Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вход господень в иерусалим

Энциклопедический словарь

Вхо́д Госпо́день в Иерусали́м - один из двунадесятых праздников. В основе - евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.

* * *

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой (см. ПАСХА христианская), в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).

Содержание праздника

Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (см. ЕВАНГЕЛИЯ) (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26 ) Осанна в вышних Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).

История праздника

Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому (см. МЕФОДИЙ Патарский), оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского (см. ЕПИФАНИЙ Кипрский), совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени (см. УТРЕНЯ) и Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны (см. АНТИФОН) и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне. Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне (лития (см. ЛИТИЯ)). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.

Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским (см. АНДРЕЙ Критский), Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Иосифом Студитом и Феодором Студитом (см. ФЕОДОР СТУДИТ), Феофаном, императором Львом VI (см. ЛЕВ VI Мудрый) Мудрым и др.

Особенности богослужения

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника - Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий - Пальмовое воскресенье.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), ни попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО), т. к. окружен днями Четыредесятницы (см. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА) и Страстной седмицы (см. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА).

Полезные сервисы