МУЗЫКАЛКА, -и, ж..
1. Музыкальное училище, школа.
2. Преподавательница (учительница) музыки.
Музыка́льная аку́стика - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явления консонанса и диссонанса, музыкальный строй, музыкальный слух (см. Слух музыкальный), человеческий голос (см. Голос певческий) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики. Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АКУ́СТИКА, наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика (см. ДИНАМИКА (в музыке)) в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный (см. ЗВУК (в музыке))), явление консонанса (см. КОНСОНАНС) и диссонанса (см. ДИССОНАНС) , музыкальные строи, музыкальный слух (см. Слух музыкальный (см. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ)), человеческий голос (см. Голос певческий (см. ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ)) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики (см. АКУСТИКА) . Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.
МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса и диссонанса, музыкальные строи, музыкальный Слух (см. Слух музыкальный), человеческий Голос (см. Голос певческий) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики. Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.
Музыка́льная гра́мота - начальный музыкально-теоретический учебный курс. Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, её элементах и выразительных средствах.
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ГРА́МОТА, начальный музыкально-теоретический учебный курс. Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах и выразительных средствах.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА - начальный музыкально-теоретический учебный курс. Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах и выразительных средствах.
Музыка́льная дра́ма - 1) одно из ранних (XVII-XVIII вв.) названий оперы.
2) Со второй половины XIX в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и др.).
3) С конца XIX в. драматическое произведение с музыкой и пением, в том числе комедийного плана.
4) Жанр неевропейского музыкально-театрального искусства (например, пекинская музыкальная драма).
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ДРА́МА,
1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.
2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард) в своих операх, начиная с «Лоэнгрина» (1848), стремился осуществить идею музыкальной драмы.
3) Драматическое произведение, в котором видное место занимает музыка; такие музыкальные драмы в средние века создавались в Индии, Китае, некоторых европейских странах; распространены в Ср. Азии.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА -1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с "Лоэнгрина" (1848), стремился осуществить идею музыкальной драмы.3) Драматическое произведение, в котором видное место занимает музыка; такие музыкальные драмы в средние века создавались в Индии, Китае, некоторых европейских странах; распространены в Ср. Азии.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА,
1) одно из ранних (17 - 18 вв.) названий оперы.
2) Со 2-й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.).
3) С конца 19 в. драматические произведения с музыкой и пением, в том числе комедийного плана.
4) Жанр неевропейского музыкально-театрального искусства (например, пекинская музыкальная драма).
Музыка́льная коме́дия - музыкально-сценическое произведение комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с музыкой).
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ КОМЕ́ДИЯ, термин, применяемый к оперетте (см. ОПЕРЕТТА), а также к др. видам музыкально-сценического произведения комедийного характера (комическая опера (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА), зингшпиль (см. ЗИНГШПИЛЬ) и т. п.).
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, а также к др. видам музыкально-сценического произведения комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и т. п.).
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, музыкально-сценическое произведение комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с музыкой).
Музыка́льная фо́рма - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определённое художественное содержание.
2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двух- и трёхчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме предложения или периода обычно излагаются темы музыкальных произведений. Основной принцип формообразования в музыке второй половины XVIII-XX вв.: изложение (экспозиция) основной темы (тем), развитие её или сопоставление с новыми, повторение ранее изложенного материала (реприза). См. также Циклические формы.
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА,
1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации (см. ВАРИАЦИИ в музыке), рондо (см. РОНДО (в музыке)), сонатная форма (см. СОНАТНАЯ ФОРМА) и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования - изложение тематического материала (экспозиция (см. ЭКСПОЗИЦИЯ (в музыке))), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза (см. РЕПРИЗА) ). Эти принципы часто взаимодействуют.
МУЗЫКАЛЬНАЯ форма -1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования - изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза). Эти принципы часто взаимодействуют.
Под "формой" в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства. Понятие формы в музыке многозначно. Одни предпочитают употреблять этот термин только по отношению к структуре произведения. Другие относят его к разным жанровым обозначениям, которые могут а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн); б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга); в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт); г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма); д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет); е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез). В действительности, несмотря на обилие таких определений, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу. Главные композиционные схемы или планы в музыке основаны на трех принципах: повторения, варьирования и контраста, и проявляются в ней через взаимодействие ритма, мелодии, гармонии, тембра и фактуры. Формы, основанные на повторении, варьировании и контрасте, свойственны как вокальным, так и инструментальным жанрам. Для вокальных произведений часто характерна строфическая форма, в рамках которой одной и той же мелодии соответствуют разные стихотворные строфы и элемент контраста вносится лишь поэтическим текстом: именно поэтому строфическая форма в чистом виде не встречается в инструментальных жанрах. И для вокальных, и для инструментальных композиций характерна форма с повторяющимся разделом - рефреном. Иногда строфическая форма модифицируется введением одной или нескольких контрастных строф, в этом случае она приближается к т.н. составной композиции. Основные строфические структуры выглядят следующим образом: Куплетная форма А-А-А-А-А и т.д. Двухчастная форма А-В Трехчастная форма А-В-А Форма с рефреном (рондо)А-В-А-С-А Вариационная формаА-А1-А2-А3-А4-А5 и т.д. Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур (например, рондо часто пишется по модели: А-В-А-С-А-В-А). Встречаются произведения, в основе которых лежит принцип непрерывного продолжения: такова "бесконечная мелодия" в музыкальных драмах Вагнера - здесь нельзя провести четкую границу между разделами. К подобным формам прилагается немецкий термин durchkomponiert ("основанный на сквозном развитии"). Этот тип организации характерен для произведений, связанных со словом или ориентированных на литературную программу, часто - на конкретное литературное произведение. Принцип развития, зародившийся в музыке гораздо позже, чем принцип повторения, особенно типичен для чисто инструментальных композиций. Он отличается от описанных выше строфических структур тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно ясно этот принцип демонстрирует сонатная форма).
