Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

окуд

окудакать

окудесить

окуджава

Грамматический словарь

Окуджа́ва ф. <жо 1а>

Сканворды для слова окуджава

Полезные сервисы

окуджава булат шалвович

Энциклопедический словарь

Окуджа́ва Булат Шалвович (1924-1997), русский поэт. В стихах и авторских песнях (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой Арбат», 1976, «Посвящается вам», 1988, «Милости судьбы», 1993) - романтическое преображение будничной жизни, поверяемой высокими этическими ориентирами, доверительность интонации, тонкий лиризм. В прозе (повести «Будь здоров, школяр, 1961; историческом романе «Бедный Авросимов», 1969, о П. И. Пестеле, в последующих изданиях - «Глоток свободы»; «Путешествие дилетантов», 1976-78; «Свидание с Бонапартом», 1983) - частная человеческая жизнь в её сложных взаимосвязях с течением истории. Автобиографический роман («семейная хроника») «Упразднённый театр» (1993). Рассказы. Государственная премия СССР (1991).

* * *

ОКУДЖАВА Булат Шалвович - ОКУДЖА́ВА Булат Шалвович (9 мая 1924, Москва - 12 июня 1997, Париж), русский поэт, писал также прозу.

Родился в семье большевиков, был старшим из двух сыновей; отец их -- Шалва Степанович - грузин; мать - Ашхен Степановна Налбандян - армянка. Раннее детство прошло в Москве, где семье выделили две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, и в Тифлисе, куда ездили к родственникам. Восприятие кавказских языков и культуры Окуджава передает в семейной хронике «Упраздненный театр» (1989-1993). Дома говорили по-русски, одним из мотивов было желание «говорить языком Ленина». В тбилисском кругу было принято посещать оперу и концерты, и Окуджава с юных лет знал репертуар оперного театра. С детства же писал стихи и прозу.

В 1932 семья переезжает в Нижний Тагил. В 1937 по обвинению в троцкизме отец был арестован и вскоре расстрелян, при хлопотах за мужа была арестована и мать. Дети остались в Москве с бабушкой. Постепенно старший «отбился от рук», и в 1940 родственники забрали его в Тбилиси, откуда весной 1942 Булат, неполных восемнадцати лет, пошел добровольцем в армию (рассказ «Утро красит нежным светом», 1975). Потрясению от непридуманной войны посвящена повесть «Будь здоров, школяр» (1960-1961); военная служба после госпиталя и отпуска 1943 года описана в повести «Приключения секретного баптиста» (1984). Весной 1944 Окуджава был демобилизован.

В Тбилиси, после ранения, Булат читал свою лирику в литературном кружке, сложившемся вокруг поэта Георгия Крейтана. В 1945 в газете Закавказского фронта появились военно-патриотические стихи Окуджавы, написанные в расчете на публикацию. Позже он отважился зайти к приехавшему в Тбилиси Б. Л. Пастернаку (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), который отнесся к стихам терпеливо и одобрил выбор будущим литератором филологического факультета Тбилисского университета. Во время учебы в университете стал одним из инициаторов литературного кружка, многие члены которого были репрессированы в апреле 1948.

В 1950, после окончания университета Окуджава получил распределение - учителем в Калужскую область, что нашло отражение в повести «Новенький, как с иголочки» (1962) и рассказе «Частная жизнь Александра Пушкина…» (1976). С 1953 начал публиковаться в местных изданиях, сотрудничать в молодежной газете. В 1956 в Калуге вышел первый его сборник «Лирика», образчик соцреалистического канона.

В 1955 была освобождена, а затем и реабилитирована мать поэта. В 1956 он перебрался в Москву. Обретение собственного поэтического голоса связано с участием в литобъединении «Магистраль», созданном поэтом Г. Левиным. Здесь «Лирику» раскритиковали, что способствовало творческому кризису ее автора.

