Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

суда на подводных крыльях

Энциклопедия Кольера

СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ - речные или морские суда, использующие устройство в форме крыла для того, чтобы поднять корпус судна над водой и уменьшить силы трения и сопротивления, ограничивающие скорость передвижения обычных судов. При движении в воде подводное крыло создает подъемную силу точно так же, как крыло самолета в воздухе. Профиль подводного крыла изогнут таким образом, что при перемещении в воде он создает суммарную силу, направленную вверх и выталкивающую судно из воды. Катера и корабли на подводных крыльях как бы летят над водой, и под водой остаются только подводные крылья и гребные винты. Корпус корабля соединяется с подводными крыльями стойками, также имеющими обтекаемую форму. При движении тела в жидкой среде возникают силы трения и другие возмущения, препятствующие движению, которые порождают суммарную силу сопротивления движению (силу торможения). Так как плотность воды в 800 раз больше, чем плотность воздуха, то при одной и той же скорости движения крыло самолета в воздухе и уменьшенное в 800 раз (по площади) подводное крыло будут создавать одинаковую подъемную силу.

См. также

АЭРОДИНАМИКА;

ГИДРОАЭРОМЕХАНИКА.

Типы подводных крыльев. Существуют два типа подводных крыльев, предназначенных для выталкивания корпуса судна из воды: частично погруженное крыло и полностью заглубленное крыло. Чем глубже в воде находится частично погруженное крыло, тем большая площадь его движется под водой и тем больше создаваемая им подъемная сила. Это свойство обеспечивает устойчивость движения судна по волнам. В случае полностью заглубленного крыла подъемную силу можно изменять, либо поворачивая все крыло (изменяя угол атаки), либо отклоняя закрылки, расположенные вдоль задней кромки неподвижного крыла (управление с помощью закрылков). В случае аппарата с заглубленными крыльями система автоматического управления регулирует наклон и высоту судна над водой и обеспечивает его балансировку. Устройство такого судна сложнее, чем устройство судна с частично погруженным крылом, однако первая конструкция более эффективна и обеспечивает плавное движение транспортного средства при волнении. Закрылками, отклоняемыми с помощью системы автоматического управления, можно снабдить и частично погруженное крыло, улучшая с их помощью плавность движения судна при сильном волнении. Подводные крылья нашли применение в конструкциях гибридных морских судов. Одной из наиболее удачных гибридных конструкций является катамаран с подводными крыльями, расположенными между корпусами.

<a href='/dict/схема' class='wordLink' target='_blank'>СХЕМА</a> <a href='/dict/военного' class='wordLink' target='_blank'>ВОЕННОГО</a> <a href='/dict/корабля' class='wordLink' target='_blank'>КОРАБЛЯ</a> на <a href='/dict/подводных' class='wordLink' target='_blank'>подводных</a> <a href='/dict/крыльях' class='wordLink' target='_blank'>крыльях</a> (<a href='/dict/внизу' class='wordLink' target='_blank'>внизу</a>), на <a href='/dict/которой' class='wordLink' target='_blank'>которой</a> <a href='/dict/показаны' class='wordLink' target='_blank'>показаны</a> <a href='/dict/стойки' class='wordLink' target='_blank'>стойки</a>, <a href='/dict/подводные' class='wordLink' target='_blank'>подводные</a> <a href='/dict/крылья' class='wordLink' target='_blank'>крылья</a>, <a href='/dict/гребной' class='wordLink' target='_blank'>гребной</a> <a href='/dict/винт' class='wordLink' target='_blank'>винт</a> и <a href='/dict/другие' class='wordLink' target='_blank'>другие</a> <a href='/dict/особенности' class='wordLink' target='_blank'>особенности</a> <a href='/dict/конструкции' class='wordLink' target='_blank'>конструкции</a>. 1 - <a href='/dict/антенна' class='wordLink' target='_blank'>антенна</a>; 2 - <a href='/dict/рубка' class='wordLink' target='_blank'>рубка</a> <a href='/dict/управления' class='wordLink' target='_blank'>управления</a>; 3 - <a href='/dict/датчики' class='wordLink' target='_blank'>датчики</a> <a href='/dict/высоты' class='wordLink' target='_blank'>высоты</a>; 4 - <a href='/dict/орудие' class='wordLink' target='_blank'>орудие</a>; 5 - <a href='/dict/помещения' class='wordLink' target='_blank'>помещения</a> <a href='/dict/для' class='wordLink' target='_blank'>для</a> <a href='/dict/команды' class='wordLink' target='_blank'>команды</a>; 6 - <a href='/dict/подсобные' class='wordLink' target='_blank'>подсобные</a> <a href='/dict/помещения' class='wordLink' target='_blank'>помещения</a>; 7 - <a href='/dict/судовой' class='wordLink' target='_blank'>судовой</a> <a href='/dict/двигатель' class='wordLink' target='_blank'>двигатель</a>; 8 - <a href='/dict/трансмиссия' class='wordLink' target='_blank'>трансмиссия</a>; 9 - <a href='/dict/стойки' class='wordLink' target='_blank'>стойки</a>; 10 - <a href='/dict/гондола' class='wordLink' target='_blank'>гондола</a>; 11 - <a href='/dict/гребной' class='wordLink' target='_blank'>гребной</a> <a href='/dict/винт' class='wordLink' target='_blank'>винт</a>; 12 - <a href='/dict/подводное' class='wordLink' target='_blank'>подводное</a> <a href='/dict/крыло' class='wordLink' target='_blank'>крыло</a>.

