Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ранне.

Слитно. Раздельно. Через дефис

ранне... - первая часть сложных слов, пишется слитно

Полезные сервисы

ранне..

Толковый словарь Ожегова

Первая часть сложных слов со знач.: 1) ранний (в 1 знач.), напр. ранневизантийский, раннеземледельческий, раннекапиталистический, раннерабовладельческий, раннезимний, ранневесенний, раннелетний, раннеосенний; 2) ранний (во 2 знач.), напр. раннеспелый (сорт), раннеспелость, раннецветущий.

Полезные сервисы

раннеальпийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеальпи/йский

Полезные сервисы

раннеарабский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеара/бский

Полезные сервисы

раннебуржуазный

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннебуржуа/зный

Полезные сервисы

ранневесенний

Слитно. Раздельно. Через дефис

ранневесе/нний

Орфографический словарь

ранневесе́нний

Синонимы к слову ранневесенний

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/весе́н/н/ий.

Полезные сервисы

ранневизантийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

ранневизанти/йский

Орфографический словарь

ранневизанти́йский

Синонимы к слову ранневизантийский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннего гостя не бойся

Пословицы и поговорки Даль

Ранний гость - до обеда. Раннего гостя не бойся.

См. ГОСТЬ - ХЛЕБОСОЛЬСТВО

Полезные сервисы

раннегуманистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннегуманисти/ческий

Полезные сервисы

раннедевонский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннедево/нский

Полезные сервисы

раннедокембрийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннедокембри/йский

Полезные сервисы

раннее

Толковый словарь Ожегова

РАННЕ... Первая часть сложных слов со знач.: 1) ранний (в 1 знач.), напр. ранневизантийский, раннеземледельческий, раннекапиталистический, раннерабовладельческий, раннезимний, ранневесенний, раннелетний, раннеосенний; 2) ранний (во 2 знач.), напр. раннеспелый (сорт), раннеспелость, раннецветущий.

Полезные сервисы

раннее время

Синонимы к слову раннее время

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннее зажигание

Практический толковый словарь

авто "раннее зажигание" - неправильно установлен угол начального опережения зажигания или неправильно работают системы коррекции угла опережения зажигания, центробежный регулятор и вакуумный

Полезные сервисы

раннее яровое сей, как вода сольет; позднее, как цвет калины в кругу будет

Пословицы и поговорки Даль

Раннее яровое сей, как вода сольет; позднее, как цвет калины в кругу будет.

См. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Полезные сервисы

раннежелезный

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннежеле/зный

Полезные сервисы

раннеземледельческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеземледе/льческий

Синонимы к слову раннеземледельческий

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннезимний

Энциклопедический словарь

РАННЕЗИ́МНИЙ -яя, -ее. Происходящий в начале зимы; завершающийся к началу зимы.

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннези/мний

Синонимы к слову раннезимний

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннекаменноугольный

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннекаменноуго/льный

Орфографический словарь

раннекаменноу́гольный

Синонимы к слову раннекаменноугольный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннекапиталистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннекапиталисти/ческий

Синонимы к слову раннекапиталистический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннекембрийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннекембри/йский

Орфографический словарь

раннекембри́йский

Синонимы к слову раннекембрийский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннекиммерийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннекиммери/йский

Полезные сервисы

раннеклассовый

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннекла/ссовый

Полезные сервисы

раннелетний

Синонимы к слову раннелетний

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннемезозойский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннемезозо/йский

Полезные сервисы

раннемезолитический

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннемезолити/ческий

Полезные сервисы

раннемеловой

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннемелово/й

Орфографический словарь

раннемелово́й

Синонимы к слову раннемеловой

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннемолочный

Синонимы к слову раннемолочный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннемосковский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннемоско/вский

Полезные сервисы

раннемусульманский

Синонимы к слову раннемусульманский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннеордовикский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеордови/кский

Полезные сервисы

раннеосенний

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеосе/нний

Орфографический словарь

раннеосе́нний

Синонимы к слову раннеосенний

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/осе́н/н/ий.

