Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

анархизация

Орфографический словарь

анархиза́ция, -и

Полезные сервисы

анархизировать

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИЗИРОВАТЬ anarchiser. Приводить в состояние анархии. Рушить государство и анархизировать общество. РВ 1887 12 81. Критическая оценка анархизирующего антипатриотизма. СМ 1917 4-6 244. Диктатура политически грамотных рабочих в тесном союзе с интеллигенцией, была, на мой взгляд, единственно возможным выходом из трудного положения, особенно осложненного войною, еще более анархизировавшей деревню. Горький Вл. Ленин.

Полезные сервисы

анархизм

Толковый словарь

I м.

Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу.

II м.

Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-либо обязанностей.

Толковый словарь Ушакова

АНАРХИ́ЗМ, анархизма, мн. нет, муж.

1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как единственном пути к уничтожению классов и отмиранию государства. Анархизм является контрреволюционной силой, ведущей борьбу против Советского Союза и предающей революционную борьбу рабочего класса капиталистических стран.

2. Непризнание власти и авторитета, своеволие (разг.).

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́ЗМ, -а, муж. Общественно-политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.

| прил. анархический, -ая, -ое.

Словарь существительных

АНАРХИ́ЗМ, -а, м

Идеология, в основе которой лежит отрицание всякой государственной власти, организованной политической борьбы; общественно-политическое течение, проповедующее неограниченную свободу личности.

Мекка всемирного анархизма, сумасбродства, греха, шалая и беспутная Ялта! (В. Акс.).

Энциклопедический словарь

АНАРХИ́ЗМ -а; м.

1. Общественно-политическое течение, отрицающее всякую государственную власть и организованную политическую борьбу, проповедующее неограниченную свободу личности.

2. Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-л. обязанностей.

* * *

анархи́зм (от греч. anarhía - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархии нашли отражение в теории и практике революционного народничества, деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-1907 и особенно в годы Гражданской войны. В 1960-1990-х гг. в ряде стран возникли малочисленные группы анархического толка.

* * *

АНАРХИЗМ - АНАРХИ́ЗМ (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер (см. ШТИРНЕР Макс), П. Прудон (см. ПРУДОН Пьер Жозеф), М.А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович), П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич). В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

Предтечи анархизма

Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической власти - лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.

Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 века Дж.Уинстэнли (см. УИНСТЭНЛИ Джерард). В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, получивших прозвище диггеров (см. ДИГГЕРЫ); они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям) «Исследование о политической справедливости» (1793; русский перевод 1958), заложившей основы современной традиции анархизма.

Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш), У.Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям) и Роберт Оуэн (см. ОУЭН Роберт). Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. (см. ШТИРНЕР Макс) Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека - это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.

Анархическая концепция Прудона

Долгое время термин «анархия» использовался как бранный для обозначения общественного хаоса. Первым термин «анархия» в положительном значении употребил французский публицист и социолог П.Ж. Прудон (см. ПРУДОН Пьер Жозеф) в работе «Что такое собственность?» (1840; русский перевод 1907). Особую известность Прудону принесла книга «Система экономических противоречий, или философия нищеты» (1846), поставившая его в ряд ведущих теоретиков социализма. Окончательно анархическая концепция Прудона сложилась в результате анализа опыта Французской революции 1848 года и была развита им в работе «Федеративный принцип» (1863). Несмотря на то, что сам Прудон отказывался считать себя основателем анархистского учения, М.А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович), П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) видели в нем своего предшественника. Основными элементами доктрины Прудона были мютюэлизм, федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм означал организацию общества на принципах равенства и взаимности. Считая, что «собственность есть кража», Прудон отвергал использование собственности для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение» - право рабочего или групп рабочих распоряжаться землей и орудиями труда, необходимыми в процессе производства, - как главное основание свободы.

В идеале ему рисовалось общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, где фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных банков. Централизованное государство Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных договорными отношениями; суд заменялся арбитражем; бюрократия - рабочим контролем, а академическое образование - общим образованием. Последователи Прудона не пользовались термином анархизм и предпочитали именовать себя мютюэлистами по названию тайной рабочей организации, действовавшей в Лионе в 1830-х годах, к которой принадлежал Прудон. В 1864 году группы мютюэлистов, соединившись с английскими трейд-юнионистами и европейскими социалистами, создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й)). Мютюэлисты первыми выступили в качестве оппозиции Карлу Марксу (см. МАРКС Карл) и его сторонникам в Интернационале, отстаивавшим тактику политической борьбы, захвата государственной власти и создания диктатуры пролетариата. Идеями Прудона руководствовалось движение анархо-синдикализма (см. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ).

Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина

Дальнейшее развитие теории анархизма связано с работами главного противника Маркса внутри Интернационала, М.А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович), испытавшего влияние Прудона и развившего идеологию анархо-коллективизма. Бакунин разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной собственности, причем каждый рабочий должен получать плату только за реально проделанную работу. Второе отличие Бакунина от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Прудон был убежден, что организации мютюэлистов возможно создавать внутри существующего общественного строя, что постепенно приведет к его трансформации без насильственной революции. Бакунин, утверждая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству свободного общества. В 1868 году бакунисты создали Альянс социалистической демократии, который вошел в состав Первого интернационала. Несмотря на то, что принципы индивидуализма и ненасилия (как основные в доктрине Прудона) продолжали развиваться периферийными течениями анархизма, бакунинские взгляды о необходимости коллективной собственности и насильственной революции доминировали в анархистском движении со времени Первого Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения во время гражданской войны в Испании (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39) (1936-1939).

