley) Перси Биш (1792 - 1822), английский поэт-романтик. В поэме-"видении" "Королева Маб" (1813) - критика современного общества, его религиозного и политического институтов, идеализированная картина будущего общества, свободного от нужды, неравенства, бесправия, корысти и лицемерия. Оправдание насильственного свержения деспотии - в поэме "Восстание Ислама" (1818); философское осмысление проблем тирании и свободы - в трагедии "Ченчи" (1819), лирических драмах "Освобожденный Прометей" (1820) и "Эллада" (1822), прославляющих национально-освободительную борьбу греков против турецкого ига. Аллегорические образы вечно обновляющейся природы - в "Оде свободе", "Оде Западному Ветру" (обе 1820). Вольнолюбивая и интимная лирика, сатирическая драма "Царь Эдип, или Тиран-толстоног" (1820), лирическая поэма "Адонаис" (1821). Статьи о литературе, искусстве (трактат "Защита поэзии", 1822).

Полезные сервисы

шеллинг

шеллинг (schelling) фридрих вильгельм

Большой энциклопедический словарь

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854) - немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней ("потенций"), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности ("Система трансцендентального идеализма", 1800). Абсолют - недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта; предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Беме считал наличие "темной основы" в Боге.

Полезные сервисы

шеллинг томас

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

шеллинг фридрих

шеллинг фридрих вильгельм

Энциклопедический словарь

Ше́ллинг Фридрих Вильгельм (Schelling) (1775-1854), немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от учения И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философу и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира («Система трансцендентального идеализма», 1800). Абсолют - недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта («Философские исследования о сущности человеческой свободы», 1809); предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Бёме считал наличие «тёмной основы» в Боге.

* * *

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм - ШЕ́ЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854), немецкий философ. Был близок йенским романтикам (см. ЙЕНСКИЕ РОМАНТИКИ). Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности («Система трансцендентального идеализма», 1800). Абсолют - недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта; предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб)считал наличие «темной основы» в Боге.

* * *

ШЕ́ЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27 января 1775, Леонберг, близ Штутгарта - 20 августа 1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ.

Образование, встреча с Фихте

Отец Шеллинга был лингвистом, теологом и видным деятелем протестантской церкви в Вюртемберге. Все это предопределило интересы и увлечения сына. В 1785 Шеллинг, получив начальное образование, поступает в латинскую школу в Нюртенгене, через год переводится в семинарию в Бебенхаузене, а осенью 1790 начинается его пятилетнее обучение в теологическом институте в Тюбингене, где он завязывает дружеские отношения с Гегелем (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) и Гельдерлином (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих). В 1792 Шеллинг защищает магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 он встречается с Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и попадает под влияние его идей. Он осваивает идеи наукоучения Фихте и публикует ряд работ, выдержанных в фихтеанском духе: «О возможности формы философии вообще» (1794), «Я как принцип философии» (1795), «Письма о догматизме и критицизме» (1795). Правда, уже в последней работе обнаруживается ряд тенденций, из которых впоследствии выросла оригинальная философия Шеллинга. В ней чувствуется интерес автора к Спинозе, и позже Шеллинг говорил, что видит свою заслугу в соединении «реалистического» учения о природе Спинозы с динамичным идеализмом Фихте. Процесс создания Шеллингом собственной системы активизировался в 1797 году, когда вышли в свет «Идеи к философии природы». За «Идеями» последовали работы «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), «Введение к наброску системы натурфилософии» (1799) и «Всеобщая дедукция динамического процесса» (1800). Одновременно Шеллинг работает над уточненным вариантом фихтевского наукоучения - «трансцендентальной философией».

