Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бельские

Гуманитарный словарь

БЕ́ЛЬСКИЕ - живописцы 18 в.

1) Б. Ив. Ив. (1719-99) - декоративный живописец. Учился у И. Я. Вишнякова, Д. Бона, Перизинотти, впоследствии долгое время сотрудничал с Дж. Валериани. С 1743 в СПб. С сер. 1740-х гг. и до самой смерти работал в "Канцелярии от строений", в особой "живописной команде", под рук. И. Я. Вишнякова. В 1760 возведен в ранг мастера. В "канцелярии" был исключительно популярен как педагог, внедряя в принципы обучения понятие школы как совокупности практических приемов исполнения определ. круга работ. Писал образа для собора Александро-Невской лавры, иконы для дворцовых церквей "Христос-Вседержитель" и "Богоматерь с Младенцем" (обе - 1764). За икону св. Павла (1769) получил звание акад., и она же послужила оригиналом для мозаики, исполн. в том же году в руководимой Б. мастерской. Из декоративных работ известны его плафоны, панно, множество десюдепортов для ими. дворцов. Оставаясь мастером декоративного стиля, тяготел к станковой живописи. Владение цветом, позволяющее передать форму предметов, внутреннюю экспрессию картины, мерцающие переливы красок, приближали опыты Б. к ист., монумент. живописи. "Архиерей во время служения литургии" (1770); упомянутая выше икона св. Павла; "Голова ап. Петра" и "Плач Петра" (1783).

2) Б. Ал. Ив. (1730-96) - живописец, брат И. И. Вельского. Крепостной (освобожден в 1773). С 1743 работал в петерб. "Канцелярии от строений", в "живописной команде", где и учился у Джироламо Бона, И. Я. Вишнякова. В 1770 произведен в мастера "живописного художества". Писал образа для Андреевского собора в Киеве; сохранилась его икона "Воскресение Господне" (1748); ряд панно - иллюстраций к "поучительным надписям", выполн. для Смольного ин-та, каждое из к-рых представляет собой жанровую сценку и одноврем. удачно передает средствами живописи лит. сюжет: "Не лги", "Не будь никогда праздна", "Не вреди никакому животному и не озлобляй его" (все - 1764). Писал театр. декорации, напр., к опере "Александр Македонский" (1757). Пользовался славой лучшего мастера декоративной живописи, выступая вместе с Дж. Валериани в качестве его помощника и автора панно, плафонов в имп. резиденциях в Петергофе, Царском Селе, Зимнем дворце. Исполнил 14 десюдепортов, характерная особенность к-рых - четкая композиция и широкая гамма цветов, "Цветы, фрукты и попугай" (1754). Известны его опыты в декоративном пейзаже - "Архитектурный вид" (1789), "Орловские ворота и руина в Царском Селе" (1788) и др.

3) Б. Ефим Ив. (1730? -78) - брат Ив. и Ал. Вельских, живописец. Работал в "живописной команде" "Канцелярии от строений". Писал театр. декорации совм. с Дж. Валериани, плафоны в Большом Царскосельском дворце, Зимнем деревянном дворце.

4) Б. Мих. Ив. (1753-94) - живописец. Учился в АХ, в классе портретной живописи у А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж.. Грёза в Париже. Известны его портреты "Учитель с двумя учениками" (1773) и "Композитор Д. С. Бортнянский" (1788), за к-рый художник получил большую Зол. медаль первого достоинства, и ряд копий: "Портрет Петра I" и "Гетман" И. Н. Никитина, "Девочки с куклой" Ж.. Грёза и др.

Полезные сервисы