Маркс и Энгельс в рамках Первого интернационала вели настойчивую борьбу против прудонизма и против против Бакунина и его последователей. В 1872 году Гаагский конгресс Первого интернационала исключил из своих рядов анархистских лидеров М. Бакунина и Д. Гильома. В том же году бакунисты создали Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878 года. В 1873 году Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Позднее анархисты были исключены и из Второго Интернационала (1891).

Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич), который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». В 1870-х годах Кропоткин испытал влияние французского географа и теоретика анархизма Элизе Реклю (см. РЕКЛЮ Жан Жак Элизе), ученика французского социалиста-утописта Ш. Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль). Идеал Кропоткина имеет сходство с «казарменным» социализмом, благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины.

Стремясь обосновать возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре - взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922).

Формы анархизма

Особая идеология ненасильственного анархизма, основанная на рационалистическом переосмыслении христианства, была разработана Л.Н. Толстым в его поздних романах и этических трактатах («Исповедь», 1879; «В чем моя вера», 1882; «Царство Божие внутри нас», 1899). Толстой полагал, что главное зло человеческой истории и существующего общественного строя заключено в насилии человека над человеком, приводящем к порабощению большинства меньшинством. Прогресс представлялся ему как преодоление всех форм насилия путем «непротивления», полного отказа от насильственной борьбы и сосредоточения человека на задачах личного нравственного усовершенствования. Толстой считал, что людям не дано знать, какое общественное устройство является наилучшим, но оно ни при каких обстоятельствах не может возникнуть в результате политической борьбы и революций, основанных на насилии, и лишь заменяющих одну форму рабства другой. Считая злом любое принуждение, Толстой приходил к безусловному отрицанию государства, упразднение которого должно совершиться путем ненасильственного уклонения каждого члена общества от всех государственных обязанностей (уплаты налогов, отбывания воинской повинности и т. п.) и участия в политической деятельности. Религиозные и социальные идеи Толстого существенно повлияли на идеологию национально-освободительных движений в Китае и особенно в Индии.

Движение анархизма не выработало универсальной тактики и форм организации массового движения. В различных странах складывались собственные варианты тактики анархизма. В 1876 году итальянский анархист Э. Малатеста выдвинул концепцию «пропаганды действием», признавая, что «бунтарские действия, направленные на утверждение социалистических принципов, являются наиболее эффективным средством пропаганды». Однако после провала нескольких крестьянских восстаний движение приняло форму индивидуальных террористических актов против высокопоставленных лиц, ставя своей целью продемонстрировать уязвимость государственных структур и подтолкнуть массовое восстание личным самопожертвованием. Жертвами анархистского террора стали президент Франции С. Карно (см. КАРНО Сади) (1894), австрийская императрица Елизавета (1898), король Италии Умберто I (1900), президент США У. Маккинли (см. МАККИНЛИ Уильям) (1901). Террористические действия анархистов не получили массовой поддержки, и после 1901 года политический террор применялся ими только в России и Испании, где были особенно остры политические и социальные конфликты. Однако в России доля идейных анархистов среди террористов была незначительна.

В 1890-х годах анархизм, преимущественно в его индивидуалистическом варианте, был воспринят многими представителями культурного авангарда, среди них были К. Писсаро (см. ПИССАРРО Камиль), Ж. Сера (см. СЕРА Жорж), П. Синьяк (см. СИНЬЯК Поль). Значительное влияние идей Кропоткина прослеживается в творчестве Оскара Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар), прямо объявившего себя анархистом в книге «Душа человека при социализме». Однако уже к середине 1890-х годов многими анархистами было замечено, что проповедь индивидуализма приводит к отчуждению анархистов от рабочих масс, которые предполагалось освобождать.

Индивидуалистические мотивы были сильны даже у последователей коллективистских доктрин анархизма, что на практике выражалось в нежелании анархистов создать крупные устойчивые организации, которые, на их взгляд, угрожали свободе действий и могли кристаллизоваться в постоянные институты с принудительными функциями. По этой причине, несмотря на собиравшиеся международные конгрессы, наиболее представительные из которых состоялись в Лондоне (1881) и в Амстердаме (1907), эффективной международной организации не было создано. Движения анархистов в отдельных странах развивались независимо, а их идеологическая солидарность поддерживалась только личными связями лидеров. Общенациональные федерации были слабы даже в странах с большим числом последователей анархизма, таких как Франция и Италия. Типичной формой анархистской организации оставались немногочисленные группы, кружки, занятые главным образом пропагандой, устройством школ и коммун и строившие жизнь своих членов на принципах анархизма. В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие анархистские лидеры (Г. Эрве, П.А. Кропоткин) заняли оборонческие позиции, противоречившие выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам.