См. также СОНАТА. При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т.н. циклическая форма (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита, концерт и т.д.). В этом случае каждый фрагмент называется "частью" и имеет свое обозначение темпа и характера исполнения. Форма в музыке - развивающееся, динамичное явление. В прошлом новые формы возникали как ответы на литургические потребности, или на изменения в жизни общества, или на изобретения новых инструментов и новых способов игры на них и т.д. Можно смело утверждать, что новые функции музыки, новые условия общественной жизни, новые композиторские и исполнительские приемы, новые изобретения (например, электронные инструменты) приведут к возникновению новых форм (в смысле жанровых обозначений) и новых методов композиции.
СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ
АНТРАКТ
(франц. entracte, от entre, "между" и acte, "действие"). Инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, оперы, балета и т.д. Ариозо (итал. arioso). Буквально - "маленькая ария"; термин относится к вокальному лирическому произведению с более свободной формой, нежели ария, включающему в себя речитативные элементы.
АРИЯ
(англ. и франц. air, итал. aria). В самом общем смысле - мелодия, а также: 1) песня для голоса с аккомпанементом (например, в английской музыке елизаветинской эпохи - песня с аккомпанементом лютни); 2) ария во французской или английской опере 17-18 вв. Термин прилагается также к инструментальной пьесе лирического характера, написанной в манере арии (например, в Третьей оркестровой сюите И.С.Баха). 3) В ранней опере (17 в.) - короткая строфическая песня с аккомпанементом. В опере и оратории последующих столетий (вплоть до Вагнера) - сольные вокальные фрагменты. Основная форма ранней оперной арии - арии da capo, использующая симметричную структурную модель А-В-А. См. также ОПЕРА.
БАГАТЕЛЬ
(франц. bagatelle "безделушка"). Небольшое инструментальное произведение (обычно для клавишных инструментов). Первым употребил это название Ф.Куперен, композитор позднего барокко; однако жанр получил достаточно широкое распространение в музыке 19 в. лишь после того, как Бетховен создал свои багатели ор. 33, 119, 126.
БАЛЛАДА (англ. ballad, нем. Ballade, франц. ballade). По происхождению - плясовая песня. Уже в 13 в. английская баллада стала особой сольной песенной формой, и в последующие периоды этот жанр не претерпел существенных изменений. Ныне балладой именуется романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня популярного типа.
Во французской традиции этим термином обозначается средневековая форма, культивировавшаяся труверами - музыкантами рыцарской эпохи на севере Франции. Французская баллада аналогична жанру канцоны в искусстве трубадуров Прованса и форме т.н. бара у немецких миннезингеров. В основе это - строфическая сольная песня без аккомпанемента, обычно состоящая из трех строф, причем каждой строфе соответствует музыкальная структура А-А-В и в каждой строфе последние две строки составляют рефрен - неизменный для всех строф. Мастер французской школы 14 в. Гийом де Машо был одним из первых, кто ввел эту структуру в полифонические произведения. В 15 в. другие знаменитые мастера - например, Гийом Дюфаи и Жоскен де Пре сочиняли полифонические баллады, и эта форма сохраняла свое значение на протяжении всего 16 в.
В немецкой традиции термин "баллада" относится к вокальным и инструментальным произведениям 19 в., основанным на романтических сюжетах, часто с вмешательством потусторонних сил: например, известная баллада Шуберта Лесной царь по Гете. Фортепианные баллады лирико-драматического содержания - не обязательно имеющие литературную программу, но подразумевающие некую романтическую коллизию, - сочинялись Шопеном, Брамсом, Форе.
БАЛЛАТА
(итал. ballata). Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson ballade) - плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. В 13 в. баллата была одноголосной, а в 14 в., в эпоху итальянского ars nova, она становится полифонической. Обычно баллата состоит из трех строф, по шести строк в каждой, с одноголосным рефреном, повторяющимся в начале и в конце строфы. Известные баллаты принадлежат итальянскому композитору Франческо Ландино.
БАЛЛЕТТО
(итал. balletto). Разновидность мадригала, вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра - введение в текст дополнительных "бессмысленных" слогов, типа "фа-ля-ля": отсюда еще одно наименование жанра - "фа-ля", впервые отмеченное английским композитором и теоретиком Томасом Морли (1597). Подобное употребление слогов, приобретшее широкое распространение в Англии, превращало некоторые разделы баллетто в чисто ритмические пассажи, напоминающие об инструментальных танцах. Тот же термин прилагается к чисто инструментальным разделам в оркестровых сюитах и клавирных циклах у авторов 17 и 18 вв. (например, Balletti Джироламо Фрескобальди) - как бы в напоминание о вокальном происхождении жанра.
БАРКАРОЛА
(итал. barcarolа). Инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом песни венецианских гондольеров (от итал. barca "лодка"). Баркарола обычно имеет спокойный темп и сочиняется в размере 6/8 или 12/8, с аккомпанементом, изображающим плеск волн за бортом гондолы. Известностью пользуются баркаролы Шопена, Мендельсона, Форе (фортепианные), Шуберта (для голоса с фортепиано) и Оффенбаха (для солистов, хора и оркестра в опере Сказки Гофмана).
ВАРИАЦИИ
(лат. variatio, "изменение"). Вариационность - один из основополагающих принципов музыкальной композиции (см. вступительный раздел настоящей статьи); вариации могут быть и самостоятельной инструментальной формой, которую легко представить в виде следующей схемы: А (тема)-А1-А2-А3-А4-А5 и т.д.
ДИВЕРТИСМЕНТ
(итал. divertimento, франц. divertissement, "развлечение"). Форма легкой, развлекательной инструментальной музыки, особенно популярная в Вене в конце 18 в. Дивертисмент сочинялся для небольшого ансамбля духовых или струнных и по форме напоминал старинную сюиту, состоявшую из разных танцев. С другой стороны, дивертисмент содержал в себе некоторые черты будущей симфонии. Немало дивертисментов можно найти в наследии Гайдна и Моцарта.
ДУЭТ
(итал. duetto от лат. duo, "два"). Вокальная или инструментальная пьеса для двух исполнителей с аккомпанементом или без него; партии при этом равноправны.
ИНВЕНЦИЯ
(лат. inventio, "изобретение"). Этот термин впервые был использован композитором 16 в. Клеманом Жанекеном для обозначения шансон сложной формы. Позже термин применялся (как и термин "фантазия") к пьесам полифонического типа. В сочинениях Франческо Бонпорти он относится к сочинениям для скрипки и basso continuo (1712); в творчестве И.С.Баха название Инвенции носит известный клавирный цикл, состоящий из 15 двухголосных полифонических пьес. Вторая часть цикла, включающая 15 трехголосных пьес, носит авторское название Синфонии, но сегодня их чаще называют "инвенциями".
ИНТЕРМЕЦЦО
(итал. intermezzo, "между"). Исполняется между разделами произведения (например, между сценами в опере), обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены либо заполнить паузу, необходимую для перемены декораций (например, в Сельской чести Масканьи). В другом значении термин "интермеццо" появляется в итальянской опере конца 17 и начала 18 вв.: так называли небольшое представление развлекательного характера с персонажами народного типа, чьи похождения сильно отличаются от "высоких" чувств героев "серьезной" оперы. Эти интермеццо, исполнявшиеся между актами оперы, пользовались большим успехом; яркий пример - Служанка-госпожа Дж.Перголези. Они исполнялись и отдельно, послужив таким образом основой жанра комической оперы. В музыке романтической эпохи термин "интермеццо" относится к небольшим пьесам медитативного характера, пример - фортепианные интермеццо Шумана (ор. 4) и Брамса (ор. 76, 117).
КАНОН
(греч. kanon, "правило", "образец", "мерило"). Полифоническая пьеса, основанная на точной имитации: голоса вступают поочередно с той же темой. В ранних образцах жанра словом canon обозначалась ремарка в нотах, указывавшая на способ исполнения канона. Канонические приемы впервые получили развитие в формах 14 в. - рота (итал. rota, "колесо") и качча (итал. caccia, "охота"). Если мелодическая линия может вернуться к началу и снова повторяться, образуется т.н. бесконечный, круговой канон (рота, рондола, раунд). Каноны весьма типичны для музыки ars nova в 14 в. и для искусства эпохи Возрождения: например, т.н. ракоход - канон в противодвижении, где мелодия сочетается с ее имитацией, исполняемой от конца к началу. Известный пример такого канона - шансон Гийома де Машо Мой конец есть мое начало, и мое начало есть мой конец. Замечательные инструментальные каноны имеются в циклах И.С.Баха Гольдберг-вариации и Музыкальное приношение, в квартете ор.76 (№ 2) Гайдна, в скрипичной сонате ля мажор С.Франка.
См. также ФУГА.
КАНТАТА (итал. cantata). Впервые название встречается в 17 в., когда быстрое развитие инструментализма выдвинуло необходимость четкого различения жанров, с одной стороны, включающих голоса (от итал. cantare, "петь"), а с другой - написанных только для инструментов (например соната, от итал. sonare, "звучать"). Название "кантата" могло относиться как к духовному, так и к светскому произведению; в последнем случае имелась в виду форма, напоминающая раннюю оперу, только меньшего размера: она состояла из ряда арий и речитативов для одного или нескольких певцов с аккомпанементом. Жанр кантаты достиг высшей точки своего развития в творчестве Баха, который обычно писал кантаты, основанные на лютеранских гимнах (хоралах), для солистов, хора и оркестра.
См. также ОРАТОРИЯ.
КАНЦОНА
(итал. canzone, "песня"). В 16 в. так называли светские многоголосные песни более простой структуры, чем мадригал. "Канцона" могла обозначать также инструментальную пьесу (canzonе de sonar, "песня для игры"). Инструментальная канцона аналогична по форме ричеркару или фантазии, отличаясь лишь более подвижным темпом. В опере 18-19 вв. канцоной называлась небольшая, простая по форме ария - в отличие от обычной, более развернутой арии: такова, например, канцона "Voi che sapete" в моцартовской Свадьбе Фигаро. В эпоху романтизма канцоной могла именоваться инструментальная форма, основанная на темах песенного характера: например, вторая часть Четвертой симфонии Чайковского.
КАНЦОНЕТТА
(итал. canzonetta). Маленькая канцона.