Полезные сервисы

раннепалеозойский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннепалеозо/йский

Полезные сервисы

раннепротерозойский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннепротерозо/йский

Полезные сервисы

раннерабовладельческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннерабовладе/льческий

Полезные сервисы

раннеренессансный

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеренесса/нсный

Полезные сервисы

раннереспубликанский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннереспублика/нский

Полезные сервисы

раннероссийский

Синонимы к слову раннероссийский

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

раннескифский

Орфографический словарь

раннески́фский

Синонимы к слову раннескифский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннеславянский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеславя/нский

Орфографический словарь

раннеславя́нский

Синонимы к слову раннеславянский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннеспелость

Орфографический словарь

раннеспе́лость, -и

Формы слов для слова раннеспелость

ра́ннеспе́лость, ра́ннеспе́лости, ра́ннеспе́лостей, ра́ннеспе́лостям, ра́ннеспе́лостью, ра́ннеспе́лостями, ра́ннеспе́лостях

Полезные сервисы

раннеспелый

Энциклопедический словарь

РАННЕСПЕ́ЛЫЙ -ая, -ое; -спе́л, -а, -о. Вызревающий, поспевающий рано, в короткий срок (об овощах, фруктах). Р-ые сорта картофеля, яблок.

Орфографический словарь

раннеспе́лый

Формы слов для слова раннеспелый

ра́ннеспе́лый, ра́ннеспе́лая, ра́ннеспе́лое, ра́ннеспе́лые, ра́ннеспе́лого, ра́ннеспе́лой, ра́ннеспе́лых, ра́ннеспе́лому, ра́ннеспе́лым, ра́ннеспе́лую, ра́ннеспе́лою, ра́ннеспе́лыми, ра́ннеспе́лом, ра́ннеспе́л, ра́ннеспе́ла, ра́ннеспе́ло, ра́ннеспе́лы, ра́ннеспе́лее, пора́ннеспе́лее, ра́ннеспе́лей, пора́ннеспе́лей

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/спе́/л/ый.

Полезные сервисы

раннесредневековый

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннесредневеко/вый

Орфографический словарь

раннесредневеко́вый

Синонимы к слову раннесредневековый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннесреднемезозойский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннесреднемезозо/йский

Полезные сервисы

раннесреднеюрский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннесреднею/рский

Полезные сервисы

раннет (rannet) эгон

Большой энциклопедический словарь

РАННЕТ (Rannet) Эгон (Эуген) (1911-83) - эстонский писатель. Остроконфликтные пьесы о проблемах нравственности в современном обществе: "Блудный сын" (1958), "Криминальное танго" (1968); сюжет пьесы "Совесть" (1956) о колхозной жизни использован в его романе "Камни и хлеб" (кн. 1, 1972).

Полезные сервисы

раннет (rannet) эгон (эуген)

Большой энциклопедический словарь

Ра́ннет (Rannet) Эгон (Эуген) (1911—1983), эстонский писатель. Остроконфликтные пьесы о проблемах нравственности в современном обществе: «Блудный сын» (1958), «Криминальное танго» (1968); сюжет пьесы «Совесть» (1956) о колхозной жизни использован в его романе «Камни и хлеб» (кн. 1, 1972).

Полезные сервисы

раннет эгон

Энциклопедический словарь

РАННЕТ Эгон - РА́ННЕТ (Rannet) Эгон (Эуген) (1911-83), эстонский писатель. Остроконфликтные пьесы о проблемах нравственности в современном обществе: «Блудный сын» (1958), «Криминальное танго» (1968); сюжет пьесы «Совесть» (1956) о колхозной жизни использован в его романе «Камни и хлеб» (кн. 1, 1972).

Полезные сервисы

раннет эгон (эуген)

Энциклопедический словарь

Ра́ннет Эгон (Эуген) (Rannet) (1911-1983), эстонский писатель. Остроконфликтные пьесы о проблемах нравственности в современном обществе: «Блудный сын» (1958), «Криминальное танго» (1968); сюжет пьесы «Совесть» (1956) о колхозной жизни использован в романе «Камни и хлеб» (кн. 1, 1972).