Во Франции наибольшее влияние получили идеи анархо-синдикализма, восходящие к Прудону (см. ПРУДОН Пьер Жозеф). Их сторонники считали профсоюзы (синдикаты) высшей формой организации рабочих и основным рычагом их социального освобождения, требовали полного перехода средств производства в собственность синдикатов. Местные объединения синдикатов «биржи труда», первоначально созданные для поиска рабочих мест своим членам, в 1892 году объединились в национальную конфедерацию; с 1895 года лидирующее положение в ней заняли анархисты Ф. Пелотье и П. Дельсаль. Анархо-синдикалисты полагали, что синдикаты сыграют двойную роль - орудия борьбы с существующим строем и зачатками его административного устройства в будущем. Главным средством борьбы становились акции «прямого действия» - бойкот, саботаж, стачка. Предполагалось, что рабочие, получившие опыт в ходе «подготовительных стачек» (локальных или отраслевых), поднимутся на «всеобщую стачку», полностью разрушающую капиталистический строй и призванную сыграть роль социальной революции. Активность анархистов позволила им овладеть руководством в крупнейшем французском профсоюзном объединении «Всеобщей конфедерации труда», основанной в 1902 году, и удерживать контроль над ней до 1908 года, а позднее сохранить там значительное влияние.

Синдикализм оказался привлекательным для некоторых интеллектуалов. Наиболее заметным литературным произведением этого направления была книга Ж. Сореля (см. СОРЕЛЬ Жорж) «Размышления о насилии» (1908). Однако многие блюстители чистоты доктрины анархизма были смущены монолитностью организации синдикатов, которые, как они полагали, могут образовать мощные структуры интересов в послереволюционном обществе. Дебаты, развернувшиеся по этому вопросу на конгрессе в Амстердаме (1907) между молодым синдикалистом П. Монатте и анархистом Э. Малатеста, заложили основание двух течений позднейшего анархо-синдикализма. Синдикализм трансформировал анархизм из маргинального интеллектуального течения в движение с солидной массовой опорой, хотя большинство его участников были скорее попутчиками, чем убежденными анархистами. В 1922 году синдикалисты создали свой интернационал - Международную ассоциацию трудящихся. Вошедшие в это объединение анархистские синдикаты объединяли в Италии около 500 тысяч членов, Аргентине - 200 тысяч, Португалии - 150 тысяч, в Германии - 120 тысяч.

Анархизм в Испании

В Испании анархизм получил самое широкое распространение. Последователь Прудона Р. де Сагра основал первый анархистский журнал «Вперед» в 1845 году, однако он просуществовал недолго, и более долговременным в Испании оказалось влияние идей Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович). Его ученик итальянец Дж. Фанелли учредил отделение Интернационала в Барселоне (1868), а к 1873 году эта организация насчитывала до 60 тысяч членов. Главной социальной базой анархизма стали фабричные рабочие Барселоны и других городов Каталонии и разорявшиеся крестьяне Андалузии. Пример французской Всеобщей конфедерации труда вдохновил рабочих Барселоны на создание синдикалистской организации «Рабочая солидарность» (1907), возглавившей всеобщую стачку в Каталонии (1909), когда правительство попыталось мобилизовать каталонских резервистов для подавления восстания рифов в Марокко. Последовавшая за тем «Трагическая неделя» массового стихийного насилия, в ходе которого было убито несколько сот человек и разгромлено около десятка монастырей, закончилась репрессиями правительства. Пытки анархистов и особенно казнь пропагандиста свободного образования Ф. Феррера вызвали протесты во всем мире, в результате правительство было вынуждено уйти в отставку.

Эти события привели к созданию на конгрессе в Севилье (1910) Национальной конфедерации труда (НКТ), которая включала большинство испанских организованных рабочих. Ведущую роль в ней играли умеренные анархисты. Радикальное течение анархистов создало в 1927 году собственную организацию - Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). Политическая ситуация в Испании привела к тому, что решающее влияние приобрели крайние радикалы - Г. Оливер и Б. Дуррути. НКТ являлась образцом анархистского антибюрократизма и децентрализации; основным элементом организации были не национальные профсоюзы, а местные синдикаты, объединявшие рабочих всех профессий данного района. Центральный комитет избирался ежегодно из иного региона, тем самым никакое лицо не могло находиться во главе организации более одного срока, а каждый из его членов мог быть в любой момент отозван избирателями. Эта огромная организация, насчитывавшая около 700 тысяч членов в 1919 году и более 2 млн. человек в середине 1930-х годов, имела только одного платного работника - секретаря. Повседневная работа выполнялась активистами на общественных началах. НКТ и ФАИ, остававшиеся тайными организациями в период диктатуры М. Примо де Риверы (см. ПРИМО ДЕ РИВЕРА, маркиз де Эстелья Мигель), вышли из подполья после отречения короля Альфонса XIII (см. АЛЬФОНС XIII) (1931).

В начальный период Гражданской войны в Испании анархисты контролировали практически всю Восточную Испанию, где они, воспользовавшись кризисом власти, попытались провести социальную революцию. Заводы, фабрики и железные дороги Каталонии перешли в собственность рабочих, в Андалузии крестьяне устраивали коммуны по образцу, описанному Кропоткиным (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич). Деньги были отменены, вся продукция обменивалась в пользу коммуны в целом, а каждая семья получала равную долю продуктов и др. предметов первой необходимости. Нравы в них были спартанские, во многих было запрещено курение и даже употребление кофе. Анархисты Испании потерпели поражение в Гражданской войне. Обладая опытом борьбы в стихийных уличных столкновениях, они, однако, были лишены дисциплины, необходимой для ведения регулярных военных действий. По боевым качествам колонны анархистов уступали интербригадам их противников - коммунистов. В декабре 1936 года четыре ведущих анархиста вошли в правительство Ф. Кабальеро, скомпрометировав сам принцип отрицания государства. Анархисты оказались неспособны противостоять левому тоталитаризму коммунистов, которые были лучше организованы. В мае 1937 года в Барселоне произошли вооруженные столкновения анархистов с коммунистами. К январю 1939 года анархисты утратили прежнее влияние и не смогли организовать сопротивления войскам Франко (см. ФРАНКО БААМОНДЕ Франсиско). ФАИ и НКТ практически прекратили свое существование, а их руководство оказалось в изгнании.

Анархизм в России

В России анархизм получил распространение в 1840-х годах в небольших кружках разночинной интеллигенции и студенчества, воспринявших идеи М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс). В 1870-х годах в результате пропаганды идей Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович) анархизм стал ведущей идеологией революционного народничества, течения, видевшего в русской крестьянской общине готовый элемент будущего социалистического порядка. После кризиса народничества в 1880-х годах идеология анархизма стала достоянием маргинальных кружков и групп, действовавших за границей, главным образом в Женеве. В 1903 году анархистские организации появились в Белостоке, Нежине, Одессе. В период Первой русской революции (1905-1907) организации анархистов возникли почти во всех крупных городах, но их влияние оставалось незначительным ввиду того, что движение распадалось на многочисленные течения, расходившиеся в программных и тактических вопросах.

Наиболее многочисленны были группы анархистов-коммунистов, последователей Кропоткина - «хлебовольцев» (по названию одноименного журнала), создававших земледельческие коммуны и отрицавших террор. Менее влиятельны были группы анархистов-индивидуалистов - последователей анархизма А. Борового, утверждавшего в книге «Общественные идеалы современного человечества» (1906) допустимость частной собственности, как единственной гарантии свободы личности. В 1905 году возникла группа «Безначалие», идеологи которой С.М. Романов и Н.В. Дивногорский считали террор и экспроприации главным средством борьбы, а социальную базу движения видели в деклассированных и люмпенизированных слоях «босяков». С началом в 1905 году массового профсоюзного движения возникло и движение анархо-синдикалистов во главе с Я.И. Новомирским и Б.Н. Кричевским. Большинство анархистских организаций было разгромлено в ходе правительственных репрессий после 1907 года и вновь активизировало свою деятельность только после февраля 1917 года, когда им удалось создать более широкие «федерации» и образовать собственные фракции в ряде Советов (наиболее влиятельная из них была в Кронштадте).

Октябрьская революция была воспринята большинством анархистов как «восстановление государственного гнета». В 1919 году ими была образована «Всероссийская организация анархистов подполья», предпринявшая ряд террористических актов. Самым значительным выступлением, в котором анархисты играли руководящую роль, было крестьянское повстанческое движение на Украине (1918-1921) во главе с Н.И. Махно (см. МАХНО Нестор Иванович). Движение под лозунгами «безвластного государства» и «вольных советов» было направлено как против «белых», так и «красных», но махновцы вступали с большевиками в тактические временные соглашения. После поражения и эмиграции Махно (1921) последние очаги движения были подавлены, а к концу 1920-х годов все организации анархистов в России были ликвидированы карательными органами.

Анархизм в мире

В США собственная традиция ненасильственного анархизма разрабатывалась в сочинениях Г.Д. Торо (см. ТОРО Генри Дэвид), Дж. Уоррена и Б. Такера (издателя журнала «Liberty», выходившего в 1881-1908). Однако главной опорой анархизма в США были эмигранты. После того как в 1901 году президент Маккинли (см. МАККИНЛИ Уильям) был убит польским анархистом, Конгресс в 1903 году принял закон, запретивший деятельность анархистов в стране, некоторые были депортированы. Вместе с тем анархо-синдикалистам удалось возглавить созданную в 1905 году профсоюзную организацию «Индустриальные рабочие мира», однако вскоре после окончания Первой мировой войны движение было окончательно подавлено.

В других странах воздействие Октябрьской революции (1917) привело к тому, что большая часть масс, ранее бывшая опорой анархистов, оказалась под влиянием коммунистических партий. Анархистское движение в Италии было разгромлено фашистским правительством Б. Муссолини (см. МУССОЛИНИ Бенито) в 1920-х годах. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х годах. В Латинской Америке заметное анархистское течение сложилось в ходе Мексиканской революции (см. МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны (1904-1905), были окончательно разгромлены в 1935 году, когда анархисты были обвинены в подготовке военного переворота. В Индии Махатма Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд), испытавший влияние идей Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) и Кропоткина (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич), разрабатывал стратегию национально-освободительного движения на основе ненасильственного гражданского неповиновения и планы построения децентрализованного общества, состоящего из автономных сельских общин.

К конце 1930-х годов анархизм как массовое движение в мире перестал существовать. Оставшиеся анархистские группы и федерации носили маргинальный характер. Влияние идей анархизма оставалось заметным в таких областях общественной жизни, как движение за гражданские права и экологическое движение. В 1970-1980-х годах методы ведения политической борьбы из арсенала анархистов использовались левоэкстремистскими группами («Фракция Красной Армии (см. КРАСНОЙ АРМИИ ФРАКЦИЯ)», «Красные бригады (см. КРАСНЫЕ БРИГАДЫ)»), которые некоторое время проповедовали «безмотивный» террор. На рубеже 20-21 вв. «безмотивный террор» стал применяться террористами, чья идеология далека от анархизма (интифада, взрывы в Москве в 1999 и в Нью-Йорке 11 сентября 2001).