Йенские романтики. В Мюнхене

Став в 1798 по рекомендации Фихте, Шиллера и Гете профессором Йенского университета, он читает курсы по трансцендентальной философии, а в 1800 публикует знаменитую «Систему трансцендентального идеализма». В этот период происходят важные изменения в личной жизни Шеллинга. После переезда в Йену он входит в кружок йенских романтиков, общается с братьями Шлегелями и Новалисом. Дружба с женой А. В. Шлегеля Каролиной - «музой» йенских романтиков - переходит в любовь и после разрыва с Шлегелем, покинув Йену, Шеллинг и Каролина венчаются в 1803. В 1803 - 1806 гг. супруги живут в Вюрцбурге, а потом перебираются в Мюнхен, где Шеллинг получает место в Баварской академии наук, а в 1808 становится генеральным секретарем Академии художеств, организует впоследствии ряд интересных выставок и занимает эту должность до 1823. В последние годы пребывания в Йене Шеллинг вместе с Гегелем издавал «Критический философский журнал», пришедший на смену шеллинговского «Журнала умозрительной физики». В этом «Журнале» в 1801 появилась работа, обозначившая поворот в философском творчестве Шеллинга (а он пробовал себя и в художественной литературе: в 1799 написал вольнодумную поэму: «Эпикурейские воззрения Гейнца Упрямца», стихи под псевдонимом Бонавентура; раньше Шеллингу приписывали и роман «Ночные бдения» Бонавентуры, но его авторство сомнительно): «Изложение моей философской системы». Здесь Шеллинг начинает решительный отход от Фихте и презентует систему абсолютного тождества (подвергнутую в 1807 резкой критике Гегелем), учение об абсолюте, очищенное от лишних элементов, мешавших его полному развертыванию в прежних работах. Он доказывает, что различие субъекта и объекта, идеального и реального существует только «в явлении», в единичном, тогда как «в себе» они тождественны. Шеллинг говорил, что «Изложение» открывает ряд публикаций по «идеальной философии». Но он предпринимал попытки переработать в свете новой концепции и свои натурфилософские идеи, философию искусства и т. д. Учение об абсолюте получает развитие в диалоге «Бруно» (1802), двух частях «Дальнейшего изложения моей философской системы» (1802), «Философии и религии» (1804) и «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы». Этот трактат, вышедший в 1809 качестве первого тома его «Философских сочинений», стал последней значительной работой, опубликованной самим Шеллингом. Осенью того же года неожиданно умирает Каролина.

Новая семья. «Философия мифологии» и «Философия Откровения»

Немного оправившись от потрясения, Шеллинг читает в 1810 популярный курс по своей философии - так называемые «Штутгартские приватные лекции». Тогда же Шеллинг начинает работу над «Мировыми эпохами», продолжавшуюся несколько лет. Работа над «Мировыми эпохами», в которых идет речь о самооткровении Бога, совпала с новым поворотом его жизни. В 1812 он женится на Паулине Готтер и вскоре становится отцом большого семейства. Продолжая интенсивно работать, Шеллинг постепенно приходит к выводу о необходимости дополнения своей прежней философии «позитивной частью», в состав которой должны входить философия мифологии и философия откровения. В 1821 в Эрлангене Шеллинг читает курс «Философии мифологии» и готовит к публикации одноименную работу. В 1826 он получает приглашение на профессуру в новообразованном университете в Мюнхене, а в 1827 становится президентом Баварской академии наук. В том же году он начинает чтение лекций в университете Мюнхена курсом по «Истории новой философии» и продолжает «Мировыми эпохами», «Философией мифологии» и «Философией Откровения». В 1830-е годы Шеллинг регулярно читает «Философию мифологии», «Философию Откровения» и «Систему позитивной философии»зимнего семестра 1832 года). В 1840 Шеллинга приглашают в Берлин. Среди слушателей знаменитого курса по «Философии откровения» 1841 были М. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович), С. Кьеркегор (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих). Чтение курсов по философии мифологии и философии откровения Шеллинг продолжал до 1845.

Итоги

В последние годы жизни Шеллинг возвращается к проблемам «негативной» философии и готовит к изданию рукописи своих незавершенных произведений. Вскоре после смерти Шеллинга его сын К. Ф. А. Шеллинг издал собрание сочинений отца в 14 тт.

По характеру Шеллинг был весьма эмоциональным человеком и при случае мог переходить на личности. Эмоциональность чувствуется и в его работах. Шеллинг порой балансировал на грани философии и поэзии, философии и теософии. Он испытал значительное влияние мистических теорий Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб) и Ф. Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон). В ранний период он признавал зависимость от фихтевских идей, в позднюю - акцентировал значимость ряда положений кантовской философии. Гегеля он считал своим учеником, который, однако, исказил и ухудшил принципы его системы. Философия Шеллинга - это постоянное возобновление одних и тех же интуиций в самых разных контекстах. Она символизирует вечную новизну философской мысли, невозможность раз и навсегда решить «предельные» вопросы.