Полезные сервисы

раннетретичный

Синонимы к слову раннетретичный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

раннефеодальный

Энциклопедический словарь

РАННЕФЕОДА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. Относящийся к раннему феодализму. Р-ые общественно-экономические отношения. Р-ое государство.

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннефеода/льный

Орфографический словарь

раннефеода́льный

Синонимы к слову раннефеодальный

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/феод/а́ль/н/ый.

Полезные сервисы

раннехристианский

Энциклопедический словарь

РАННЕХРИСТИА́НСКИЙ -ая, -ое. Относящийся к раннему христианству; связанный с зарождением христианства. Р-ие общины. Р-ие богословы.

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннехристиа/нский

Орфографический словарь

раннехристиа́нский

Синонимы к слову раннехристианский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/христ/иа́н/ск/ий.

Полезные сервисы

раннехристианско-византийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннехристиа/нско-византи/йский

Полезные сервисы

раннехристианское искусство

Энциклопедия Кольера

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен и до упрочения византийской культуры в 6 в.

Искусство катакомб. Древнейшие памятники христианского искусства, относящиеся к периоду со 2-й половины 2 в. и до 410, года падения Рима, находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени. Эпизоды из жизни Христа - это исключительно сцены чудес, ручательств его сверхъестественного могущества. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, три отрока в печи, Даниил во рву львином, история Ионы, выбраны в качестве примеров чудесного избавления, символов надежды на спасение за гробом; по-видимому, эти образы взяты из текстов молитв за умирающего. Христианские вера и надежда находили воплощение в образе т.н. оранты (лат. "молящаяся"), женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Настроение всей катакомбной живописи - это настроение радости и уверенности.

Ранние циклы сюжетов. Вероятно, с деятельностью ранних христианских общин связаны не только памятники погребального искусства, но и серии сюжетов на темы священной истории, сохранявшиеся в иллюстрированных книгах. Ни одной такой ранней книги до нас не дошло, но кое-что удается реконструировать на основании вторичных копий более позднего времени. Поразительно, например, что в трактовке сюжетов из книги Иисуса Навина может существовать столь близкое, вплоть до деталей, соответствие между такими памятниками, как мозаики из нефа церкви Санта Мария Маджоре в Риме (5 в.), и более поздними произведениями византийского искусства, такими, как иллюминированный свиток книги Иисуса Навина из Ватиканской библиотеки (вероятно, 8-9 вв.) или миниатюры 12 в. на темы Иисуса Навина в Восьмикнижиях (сборниках, включающих первые восемь книг Ветхого Завета). Поскольку ни одно из этих произведений не могло быть непосредственной копией другого, можно предположить, что все они восходят к общему прототипу. На основании стилевых особенностей этот прототип можно отнести ко времени не позднее 2 в. Следует заметить, что сюжеты, взятые из Ветхого Завета, появились в христианской иконографии значительно раньше первых новозаветных циклов. Возможно, это объясняется тем, что самые ранние циклы иллюстраций, использовавшихся христианскими общинами, были на самом деле иудейского происхождения и возникли в то время, когда библейский запрет на изображения трактовался довольно свободно. Вопрос о том, какими были первые христианские и еврейские иллюстрированные книги, явился поводом для некоторых дискуссий, хотя все их участники едины в том, что они должны были, подобно большинству древних книг, иметь форму свитков. Некоторое тому доказательство - тот факт, что иллюстрации самых ранних книг скомпонованы таким образом, чтобы обеспечить непрерывное развитие повествования на едином, ничем не разделенном фоне, как, например, в свитке книги Иисуса Навина. Возможно, именно поэтому во многих сохранившихся книгах, например в т.н. Венской Книге Бытия (5 в.), иллюстрации располагаются над текстом узкими полосами и представляют собой сплошную, разрывающуюся при переходе со страницы на страницу композицию, которая никак не учитывает характер отведенного ей места. Существует предположение, что при переходе от папирусного свитка к пергаментному кодексу (современному типу книги) иллюстрации просто разрезались, чтобы удовлетворять новым параметрам формата.