К 1957 Окуджава начал писать по-новому, часть его произведений - песни (некоторые были созданы ранее: «Неистов и упрям…» в 1946; «Эта женщина!..», возможно, в студенческие годы и т.д.). Песни Окуджавы уже в конце 1950-х стали очень популярны. Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки. Его емкое афористическое слово обогатило язык. Цензурой поэзия Окуджавы воспринимались по-разному. Так, из 1957 текст «Надежда, я вернусь тогда…» вошел уже в сборник «Острова» (1959), ряд широко известных текстов был напечатан на родине в 1960-е гг., другие лишь в годы перестройки.

Первый «песенный» период (1957-1961) совпал с расцветом так называемой «эстрадной» поэзии, введя Окуджаву в ее круг (Б. А. Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла), Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), А. А. Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич) и др.), в частности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 Окуджава создавал по 1-3 песни в год (лишь в 1975 - 9 песен), становившихся широко известными («Песенка о Моцарте», «Грузинская песня»). Второй его «песенный» период - начало 1980-х гг.

В поэзии Окуджавы очень важное место занимал Арбат, символизирующий ценности русской интеллигенции («Песенка об Арбате», «Надпись на камне», «Арбатский романс» и мн. др.), противопоставленной «чужеземцам» («Я выселен с Арбата…»), чьи «речи несердечны и холодны пиры». Реальные детали (например, «поэт Глазков (см. ГЛАЗКОВ Николай Иванович) напротив жил» в песне «Речитатив») погружены в символическое пространство - «рай, замаскированный под двор»; в поздних стихах Арбат демифологизируется («В арбатском подъезде мне видятся дивные сцены…»).

Окуджава - поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).

Образ единения людей, сплотившихся в противостоянии злу, у поэта обращен к пушкинскому - «прекрасен наш союз». Песни «Союз друзей» (1970) и «Молитва» (1964-66) стали гимнами Клуба самодеятельной песни (КСП), где Окуджаву считали основоположником жанра авторской песни наряду с В. С. Высоцким (см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович) и А. А. Галичем (см. ГАЛИЧ Александр Аркадьевич). Хвала открытой двери («Когда метель кричит, как зверь…», 1959), однако, сменяется у Окуджавы скепсисом («Взяться за руки не я ли призывал вас, господа…»), неприятием толпы «потных современников моих» («Да здравствует великий Понедельник!..», 1977); тема человека и стаи («Антон Палыч Чехов…») подытожена словами: «Уединение прекрасно, а одиночество беда».

В языке Окуджавы богатейший арсенал поэтических приемов: весь метрический репертуар русского стиха; разнообразная звукопись, в т.ч. экспериментальная (все слова строки, например, на «в»: воля, восторг, вероятность везения…), всевозможные лексические средства (синонимы: отчизна - страна проживания - черное пространство; паронимы: старят старанья, грустные грузинки и проч.), филигранная работа с семантикой, в том числе и «неполнозначных» слов - союзов, междометий и т.д. Употребление разноплановых средств строго соразмерено, что создает иллюзию полной простоты и безыскусственности. Воедино сводятся противоположности, так, высокий книжный стиль (дама, око, вершить, пасть, простертый; цитаты и реминисценции: «боль от перемены мест», «командир - дам уездных кумир»; развернутые метафоры: троллейбус - корабль, совесть - костер; образы-символы Надежды, Веры и Любови…) совмещен с разговорным стилем доверительной беседы (пустяк, зябкий, прикончить; обращения: а мы с тобой, брат…, представьте вы…; игра фразеологизмами: играет всю жизнь напролет, по образу и духу).

Важнейшей внутренней темой творчества Окуджавы стало преодоление революционного менталитета, который для него долго сосуществовал с гуманистическими ценностями. В «Сентиментальном марше» воспеты комиссары в пыльных шлемах, но готовность на жертву уже соединена с жаждой сберечь жизнь. В стихотворении «До свидания, мальчики» (1958), где война названа подлой, - та же «дегероизация», за которую в начале 1960-х был разгромлен в печати «Школяр». В 1962 секция СП РСФСР постановила, что «большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической молодежи», после этого автору пришлось как бы заново искать путь к читателю, с чем связывают обращение поэта к исторической прозе.

