Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чурригера

чурригера (churriguera) хосе

чурригера (семья)

Энциклопедический словарь

ЧУРРИГЕРА (семья) - ЧУРРИГЕ́РА (Churriguera), семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в конце 17 - начале 18 веков и давшая название архитектурно-декоративному стилю черругереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием черругереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив в основном этот кастильский город архитектурными и скульптурно-декоративными работами.

Как правило, постройки черругереско просты, даже традиционны в своей объемной композиции. В них отсутствует столь типичная для барочной архитектурной системы повышенная пластика массы здания и динамичность внутреннего пространства. Всю силу своей фантазии испанские мастера отдают пышной, крайне перегруженной виртуозной декорации фасада, заполняя его поверхность вычурной орнаментикой (изогнутые, волнообразные и разорванные карнизы, витые и канделябровые колонны, гирлянды, раковины, консоли, занавески, вазы, виноградные лозы, медальоны, гербы, ленты, волюты (см. ВОЛЮТА), круглые, овальные, трехлепестковые отверстия). Испанское барокко имело глубокие корни в национальном зодчестве, много унаследовав от платереско (см. ПЛАТЕРЕСКО). Как и в платереско, ведущим мотивом барочной композиции стал входной портал, своего рода роскошный алтарь, украшающий подчас строгую и малорасчлененную поверхность фасада.

В испанском барокко зодчий уступает место декоратору, скульптура вытесняет архитектуру. Не случайно все братья семьи Чурригера в равной мере строили здания, создавали огромные резные позолоченные алтари, а также предметы убранства культовых и светских интерьеров.

Хосе Бенито Чурригера

Старший из братьев Хосе Бенито Чурригера (21 марта 1665, Мадрид - 2 марта 1725, там же) считается самым известным мастером, определившим главные особенности стиля и давшим ему название. Однако произведений Хосе сохранилось немного, а сам характер его творчества оказался более приверженным традиции по сравнению со смелыми новшествами его младших братьев. Сооруженный им на улице Алькала в Мадриде (где он работал с 1689) дворец маркиза и банкира Хосе Гойенече был в 1773 значительно перестроен (с 1752 дворец заняла Королевская Академия художеств). Настоящий шедевр мастера - алтарь церкви доминиканского монастыря Сан Эстебан в Саламанке (1693). Это величественное здание 16 века славилось в городе резным порталом в стиле платереско. Алтарь Чурригеры с огромными витыми позолоченными колоннами, обвитыми виноградными лозами, соперничает с ним редкой красотой. Безупречное чувство пропорций связывает это прекрасное сооружение с внушительным пространством храма.

Порожденные эпохой Просвещения новые идеи градостроительства коснулись даже отсталой Испании. В начале 18 века предприимчивый Хосе Гойенече для производства местной керамики и изделий из стекла основал городок Нуэво Бастан в 15 км к юго-западу от Алькала де Энарес в Кастилии. Хосе Чурригера в 1709-13 спроектировал и застроил этот городок. План следовал строгой симметрии, здания двухэтажного дворца с башнями и приходской церкви отличались в основном традиционностью форм. Фонтан на городской площади, главный алтарь церкви, посвященный миссионеру св. Франциску Ксавье, были выполнены самим мастером.

Два младших брата - Хоакин (1674-1724) и Альберто Чурригера (ум. в 1750) известны большим количеством и разнообразием работ. Их заказы в Саламанке были в первую очередь связаны с Новым собором, который принадлежал к числу поздних соборов Испании и начал строиться в позднеготической традиции только в 1513.

Хоакин Чурригера

В 1714 Хоакин Чурригера был назначен главным архитектором собора, он - создатель его купола (разрушенный лиссабонским землетрясением, 1755 г перестроен в верхней части), ансамбля хора с рядами резных, украшенных скульптурой скамей; в городе им были сооружены здания Коллегий де Анайя, Калатрава.

Альберто Чурригера

Творческой активностью отличалась деятельность Альберто Чурригеры, ярко одаренного декоратора и блестящего мастера рисунка. Его работы в Новом соборе Саламанки сосредоточены во внутреннем убранстве храма, капелл, алтарей, среди которых знаменитый позолоченный алтарь «Cristo las Batallas»Христос Сраженный).

Предмет священного культа здесь - деревянное раскрашенное Распятие, согласно легенде, сопровождавшее Сида Кампеадора во всех его битвах. В алтарной композиции использован прием позднебарочных португальских алтарей. Распятие помещено на ступенчатом пьедестале в углубленной нише, таинственная сумрачность которой усилена необычайной щедростью сияющего золотом скульптурного декоративного убранства.

Альберто Чурригера воздвигал церкви и капеллы в Саламанке (Сан-Себастьян, 1737). В 1728 городские власти Вальядолида поручили ему строительство второго этажа незавершенного главного фасада кафедрального собора Хуана де Эрреры. Изящная легкость проектов Альберто, казалось, резко контрастировала с тяжелым массивом здания. Но сооруженный верхний этаж, увенчанный фронтоном с пинаклями , украшенный пилястрами, проемом центрального окна, гербами в медальонах и статуями Отцов церкви, чрезвычайно оживил строгий облик храма.

Главной работой Альберто Чурригеры, с которой он вошел в историю мирового искусства, стала площадь в Саламанке (создана в 1729-1733, завершена после его смерти в 1755.) Мастер творчески следовал традиции прямоугольных испанских площадей, замкнутых зданиями единой этажности и однотипной архитектуры. Площадь университетского города Саламанки - самая большая и красивая в Испании. Ее обширное свободное пространство окружено массивами двухэтажных домов с нижней арочной галереей в 90 аркад, общей линией окон, балконов с ажурными железными решетками, высокой балюстрадой крыш. На северной стороне высится роскошный барочный дворец городской ратуши, который построил сотрудничавший с Альберто Антонио Гарсия де Киньонес. Само пребывание на площади, полной света, воздуха, красок - празднично. Особую роль здесь играет теплый цвет зданий, как и вся Саламанка, сооруженных из местного золотистого камня.

Стиль черругереско приобрел чрезвычайную национальную популярность. К вариантам испанского барокко, подчас в крайних формах, с энтузиазмом обращались мастера испанского севера и особенно испанского юга. В Кастилии с Хосе Чурригерой теснее всего был связан его ученик Педро Рибера (ум. в 1742), крупнейший мастер мадридского барокко. Почти за двадцать лет работы он украсил испанскую столицу прекрасными постройками - среди них церкви, дворцы, театры, фонтаны. Многие здания дошли фрагментарно, в измененном виде, но, к счастью, уцелели лучшие мадридские памятники гражданской архитектуры: госпиталь Сан Фернандо, 1722, ныне Городской музей, знаменитый Толедский мост (1723-24) через реку Мансанарес.

Полезные сервисы

чурригера хосе