Языческие прототипы. Вполне вероятно, что в композиции ранних еврейских и христианских свитков художники широко использовали аналогичные в сюжетном отношении языческие книги, извлекая из старого контекста отдельные образы и целые композиционные группы. Зависимость других видов христианского искусства от языческих прототипов бесспорна. Образ христианского ангела восходит к языческой персонификации победы, волхвы, приносящие дары младенцу Христу, - к варварам, приносящим дань своему победителю. Апостолы изображались наподобие языческих философов и поэтов. Даже образ Христа сложился под языческим влиянием: юный Христос в катакомбной живописи родствен языческому Гермесу, а образ Христа с бородкой и длинными волосами на прямой пробор происходит от обожествленного образа царя, каким его изображали в Месопотамии и древнем Иране. Нимбы, осенявшие Христа и святых, поначалу изображались вокруг голов императоров и других персон, занимавших в светской иерархии высокое положение.

Стилистические направления. Обеспеченный столетиями благоденствия престиж римского имперского искусства не был полностью подорван и в период распада империи, что помогало сохранить интерес к классическим образцам. Греческое искусство, в тех формах, которые оно приняло в последние столетия до рождения Христа, тоже продолжало существовать, хотя теперь его все чаще понимали неверно, а техника, которой пользовались художники, постояно оскудевала. Исконные средиземноморские традиции подвергались постоянному и все усиливающемуся давлению с Востока, особенно из Сирии и районов, граничащих с Месопотамией, в искусстве которых абстрагированные формы появились уже в 1-2 вв. Раскопки в заброшенных городах Дура-Европосе и Пальмире показали, что в первые века христианства в этих языческих центрах зародилось искусство, распространившееся на Западе лишь с 5 в. Фигуры людей, устремлявших в пространство взор невидящих, широко раскрытых глаз, изображались фронтально, тела их окутывали просторные одежды, объемная моделировка уступила место линеарной трактовке. Все пространственные связи между изображениями были нарушены и дезорганизованы до такой степени, что отдельные персонажи, казалось, соотносятся не друг с другом, а с некой всепроникающей иррациональной средой. Естественное окружение все еще сохранялось: лишь в 5-6 вв. христиане устранят или нейтрализуют этот последний намек на земную жизнь, введя золотой фон - символ всенаполняющего божественного света. И средиземноморское, и восточное искусство все больше склонялись к концепции обстановки, отделенной от всякой земной реальности. Это достигалось частичным устранением элементов, создающих иллюзию осязаемости, которые были характерны для объемной трактовки изображения. В результате пришлось расстаться с наиболее существенными достижениями греческого и римского искусства, делавшими упор на создание иллюзии чувственной достоверности, а на первый план вышли иные художественные формы. Свободно стоящая скульптура постепенно вышла из употребления; ее вытеснил рельеф, в котором мастера добивались живописных эффектов благодаря использованию подрезки и просверливания, а также плотному заполнению композиции фигурами, при котором, по контрасту с их ярко освещенными формами, фон оказывался сильно затененным (по 4 в. включительно). В 5 в. от этого метода отказались и обратились к другому, при котором фигуры, исполненные в более низком рельефе, располагались поодаль друг от друга, а их границы определялись линейными средствами. В 6 в. от объемной моделировки зачастую вообще отказывались и заменяли ее созданием в изображении двух планов: одного для фигур, а другого - для фона. Это создавало впечатление орнаментальности. Повсеместное распространение получили и другие приемы орнаментального построения (симметрия, фронтальность, ритмический повтор), поскольку они позволяли соединить фигуры простыми поверхностными узорами. Такая тенденция в композиции подкреплялась стремлением к символизму в области смысла. В живописи новые художественные веяния привели к отказу от деталей и к попытке произвести на зрителя впечатление с помощью больших сверкающих поверхностей. Искусство настенной мозаики получило самостоятельное развитие благодаря использованию блестящих смальтовых кубиков вместо тусклых камешков, которыми выкладывали римские мозаичные полы.