В повести «Глоток свободы» («Бедный Авросимов») (1965-1968) исследуется правомерность революционного пути на примере П. И. Пестеля (см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович). В повести «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1969-1970) и романе «Путешествие дилетантов» (1971-1977) герои противостоят вмешательству абсолютной власти в частную жизнь (Лев Толстой - Александру II; Мятлев - Николаю I). Они отстаивают духовную независимость в ее бытийных проявлениях. В романе «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) самобытный путь частной жизни, подобный толстовскому пути исканий, кончается крахом. Окуджава показал изживание иллюзий свободы, равенства и братства как драматический процесс (Г. А. Белая), (см. БЕЛАЯ Галина Андреевна) происходящий преимущественно в индивидуальном сознании. Его герой расстается с коллективным мифотворчеством, рискуя оказаться в духовной изоляции, грозящей гибелью (Тимофей Игнатьев). Поэтому исторический скепсис Окуджавы развенчивает не только социальную утопию, но и возможные ее экзистенциальные альтернативы, включая «миф о прайвеси», на котором основано нонконформистское искусство эпохи оттепели и застоя. Изысканная композиция, сложный рамочный комплекс, игра с литературными лейтмотивами, двойничество, говорящие именатом числе подлинные) стилизация и проч. совмещены в прозе с обширным документальным материалом, который настолько органично включен в художественный текст, что критика порой принимала подлинник за мистификацию.

Ретроспективная проза помогла Окуджаве осмыслить исторический опыт своей эпохи (поэма «В карете прошлого»), который отразился в малой прозе в 1975-1990-е гг. В рассказах «Искусство кройки и житья» (1985), «Нечаянная радость»(1986) и др. показан поздний сталинизм, проникший в частную жизнь, приватное поведение и мировоззрение. «Приключения секретного баптиста» (1984), «Выписка из давно минувшего дела» (1991) и др. рисуют человека послесталинской эпохи, с его страхами, иллюзиями, слепотой и неодураченной совестью. Автопсихологическая достоверность и самоирония ( «Я выдумал музу иронии…») в автобиографических анекдотах и рассказах совмещены с историческим обобщением, поэтому сведения из них не всегда относятся к автору. Рассказ «Девушка моей мечты» (1985) о возвращении матери из ГУЛАГа (см. ГУЛАГ) и хроника «Упраздненный театр» подводят итог размышлениям о коммунистической утопии, которая, пропитав изнутри, превращала детей в убийц, взрослых в винтики, доводя стариков до отчаяния.

Тема поэта, писателя, певца, его творчества и особого места в культуре освещена в стихах («Подмосковная фантазия»; «Прощайте, стихи, ваши строки и ваши намеки и струны...»; «Карандаш желает истину...», «Шарманка старая крутилась…» и мн. др.), в рассказах «Подозрительный инструмент» (1988) и «Гитарист» (1997), во второй части «Свидания с Бонапартом». В лирическом завещании Окуджавы - его последней песне «Отъезд» (1994) - изображен молодой музыкант, поющий, не покладая стараний, подобно Маэстро из «Песенки о Моцарте».