Большой энциклопедический словарь

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia - безвластие) - общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Академический словарь

-а, м.

Враждебное марксизму мелкобуржуазное течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть (в том числе и диктатуру пролетариата), организованную политическую борьбу рабочего класса.

Гуманитарный словарь

АНАРХИ́ЗМ (от греч. αναρχια - безначалие, безвластие) - идейно-полит. течение, осн. на доктрине отрицания всякой гос. полит. власти, рассматриваемой как источник всех соц. зол, и провозглашении абс. свободы личности. А. возник в Европе в сер. 19 в. Термин А. введен в 1841 одним из его основоположников П. Ж. Прудоном. В числе крупнейших идеологов мирового А. - рус. мыслители М. А. Бакунин (1814-76) и П. А. Кропоткин (1842-1921). Символом рев. бунта стала фигура М. А. Бакунина, к-рый апеллировал к крестьянам и люмпенам, считая их силой, способной разрушить государственность в России. Под влиянием бакунинского А. сотни молодых народников, предприняв героич. "хождение в народ", в 1874 пытались вызвать крест. выступления. М. А. Бакунин вел острую полемику с К. Марксом, сотрясавшую весь I Интернационал. Он пророчески предсказал, что марксистская "диктатура пролетариата" неминуемо будет представлять собой власть правящей гр., опирающуюся на громоздкую бюрократич. систему. Взамен анархисты предлагали сразу после рев-ции уничтожить полит. власть, создав "естественное об-во" в виде саморегулирующегося объединения свободных личностей, союза вольных общин. Применительно к России это означало высокую оценку социалистич. потенциала крест-ва, крест. общины. А. отрицали парламентаризм, участие в цивилизов. полит. борьбе. После провала "хождения в народ" влияние А. в России постепенно ослабевает. Новый подъем, связ. с именем П. А. Кропоткина, пришелся только на нач. 20 в. Если теоретики А. сер. 19 в. считали необходимым сохранение мелкой частной собственности, то П. А. Кропоткин предложил идею безвластного об-ва, основ. на обществ. собственности, причем не только на средства произ-ва, но и на предметы потребления, "распределяемые по потребностям" (анархо-коммунизм). В период 1-й рус. рев-ции число анархистов резко увеличилось. В 1905 анархистские группы существовали в 42, в 1906 - в 73 пунктах России. Однако объединиться анархисты не смогли, оставаясь аморфным полит. течением. Парт. дисциплина отвергалась принципиально, как противоречащая свободе личности, а в обл. тактики анархисты колебались от "безмотивного террора" и многочисл. экспроприации крайних группировок до "непротивления злу насилием" христ. анархистов, последователей Л. Н. Толстого. В 1906-07 усиливаются позиции анархо-синдикалистов, теория к-рых предусматривала создание об-ва, руководимого ассоциациями производителей, профсоюзами (синдикатами). После поражения рев-ции 1905-07 А., как и все рев. движение, испытал глубокий кризис, теряя сторонников и фактически сойдя с полит. сцены. Оживление началось к 1917. В период от Февр. к Окт. влияние А. нарастает. Анархистские группы предпринимали все более настойчивые атаки на Врем. пр-во, усиливая хаос в стране. Многие анархисты приняли участие в Окт. рев-ции. Весьма колоритной фигурой предстает А. Г. Железняков - командир отряда матросов, осуществивший по приказу большевиков разгон Учредит. собрания. Как большевики, так и анархисты видели свой конечный идеал в бесклас. коммунистич. об-ве. Их пути к нему были, однако, различны, что вело к дальнейшему размежеванию. В годы гражд. войны центром А. стала Украина. Движение под рук-вом Н. И. Махно, родившееся летом 1918 как повстанческое против австро-нем. оккупации, затем в союзе с большевиками действовало против деникинской армии. В то же время Махно подчеркивал свою независимость, часто вступал с большевиками в конфликты. Во время Кронштадтского мятежа анархисты пытались оказать ему поддержку в Петрограде и Москве. Это была последняя серьезная атака А. на большевистскую диктатуру. Деят-ность анархистов-практиков часто далеко отстояла от идеалов теоретиков. Попытка, насильств. путем уничтожив рос. гос-во, установить об-во свободы, оказалась утопией, на алтарь к-рой были принесены многочисл. жертвы.

Лит.: Кропоткин П. А. Собр. соч. М., 1918. Т. 1-2; Бакунин М. А. Собр. соч. и писем. М., 1934-35. Т. 1-4.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНАРХИЗМ (от греческого anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов и групп. Средство достижения этих целей - "прямое действие" (стачка, различные формы насилия, вплоть до террора, и др.). Анархизм сложился в 40 - 70-е гг. 19 в. в Западной Европе. Главные идеологи - М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Словарь народов и культуры

Анархизм

(anarchism), течение, представители к-рого выступают за уничтожение всякой гос. власти в рез-те стихийного бунта с последующей волюнтаристской орг-цией об-ва. Гос-во, с т.зр. анархистов, - это паразитический организм, позволяющий небольшому привилегированному классу эксплуатировать остальную часть об-ва. В процессе уничтожения гос-ва - что большинство анархистов связывает с рев. борьбой - создаются органы, руководствующиеся волюнтаристскими методами и призванные сохранять порядок, а также координировать произ-во. Воззрения идеологов анархизма на форму будущего об-ва значительно варьируются: от эконом, индивидуализма амер. анархиста Бенджамена Такера (Вместо Библии, 1893) до коммунизма рус. эмигранта Петра Кропоткина (Завоевание хлеба, 1906). В 19 в. такие представители А., как Михаил Бакунин (1814-76), сыграли значит, роль в радикализации европ. раб. движения. Наибольшее распространение А. получил в нач. Гражданской войны в Испании (1936-39), когда мн. р-ны перешли под контроль анархистов, но впоследствии потерял влияние.