КАПРИЧЧИО
каприччо, каприс (итал. capriccio, франц. caprice). Инструментальная пьеса совершенно свободной формы. В 16-18 вв. каприччио представляло собой полифоническое, фугированное произведение, подобное фантазии, ричеркару или канцоне ("Capriccio sopra il cucu" Дж.Фрескобальди или каприччио из Второй клавирной партиты Баха). В 19 в. термин стали относить к ярко виртуозному произведению (24 каприса для скрипки соло Паганини), либо к небольшой пьесе импровизационного характера (фортепианные каприсы ор. 116 Брамса), либо к оркестровому сочинению типа попурри на народные или широко известные темы (Итальянское каприччио Чайковского).
КВАРТЕТ
(итал. quartetto; от лат. quartus, "четвертый"). Сочинение для четырех инструменталистов, как правило, в форме сонатного цикла. Наиболее распространен струнный квартет: две скрипки, альт, виолончель. Литература для этого ансамбля исключительно богата (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, целый ряд авторов 20 в. - например, М.Равель, Б.Барток, П.Хиндемит, Д.Д.Шостакович). Струнный квартет приобрел большое значение уже к середине 18 в. Название "квартет" может относиться также к ансамблю четырех певцов с аккомпанементом или без него (например, квартет из оперы Верди Риголетто). Встречаются и другие составы инструментальных квартетов.
КВИНТЕТ
(итал. quintetto; от лат. quintus, "пятый"). Сочинение для пяти инструменталистов, как правило, в форме сонатного цикла. Обычно к струнному квартету добавляется еще один инструмент - например, кларнет (квинтет ля мажор Моцарта, К. 581) или фортепиано (квинтет фа минор Брамса, ор. 88). Как и термин "квартет", "квинтет" может относиться к ансамблю певцов (Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры). Довольно распространен квинтет духовых инструментов.
КОНДУКТ
(лат. conductus, от conduco, "веду", "сопровождаю"). В 12-13 вв. хоровое произведение на латинский текст, светское или духовное. Кондукты были сначала одноголосными, а потом полифоническими - для двух, трех или даже четырех голосов. В отличие от других форм ранней полифонии, кондукт -свободная композиция, в нем не использовалась та или иная ранее существовавшая мелодия (т.н. cantus firmus). Другая характерная черта кондукта - использование во всех голосах единого текста и единого ритмического рисунка.
КОНЦЕРТ (итал. concerto, от лат. concertare, "состязаться"). Обычно - сочинение циклической формы для одного или нескольких солистов и оркестра. После 1750 концерт и симфония создаются примерно по одной модели, но, в отличие от симфонии, концерт обычно состоит из трех частей. См. также КОНЦЕРТ.
КОНЧЕРТО ГРОССО
(итал. concerto grosso, "большой концерт"). Жанр, типичный для эпохи высокого барокко (начало 18 в.), обычно трехчастный (быстро - медленно - быстро) или четырехчастный (медленно - быстро - медленно - быстро) цикл, в котором два или более концертирующих солистов (concertino) "состязаются" с остальным оркестром или ансамблем (tutti или ripieno).
КЭЧ
(англ. catch, от итал. caccia, "охота"). Круговой, бесконечный канон (английский синоним - "раунд") для трех и более голосов, распространенный в английской музыке 17-18 вв. Известно около полусотни кэчей, сочиненных Генри Перселлом.
МАДРИГАЛ
(итал. madrigalе). Один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Ранний, средневековый мадригал (Якопо да Болонья, Франческо Ландино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-"отыгрыши". Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный "ритурнель", в котором появлялся новый музыкальный материал. Развитая форма мадригала эпохи Возрождения сначала испытала на себе влияние фроттолы. Одно из высших достижений музыки своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем достаточно сильно проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало. Эволюция жанра на итальянской почве шла от простых, суровых хоров Якоба Аркадельта или Орацио Векки к сложным по фактуре и эмоционально богатым сочинениям таких авторов, как Лука Маренцио, Карло Джезуальдо и Клаудио Монтеверди. Расцвет английского мадригала (Уильям Берд, Томас Морли, Орландо Гиббонс) относится к более позднему периоду. Французский аналог мадригала - шансон (Клеман Жанекен) отличался широким применением изобразительных, звукоподражательных приемов. В немецком искусстве многоголосная песня (Lied) как национальный вариант мадригала не получила столь широкого распространения, как в других странах, и самые яркие мастера этого жанра не были немцами (голландец Орландо Лассо, фламандец Якоб Реньяр).
