АМО-ЗИЛ - А́МО-ЗИЛ (Автомобильное Московское Общество - Завод им. А. И. Лихачева), российское предприятие по выпуску автомобилей, старейший автомобильный завод в России; переименован в 1933 в завод им. И. В. Сталина (ЗИС), в 1956-1992 - Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).
Основан 2 августа 1916 братьями С. П. и С. П. Рябушинскими (см. РЯБУШИНСКИЕ) и А. И. Кузнецовым как Московский автомобильный завод акционерного общества «Кузнецов, Рябушинские и Ко». Закладка завода Автомобильного Московского Общества состоялась в Тюфелевой роще на юго-восточной окраине Москвы. На АМО перешло большинство инженерно-технических кадров Русско-Балтийского вагонного завода (Руссо-Балт (см. РУССО-БАЛТ)), бывший директор этого завода Д. Д. Бондарев стал директором и строителем АМО. Первые машины планировалось выпустить весной 1917. К производству на АМО был принят в 1916 итальянский грузовой автомобиль «Фиат (см. ФИАТ)-15тер». Однако серийный выпуск АМО Ф-15 был начат только в 1924 из-за событий Первой мировой войны, русских революций и Гражданской войны. До 1917 на заводе производилась сборка автомобилей из импортных запчастей, в корпусах АМО было собрано только 150 грузовых автомобилей ФИАТ из итальянских деталей.
В июне 1918 завод был национализирован. До 1924 на заводе осваивалось производство автомобильных двигателей, производился ремонт автомобилей. Советской России после Гражданской войны для восстановления хозяйства был необходим собственный парк грузовых автомобилей.
Первые грузовики советского производства - десять полуторатонных машин АМО (см. АМО)-Ф15, созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924. Почти все детали АМО-Ф15 изготовлялись вручную. Внесенные изменения преобразили взятый за основу ФИАТ-15. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах.
В 1925 амовцы выпустили 113 машин, а в 1926 - 342. С наступлением в СССР эры индустриализации уже в первой пятилетке на ЗИСе (Заводе им. И. В. Сталина) появилось современное оборудование, новые модели и модификации. Количество автомобилей, выпускаемых на этом заводе, за 10 лет увеличилось почти в 35 раз.
В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Восток - в Ульяновск и Миасс, где вскоре стали выпускаться грузовики. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили производство грузовых автомобилей ЗИС-5. За годы войны с конвейера сошло около 100 тысяч грузовиков.
В 1942, несмотря на военное время, были начаты работы по созданию правительственного лимузина (см. ЛИМУЗИН) высшего класса ЗИС-110, за образец был взят лимузин фирмы «Паккард (см. ПАККАРД)». Впоследствии новый правительственный лимузин ЗИЛ-111 на международной выставке в Брюсселе в 1958 был награжден Почетным дипломом
Сразу после войны в 1946 началась очередная реконструкция завода ЗИСа, предназначенная для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948). В 1950 завод начал выпускать холодильники, которые на долгие годы стали лучшими по качеству в СССР и поэтому дефицитными.
В 1954 на заводе было создано специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. В 1955 на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127.
В 1956 после кончины И А. Лихачева (см. ЛИХАЧЕВ Иван Алексеевич) заводу было присвоено его имя. В 1958 на заводе начали собирать трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157.
В 1964 было начато массовое производство ЗИЛ-130, выпуск которого продолжался до конца 1970. В 1967 были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
В 1974 на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130. Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.
Начавшаяся в 1982 самая крупная реконструкция завода вскоре совпала с кардинальными изменениями в экономике страны. После распада СССР в 1991 порвались многолетние внутрисоюзные связи. Потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать переход на рыночные условия. Первоначально это привело к резкому падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства. В 1992 ЗИЛ был приватизирован первым в отрасли и преобразован в Открытое Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ). В связи с изменившейся конъюнктурой на ЗИЛе был разработан новый трехтонный малотоннажный автомобиль, рассчитанный на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов.
Основой семейства в 1996 стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301, оснащенных тракторным четырехцилиндровым дизельным двигателем Минского моторного завода. Автомобили этого семейства, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяли отечественный рынок. В 1996 появился магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 со спальным отсеком, способный буксировать автопоезда. С 1999 стали выпускать 10-тонные грузовики ЗИЛ-6309 и самосвал ЗИЛ-6409 с дизельным двигателем.
В 2003 была разработана программа реструктуризации завода, направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращению утерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановление хозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемыми дочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта. Было освоено производство автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода, которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2, а также выпуск разнообразной специальной техники: коммунальной, дорожно-строительной, мусоровозов, вакуумных, илососных, каналопромывочных, аварийно-ремонтных машин, автоцистерн, автоподъемников. Кроме автомобилей, на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов (14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн было отлито для Храма Христа Спасителя).