СХЕМА ВОЕННОГО КОРАБЛЯ на подводных крыльях (внизу), на которой показаны стойки, подводные крылья, гребной винт и другие особенности конструкции. 1 - антенна; 2 - рубка управления; 3 - датчики высоты; 4 - орудие; 5 - помещения для команды; 6 - подсобные помещения; 7 - судовой двигатель; 8 - трансмиссия; 9 - стойки; 10 - гондола; 11 - гребной винт; 12 - подводное крыло.

<a href='/dict/конструкции' class='wordLink' target='_blank'>КОНСТРУКЦИИ</a> <a href='/dict/крыльев' class='wordLink' target='_blank'>КРЫЛЬЕВ</a>, <a href='/dict/иллюстрирующие' class='wordLink' target='_blank'>иллюстрирующие</a> <a href='/dict/концепции' class='wordLink' target='_blank'>концепции</a> <a href='/dict/полностью' class='wordLink' target='_blank'>полностью</a> <a href='/dict/заглубленного' class='wordLink' target='_blank'>заглубленного</a> и <a href='/dict/частично' class='wordLink' target='_blank'>частично</a> <a href='/dict/погруженного' class='wordLink' target='_blank'>погруженного</a> <a href='/dict/крыла' class='wordLink' target='_blank'>крыла</a>.

КОНСТРУКЦИИ КРЫЛЬЕВ, иллюстрирующие концепции полностью заглубленного и частично погруженного крыла.

Конструкции судов на подводных крыльях. Суда на подводных крыльях различаются расположением крыльев. В самолетной (обычной) схеме большое крыло располагается впереди центра тяжести, подобно крылу на самолете. Несущая поверхность меньшей площади располагается сзади. В схеме "утка" крыло меньшей площади помещается впереди основного крыла. В тандемной схеме несущие крылья располагают на одинаковых расстояниях спереди и сзади от центра тяжести. В каждой из этих схем могут использоваться как частично погруженные, так и полностью заглубленные крылья. Обычная схема и схема "утка" применяются в конструкциях небольших судов на подводных крыльях; для судов большего водоизмещения предпочтительнее тандемное расположение подводных крыльев.

<a href='/dict/сторожевой' class='wordLink' target='_blank'>СТОРОЖЕВОЙ</a> <a href='/dict/корабль' class='wordLink' target='_blank'>КОРАБЛЬ</a> на <a href='/dict/подводных' class='wordLink' target='_blank'>подводных</a> <a href='/dict/крыльях' class='wordLink' target='_blank'>крыльях</a> <a href='/dict/вмс' class='wordLink' target='_blank'>ВМС</a> <a href='/dict/сша' class='wordLink' target='_blank'>США</a>.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ на подводных крыльях ВМС США.

Силовая установка. Для создания тяги на судах с подводными крыльями используют гребной винт или водомет (струя воды, создающая реактивную силу). Винт, располагающийся в хвостовой части гондолы, приводится в движение судовым двигателем с помощью системы передаточных шестерен и валов (редуктора). В случае водомета тягу создает реактивная сила струи воды, накапливаемой внутри корпуса и с помощью насоса выбрасываемой с большой скоростью через отверстие в транце корабля. На большинстве гражданских судов с подводными крыльями используются дизельные двигатели. На судах большого водоизмещения с движителями обоих типов для повышения скорости движения часто применяют газотурбинные установки.

См. также СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ.

Кавитация. При понижении давления (что происходит, например, на верхней поверхности подводного крыла, движущегося с большой скоростью) в жидкости образуются воздушные пузырьки. Это явление называется кавитацией. Кавитация оказывает неблагоприятное воздействие на подъемную силу и сопротивление подводного крыла. Кроме того, схлопывание пузырьков может привести к повреждению поверхности крыла и разрушению конструкции. Подводные крылья, у которых максимальная скорость недостаточна для того, чтобы вызвать кавитацию, называются бескавитационными крыльями. Предназначаемые для более высоких максимальных скоростей подводные крылья специально профилируют. Подводные крылья, вызывающие кавитацию и схлопывание пузырьков вдали от поверхности крыла, называются суперкавитирующими.

См. также КАВИТАЦИЯ.

Другие проблемы. Судно на подводных крыльях часть времени движется, как и обычный корабль, с погруженным в воду корпусом. Стойки, подводные крылья и гребные винты, расположенные под днищем корпуса, увеличивают осадку корабля. Чтобы устранить связанные с этой особенностью проблемы, подводные крылья можно сделать убирающимися. Однако и неубирающиеся подводные крылья находят широкое применение в конструкциях судов. Как и в случае самолета, каждая дополнительная единица веса судна на подводных крыльях требует соответствующего увеличения мощности двигателя и расхода топлива. По этой причине в конструкции судов на подводных крыльях находят широкое применение легкие высокопрочные материалы (алюминий, пластмассы, композиты) и высокоэффективные силовые установки большой мощности. Наряду с обычными судовыми дизелями используются газотурбинные двигатели и вспомогательные устройства, аналогичные тем, которые применяются в авиации. Стойки и профили крыла изготавливают из лучших сортов стали. Для судов на подводных крыльях были разработаны уникальные трансмиссии, гребные винты и системы управления.

ЛИТЕРАТУРА

Ваганов А.М. Проектирование скоростных судов. Л., 1978 Клейтон Б., Бишоп Р. Механика морских судов. Л., 1986 Иконников В.В., Маскалик А.И. Особенности проектирования и конструкции судов на подводных крыльях. Л., 1987

Полезные сервисы