Натурфилософия

Признавая правоту учения Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) о приоритете деятельности над статичным бытием, Шеллинг в то же время стремился восполнить пробел фихтевского наукоучения, состоящий в излишней психологизации этой деятельности. Исключительное внимание Фихте к человеческому Я обернулось фактическим игнорированием им природной сферы. Природа сводилась у Фихте к абстрактному не-Я как инструменту морального совершенствования. Он словно не видел, что она являет собой сложный организм, образованный взаимодействием множества разнообразных сил. И Шеллинг предлагает взглянуть на природу так, как Фихте смотрел на человеческое Я. Одно время Шеллинг считал, что этот шаг просто расширяет наукоучение Фихте. На деле он вел к кардинальному изменению фихтевской онтологической модели. Дуалистичность становилась теперь внутренним качеством бытия. Так или иначе, но Шеллинг говорил, что неправильно видеть в природе просто застывший объект или совокупность таких объектов. Природа - пусть «спящий», но все же дух. Она не только «продукт», но и «продуктивность». Ей присуще изначальное единство этих двух противоположных моментов. На исходном уровне природа обнаруживает себя в противоположности света и материи. Свет выступает как первичный идеальный принцип, своего рода «мировая душа», материя - реальный. Материя на этом уровне сводится к гравитации. Соединение света и материи приводит к «динамическому процессу», происходящему через «потенциирование» силы тяжести. Над всеобщим тяготением возникает особенное, а именно магнетическое притяжение. Магнетизм переходит в феномен электричества, с помощью которого Шеллинг хочет объяснить чувственно воспринимаемые качества мира. Движение от неорганического к органическому свидетельствует о победе идеального начала над реальным. В органическом мире материя теряет самостоятельность и сводится к роли инструмента для жизни. Шеллинг говорит о лестнице органических существ, продвижение по которой соответствует все большему подчинению материи жизненной форме. Шеллинг проявлял готовность рассматривать формирование органической материи в эволюционном плане, хотя и не был склонен распространять принцип развития на неорганический мир. При этом он был уверен в эвристической ценности натурфилософии или, как он ее еще называл, «высшей физики». Высшая физика, по Шеллингу, не вырастает из опыта, а конструируется философом a priori, пусть и на материале опыта.

Трансцендентальная философия

В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг подчеркивает, что натурфилософия - лишь одна из двух основных философских наук. Она начинает с объективного, природы и обнаруживает в ней идеальное, подходит к границам духа, а может и переступить их. Правда, впоследствии он уточнял, что если натурфилософия переходит от природы к духу, то она должна именоваться уже не натурфилософией, а «философией духа» или идеальной философией. Всю систему можно по-прежнему называть натурфилософией, но нельзя забывать, что это название дано только по ее первой части. Так или иначе, но движение философской мысли можно начинать не только с объекта, но и с субъекта - с тем, чтобы вывести из него объект. Этот путь избирает трансцендентальная философия. Первой истиной трансцендентальной философии является основоположение «Я есть Я» или «Я существую». Оба этих тезиса выражают акт самосознания, в котором Я делает самого себя объектом и отождествляет созерцающее себя Я с созерцаемым Я. Созерцаемое Я есть Я как объект. Все объективное ограничено. Чтобы ограничить самого себя, Я должно осуществлять ограничивающую деятельность, и эта ограничивающая деятельность должна ограничивать другую, «объективную» или «реальную» деятельность Я. Значит, Я содержит в себе две противоположно направленные деятельности, идеальную и реальную. Самосознание возможно только при их сосуществовании. Но они не могут существовать без третьей деятельности, соединяющей их и в то же время не дающей им уничтожить друг друга. Эта третья деятельность и есть собственно акт самосознания. Но такое подвижное равновесие противоположных деятельностей мыслимо только в виде бесконечного прогресса. И Шеллинг действительно говорит, что трансцендентальная философия, занимающаяся его реконструкцией, есть «история самосознания». Ее направленность задается тем, что в предельном случае созерцающее Я самосознания полностью тождественно созерцаемому Я. Однако вначале этого тождества нет. Бесконечное Я обнаруживает себя конечным, ограниченным, а значит пассивным или ощущающим нечто, не. Это первая эпоха самосознания. Дальнейшее движение постепенно раскрывает это не, или объект, как Я (чему соответствует дедукция различных уровней организации материи, аналогичных тем, которые были выведены в натурфилософии). Уже первая эпоха заканчивается продуктивным созерцанием, т. е. пониманием Я факта своей активности в пассивном, на первый взгляд, ощущении. Следующая эпоха самопостижения Я завершается представлением им себя в виде рефлексии, т. е. чистой мысли. Третья эпоха сводит Я к свободному акту воли. Это означает переход от теоретической к практической философии. Свобода может существовать только при условии наличия других субъектов, движение которых к идеальной цели порождает человеческую историю. Но исторический процесс обнаруживает себя как необходимость, противостоящую свободным решениям Я. Чтобы, наконец, осознать себя как бесконечное Я, Я должно каким-то образом помыслить тождество свободы и необходимости, сознательного и бессознательного. И в этом ему помогает искусство.