МАРШ (франц. marchе). Инструментальная музыка, обычно в двухдольном метре, изначально предназначавшаяся для сопровождения разного рода шествий, военных или гражданских. Марш существует в двух формах - прикладной и стилизованной; вторая форма может быть представлена как самостоятельными произведениями, так и частями циклов. Структура марша в принципе трехчастна; первый раздел - основная тема сменяется трио (их может быть одно или более), после чего следует реприза первого раздела. Марши сочинялись для военно-духовых оркестров (например, популярные в Америке пьесы Дж.Ф.Сузы), а также для симфонического оркестра (Бетховен, Вагнер, Верди, Прокофьев), для фортепиано (например, Бетховен, ор. 26 и 35) и для иных составов. См. также МАРШ. МЕНУЭТ. См. ТАНЕЦ. МЕССА (лат. missa, нем. Messe, англ. mass). Месса, евхаристическое богослужение, представляет собой главную службу в Католической церкви (аналогична православной литургии). Месса содержит разделы неизменяемые, употребляющиеся в любой службе (ординарий), и разделы, приуроченные к определенным дням церковного года (проприй). Структура и тексты мессы окончательно сложились к 11 в. Служба состоит из пяти основных частей, названных по первым словам открывающих эти части песнопений: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. За ними следует окончание мессы (Ite, Missa est ecclesia, "Идите, распущено собрание"; в православной литургии - отпуст). В музыкальных воплощениях мессы отразились стили разных эпох, при этом наиболее яркие в художественном отношении произведения нередко оказывались малопригодными для употребления за богослужением; случалось также, что мессы сочинялись композиторами, не исповедовавшими католичество. Среди самых известных образцов жанра - мессы Гийома де Машо, Гийома Дюфаи, Жана Окегема, Жоскена де Пре, Джованни Палестрины, а также Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Верди, Форе, Стравинского и др.
См. также МЕССА.
МОТЕТ
(англ., франц. motet). Название появляется в 13 в. и относится к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетом), т.е. в голос, который ранее просто вокализировался. В 13 в. мотеты были, как правило, многотекстовыми, т.е. в разных партиях звучали разные тексты, как церковные, так и светские, случалось даже - на разных языках. В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на церковный текст, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах - чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще.
В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, т.е. к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Перотина, Гийома де Машо, Джона Данстебла, Гийома Дюфаи, Жана Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена де Пре, Орландо Лассо, Палестрины, Томаса Луиса де Виктории, Уильяма Берда, Генриха Шютца, Баха, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
Термин используется главным образом в применении к операм Вагнера и его подражателей. См. ОПЕРА; ВАГНЕР Рихард.
НОКТЮРН
(франц. nocturne, итал. notturno, "ночной"). В конце 18 в. итальянским словом notturno называли камерную музыку, предназначенную для вечерних увеселений. В эпоху романтизма ноктюрн - лирическая инструментальная пьеса, часто отличающаяся развитой аккордовой фактурой. Первым назвал свои фортепианные пьесы "ноктюрнами" ирландский композитор и пианист Дж.Филд; его сочинения послужили моделью для ноктюрнов Шопена и прочей литературы данного жанра. В творчестве Мендельсона и Дебюсси можно встретить и оркестровые ноктюрны.
ОРГАНУМ
(лат. organum от греч. organon, "инструмент", "орудие"). Одна из самых ранних полифонических форм, впервые описана в теоретическом трактате Musica Enchiriadis (ок. 900). Старейший вид органума, параллельный, состоял из двух голосов - основного, содержавшего мелодию григорианского песнопения (vox principalis) и дополнительного, в котором та же мелодия звучала на кварту или квинту выше или ниже (vox organalis). Позже к ним стали присоединять третий голос - свободный контрапункт. В раннем органуме все голоса имели одинаковый ритмический рисунок и записывались в свободном метре, без тактовых черт; позже vox organalis приобрел мелизматический характер, т.е. на один слог текста приходилось уже несколько ритмических единиц. Среди образцов органума, созданных французскими мастерами школы парижского собора Нотр-Дам (Леонин, Перотин), встречаются такие, в которых разделы, где на один звук основного текста приходится несколько звуков контрапункта, чередуются с разделами, в которых голоса движутся в одном метре, но содержат разный мелодический материал. Впоследствии приложение разных текстов к таким метрически однородным линиям дало толчок к возникновению новой полифонической формы - мотета.
ПАРТИТА
(итал. partita от лат. pars, "часть"). Буквально - многочастное сочинение; название употреблялось И.С.Бахом для ряда его инструментальных сюит.
ПАССАКАЛЬЯ
(итал. passacaglia; исп. pasacalle, "уличная песня"). Источник жанра - медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в. Наиболее известные примеры жанра - пассакалья до минор для органа И. С. Баха, а в более позднее время - пассакалья в финале Четвертой симфонии И. Брамса, в Четвертом струнном квартете П. Хиндемита и в Первой симфонии С. Барбера.
ПАССИОНЫ
(буквально "страсти"; от лат. passio, "cтрадание"). Произведение ораториального характера, в котором излагается история последних дней жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст - по одному из четырех евангелий. См. ОРАТОРИЯ.
ПАСТОРАЛЬ
(франц. pastorale, "пастушья музыка"). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку. Жанр пасторали нередко встречается в произведениях, связанных с темой Рождества Христова (например, кончерто гроссо № 8 А.Корелли, написанное к празднику Рождества; Рождественская оратория Баха, Мессия Генделя).
ПЕСНЯ
(романс). В русском языке существует принципиальное различие между терминами "песня" и "романс": первый относится прежде всего к фольклорным жанрам, а также к разным типам их обработок и модификаций в композиторском творчестве; второй - к произведениям для голоса с аккомпанементом, преимущественно профессиональным и на профессиональные поэтические тексты, но иногда и к фольклорным (например, русский городской романс 19 в., являющийся популярной, фольклоризованной версией профессионального жанра). В немецком языке широкое распространение имеет термин Lied, соответствующий английскому song; оба они могут относиться к разным явлениям. Термин Lied появляется в рыцарских песнях миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде); позднее им обозначали: произведения мейстерзингеров (например, самого известного среди них - Ганса Сакса); полифонические песни 16 в. (Людвиг Зенфль, Орландо Лассо); песни 17 в. с аккомпанементом типа bassо continuo, который исполнялся на любом клавишном инструменте (или вообще на любом инструменте, где возможно извлечение аккордов), иногда вместе со струнными или духовыми (Адам Кригер); песни 18 в., в которых фольклорная простота сочетается с утонченным лиризмом; великолепные песни Гайдна, Моцарта и Бетховена; художественная песня Германии романтической эпохи - огромный корпус замечательной вокальной лирики. Наиболее крупными авторами романтической художественной песни были Шуберт (более 600 песен), Шуман, Г.Вольф, Р.Франц, Р.Штраус и Г.Малер. В русском языке по отношению к этим произведениям применяются и термин "песня", и термин "романс". Равным образом оба термина могут прилагаться к произведениям в данном жанре русских классиков, от Глинки до Прокофьева; сочинения современных авторов чаще называются "романсами", но иногда и "песнями" (например, песни Свиридова на стихи Бернса, Есенина, Блока). Выражение "песенная форма" часто указывает на простую двухчастную (А-В) или трехчастную (А-В-А) инструментальную форму, имеющую источником песню, как правило фольклорную.
ПРЕЛЮДИЯ
(франц. prelude; от лат. praeludere, "играть прежде"). Инструментальное произведение, служащее вступлением к последующей музыке. В 15 и 16 вв. прелюдиями иногда именовались небольшие пьесы для лютни (Франческо Спиначчино) или для клавира (Уильям Берд, Джон Булл) в аккордовой фактуре. Начиная с 17 в. прелюдия образует цикл с фугой, как, например, в Хорошо темперированном клавире Баха, либо открывает собой сюиту (Английские сюиты Баха), либо же служит вступлением к пению хорала (хоральные прелюдии). В 19 в. прелюдией может называться и оперная увертюра, особенно написанная в свободной форме. Тогда же название "прелюдия" как обозначение самостоятельного жанра появляется в фортепианной литературе (Шопен, Рахманинов, Скрябин), а также и в оркестровой (симфоническая прелюдия Дебюсси Послеполуденный отдых фавна).
РАПСОДИЯ
(греч. rhapsodia; от rhaptein, "сшивать", "составлять", "сочинять" и ode, "песня"). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное - например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина).
РЕЧИТАТИВ
(итал. recitativо; от recitare, "декламировать", "читать вслух", "рассказывать"). Мелодизированная речь, или музыкальная декламация, была впервые использована в ранних операх 16 в., хотя корни речитатива, несомненно, уходят в древнее пение за католической литургией (cantus planus). Как самостоятельное выразительное средство речитатив особенно культивируется в период раннего барокко: в речитативе композиторы пытались воспроизвести в обобщенном виде естественные речевые интонации, усиливая их смысл средствами мелодики и гармонии. Тогда речитативы обычно звучали в сопровождении клавира или органа, причем линия баса дублировалась струнными или духовыми. В опере и оратории 17-19 вв. речитатив служил развитию драматического действия: он воспроизводил разговоры или монологи персонажей, которые помещались между ариями, ансамблями и хорами. Простейший речитатив назывался по-итальянски recitativo secco ("сухой речитатив"): он исполнялся в свободном ритме и лишь изредка поддерживался аккордами. Затем стал преобладать более мелодизированный и выразительный речитатив (хорошо известный по операм К.В.Глюка, написанным после проведенной им оперной реформы): он назывался recitativo accompagnato (или stromentato) - "аккомпанированный", или "инструментальный" речитатив - и сопровождался всем оркестром. Блестящий пример выразительного инструментального речитатива содержит финал Девятой симфонии Бетховена.
См. также ОПЕРА.
РИЧЕРКАР
(итал. ricercar; от ricercare, "искать"). Инструментальная форма, весьма распространенная в искусстве 16-17 вв. Для нее характерен постоянный поиск (что отразилось в названии) возвращающихся тем и их места в общей структуре композиции. Подобно фантазии, ричеркар в области инструментальной соответствует мотету в области вокальной: форма возникает из последовательного фугированного развития нескольких мелодий. В отличие от мотета, где возникновение новых тем обусловлено появлением новых стихотворных (или прозаических) строк, в ричеркаре главенство принадлежит все же одной теме, и потому данную форму можно считать предшественницей высокоразвитой фуги баховской эпохи. Термин "ричеркар" может относиться и к неимитационному произведению, написанному в свободном инструментальном стиле и по характеру напоминающему токкату.
См. ФУГА.
РОНДО
(франц. rondeau; от rond, "круг"). Одна из старейших вокальных и танцевальных форм. Типичное рондо 13 в. было гомофонным (неполифоническим) произведением: труверы Северной Франции окружали каждую строфу своих песен повторяющимся рефреном (форма "виреле"). У таких композиторов, как Гийом де Машо, Жиль Беншуа и Гийом Дюфаи, рондо-виреле стали полифоническими. В испанских кантигах 13 в. - песнопениях, посвященных Деве Марии, - использовались аналогичные структуры, и они же имели место в итальянской баллате 14 в. и испанских виллансико 16 в. В 17 в. рондо выступало как часть инструментальной сюиты танцев (Ф.Куперен, Ж.Шамбоньер, Ж.Ф.Рамо): повторяющиеся проведения рефрена отделяли друг от друга разнообразные эпизоды. Итальянский аналог французской формы (rondo) стал широко применяться с начала 18 в. для обозначения самостоятельных инструментальных пьес. Структурный принцип этого рондо состоял в появлении повторяющегося раздела как обрамления эпизодов, экспонирующих новые темы. Основной тип рондо: А-В-А-С-А. К концу 18 в. рондообразные формы усложнились (А-В-А-С-А-В-А) и приблизились к вариационным (А-В-А1-В-А2-С-А3...) или даже (в результате сквозного развития основных тем) к сонатным.
СЕКВЕНЦИЯ
(лат. sequentia, "следование", "то, что идет вослед"). Музыкальное и текстовое расширение песнопения "Аллилуйя" в католической мессе. Примерно в 10 в. распространился обычай присоединять добавочный латинский текст (троп) к юбиляции (мелизматическому распеву, завершающему "Аллилуйю") и прежде использовавшему разные гласные (чаще всего "а" как последний гласный звук слова "аллилуйя"). В результате возник самостоятельный жанр латинской литургической поэзии - секвенция, связанный преимущественно с праздничными днями церковного года. В Средневековье исполнялись сотни разных секвенций, но постановлением Тридентского собора (1545) они были удалены из литургии, исключение составили четыре секвенции: знаменитая Dies irae (о Судном дне), Lauda Sion Salvatorem (на праздник Тела Господня), Veni sancte spiritus (на праздник Троицы), Victimae paschali laudes (пасхальная); позже была допущена также секвенция Stabat Mater (богородичная).
СЕКСТЕТ
(нем. Sextett; от лат. sextus, "шестой"). Этот термин обычно обозначает написанное в форме сонатного цикла сочинение для шести исполнителей. Состав секстета может быть разным; чаще всего это струнный квартет с двумя добавленными инструментами (например, секстет фа мажор Моцарта, К. 522, для квартета и двух валторн, секстет Брамса си-бемоль мажор, ор. 18, для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей). Название "секстет" может относиться и к вокальному ансамблю с аккомпанементом или без такового (секстеты в операх Свадьбе Фигаро Моцарта и Лючия ди Ламмермур Доницетти).
СЕРЕНАДА
(франц. serenade, итал. serenatа, "вечерняя музыка" или "вечернее развлечение"). К концу 18 в. это название уже не подразумевало вечернего или ночного исполнения (например, Маленькая ночная музыка, Eine kleine Nachtmusik у Моцарта). Как и дивертисмент, серенада была распространенным жанром композиции для небольшого инструментального ансамбля, который сочетал в себе черты уходящего в прошлое жанра сюиты и устремленного в будущее жанра симфонии. В серенаду входили, с одной стороны, менуэты, марши и тому подобное, а с другой - вариации и части, написанные в формах сонаты или рондо-сонаты. Весьма известные инструментальные серенады можно найти в наследии Моцарта, Брамса, Чайковского и Дворжака. Как вокальный жанр серенада представляет собой обращение к возлюбленной, некогда исполнявшееся в ночное время под окном дамы (примеры: серенада из Дон Жуана Моцарта, романс Шуберта Вечерняя серенада).
СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА
Программное оркестровое сочинение - жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры (Р.Штраус, Лист, Сметана, Римский-Корсаков и др.).
СКЕРЦО
(итал. scherzo, "шутка"). С середины 18 в. это слово встречается в названиях инструментальных или вокальных пьес шутливого характера (Клаудио Монтеверди, Scherzi Musicali, 1607; Иоганн Готлиб Вальтер, скерцо для скрипки соло, 1676). После 1750 скерцо становится исключительно инструментальным жанром, для которого характерны быстрый темп и, как правило, трехдольный размер. В это время скерцо встречается главным образом как часть сонатного цикла (симфонии, квартета). Особое значение приобретает скерцо в симфониях Бетховена (начиная со Второй), где оно окончательно вытесняет находившийся ранее на этом месте менуэт. В скерцо обычно сохраняется трехчастная форма, унаследованная им от менуэта (скерцо - трио - скерцо); иногда могут появляться и несколько трио (например, во Второй симфонии Брамса). В творчестве Шопена, Брамса и других композиторов той же эпохи скерцо становится также самостоятельным фортепианным жанром: это небольшие пьесы рапсодического стремительного характера с трио преимущественно лирического содержания. Подзаголовок "скерцо" дал П. Дюка своей симфонической поэме Ученик чародея.
См. также СИМФОНИЯ.
СОНАТА (итал. sonata; от sonare, "звучать"). В точном значении термина - многочастное сочинение для фортепиано либо струнного или духового инструмента с фортепиано. Сонатная форма - основополагающая структура, весьма часто применяемая в первых (а также и в иных) частях сольных инструментальных сонат, произведений для инструментальных ансамблей, симфоний, концертов и др. Смысл сонатной формы в том, что первое появле
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА,
1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание.
2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различных масштабов - период, простая и сложная двух-и трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Малые музыкальные формы могут использоваться как формы отдельного произведения или как составные части крупных музыкальных форм. Типичное строение крупной музыкальной формы: изложение (экспозиция) и точное или варьированное повторение основных тем, разработка - развитие основных тем или сопоставление с новыми, повторение ранее изложенного материала (реприза), заключение (кода). Смотри также Циклические формы.
класть [положить] на музыку [на ноты].
инструментовка. инструментовать.
оркестровка. оркестровать.
аранжировка. аранжировать.
клавир, клавираусцуг. сольфеджио.
симфонизм. симфонический (# музыка).
вокализация.
либретто. подтекстовка.
фугато.
ритмика. ритм. ритмический. ритмичный.
метрика. метр. стопа. такт. затакт. полиритмия.
мензура. фермата. синкопа. дуоль. триоль.
акцент. альтерация.
динамика - громкость. пиано. пианиссимо. форте. фортиссимо.
крещендо. декрещендо, диминуэндо. сфорцандо.
форма. каденция. каданс.
легато. легатиссимо. стаккато.
цезура. реприза. кода. стретта. запев. припев.
рефрен. ритурнель. свинч.
апассионато. анимато.
маэстозо. ажитато.
одноголосие. монодия.
вербункош.
ШКАТУ́ЛКА, -и, ж. Небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей. Старинная ш. с инкрустациями. Швейная ш. (для швейных принадлежностей).
Музыка́льная шкату́лка - см. Механические музыкальные инструменты.
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ШКАТУ́ЛКА, см. Механические музыкальные инструменты (см. МЕХАНИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА - см. Механические музыкальные инструменты.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА - игрушка, пришедшая на смену музыкальной табакерке 18 в., механический музыкальный инструмент в форме небольшого ящика. Заводной механизм вращает валик с шипами (штифтами), которые задевают за тонкие металлические пластинки. Вращающийся валик с шипами был применен в 14 в. в Нидерландах к карийону и позднее приспособлен для клавесинов и шарманок.
См. также
Жарг. арест., арм. Шутл. Пытка, истязание в виде несильных ударов по голове (напр., мягкой колотушкой). ББИ, 288; Балдаев 1, 258.
женщина, работа которой заключается в громком рекламировании чего-л., обычно косметики, бижутерии (в больших магазинах за отдельным столом).
Музыка́льная эксце́нтрика - трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральных досках и др.).
* * *
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ЭКСЦЕ́НТРИКА, трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральных досках и др.).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральных досках и др.).
нареч. к музыкальный (во 2 и 3 знач.).
Часы в темной столовой --- музыкально пробьют семь раз. Катаев, Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона.
нареч, кол-во синонимов: 11
благозвучно (9)
гармонически (9)
гармонично (22)
мелодически (9)
мелодично (15)
подобно музыке (2)
сладкогласно (9)
сладкозвучно (9)
сладкопевно (9)
стройно (25)
см. благозвучно
сладкозвучно, мелодически, мелодично, благозвучно, стройно, гармонически, сладкогласно, сладкопевно, гармонично
Музыка́льно-педагоги́ческий институ́т - им. Гнесиных, см. Российская академия музыки.
* * *
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - МУЗЫКА́ЛЬНО-ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т им. Гнесиных, см. Российская академия музыки (см. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ).
▲ жанр
балет.
опера - вокально - драматическое произведение (героическая #. романтическая #).
музыкальная комедия.
оперетта. опереттка.
опера - буфф. зингшпиль.
варьете. | мюзикл.
ревю. | дивертисмент.
тонадилья (стар). | арлекинада.
пастиччо (иностр).
вокально - хореографический (# композиция).
Музыка́льное воспита́ние - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное.
* * *
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - МУЗЫКА́ЛЬНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное.
МУЗЫКАЛЬНОЕ воспитание - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания - научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование). Основные средства - слушание музыки, хоровое пение, импровизации, музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги и лекции о музыке. Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное.
Музыка́льное инструментове́дение (органология), отрасль музыковедения, изучающая конструкцию, акустические и выразительные особенности музыкальных инструментов.
* * *
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ - МУЗЫКА́ЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕ́ДЕНИЕ, отрасль музыковедения (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ), изучающая конструкцию, акустические и выразительные особенности музыкальных инструментов (см. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) .
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ - отрасль музыковедения, изучающая конструкцию, акустические и выразительные особенности музыкальных инструментов.
Музыка́льное оформле́ние - музыка, сопровождающая драматический спектакль, фильм, радиопостановку и т. п.
* * *
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - МУЗЫКА́ЛЬНОЕ ОФОРМЛЕ́НИЕ, музыка, сопровождающая драматический спектакль, фильм, радиопостановку и т. п.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - музыка, сопровождающая драматический спектакль, фильм, радиопостановку и т. п.
Музыка́льное ударе́ние - то же, что политоническое ударение.
* * *
МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ - МУЗЫКА́ЛЬНОЕ УДАРЕ́НИЕ, то же, что политоническое ударение (см. ПОЛИТОНИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ).
МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ - то же, что политоническое ударение.
См. accent musical.
МУЗЫКА́ЛЬНОСТЬ, музыкальности, мн. нет, жен.
1. отвлеч. сущ. к музыкальный во 2 знач. Музыкальность исполнения. Музыкальность певца.
2. Одаренность в отношении музыки. Отличаться тонкой музыкальностью.
-и, ж.
1. Свойство по прил. музыкальный (во 2 знач.); способность к музыке, к пониманию музыки.
Музыкальность ребенка.
◊
У него была редкая музыкальность, редчайшая восприимчивость, он запоминал мгновенно напев, услышанный им. Никулин, Федор Шаляпин.
2. Свойство по прил. музыкальный (в 3 знач.); мелодичность.
Музыкальность стиха.
◊
Свежесть утра, запах холодной росы --- и своеобразная, ни на что в мире не похожая музыкальность журавлиной переклички рождали в душе праздничное потрясение. Грибачев, Журавли скликаются.
- Комплекс природных задатков человека, позволяющих ему стать певцом, композитором, пианистом и т.п.