Эксперимента́льные ме́тоды
в языкознании - методы, позволяющие изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых
исследователем. Философской основой применения Э. м. в языкознании
является тезис о единстве теоретического и эмпирического уровней
познания. В современном языкознании термин «Э. м.» не является чётким;
лингвисты часто говорят об эксперименте там, где имеет место
наблюдение, прежде всего наблюдение над текстами (письменными и устными). Существенно, что
текст как таковой, будучи данностью, не может быть объектом Э. м.;
именно поэтому Э. м. неприменимы к изучению истории языка,
особенностей стиля определённого автора и т. п.:
в этих случаях следует говорить о наблюдении. Объектом Э. м. является
человек - носитель языка, порождающий тексты,
воспринимающий тексты и выступающий как информант для
исследователя. В лингвистическом эксперименте исследователь
может иметь подобным объектом самого себя или других носителей языка; в
первом случае следует говорить об интроспекции, во втором - об
объективном эксперименте. Термин «Э. м.» в языкознании появился во
2‑й половине 19 в. в связи с изучением экспериментальной фонетикой механизмов произнесения звуков и вначале
связывался не столько с активным оперированием изучаемыми объектами,
сколько с применением приборов (инструментальная фонетика).
Фактически Э. м. в языкознании используются постоянно при изучении
живых языков и диалектов - как бесписьменных,
так и тех, где тексты исследователю почему-либо недоступны.
Экспериментальная работа с информантами (нередко в сочетании с
наблюдением) непосредственно в среде носителей языка называется обычно
полевой лингвистикой.
Историю применения Э. м. в отечественном языкознании можно разделить
на 3 периода: 1) активное освоение Э. м. в фонетике, причём акцент
делается на сходстве Э. м. в языкознании и естественных науках (труды
В. А. Богородицкого, А. И. Томсона, Л. В. Щербы, М. И. Матусевич);
2) осознание Э. м. в языкознании как важнейшего способа получения данных
о живом языке вообще, включая его морфологию,
также проблемы языковой нормы, языковых контактов, патологии речевого развития и
пр. Эта научная программа впервые сформулирована Щербой («О трояком
аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», 1931);
3) реализация указанной научной программы и, как следствие этого,
углубление методологической рефлексии о
специфике Э. м. в языкознании по сравнению с Э. м. в других науках
(Л. А. Чистович, М. В. Панов, Ю. Д. Апресян, В. Б. Касевич,
Р. М. Фрумкина). Методологический анализ позволяет понять, что Э. м.
широко используются в традиционных для языкознания областях,
например в диалектологии (ср.
диалектологические вопросники), при изучении языковых изменений,
вопросов языковой нормы (ср. вопросники по произношению, морфологии, словообразованию), и в таких сравнительно
новых областях, как социолингвистика и психолингвистика, в последней Э. м. занимают
доминирующее место (А. А. Леонтьев, А. П. Клименко).
Последовательное применение Э. м. в исследовании различных уровней языковой системы и процессов функционирования
языка в обществе сделало необходимым использование статистических
методов при планировании эксперимента и обработке результатов (см. Лингвистическая статистика).
Разрабатывается теория лингвистического эксперимента, в
задачи которой входит осмысление того, какова специфика познавательных
установок лингвиста-экспериментатора. Существенно, что лингвист,
изучающий речевое поведение человека, имеет дело с объектом, равным
ему самому по сложности. В силу этого отношение «исследователь -
объект» в лингвистическом (равно как и в психологическом)
эксперименте превращается в симметричное отношение между двумя
исследователями: информант может иметь свою «теорию» об
экспериментаторе и соответственно изменять свое поведение в
процессе эксперимента, что может влиять на результаты в нежелательном
для экспериментатора направлении (феномен, хорошо известный
диалектологам). Особой сферой использования Э. м. являются машинные
эксперименты, проверяющие адекватность формализованных
действующих моделей языка (см. Автоматическая обработка текста).
Богородицкий В. А., Опыт физиологии общерусского
произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными, Каз.,
1909;
Вопросник по современному русскому литературному произношению, под
ред. М. В. Панова, М., 1960;
Кибрик А. Е., Методика полевых исследований, М., 1972;
Щерба Л. В., О трояком аспекте языковых явлений и об
эксперименте в языкознании, в его кн.: Языковая система и речевая
деятельность, Л., 1974;
Русский язык по данным массового обследования, М., 1974;
Прогноз в речевой деятельности, М., 1974;
Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980;
Фрумкина Р. М., «Язык и мышление» как проблема
лингвистического эксперимента, Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1981, т. 40, № 3;
Лабов У., Структура денотативных значений, пер. с англ., в
кн.: Новое в зарубежной лингвистике, в. 14, М., 1983.
Р. М. Фрумкина.