Центры христианского искусства. Чрезвычайно трудно определить центры, в которых возникало раннехристианское искусство, и отнести происхождение какого-либо произведения к конкретному региону. Предметы декоративно-прикладного искусства свободно циркулировали по всей территории Римской империи, и даже мраморную и порфировую скульптуру перевозили на значительные расстояния. Космополитические центры, в которых находились мастерские, впоследствии утратили былое значение или подверглись разрушению, особенно на Востоке. Даже в пределах Италии Риму пришлось разделить свое ведущее положение с Миланом, а затем и вовсе уступить его Равенне, которая с 410 стала столицей Западной Римской империи. Другие центры возникли в Истрии на северном побережье Адриатики, а также в южной Франции. Однако западные города не могли идти в сравнение с центрами на Востоке, среди которых были Антиохия на Оронте (совр. Антакья, Турция), Александрия в Египте, Эфес в Малой Азии, Иерусалим в Палестине (притягивавший все большее число паломников), и Византий, новая столица Восточной Римской империи. Значимость приобрели также и территории вокруг больших прибрежных городов. Так, коптский Египет служил опорой эллинистической Александрии и одновременно противостоял ей так же, как глубинные районы Сирии, хранящие традиции ее восточного прошлого, противостояли Антиохии. Лишь в Италии значительное число произведений христианского искусства находится на своем первоначальном месте или неподалеку от него. В Риме сохранились великолепные мозаики, датируемые от 4 в. до самого конца раннехристианского периода. Сохранились десятки римских скульптурных саркофагов, как правило, довольно низкого качества, однако имеются и другие, выполненные во Франции и северной Италии с большим мастерством. В Равенне, классическом городе раннехристианского искусства, сохранились мозаики времени блестящего расцвета города (5-6 вв.), а также великолепные саркофаги того же периода. Вероятно, почти все художественные творения, возникшие в этом бывшем морском порту Адриатики, были завезены из Константинополя или выполнены приехавшими оттуда мастерами, так что Равенна может служить источником информации об утраченном искусстве этой восточной столицы. О художественных достижениях Антиохии стало известно благодаря современным раскопкам, которые обнаружили языческие мозаичные полы, датируемые периодом со 2 по 5 или 6 вв. Искусство Палестины известно мало, однако частично поддается реконструкции с помощью сувениров, таких, как бутыли для масла, которые паломники везли отсюда домой. В свете последних открытий представляется возможным, что в иллюминированном рукописном Евангелии, переписанном монахом Рабулой в Загбе (Месопотамия) в 586 и хранящемся ныне во Флоренции, довольно точно передан декор одной из церквей в Иерусалиме. Большие надежды возлагались на открытие памятников искусства в Александрии, но, поскольку древний город полностью оказался под современной застройкой, прямого подтверждения они пока не находят. Наиболее вероятно, что произведения искусства на египетские христианские сюжеты, такие, как история Иосифа Прекрасного, св. Марка или св. Мины, были выполнены в Александрии или скопированы с исполненных там работ.

Полезные сервисы

раннецветущий

Орфографический словарь

раннецвету́щий

Формы слов для слова раннецветущий

ра́ннецвету́щий, ра́ннецвету́щая, ра́ннецвету́щее, ра́ннецвету́щие, ра́ннецвету́щего, ра́ннецвету́щей, ра́ннецвету́щих, ра́ннецвету́щему, ра́ннецвету́щим, ра́ннецвету́щую, ра́ннецвету́щею, ра́ннецвету́щими, ра́ннецвету́щем, ра́ннецвету́щ, ра́ннецвету́ща, ра́ннецвету́ще, ра́ннецвету́щи, пора́ннецвету́щее, пора́ннецвету́щей

Морфемно-орфографический словарь

ран/н/е/цвет/у́щ/ий.

Полезные сервисы

раннеэлладский

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеэлла/дский

Полезные сервисы

раннеэмбриональный

Слитно. Раздельно. Через дефис

раннеэмбриона/льный раннею/рский

раннею/рский

Полезные сервисы

раннеюрский

Орфографический словарь

раннею́рский

Синонимы к слову раннеюрский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ранне…

Академический словарь

Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову ранний, например: ранневесенний, раннеспелый, раннесредневековый.

Полезные сервисы