Орфографический словарь

анархи́зм, -а

Формы слов для слова анархизм

анархи́зм, анархи́змы, анархи́зма, анархи́змов, анархи́зму, анархи́змам, анархи́змом, анархи́змами, анархи́зме, анархи́змах

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́зм/.

Грамматический словарь

анархи́зм м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИЗМ а, м. anarchisme m. <гр. anarchia безначалие. Общественно-политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу. БАС-1. Крысин 1998. Анархизм как цельная теория существует с 19 века, но претерпел у нас достаточную трансформацию. Огонек 1991 № 10. Мы куклы, с нитками к несложным механизмам... Пищим: "Да здравствует!" - под трезвою рукой, А дернет человек с дешевым анархизмом - Орем "Долой!". 1917. Звезда 2003 8 17. - Лекс. Гранат: анархизм; Уш. 1935: анархи/зм.

Словарь иностранных слов

АНАРХИЗМ (греч.). Утопическая теория общественного строя, исключающего всякую государственность, какую бы то ни было правительственную власть, законы и даже заработную плату. До сих пор, практически, нигде и никогда не была осуществлена.

Сканворды для слова анархизм

- Течение, отрицающее государственную власть.

Полезные сервисы

анархизмо-синдикализм

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИЗМО-СИНДИКАЛИЗМ См. Анархо-синдикализм.

Полезные сервисы

анархист

Толковый словарь

I м.

Приверженец анархизма [анархизм I].

II м.

Тот, кто склонен к анархизму [анархизм II].

Толковый словарь Ушакова

АНАРХИ́СТ, анархиста, муж.

1. Сторонник анархизма, член анархистской организации (полит.).

2. Человек, не подчиняющийся власти, авторитету, своевольный (разг.).

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́СТ, -а, муж. Сторонник анархизма, член анархической организации.

| жен. анархистка, -и.

| прил. анархистский, -ая, -ое.

Словарь существительных

АНАРХИ́СТ, -а. м

Сторонник анархизма - общественно-политического течения, отрицающего всякую государственную власть и организованную политическую борьбу, проповедующего неограниченную свободу личности; член анархической организации.

// ж анархи́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.

Когда Колюша возвращался с Юго-Западного фронта, на каком-то разъезде попал он в плен к банде анархистов. (Гран.).

Энциклопедический словарь

АНАРХИ́СТ -а; м.

1. Сторонник анархизма (1 зн.).

2. О том, кто склонен к анархизму (2 зн.).

Анархи́стка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Анархи́стский, -ая, -ое. А-ая организация. А-ие взгляды. А-ое влияние.

Академический словарь

-а, м.

Сторонник анархизма.

Словарь сленга

Преступник, работающий в одиночку

Орфографический словарь

анархи́ст, -а

Формы слов для слова анархист

анархи́ст, анархи́сты, анархи́ста, анархи́стов, анархи́сту, анархи́стам, анархи́стом, анархи́стами, анархи́сте, анархи́стах

Синонимы к слову анархист

сущ., кол-во синонимов: 1

петролейщик

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́ст/.

Грамматический словарь

анархи́ст мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИСТ -а м. anarchiste m.

1. Сторонник анархизма. БАС-2. В блокаде примут участие и анархисты страны, выступающие за охрану природы. МК 31. 5. 1990. Как только сами они становились меньшинством, происходила немедленная перемена декораций. Ленинцы переставали уважать волю большинства и вели себя как самые заправские анархисты. Г. В. Плеханов. // От первого лица 1992 25. В блокаде примут участие и анархисты страны, выступающие за охрану природы. МК 31. 5. 1990. Тут были трапезундские солдаты .. просто беженцы и анархисты всех оттенков: анархисты-коммунисты, анархисты-террористы, анархисты-индивидуалисты, анархисты-практики. 1918. Волошин Путник 149.

2. разг. Тот, кто склонен к анархизму. БАС-2.- Вы русские, или совершеннейшие рабы царские, или - passez-moi le mot - анархисты. А из этого следует то, что вы еще долго не будете свободными. Герц. Былое. Характеризуя себя анархистом и романтиком (одним из своих героев считал Махно), Зверев не раз признавался в нелюбви к власти любой. Иск. 1991 № 9. // Скляревская 1998. || Опасный преступник, не признающий воровских законов, действующий в одиночку. Сл. жарг. 1991. - Лекс. САН 1847: анархи/ст.

Словарь иностранных слов

АНАРХИСТ (от греч. anarchia - безначалие). Приверженец анархии.

Сканворды для слова анархист

- Приверженец «матери порядка».