Поэт умер во время своей заграничной поездки в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ОКУДЖА́ВА Булат Шалвович (1924-97) - поэт, прозаик. Род. в Москве, в семье парт. работника. В 1937 родители были репрессированы: отец, 1-й секр. Нижнетаг. горкома партии, погиб; о возвращении матери из лагерей - рассказ "Девушка моей мечты" (1985). В 1942 17-ти лет ушел добровольцем на фронт, был рядовым, ранен. После демобилизации окончил филол. ф-т Тбилисского ун-та (1950). Учительствовал в Калужской обл. Первую песню "Нам в холодных теплушках не спалось" написал на фронте (1943). Начал печататься в 1953. Был поддержан П. Антокольским. Первый сб. "Лирика" (включал также поэму о К. Циолковском "Весна в Октябре") вышел в Калуге (1956). Вернулся в Москву в 1956 после реабилитации родителей. С 1957 начинается широкая известность О. - автора и исполнителя песен ("Полночный троллейбус", "Сентиментальный марш", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы...", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик", "До свидания, мальчики", "Песенка о комсомольской богине" и др.). В конце 50-х - нач. 60-х гг. поэзия О. ввела в песенную область психологию частного чел. В песнях и стихах О. - впечатления воен. лет, романтич. преображение мира будничной Москвы, мира детства; все эмоц. и этнич. представления поэта стянуты к образу Арбата (в 80-х гг. образ-символ - "арбатство, растворенное в крови"). Стихи и песни О. вошли в сб. "Острова" (1959), "Веселый барабанщик" (1964), "По дороге к Тинатин" (1964), "Март великодушный" (1967), "Арбат, мой Арбат" (1976), "Стихотворения" (1984), "Посвящается вам" (1988). Повесть "Будь здоров, школяр!" (1961) была раскритикована за "инфантилизм" гл. героя; автор ром. "Бедный Авросимов" (1969), "Путешествие дилетантов" (1976), "Свидание с Бонапартом" (1984), пов. "Похождения Шилова, или Старинный водевиль" (1971) и автобиогр. рассказов. Написал пьесу "Глоток свободы" (1966) и кинопов. "Женя, Женечка и "катюша", или Необыкновенные достопоучительные фронтовые похождения гвардии рядового Евгения Колышкина, вчерашнего школяра" (1968, в соавт. с В. Мотылем).

Б. Ш. Окуджава

Б. Ш. <a href='/dict/окуджава' class='wordLink' target='_blank'>Окуджава</a>

Полезные сервисы

окуджава, булат шалвович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

окудлатевший

Синонимы к слову окудлатевший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

окудлатеть

окудник

окудница

окукление

окукливавшийся

окукливание

окукливаться

Толковый словарь

несов. неперех.

Превращаться из личинки в куколку.

Толковый словарь Ушакова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова окукливаться

Морфемно-орфографический словарь

о/ку́кл/ива/ть/ся.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

окуклиться

Толковый словарь

сов. неперех.

см. окукливаться

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова окуклиться

Морфемно-орфографический словарь

о/ку́кл/и/ть/ся.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

окукляться

окуковать

окуксить

окул

Синонимы к слову окул

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

окул бабу обул, да и окула баба обула

окула

Толковый словарь Даля

Этимологический словарь

Полезные сервисы

окулаченный

Толковый словарь Ушакова

Полезные сервисы

окулачиваться

окулачить

окулачиться

Толковый словарь Ушакова

Формы слов для слова окулачиться

Грамматический словарь

Полезные сервисы

окулемываться

окулина

Синонимы к слову окулина

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

окулиновщина

Толковый словарь Даля

Сканворды для слова окулиновщина

Полезные сервисы

окулировавший

Синонимы к слову окулировавший

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

окулировавшийся

Синонимы к слову окулировавшийся

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

окулирование

Толковый словарь

Академический словарь

, ср. сад.

Действие по знач. глаг. окулировать.

Орфографический словарь

Синонимы к слову окулирование

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

окул/и́р/ова/ни/е [й/э].

Сканворды для слова окулирование

Полезные сервисы

окулированный

Толковый словарь Ушакова

Орфографический словарь

Словарь ударений

окули́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны

Синонимы к слову окулированный

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Полезные сервисы

окулировать

Толковый словарь

несов. и сов. перех.

Производить окулировку.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Энциклопедический словарь

Академический словарь

-рую, -руешь; сов. и

несов., перех. сад. Привить (прививать) на дикое растение глазок культурного растения.

[От лат. oculus - глаз]

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

окулировать(ся)

Словарь ударений

Морфемно-орфографический словарь

окул/и́р/ова/ть(ся).

Полезные сервисы

окулироваться

Толковый словарь

несов. неперех.

страд. к несов. гл. окулировать

Толковый словарь Ушакова

Академический словарь

-руется; несов.

страд. к окулировать.

Орфографический словарь

Синонимы к слову окулироваться

Полезные сервисы

окулировка

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

, ж. сад.

Действие по знач. глаг. окулировать.

Орфографический словарь

окулиро́вка, , род. п. мн. ч. -вок

Словарь ударений

Формы слов для слова окулировка

Синонимы к слову окулировка

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

окул/ир/о́в/к/а.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова окулировка

Полезные сервисы