Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ясинский антон никитич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ясинский иероним иеронимович

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

ясинский феликс станиславович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бибиков викт. ив

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

величковскии иоанн

Гуманитарный словарь

ВЕЛИЧКО́ВСКИИ Иоанн (кон. 1640-нач. 1650-1701) - поэт, представитель стиля барокко. Воспитанник Варлама Ясинского, предположительно ред. и корректор в Чернигове, в типографии Лазаря Барановича, к-рому позже (между 1680--83) посвятил сб. макаронич виршей "Lucubratiuncula", изобилующий польскими и лат. цитатами из Библии. Автор панегириков, эпиграмм, курьезных виршей, переводчик, теоретик курьезного и фигурного стихосложения. В кн. "Млеко, или Труд поэтический, в честь преблагословенной Девы Марии составленный…" В. характеризует свои тексты как созданные "на подобенство инородных, а некоторые и русские способы вынайдуючи, которые и иншим языком а не ся могут выразить". Прадед Паисия Величковского. Изучение творчества В. началось после 1908, когда рукопись В. попала на выставку 14-го Съезда археологов в Чернигове. Вирши В. использованы М. Н. Сперанским для изучения тайнописи в южнослав. и рус. памятниках письменности.

Лит.: Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. Т. 3. Киев, 1912. С. 248-249.

Полезные сервисы

рошфор ник. ив

Гуманитарный словарь

РОШФО́Р Ник. Ив. (1846-1905) - архитектор, граф. Окончил Николаевское инж. уч-ще, экстерном Строительное уч-ще (Ин-т гражд. инженеров) в СПб. Автор многократно издававшегося вплоть до 1920-х гг. "Урочного положения" - свода строительных правил. Строил железные дороги и стратегич. шоссе. Здания, постр. по его проектам, есть в Москве, Самаре, Калуге, Петербурге.

Самое известное среди осуществл. проектов Р. - императорская охотничья резиденция, построенная в 1889-94 по заказу Александра III в Беловежской Пуще. Дворец представлял собой замок с двумя высокими башнями и расположением частей единого здания на разных уровнях. Фасады были облицованы полосками кирпича разных тонов; в интерьерах применены высокие деревянные панели с полочками, декорированные тонкопрофилир. резьбой, выжиганием, полосками керам. плиток. Потолки расчленены мощными деревянными балками и иногда декорированы в кессонах (углублениях) теми же материалами, что и обивка стен выше панелей. Отделку комнат дополняли керамич. печи, облицов. изразцами разнообр. форм и рисунков. Близкие мотивы присутствуют и во дворце вел. кн. Ксении Александровны и вел. кн. Александра Михайловича (1894) в Петерб. В одной из комнат потолки декорированы полосками с изображением ветвей и фруктов, выжженными и раскрашенными акварелью; так же оформлены ее двери и орнаментальным декором в той же технике - балки потолка; на одной из панелей есть подпись художника (Ясинского). В другой комнате - фриз из плетеной мадагаскарской соломки, расписанной хризантемами и букетами цветов в голубых бантах. Ванная комната с бассейном, устроенная в 1895 в Беловежском замке, была повторена в 1896 на половине Николая II в Александровском дворце Царского Села.

Беловежский замок был хорошо известен современникам, повторения и вариации его отделки свидетельствуют о высокой оценке работ Р. К сожалению, замок не сохранился. Интерьеры Ксениинского дворца долгое время оставались неизвестны историкам иск-ва и открыты Е. И. Жерихиной и В. Н. Яранцевым как художественный пам. только в 1995. Работы Р. отличаются применением уникальных декоративных материалов и приемов ручной худож. обработки, напоминающих иск-во Дальнего Востока и европ. старину. Они заполняют возникший провал в эволюции иск-ва и позволяют отнести рождение нового стиля к концу 1880-х гг. - на 10 лет раньше традиционной датировки. Творчество Р. по сути открывает собой эпоху модерна в рус. архитектуре.

Лит.: Архитекторы Николай и Константин де Рошфор: Новые материалы из архивов Парижа и Петербурга: Междунар. благотворительная выставка. СПб., 1995; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Забытый дворец // Санкт-Петербургский университет. 1996. № 2; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Протомодерн в России // Штакеншнейдеровские чтения: Тез. докл. науч. конф. Петергоф, 1998.

Полезные сервисы