Бары́шников Михаил Николаевич (р. 1948), артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 живёт в США. В 1974-78 в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 художественный директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». В 1990 возглавил труппу «Танцевальный проект "Белый дуб"» (Флорида, хореограф М. Моррис). Снимался в кино («Поворотный пункт», «Белые ночи»), выступал на телевидении, в драматическом спектакле на Бродвее.
* * *
БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич - БАРЫ́ШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 1948), российский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967-74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 в США. В 1974-78 в труппе «Американский театр балета», в 1978-79 солист «Нью-Йоркского городского балета»; танцевал в труппах Королевского балета Великобритании, Марсельского балета, «Балет XX века» и др. В 1980-89 директор, балетмейстер и солист «Американского театра балета». С 1990 в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 возглавляет труппу «Уайт Оук Данс Проджект» (Флорида). Снимался в кино («Две жизни, один поворот», Голливуд), выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле на Бродвее.
* * *
БАРЫ́ШНИКОВ Михаил Николаевич (р. 28 января 1948, Рига, Латвия), русский артист балета.
Образование. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова
Обучался в Рижском хореографическом училище (педагоги Н. С. Леонтьева, Ю. П. Капралис), затем в Лениградском хореографическом училище у А. И. Пушкина, по окончании (1967) принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника (вращений, прыжков и заносок) принесли Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали). В театре исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (одноименный балет К. М. Сергеева (см. СЕРГЕЕВ Константин Михайлович), музыка Н. П. Червинского, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной (см. КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна) и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова, 1971). Охотно принимал участие в экспериментальных работах: Меркуцио в «Ромео и Юлии» И. А. Чернышова (музыка Г. Берлиоза, 1969), Дафнис в балете М. Мурдмаа (см. МУРДМАА Май-Эстер) «Дафнис и Хлоя» (музыка М. Равеля, 1974) и другие. Л. В. Якобсон (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович) поставил для Барышникова номер «Вестрис» (музыка Г. И. Банщикова; 1969, конкурсное выступление).
За рубежом
Репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 во время гастролей группы артистов в Канаде Барышников принял решение остаться на Западе, где открывалась возможность работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях. Переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Америкен Балле Тиэтр» (1974-78; в 1980-1989 руководитель труппы) и «Нью-Йорк Сити Балле» (1978-1979). Творческий репертуар Барышникова отмечен широтой диапазона - от старинной хореографии (например, А. Бурнонвиля (см. БУРНОНВИЛЬ Август)) до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Танцевал в постановках Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж), Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка С. С. Прокофьева, 1979), Ф. Аштона (см. АШТОН Фредерик) («Месяц в деревне», музыка П. И. Чайковского, 1985), Р. Пети (см. ПЕТИ Ролан) («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера (см. НОЙМАЙЕР Джон) («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли (см. ЭЙЛИ Алвин) («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), 1976), а также К. Макмиллана (см. МАКМИЛЛАН Кеннет), М. Грэхем (см. ГРЭХЕМ Марта), Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.
Творчество Барышникова и американская хореография
Демонстрируя высокий уровень исполнительства и вынуждая равняться на него, Барышников оказал немалое влияние на американскую хореографию. Политика, которую он проводил как руководитель «Америкен Балле Тиэтр», имела целью, с одной стороны, совершенствование техники и стиля, постановку классических спектаклей, знакомых ему по России, с другой - обогащение репертуара труппы экспериментальными работами. Его интерес к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно работал Барышников с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Й. Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка А. К. Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие. С конца 1980-х гг. Барышников выступает также в постановках Марка Морриса, а в 1990 основывает собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в 1990-96 выпускает три хореографических программы, включающие балеты этого и других балетмейстеров.
Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов в его участием - «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). Он выступал также в драматическом спектакле по мотивам Ф. Кафки «Метаморфозы» (1989).