Асе́ев Николай Николаевич (1889-1963), русский поэт. Входил в футуристические группировки. От формальной изощрённости первых сборников («Зор», 1914) пришёл к лирико-философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэмах «Будённый» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семён Проскаков» (1928) - романтическая героизация революции. В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941) создал образ поэта, борющегося за новое искусство. Книга размышлений о поэзии, воспоминания «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).
* * *
АСЕЕВ Николай Николаевич - АСЕ́ЕВ Николай Николаевич (1889-1963), русский поэт. В поэмах «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семен Проскаков» (1928) - романтическая героизация революции. От формальной изощренности первых сборников («Зор», 1914) пришел к лирико-философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941) создал образ поэта, борющегося за новое искусство. Книга размышлений о поэзии, воспоминания «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).
* * *
АСЕ́ЕВ Николай Николаевич [28 июня (10 июля) 1889, Льгов Курской губ. - 16 июля 1963, Москва], русский поэт.
Годы учебы
Родом из обедневших дворян. Отец - страховой агент. Родители оказали большое влияние на развитие личности будущего поэта. Рано лишившись матери, Асеев воспитывался у деда - помещика и страстного любителя русского фольклора. Окончив Курское реальное училище (1907), поступил в Московский коммерческий институт (1908-10), затем перешел в Харьковский университет; одно время был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет).
«Выученик символистов»
С 1908 печатался в журнале «Весна», в 1912-14 - в журналах «Заветы», «Новый журнал для всех», «Проталинка», в альманахе «Первоцвет». Непродолжительное время был секретарем в журнале «Русский архив».
На раннее творчество поэта оказали влияние символисты (см. СИМВОЛИЗМ), прежде всего К. Д. Бальмонт (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей)). Был знаком с В. Я. Брюсовым (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), Вяч. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), С. П. Бобровым (см. БОБРОВ Сергей Павлович). «…Выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребенок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить» - писал о себе Асеев в книге «Проза поэта» (1930).
Несамостоятельность первых публикаций (1911) позволила поэту В. Шершеневичу назвать их «символической дешевкой». Но книги «Ночная флейта» (1914) и особенно «Оксана» (1916), посвященная Ксении Синяковой - красавице-жене поэта (с 1917) и единственной спутнице всей его жизни, свидетельствовали о незаурядном поэтическом даре Асеева. «...Среди молодежи..., возводившей косноязычие в добродетель и оригинальной поневоле, только двое, Асеев и Цветаева (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), выражались по-человечески» - писал позже Б. Л. Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович). Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам (см. ФУТУРИЗМ) группу «Центрифуга».
Маяковский и Хлебников в жизни Асеева
Во время Первой мировой войны в 1915 был призван в армию, служил в запасном полку в Мариуполе; освобожден от службы в связи с открывшимся туберкулезом, но в феврале 1917, несмотря на болезнь, был призван вновь. Служил в пехотном запасном полку в Гайсине, где был избран в Совет солдатских депутатов. Направленный в юнкерское училище, он вместе с женой уехал (вернее, сбежал) во Владивосток, где примкнул к футуристической группе «Творчество». Работал в советских учреждениях, в 1918 читал лекции о новейших русских поэтах в Японии. В 1922 вернулся в Москву. В это время им была создана поэма «Буденный». Большой популярностью стали пользоваться песни композитора А. А. Давиденко (см. ДАВИДЕНКО Александр Александрович), написанные на стихи Асеева: «Конная Буденного», «Первая конная», «Винтовочка».
В 1923 вошел в ЛЕФ (см. ЛЕФ) - литературную группу, возглавляемую В. В. Маяковским (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович). Дружба с Маяковским, с которым Асеев познакомился, скорее всего, в 1914 изменила не только его поэтическую манеру, но и саму жизнь. Он стал как бы «тенью» великого поэта, хотя ни мироощущением своим, ни песенным складом, ни прозрачностью стиха не был близок громоподобному Маяковскому. Велимир Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), чье словотворчество родственно русскому фольклору, был ему гораздо ближе. В «Лирическом отступлении» (1924) и «Синих гусарах» (1926), поэтических вершинах Асеева, особенно выразительна звукопись; хотя Асеев заявлял, что он «лирик по складу души, по самой строчечной сути», лирика в этих вещах приглушена, звук явно сильнее мысли и чувства.
После самоубийства Маяковского Асеев одно время выдвигался властью на роль первого поэта, получил за поэму «Маяковский начинается» (1940) Сталинскую (Государственную) премию (1941). Но по мере того как советская эпоха теряла внешние бодряческие черты, интерес к Асееву падал. При жизни он выпустил около 80 книг, в том числе несколько эссеистических, в которых проявил себя тонким ценителем стихов. В последнем прижизненном сборнике «Лад» (1961) отказался от новаторской формы стиха.
Помимо поэзии, Асеев страстно увлекался картами и бегами.