- И Бакунин, и Кропоткин.

- Политическое кредо махновца.

Полезные сервисы

анархиствующий

Орфографический словарь

анархи́ствующий

Формы слов для слова анархиствующий

анархи́ствующий, анархи́ствующая, анархи́ствующее, анархи́ствующие, анархи́ствующего, анархи́ствующей, анархи́ствующих, анархи́ствующему, анархи́ствующим, анархи́ствующую, анархи́ствующею, анархи́ствующими, анархи́ствующем, анархи́ствующ, анархи́ствующа, анархи́ствующе, анархи́ствующи, поанархи́ствующее, поанархи́ствующей

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́ст/в/у/ющ/ий.

Грамматический словарь

анархи́ствующий п 4a

Полезные сервисы

анархистический

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИСТИЧЕСКИЙ един. Не видел ли во всем этом великое противоречие (об анархистическом коммунизме)? 3. 8. 1906. Римский-Корсаков - Ястребцеву. // ДН 2004 2 156.

Полезные сервисы

анархистка

Толковый словарь

I ж.

жен. к сущ. анархист I

II ж.

жен. к сущ. анархист II

Толковый словарь Ушакова

АНАРХИ́СТКА, анархистки. женск. к анархист.

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́СТ, -а, м. Сторонник анархизма, член анархической организации.

Академический словарь

-и, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж.

женск. к анархист.

Орфографический словарь

анархи́стка, -и, род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова анархистка

анархи́стка, анархи́стки, анархи́сток, анархи́стке, анархи́сткам, анархи́стку, анархи́сткой, анархи́сткою, анархи́стками, анархи́стках

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́ст/к/а.

Грамматический словарь

анархи́стка жо 3*a

Сканворды для слова анархистка

- Не подчиняющаяся власти женщина (разг.).

- Дама, призывающая к общественному строю без правителей.

Полезные сервисы

анархистский

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. анархизм I, анархист I, связанный с ними

2. Свойственный анархизму [анархизм I], характерный для него.

3. Принадлежащий анархистам [анархист I].

II прил.

1. соотн. с сущ. анархизм II, анархист II, связанный с ними

2. Свойственный анархизму [анархизм II], характерный для него.

3. Принадлежащий анархистам [анархист II].

Толковый словарь Ушакова

АНАРХИ́СТСКИЙ, анархистская, анархистское. прил. к анархист.

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́СТ, -а, м. Сторонник анархизма, член анархической организации.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к анархист.

Анархистская организация.

||

Свойственный анархисту.

Анархистские взгляды.

Орфографический словарь

анархи́стский

Формы слов для слова анархистский

анархи́стский, анархи́стская, анархи́стское, анархи́стские, анархи́стского, анархи́стской, анархи́стских, анархи́стскому, анархи́стским, анархи́стскую, анархи́стскою, анархи́стскими, анархи́стском, анархи́стск, анархи́стска, анархи́стско, анархи́стски

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́ст/ск/ий.

Грамматический словарь

анархи́стский п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИСТСКИЙ ая, ое. anarchiste adj. Отн. к анархисту, анархистам в 1-ом знач. БАС-2. Печатный станок Гуттенберга долго красневший от произведений обскурантной и пресмыкающейся прессы, теперь застонал и закрехтел <так> от объятий прессы шантажной и анархистской. Набл. 1894 12 2 33. Анархистские организации. // Скляревская 1998. Анархистствовать. устар. Анархиствующие жоржики в нашей среде не водились. Пантелеев Полвека 9. - Лекс. СИС 1937: анархи/стский.

Полезные сервисы

анархистско-сектантский

Слитно. Раздельно. Через дефис

анархи/стско-секта/нтский

Полезные сервисы

анархически

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят.

1. В соответствии с законами и принципами анархизма как общественно-политического течения, проповедующего неограниченную свободу и отрицающего необходимость государственной или любой иной власти.

2. Так, как характерно для анархистов.

II нареч. качеств.-обстоят.

Так, как характерно для тех, кто склонен к отказу от соблюдения принятых в обществе норм поведения или от выполнения каких-либо обязанностей.

Полезные сервисы

анархически настроенный

Слитно. Раздельно. Через дефис

анархи/чески настро/енный

Полезные сервисы

анархически-бунтарский

Слитно. Раздельно. Через дефис

анархи/чески-бунта/рский

Полезные сервисы

анархический

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. анархизм I, анархист I, связанный с ними

2. Свойственный анархизму [анархизм I], характерный для него.

II прил.

1. соотн. с сущ. анархизм II, анархист II, связанный с ними

2. Свойственный анархизму [анархизм II], характерный для него.

Толковый словарь Ушакова

АНАРХИ́ЧЕСКИЙ, анархическая, анархическое; в качестве кратк. употр. анархичен, анархична, анархично. прил. к анархизм и к анархия.

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. анархизм и анархия.

2. То же, что анархичный. Анархически (нареч.) настроенные группировки.

Энциклопедический словарь

АНАРХИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1. к Анархи́зм и Ана́рхия. А-ое течение. А-ие идеи, лозунги.

2. = Анархи́стский. Совершить а. поступок.

Анархи́чески, нареч. (2 зн.).

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к анархизм, к анархия.

Анархическое течение.