Философия искусства как органон философии

Шеллинг трактует искусство, опираясь на интуиции кантовской «Критики способности суждения». Произведение искусства - продукт гения. С одной стороны, гений действует сознательно. Он ставит перед собой определенные цели и владеет соответствующей техникой. Но его творение перерастает этот сознательный замысел. В нем всегда есть нечто большее. И этот дополнительный элемент проистекает из бессознательной деятельности гения. Именно эта деятельность позволяет ему вкладывать в конечные чувственные образы бесконечные смыслы. Гений вносит бесконечное в конечное, но бесконечное, воплощенное в конечном, есть не что иное как прекрасное. Соединяя конечное и бесконечное, сознательное и бессознательное, прекрасное произведение искусства оказывается поэтому объективным выражением того самого тождества, которое является конечной целью устремлений философа (это тождество также выражается в целесообразных продуктах природы, но «не со стороны Я»). Именно поэтому философское истолкование феномена искусства и само эстетическое созерцание могут служить «органоном», т. е. инструментом общей философии, приходящей к этому тождеству с помощью «интеллектуального созерцания», т. е. изнутри, со стороны субъекта и именно поэтому нуждающейся в объективном подтверждении правильности сделанных ей выводов.

Учение о Боге и основе его существования

Абсолютное тождество свободы и необходимости возможно только в абсолютном Я, Абсолюте, которого нельзя смешивать с индивидуальным человеческим Я. Размышляя на эти темы, Шеллинг приходит к выводу о необходимости построения теории Абсолюта или Божественного как такового, теории, лишенной психологических или натурфилософских оттенков. При этом он исходит из прежней схемы. Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это стремление порождает Бога как объект для самого себя. Само оно существует еще до этого порождения, до божественного самосознания. Поэтому его можно назвать темной основой Бога, существующей в самом Боге. И порождение Бога как существующего Шеллинг сравнивает с выведением из тьмы на свет. Божественное самосознание есть Бог как разум. Двойственность божественности требует существования некого объединяющего принципа, «безосновного» (Ungrund), в котором темное и светлое начало присутствуют без смешения и противоположения и которое на более высоком уровне проявляется в качестве Духа. Вся эта динамика порождения Бога изнутри самого себя не может трактоваться как реальный процесс во времени. Поэтому можно сказать, что в Боге просветленный разум извечно торжествует над темными стремлениями. Но у человека дело обстоит совершенно иначе. В нем эти начала разъединены, и он может выбирать между добром и злом. Его назначение, однако, состоит в том, чтобы постоянно вытеснять зло разумными действиями. На этом пути человек отказывается от «своеволия», влекущего его на периферию мироздания и возвращается к исконному центру бытия, т. е. к Богу.

