Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

скальды

Энциклопедия Кольера

СКАЛЬДЫ - скандинавские поэты, состоявшие главным образом при дворах и творившие в период 800-1300. Самые ранние из дошедших произведений скальдической поэзии принадлежат Браги Боддасону (Bragi Boddason) по прозвищу Старый (9 в.), возможно, создателю жанра. Он был норвежец, как и скальды короля Харальда Прекрасноволосого (ок. 860-945); норвежцем был и Тьодольв из Хвина, автор Перечня Инглингов - родословной шведских королей. Вскоре, однако, это искусство монополизировали исландцы: Хальфредр Беспокойный Скальд славил деяния норвежского короля Олава Трюггвассона (ум. 1000), Сигват Тордарсон - Олава Святого (Харальдссона, ум. 1030), Арнор Скальд Ярлов - Магнуса Доброго (ум. 1069); еще многие продолжали эту традицию вплоть до 1300. Величайшим из скальдов был Эгиль Скаллагримссон (ок. 910 - ок. 990). В поэме Выкуп головы он блестящими строфами воспел своего врага, норвежского короля Эйрика Кровавая Секира, чем спас себе жизнь. Еще более значительны его сугубо личные стихи - песнь, посвященная его другу Аринбьерну, и поминальная песнь по погибшим сыновьям Потеря сыновей. Отдельного упоминания заслуживает скальд Кормак Эгмундарсон (10 в.), знаменитый своими любовными стихами. Скальды - первые профессиональные литераторы Исландии.

ЛИТЕРАТУРА

Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979

Полезные сервисы

олаф ii святой

Энциклопедический словарь

О́лаф II Святой (Olav den Hellige) (около 995 - 1030), король Норвегии в 1015 (или 1016) - 1028. Потерял престол в борьбе с Кнудом I. При Олафе II было завершено введение христианства в стране (причисленный после смерти к лику святых, стал почитаться как покровитель Норвегии).

* * *

ОЛАФ II Святой - ОЛАФ (Олав) II Харальдссон Святой (также Олаф Толстый) (Olav Haraldsson den Hellige ) (ок. 995 - 29 июля 1030, Стикластадир, близ Тронхейма), король Норвегии в 1015-1028. Завершил введение христианства в Норвегии.

Олаф был сыном местного конунга Харальда Гренландца, потомка Харальда I Прекрасноволосого (см. ХАРАЛЬД I Хорфагер), и, таким образом, мог претендовать на норвежский престол. Согласно традиƐؐج Олаф с 12 лет был в викингских походах. Он грабил на Западе, на Британских островах. Через некоторое время он крестился. Олаф возвратился в Норвегию в 1015 и подчинил ее себе в течение года. Олаф хотел основать правление на христианских законах, считая церковь своим союзником, а образцом - Карла Великого (см. КАРЛ Великий). Он активно строил церкви, привез с собой английских монахов, разделил Норвегию на церковные округа. Он также христианизировал внутренние районы Норвегии, пытался сломить могущество местных вождей. При этом он действовал как его родственник, первый христианизатор Норвегии Олаф Трюггвасон. Поэтому вскоре Олаф стал ненавистен большинству населения Норвегии. Многие ему изменили и приняли деньги от датского конунга Кнуда I Могучего (см. КНУД I Могучий), против которого Олаф выступал в союзе со шведским конунгом Энундом Олафссоном. В своем противостоянии с Кнудом Олаф не получил никакой поддержки внутри страны и ему пришлось покинуть ее. Некоторое время он находился у великого князя Ярослава Мудрого (см. ЯРОСЛАВ Мудрый). Через два года после смерти правителя Норвегии ярла Хокона Эйрикссона, Олаф, оставив своего малолетнего сына Магнуса у Ярослава, вернулся в Норвегию с армией, состоящей из его дружины, шведских добровольцев и лесных разбойников. Бонды (см. БОНДЫ) и знать выступили против него, и в битве при Стикластадире войско Олафа было разбито, а сам он погиб.

После его смерти Норвегией стал править сын Кнуда Свен и его мать Ольвива. Их правление по датскому образцу вскоре вызвало недовольство норвежцев. Правление датчан стало рассматриваться как наказание за убийство конунга. В народе стали говорить о чудесах, происходящих у места захоронения Олафа, и его друг, епископ Гримкель, провозгласил Олафа Святым. Вскоре многие вожди, выступавшие ранее против Олафа, признали его святость. Хотя Олаф официально так и не был канонизирован, его культ быстро распространился в Скандинавии. В Новгороде уже в конце 11 в. существовала церковь святого Олафа, построенная для готландских купцов. Олафу посвящены многие церкви. Скандинавская литература изобилует примерами исцелений, побед в безнадежных битвах и других чудес Олафа Святого. В крестьянской среде он наделялся рядом черт языческих богов - Фрейра (см. ФРЕЙР), приносящего урожай, и Тора (см. ТОР (в мифологии))-победителя, защитника от всякой нечисти. Олаф стал воплощением библейского идеала справедливого короля и рассматривался как «вечный король Норвегии». В 12 в. король Магнус Эйрикссон провозгласил себя «вассалом и подданным святого Олафа». Традицией ему приписывается введение первых христианских законов.

Полезные сервисы

эймунд