Орфографический словарь

анархи́ческий

Формы слов для слова анархический

анархи́ческий, анархи́ческая, анархи́ческое, анархи́ческие, анархи́ческого, анархи́ческой, анархи́ческих, анархи́ческому, анархи́ческим, анархи́ческую, анархи́ческою, анархи́ческими, анархи́ческом, анархи́ческ, анархи́ческа, анархи́ческо, анархи́чески

Синонимы к слову анархический

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́ческ/ий.

Грамматический словарь

анархи́ческий п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИЧЕСКИЙ ая, ое. anarchique adj.

1. Связаный с анархизмом. БАС-2. Как изобретать средину между излишествами могущества Деспотическаго (самопреобладающаго), и бесчиниями Анархическими (не имеющими Начальствующаго). Тред. Тилем. 1 XXXIII. Воспитывать в духе анархическом. Письма масонов 23. Находя с некоторого времени наклонность Гамбурсгского правления к правилам анархическим и приверженность к правлению французских похитителей власти, повелеваем находящиеся в портах наших все торговые корабли принадлежащие Гамбургским жителям арестовать. 1799. Павел I. // АВ 11 279.

2. Отн. к анархизму (во 2 знач.; свойственный анархисту, анархистам) во 2 знач. БАС-2.

- Лекс. Нордстет 1780: ана/рхический; Гейм 1799: анархи/ческий; БАС-1 1948: анархи/чески.

Словарь иностранных слов

АНАРХИЧЕСКИЙ (см. след. слово). Безначальный, не признающий существующего закона.

Полезные сервисы

анархический // анархичный

Паронимы

АНАРХИЧЕСКИЙ // АНАРХИЧНЫЙ

АНАРХИЧЕСКИЙ. Относящийся к анархизму, к анархии, свойственный анархизму, анархии. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)

Анархическ|ий: ~ий способ производства, процесс; ~ая теория; ~ое учение, движение; ~ие интересы; ~ий план, смысл.

• Основой анархического мировоззрения является буржуазный индивидуализм и субъективизм. СИЭ.

АНАРХИЧНЫЙ. Содержащий элементы анархичности, склонный к анархии, беспорядочный.

Анархичн|ый: ~ые мысли, действия, поступки, выкрики.

• Его поступки анархичны.

Сравните: анархические действия — действия, свойственные анархизму, анархии; анархичные действия — беспорядочные действия.

Полезные сервисы

анархическо-антиглобалистский

Слитно. Раздельно. Через дефис

анархи/ческо-антиглобали/стский

Полезные сервисы

анархично

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят. разг.

Так, как характерно для тех, кто склонен к отказу от соблюдения принятых в обществе норм поведения или от выполнения каких-либо обязанностей, анархически II.

II предик. разг.

Оценочная характеристика действий, поступков как характерных для тех, кто склонен к отказу от соблюдения принятых в обществе норм поведения или от выполнения каких-либо обязанностей.

Полезные сервисы

анархичность

Толковый словарь

I ж.

отвлеч. сущ. по прил. анархичный I 2.

II ж.

отвлеч. сущ. по прил. анархичный II 2.

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Склонный к анархии.

Академический словарь

-и, ж.

Свойство по знач. прил. анархичный.

Орфографический словарь

анархи́чность, -и

Формы слов для слова анархичность

анархи́чность, анархи́чности, анархи́чностей, анархи́чностям, анархи́чностью, анархи́чностями, анархи́чностях

Синонимы к слову анархичность

сумбурность, стихийность, беспорядочность, беспорядок

Грамматический словарь

анархи́чность ж 8a

Словарь галлицизмов русского языка

АНАРХИЧНОСТЬ и, ж. anarchique adj. Свойство по знач. прил. анархичный. БАС-2. Чем ближе мы подходим к полному военному подавлению буржуазии, тем опаснее становится для нас стихия мелкобуржуазной анархичности. Ленин 36 196-197. - Лекс. БАС-1 1948: анархи/чность.

Сканворды для слова анархичность

- Сумбурность, стихийность.

Полезные сервисы

анархичный

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. анархия I, связанный с ним

2. Склонный к анархии [анархия I].

II прил.

1. соотн. с сущ. анархия II, связанный с ним

2. Лишённый порядка; неорганизованный.

Толковый словарь Ожегова

АНАРХИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Склонный к анархии.

| сущ. анархичность, -и, жен.

Энциклопедический словарь

АНАРХИ́ЧНЫЙ -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Склонный к анархии.

Анархи́чность, -и; ж.

Академический словарь

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

Склонный к анархии.

Орфографический словарь

анархи́чный; кратк. форма -чен, -чна

Формы слов для слова анархичный

анархи́чный, анархи́чная, анархи́чное, анархи́чные, анархи́чного, анархи́чной, анархи́чных, анархи́чному, анархи́чным, анархи́чную, анархи́чною, анархи́чными, анархи́чном, анархи́чен, анархи́чна, анархи́чно, анархи́чны, анархи́чнее, поанархи́чнее, анархи́чней, поанархи́чней

Синонимы к слову анархичный

хаотический, беспорядочный, хаотичный, сумбурный, анархический, неупорядоченный, бессистемный, своевольный, недисциплинированный

Морфемно-орфографический словарь

анарх/и́чн/ый.

Новый словарь иностранных слов

анархи́чный

- склонный к анархии, недисциплинированный; беспорядочный, хаотичный.

Полезные сервисы