Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

галаха

Энциклопедия Кольера

ГАЛАХА - законодательная часть раввинистической литературы, а также вся нормативная сфера в иудаизме. Термин происходит от еврейского глагола "галах" - "идти" или "ходить" - и обозначает "путь действия", "истинный путь жизни", "руководство", "традицию" и "обычай". На такое употребление слова "ходить" указывает Псалом 14, где праведным называется "тот, кто ходит непорочно". Поскольку еврейская жизнь во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы. В форме множественного числа ("галахот") это собрание законов. Хотя собрания законов появляются еще в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай и устно передавалась из поколения в поколения, пока не была записана в Мишне. Исторически установлено, что развитие Галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни. Ранние учителя Галахи назывались "соферим" (писцами). Поздние учителя (таннаи, рабби и амораи) занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамалиил сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иудой ха-Наси, стала основным текстом Галахи, и все дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. См. также

АГАДА;

ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА СВОДЫ.

Полезные сервисы

ковчег

Энциклопедия Кольера

КОВЧЕГ - слово, используемое в русском Синодальном переводе Библии для передачи двух различных еврейских терминов: "тева" и "арон". Слово "тева" в Книге Бытия обозначает судно, которое построил Ной (Ноев ковчег), чтобы спасти себя и свою семью от потопа. Корзина из тростника, в которую положили младенца Моисея и оставилитростнике у берега реки" (из-за того, что фараон повелел топить всех новорожденных еврейских мальчиков), также названа "тева" (Исх 2:3). Ковчег Завета ("арон") - ящик, изготовленный израильтянами во время их скитаний в пустыне для хранения и переноски двух каменных скрижалей Завета, которые Бог дал Моисею. Ковчег был сделан из акации, обит золотом изнутри и снаружи, покрывался крышкой из чистого золота, увенчанной золотыми изваяниями двух херувимов (Исх 25). Ковчег являлся самой важной святыней израильтян, в нем видели престол Божий и символ присутствия Бога. Во время скитаний израильтян в пустыне его носили священники или левиты на шестах, которые продевались в кольца, закрепленные на боковых сторонах. Ковчег хранился в Святом святых скинии. Позднее он был помещен в святилище в Шил, и наконец, в Святое святых Соломонова храма в Иерусалиме. Согласно Библии, ковчег находился под защитой Божьей силы. Когда филистимляне захватили его и поместили в храме Дагона в Ашдоде, статуя Дагона упала и разбилась (1 Цар 5:1-4). Позднее Оза, прикоснувшись к ковчегу, умер, пораженный сверхъестественной силой (2 Цар 6:6-7). Ковчег исчез, когда вавилоняне разрушили храм в 586 до н.э. Согласно Библии, он был спрятан в пещере пророком Иеремией (2 Макк 2:4-8). В послебиблейское время "священным ковчегом" ("арон ха-кодеш") называют шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Он размещается в синагоге в стене или около нее с той стороны, куда обращены молящиеся во время богослужениябольшинстве синагог - с восточной стороны). Перед ковчегом подвешен светильник с "вечным огнем" ("нер тамид"). Ковчег, символизирующий Святое святых Иерусалимского храма, - главная святыня синагоги, и когда его открывают, молящиеся встают. Занавес ("парохет"), закрывающий ковчег, напоминает завесу, которая отделяла Святое святых от основного помещения Храма.

См. также НОЙ.

Полезные сервисы