«Позитивная» философия

Вскоре после появления работы «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809), где уже прозвучала мысль о надвременной диалектике личного Бога, Шеллинг пришел к выводу о необходимости радикальной перестройки всей своей философии. В ранних работах он исходил из идеи постепенно реализующегося полагания абсолютного тождества идеального и реального. Оно, считал Шеллинг, недостижимо сразу и именно поэтому должно проходить ряд ступеней, соответствующих различным уровням организации материального и духовного мира. При таком толковании он мог последовательно дедуцировать все эти уровни. Финальной точкой этих дедукций оказывалось понятие Бога. Но Шеллинг столкнулся с проблемой: соответствует ли в данном случае логическое движение реальной действительности? Если да, то это движение можно истолковать в историческом смысле и говорить о развивающемся Боге, который становится Богом только в конце всего процесса. Однако учение о эволюционирующем во времени Боге противоречит христианской догматике, к которой Шеллинг теперь стал относиться гораздо бережнее, чем раньше. Значит, мышление, при всей своей формальной правильности, не может полностью соответствовать бытию. Всегда есть что-то, что ускользает от него. Это что-то - само бытие или существование. Очевидно, что философ должен найти подходы не только к сущности вещей, их «что», но и к их существованию. Философию, логически реконструирующую сущности вещей, Шеллинг предлагает называть «негативной», а ту, которая имеет дело с существованием - «позитивной». Последняя не может быть чисто логической. В ней должен присутствовать эмпирический элемент, но не в обычном смысле слова, так как то, что обычно называется опытом, само пронизано логическими конструкциями. Скорее ее можно назвать «эмпирическим априоризмом». Она нацелена на бытие, лежащее за пределами разума и чувственного опыта, на prius. Это обстоятельство сразу придает ей возвышенный и глубоко личностный характер, соответствующий природе личного Бога, которым это бытие оказывается. Ведь именно Бог есть трансцендентная основа сущего. Задача позитивной философии как раз и состоит в том, чтобы при помощи исторического анализа подтвердить божественность бытия. Этот исторический анализ должен быть направлен на те феномены, в которых Бог открывается человеку, а именно на мифологию и Откровение. Мифология тоже является откровением Бога, но несовершенным, лишенным внутреннего единства божественных начал, рассредоточенных в политеистических представлениях. Тем не менее, она подготавливает монотеистичное христианское Откровение, в котором со всей ясностью выявляется тройственность божественных потенций в их вневременной субординации и единстве, а также - через христологию - тайна человеческой природы и существо должного отношения человека к Богу. Шеллинг подчеркивает, что при всем различии негативной и позитивной философии, вторая не исключает первую, а скорее предполагает ее. Негативная философия завершается понятием Абсолюта, а позитивная раскрывает понятие личного Бога. Правда, это не означает, что она должна обязательно следовать за негативной. Позитивная философия может развиваться и сама по себе. И только в ракурсе позитивной философии, считает Шеллинг, можно адекватно истолковать свободу как неотъемлемое свойство Бога. Ведь негативная философия подчиняет все логической необходимости, лишая себя средств понимания свободного действия. А без уяснения его природы нельзя ответить на главный вопрос: «почему вообще есть нечто, а не ничто», т. е. понять творение мира. Творение Шеллинг трактует как отпадение мира, в которое вовлечен и человек, как необходимый продукт внутренней диалектики божественных потенций («могущего быть» - «вынужденного быть» и «должного быть»), в свою очередь являющейся свободным самообнаружением Бога.

Влияние идей Шеллинга

Ранняя философия Шеллинга сыграла ключевую роль в формировании спекулятивного метода и базисных онтологических установок Г. В. Ф. Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) и способствовала постепенному отходу И. Г. Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) от психологического идеализма. Многие идеи Шеллинга были восприняты йенскими романтиками (см. ЙЕНСКИЕ РОМАНТИКИ). Натурфилософия Шеллинга оказала определенное воздействие на развитие естествознания в 19 в., хотя некоторые ученые решительно отвергали ее. Поздняя «позитивная» философия Шеллинга повлияла на С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен). Правда, Кьеркегор считал, что Шеллинг так и не сумел радикально перестроить свою систему. Тем не менее, учение о существовании Шеллинга дает повод рассматривать его как предшественника экзистенциализма 20 века. Шеллинг также оказал некоторое влияние на протестантскую теологию двадцатого столетия. Большой интерес к Шеллингу был и в России. В частности, Шеллинг повлиял на П. Я. Чаадаева (см. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич), славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), а также на формирование религиозной философии В. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). После определенного спада, в последние десятилетия интерес к Шеллингу в научной среде опять возрос. Создано Шеллинговское общество, периодически публикуются новые материалы из богатого рукописного наследия мыслителя. Однако Шеллинг по-прежнему остается одним из самых загадочных философов в истории европейской философии.

Энциклопедия Кольера

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм (Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph)

<a href='/dict/фридрих' class='wordLink' target='_blank'>ФРИДРИХ</a> <a href='/dict/вильгельм' class='wordLink' target='_blank'>ВИЛЬГЕЛЬМ</a> <a href='/dict/йозеф' class='wordLink' target='_blank'>ЙОЗЕФ</a> <a href='/dict/шеллинг' class='wordLink' target='_blank'>ШЕЛЛИНГ</a>

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ

(1775-1854), немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта. В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гете в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг - профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 - штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 летперерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 - президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем не имевшие успеха у публики. Умер Шеллинг в Рагаце (Швейцария) 20 августа 1854. По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе, на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое "живет" или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно "не есть", поскольку "быть" означает быть "через" и "для" сознания. Это "ничто", поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотменимым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконечных возможностей. Это, так сказать, Бог, который предшествует своему творению и своей манифестации в реальном мире. Реальный мир, однако, не мертв и не статичен; он еще не здесь, это реальность в акте становления. Такой акт реализации есть воля, произвольность, иначе говоря - иррациональное. Тем не менее царство чистых возможностей (вечных мыслей Бога) может быть предметом дедуктивной спекуляции, ибо между идеями имеются отношения, необходимость которых можно понять вне их актуализации. Шеллинг называет ту часть философии, которая занимается содержанием реальности, негативной. Однако невозможно понять, предугадать и построить с помощью одного только разума акт реализации. Существование вещей (сам факт актуализации) можно воспринять в опыте только через осознание; этот факт иррационален. Занимающаяся этим часть философии называется позитивной. Поскольку акт становления есть акт творения, или откровение (манифестация) Бога, его исследование является в основном предметом теософии. Взгляды Шеллинга, характерный для них волюнтаризм, органицизм и склонность рассматривать все вопросы через призму эстетики, оказали значительное влияние на современников. Его видение физического мира как останков жизни было повторено в философии Бергсона. Идея "позитивной философии" повлияла на Кьеркегора и через него на экзистенциализм. Среди основных сочинений Шеллинга - Философские письма о догматизме и критицизме (Philosophische Briefe ber den Dogmatismus und Kriticismus, 1795); Система трансцендентального идеализма (System des transzendentalen Idealismus, 1800); Бруно, или О божественном и природном начале вещей (Bruno oder ber das gttliche und natrliche Princip der Dinge, 1802); Об отношении изобразительных искусств к природе (ber das Verhltnis der bildenden Knste zu der Natur, 1807); Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Philosophische Untersuchungen ber das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhngenden Gegenstnde, 1809); Введение в философию мифологии (Einleitung in die Philosophie der Mythologie, 1825, издано посмертно); К истории новой философии (Zur Geschichte der neueren Philosophie, 1827, издано посмертно) и др. Полное собрание сочинений вышло под редакцией сына Шеллинга - Ф.Шеллинга в 1856-1861. Баварской академией наук подготовлено историко-критическое издание его трудов.

ЛИТЕРАТУРА

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966 Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения, в 2-х тт. М., 1987-1989

Полезные сервисы

шеллинг, фридрих вильгельм

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/фридрих' class='wordLink' target='_blank'>Фридрих</a> <a href='/dict/вильгельм' class='wordLink' target='_blank'>Вильгельм</a> <a href='/dict/шеллинг' class='wordLink' target='_blank'>Шеллинг</a>.

Фридрих Вильгельм Шеллинг.

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775 - 1854), представитель немецкой классической философии. Был близок йенским романтикам. Опираясь на идеи И.Г. Фихте, развил принципы диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней ("потенций"), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательной и бессознательной, теоретической и практической деятельности ("Система трансцендентального идеализма", 1800). Абсолют - тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта; предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Беме считал наличие "темной основы" в Боге.

Полезные сервисы

шеллингианец

Толковый словарь

Орфографический словарь

шеллингиа́нец, -нца, твор. п. -нцем, род. п. мн. ч. -нцев

Формы слов для слова шеллингианец

Синонимы к слову шеллингианец

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова шеллингианец

Полезные сервисы

шеллингианский

шеллингианство

Толковый словарь

Орфографический словарь

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова шеллингианство

Полезные сервисы

шеллингист

Толковый словарь

Синонимы к слову шеллингист

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шеллинговский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

шеллит

Синонимы к слову шеллит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы