Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

юбилеев книга

Энциклопедия Кольера

ЮБИЛЕЕВ КНИГА - псевдэпиграфический текст, известный также под названиями Малое Бытие, Апокалипсис Моисея, Завет Моисея, Книга дочерей Адама и Жизнь Адама, которые встречаются в различных сочинениях, относящихся к этой книге или отдельным ее частям. На еврейском языке эта книга называется Сефер ха-Йовелим или Берешит Зута. Целиком она сохранилась лишь в эфиопском переводе с греческого текста. По общему признанию, эта книга изначально была написана на еврейском языке. Книга Юбилеев, согласно разным традициям, представляет собой тайное знание, переданное Моисею ангелом. Содержание книги, охватывающее период еврейской истории от сотворения мира до дарования Закона на Синае, совпадает с библейской Книгой Бытия и частью Книги Исхода, но выражает отличную от них точку зрения. Автор, имевший в своем распоряжении богатую традицию, произвольно добавлял или опускал различные детали. Его работа напоминает комментарий на библейский текст. Большинство исследователей сходится в том, что автор принадлежал к фарисеям и его намерением было утверждение абсолютного главенства Закона и защита традиционного иудаизма от влияния эллинизма, распространившегося в то время на значительной территории. Автор полагает, что Закон изначально существует на небесах и, следовательно, действует вечно. Поэтому Закон был известен патриархам, жившим по нему, а затем открыт Моисею, чтобы Израиль хранил его вечно. Особое значение в книге придается законам, касающимся морали, обрезания и соблюдения субботы. Из-за своей религиозной направленности Книга Юбилеев является одной из наиболее значимых псевдэпиграфических книг. В ней излагается система летосчисления: время состоит из юбилеев - периодов в 49 лет, разделенных на неделикаждой по 7 лет) и годы. Таким образом, каждое событие можно датировать как произошедшее в определенный год определенной недели определенного юбилея. Другой интересный аспект книги - ангелология и демонология, а также воззрения о наступлении мессианского царства. Автор, по-видимому, происходил из колена Леви и, возможно, сам был священником. Он полагал, что Мессия будет из рода Давида и колена Иуды (колено Вениамина уже прекратило существование). Считается, что книга составлена между 135 и 105 до н.э., хотя предложены и более поздние датировки (вплоть до 60 н.э.).

Полезные сервисы

апокрифы

Энциклопедия Кольера

АПОКРИФЫ (греч. apokryphos - сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не входили в Библию. Книги, которые протестанты называют "апокрифическими", у католиков называются "девтероканоническими", а книги, которые называют "апокрифическими" католики, у протестантов могут обозначаться по-разному (наиболее распространенный термин - "апокрифическая литература"). Древнее раввинистическое обозначение неканонических книг - "внешние книги"; термин "апокрифы" ввел в обиход применительно к неканоническим книгам Иероним, создатель Вульгаты. Некоторые из этих книг были написаны на еврейском языке, некоторые - на арамейском или на греческом, а некоторые содержат в себе христианские элементы. Книги, которые протестанты называют апокрифическими, а католики - девтероканоническими, составляли часть английских переводов Библии начиная с 1382. Они были включены в Библию короля Якова (1611), однако в современных стандартных англоязычных изданиях они, как правило, опускаются. Пуритане отказались от них на том основании, что эти книги не входили в первоначальный еврейский канон. Однако в Септуагинте эти книги присутствуют, а Иероним, следуя за Септуагинтой, включил их в Вульгату. Первоначально апокрифы издавались в корпусе канонических ветхозаветных книг, но в 1534 Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык впервые выделил их в особый раздел, помещавшийся между Ветхим и Новым Заветом. Эти книги носят следующие названия: Первая и Вторая книги Ездры, приложения к Книге Даниила (включающие Песнь трех отроков, Историю Сусанны и Повесть о Виле и драконе), прибавления к Книге Есфири, Книга Варуха вместе с Посланием Иеремии, Молитва Манассии, Первая и Вторая книги Маккавейские, Книга Товита, Книга Иудифи, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Книга Премудрости Соломона. Книги, которые называются апокрифическими у католиков, составляют обширный корпус сочинений, авторство и точное время написания которых неизвестны. Некоторые из них сохранились только во фрагментах, а некоторые и вовсе утрачены и известны лишь по упоминаниям у других авторов. Обычно эти сочинения подразделяют на две основных группы: ветхозаветные апокрифы и новозаветные апокрифы, - в зависимости от присутствия или отсутствия в них христианских элементов. Невозможно привести исчерпывающий перечень всех этих сочинений. Но наиболее важными среди ветхозаветных апокрифов считаются следующие: Псалмы Соломоновы, иудейские разделы Сивиллиных книг, книги Еноха, Вознесение Моисея, сирийский Апокалипсис Варуха, греческий Апокалипсис Варуха, книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Мученичество Исайи, Завет Иова, несколько сочинений, посвященных Адаму и Еве, История Иоанна Гиркана и разнообразные легендарные и апокалиптические сочинения. Среди новозаветных апокрифов упоминания заслуживают следующие: Никодимово Евангелие, Евангелие Фомы, Протоевангелие Иакова, Евангелие от египтян и Евангелие от евреев; ряд "деяний", включающих Деяния Иоанна, Деяния Фомы и Деяния Павла, а также - Дидахе, или Учение двенадцати апостолов; многочисленные послания, приписываемые Клименту Римскому, Игнатию Богоносцу, Поликарпу Смирнскому, апостолу Павлу и другим лицам; обширный корпус апокалиптических сочинений, к которым относятся христианские разделы Сивиллиных книг, Пастырь Гермы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Завет Авраама.

См. также ПСЕВДЭПИГРАФЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы