ШАРЛАТАНСТВО а, ср. charlatan m. Поведение, образ действия, свойственный шарлатану; бессовестный обман, основанный на незнании, невежестве окружающих. БАС-1. Малейший вид сокровенности .. ведет его <лекаря> к шарлатанству, которое есть бич Врачебной Науки. 1792. Дом. леч. 1 51. // Сл. 18 2 29. Сен-Жермен был шарлатан; но одним шарлатанством не мог бы он добиться известности, которою пользовался. Вяземский Фонвизин. || О чем-л. несуразном, морочащем людей. БАС-1. Неприятное наше положение перешло даже в опасность, когда простерли мы шарлатанство до обещания нашим согражданам сделать их счастливыми без денег. 1834. Сенковский Похождения одной ревижской души. // С. Соч. барона 367. Он <Пржевальский> старался знакомить азиятов не только с медицинскими шарлатанствами Европы. Дело 1875 4 2 173. - Лекс. Ян. 1806: шарлатанство; САН 1847: шарлата/нство.
актриса
Словарь галлицизмов русского языка
АКТРИСА -ы ж. actrice f. театр. Одна из наилучших актрис Французской комедии. Спб. в. 1735 189. Повелели Мы ныне учредить Русский театр для представлений трагедий и комедий театр .. А повелено для онаго набрать актеров и актрис. АТД 54. Пиеса потеряла бы весьма много, естьли бы ролю сию играла не такая искусная Актриса. МЖ 1 78. О именах актеров и актрисов из приложенной ведомости уведомитесь, и можно сказать, что с большим совершенством и похвалою роли свои играли. 1766. АВ 31 381. простореч. Санковская-с, это обстоятельная ахтриса. 1842. Вистенгоф Очерки моск. жизни. // Очерк 107. Общественное положение демоническая женщина может занимать разнообразное, по большей части она - актриса. Тэффи Демоническая женщина. // Санников 1999 81. Если Вы видите во сне, что влюблены в актера (или в актрису), то Ваши склонности и талант помогут Вам трудиться с удовольствием, не изнуряя себя работой. 1931. Во сне 51. Актер - это немножко меньше, чем мужчина, в то время как актриса - это больше, чем женщина. Р. Бартон. // ЛГ 24. 6. 1998. Актрисин, актрисиной. Великий Хормузда .. сознался, что никогда еще такое многосложное дело не поступало на его разбирательство, и не зная как решить, решил наугад - переселением души актрисиной в далай-ламу. 1834. Сенковский Похищение одной ревижской души. // С. Соч. бар. Брамбеуса 356. - Лекс. Нордстет 1780: актри/са.
Полезные сервисы
сенковский осип ив
Гуманитарный словарь
СЕНКО́ВСКИЙ Осип (Иосиф-Юлиан) Ив. (1800-58) - писатель, журналист; востоковед. Польский дворянин, уроженец Виленского у. Учился в Виленском ун-те. В 18-19 лет опубликовал ряд переводов с араб. и персид. В 1819-21 путешествует по Египту, Сирии, Турции. В 1821 приглашен в С.-Петербург на службу в Коллегии иностр. дел. В 1822 назначен проф. Петерб. ун-та по араб. и турецкой кафедрам. Активно преподавал около 10 лет, опубликовав за это время ряд иссл. по истории, филологии, этнографии мусульман и переводов с араб. Мн. ученики С. (П. С. Савельев, В. В. Григорьев, В. Г. Тизенгаузен) внесли большой вклад в развитие рус. востоковедения. В 1847 скандально порвал с науч. средой, представив для прочтения на торж. акте ун-та "диссертацию" "О древности имени русского", оказавшуюся веселой мистификацией. Как писатель С. дебютировал в "Полярной звезде" циклом "Восточных повестей" ("Бедуин", 1823; "Витязь буланого коня", 1824 и др.), представлявших собой лит. обработку вост. сюжетов. В 1833 скандальный успех имели лит. фельетоны С. "Большой вход у Сатаны" и "Незнакомка", опубл. в альманахе "Новоселье" под псевд. Барон Брамбеус. В том же году С. становится ред. ж. "Библиотека для чтения", рассчитанного на массового читателя, энциклопедич. по содержанию, но скрепленного единым стилем. Вмешательство С.-ред. в авторские тексты явилось причиной враждебн. отношения к нему значит. части рус. писателей. Ж., однако, добился рекордного числа подписчиков (до 5000) и исключит. популярности, особенно в провинции. С. - автор "восточных" и "светских" повестей, фантастич. романов, фельетонов, пародий и т. п. Годы 1833-36 были временем высшего взлета С., когда выходят лучшие его произведения: "Фантастические путешествия барона Брамбеуса" (СПб., 1833), цикл очерков "Петербургские нравы" ("Сев. пчела", 1833-34), пов. "Вся женская жизнь в нескольких часах" ("Библ. для чтения", 1834), "Похождения одной ревижской души" ("Новоселье", 1834), "Турецкая цыганка", "Записки домового" ("Библ. для чтения", 1835). В кон. 1840-х гг. в обстановке конфликта с лит. общественностью и цензурных преследований С. прекращает лит. и журналист. деят-ность. Занимается астрономией, химией, садоводством, изобретательством (в частности, конструирует "оркестрион" - инструмент, призванный заменить собой целый оркестр и занявший два этажа в доме С). Со временем, растратив свои немалые сбережения, С. был вынужден вновь обратиться к журналистике. С 1856 начал печатать в "Сыне Отечества" еженед. фельетоны "Листки барона Брамбеуса", имевшие неожиданно громкий успех. Человек блестящих дарований, не сумевший, однако, полностью реализовать себя ни в науке, ни в лит-ре, подтачиваемый во всех своих начинаниях скептицизмом, презиравший всяческие убеждения и теории и за улыбкой презрения, возможно, скрывавший, как полагал А. И. Герцен, угрызения совести, - С. представлял в жизни тип "лишнего человека", известный по литре той эпохи, тип, сформированный гнетущей общественной атмосферой николаевского царствования.
Соч.: Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбеуса): В 9 т. СПб., 1858-1859; Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса. М., 1989.
Лит.: Каверин В. Барон Брамбеус: История О. Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки для чтения". 2-е изд. М., 1966; Кошелев В. А., Новиков А. Е. "...Закусившая удила насмешка..." // Сенковский О. И. Сочинения барона Брамбеуса... М., 1989. С. 3-22.