ж.
Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом [Бог I] или природой.
ж.
Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом [Бог I] или природой.
ТЕЛЕОЛО́ГИЯ, телеологии, мн. нет, жен. (от греч. telos - конец, цель и logos - учение).
1. Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.).
2. Устремление, направление к какой-нибудь цели как внутренняя черта, характеристика чего-нибудь (научн.).
ТЕЛЕОЛО́ГИЯ, -и, жен. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью.
| прил. телеологический, -ая, -ое.
ТЕЛЕОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. telos (teleos) - достигший конца; цель и logos - учение] Идеалистическое учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой богом или природой целью. Критика телеологии. Сущность телеологии.
◁ Телеологи́ческий, -ая, -ое. Т-ие взгляды.
* * *
телеоло́гия (от греч. télos, род. п. téleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (X. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).
* * *
ТЕЛЕОЛОГИЯ - ТЕЛЕОЛО́ГИЯ (от греч. telos, род. п. teleos - цель и logos - слово, учение), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos - род. п. teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).
-и, ж.
Идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются богом, или является внутренними причинами природы.
[От греч. τέλειος - достигший конца, цели и λόγος - учение]
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греческого telos, родительный падеж teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г.В. Лейбниц).
ТЕЛЕОЛОГИЯ
(от гр.цель и слово): наука о целесообразности. Например, существуют два способа восприятия человеческой истории: либо мы ее рассматриваем как причинный порядок, как наше прошлое; либо мы ее рассматриваем в свете ее цели; в последнем случае мы имеем дело с телеологическим подходом. Понятия целесообразности и телеологии проанализированы Кантом в «Критике чистого разума»: телеологическое суждение может использоваться объективно лишь в том случае, если предметом мысли будет организм или произведение искусства. Потому что только в этих двух случаях части понимаются лишь на основе целого: так же как органы могут быть осмыслены лишь исходя из общего функционирования организма, элементы произведения искусства обеспечивают возникноиение общей формы,: от которой зависит эстетическое качество произведения. Телеологическое объяснение на основе целого противоположно механическому объяснению, исходящему из отдельных частей.
Телеология
(teleology), любая теория или оценка, утверждающая, что естественные или социальные явления можно объяснить не только причинами, но и целями, к к-рым они направлены. Телеологическое объяснение дается с т.зр. целей, намерений или функций, как, напр., в след, случае: Бабушка, почему у тебя такие большие зубы? - Чтобы легче было съесть тебя, мой милый! Аристотель рассматривал телеологические объяснения как одну из самых ясных разновидностей каузального объяснения и противопоставлял их объяснениям на основании производящих причин, т.е. исходного состояния, вызывающего дальнейший ход мыслей. Для Аристотеля ценность телеологического объяснения основана на метафиз. теории форм (универсалии), осн. родов, к к-рым относятся все предметы и к-рые определяют их конечное назначение. Вне подобного метафиз. обоснования такие объяснения трудно оправдать; в частности, механистическое мировоззрение, в значит, мере разделяемое совр. наукой, придает значение лишь производящей причинности и почти не оставляет места для понятия целенаправленности. Великие достижения теории эволюции Дарвина показали механистическую основу нек-рых телеологических объяснений в биологии. Совр. философия науки живо обсуждает проблему, в какой мере возможно совмещение этих двух подходов. Вероятно, самым знаменитым телеологическим рассуждением является доказательство бытия Бога: эмпирически наблюдаемая упорядоченность и целостность окружающего мира вкупе с нашими представлениями о взаимосвязи порядка и замысла предполагает существование Творца.
телеоло́гия, телеоло́гии, телеоло́гий, телеоло́гиям, телеоло́гию, телеоло́гией, телеоло́гиею, телеоло́гиями, телеоло́гиях
ТЕЛЕОЛОГИЯ и, ж. téléologie f. <н.-лат. teleologia <гр. telos конец, цель+ logia учение о.. Антинаучное религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому вся история мира является осуществлением заранее предопределенной, данной богом цели и все в развитии природы и общества целесообразно. БАС-1. Учение о теле. Физика есть наука о существе, свойствах, силах, действиях и цели всех видимых в свете тел. Как называются особые части физики? Соматология, стихиология, метеорология, минералогия, химия, зоология и телеология. Энциклопедия или краткое начертание наук и всех частей учености. М., 1781. // НИЖ 1987 8 83. - Лекс. Толль 1864: телеология; СИС 1937: телеоло/гия.
ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч., от teleios - конечный, и logos - слово). Учение о целесообразности бытия или о целях существования мира.
- Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели, которые или устанавливаются Богом (Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Лейбниц).