ср.
1. Лубяная часть коры молодой липы, вымоченная в воде и разделённая на узкие полоски, идущие на изготовление рогож и других изделий.
2. разг.
То, что растрепалось, разделилось на волокна.
ср.
1. Лубяная часть коры молодой липы, вымоченная в воде и разделённая на узкие полоски, идущие на изготовление рогож и других изделий.
2. разг.
То, что растрепалось, разделилось на волокна.
МОЧА́ЛО, мочала, ср., и (редк.) мочала, мочалы, жен. (мн. в том же знач., что и ед.). Лубяная часть коры молодой липы, сдираемая и затем вымачиваемая в воде, идущая на изготовление рогож. «А воробьи уж налетели и, теребя мочалу, нос просунуть силятся в овес.» Некрасов.
МОЧА́ЛО, -а, ср. Вымоченная лубяная часть коры молодой липы, разделённая на узкие полоски волокна, идущие на изготовление рогожи, кулей.
Мочало (или мочалку) жевать (разг. неод.) говорить об одном и том же, повторять хорошо известное.
| прил. мочальный, -ая, -ое.
МОЧА́ЛО -а; ср.
1. Вымоченный и разодранный на тонкие полоски липовый луб, используемый для изготовления рогож, верёвок, лаптей, мочалок и т.п. Плести из мочала рогожу.
2. Разг. О чём-л., сильно растрепавшемся, с неровно торчащими волокнами, ветвями, волосами и т.п. Верёвка разлохматилась, стала мочалом. Волосы перепутались в какое-то м.
◊ Жевать моча́ло. Разг. Нудно и бестолково говорить об одном и том же.
* * *
моча́ло - лубяные волокна коры липы. Из мочала изготовляют рогожи, кули, мочалки.
* * *
МОЧАЛО - МОЧА́ЛО, лубяные волокна коры липы. Из мочала изготовляют рогожи, кули, мочалки.
МОЧАЛО - лубяные волокна коры липы. Из мочала изготовляют рогожи, кули, мочалки.
-а, ср.
Волокно, получаемое из лубяного слоя липовой коры путем вымачивания (идет на изготовление рогожи, веревок и т. п.).
[Дед] вил из мочала и кудели веревку. Арамилев, В лесах Урала.
мочало (иноск.) - человек бесхарактерный, вялый, без воли
Где хвост начало, там голова мочало.
Ср. В думах часто дела плохо идут - когда головой управляет клика и, по пословице, - где хвост начало, там голова мочало, и наоборот.
*** Афоризмы.
См. клика.
Жевать мочало. Разг. Неодобр. То же, что жевать мочалку 1. (МОЧАЛКА). ЗС, 333; БТС, 560; Ф 1, 186; ФСРЯ, 157.
Класть на мочало. Кар. Погружать новую лодку в воду, чтобы она разбухла. СРГК 2, 360.
моча́ло
моча́лка, блр. мочу́ла, мочу́лка - то же. От мочи́ть, мо́крый, потому что мочало производится с помощью вымачивания коры в воде. Невозможно фонетически возведение к *мъчало (вопреки Миклошичу (см. Мi. ЕW 206), Преобр. (I, 563): моча́ло мыкают). В таком случае ожидалось бы *мчало.
- «На колу висит ..., начинаем всё сначала».
- «Где хвост - начало, там голова - ...» (посл.).
- Волокна из коры липы.
МОЧА́ЛОВ Пав. Степ. (1800-48) - драм. актер. К сценич. выступлениям готовился под рук. отца - С. Мочалова. Дебютировал на моск. сцене в 1817 ролью Полиника в пьесе В. Озерова "Эдип в Афинах". Занял ведущее положение в трагич. репертуаре благодаря стихийному темпераменту, эмоциональности, простоте. М. создавал образы романтич. героев, бунтарей-одиночек, людей порывистых и страстных. При глубине вдохновенности мн. сценич. созданий его игра часто отличалась неровностью, грубоватостью, неслаженностью. Успех пришел к М. в сер. 1830-х гг., когда личностная тема актера приобрела обществ. звучание. Именно тогда противостояние двух крупнейших рус. трагиков - М. и В. Каратыгиных - несло в себе не только эстетич. смысл, но и мировоззр. содержание. Уступая Каратыгину в искусности и внеш. эффектности, М. покорял зрителей глубиной переживаний и мощью порывов. Среди обширного репертуара актера можно выделить роли в пер. и переделках шекспир. трагедий (Ромео, Отелло, Ричард III, Лир, с необыкновенным успехом - Гамлет), в пьесах Ф. Шиллера (Фердинанд и Миллер - "Коварство и любовь", Карл и Франк - "Разбойники", Мортимер - "Мария Стюарт", Дон Карлос - в одноим. пьесе), в заруб. и отеч. мелодраме (Мейнау - "Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу, Жорж Мориц - "Графиня Клара д’Обервиль" О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери, Жорж Жермани - "Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино, Нино - "Уголино" Н. Полевого) и комедии (Радугин - "Пустодумы" А. Шаховского, Чацкий - "Горе от ума" А. Грибоедова). Отсутствие школы привело к исчерпанности таланта актера, в рез. чего в 1846 он был вынужден покинуть Малый т-р и завершил выступления на провинц. подмостках.
Моча́лов Павел Степанович (1800-1848), актёр, крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет - «Гамлет»), Ф. Шиллера (Карл Moop, Фердинанд - «Разбойники», «Коварство и любовь»).
* * *
МОЧАЛОВ Павел Степанович - МОЧА́ЛОВ Павел Степанович (1800-48), российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет - «Гамлет»), Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд - «Разбойники», «Коварство и любовь»).
МОЧАЛОВ Павел Степанович (1800-48) - российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет - "Гамлет"), Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд - "Разбойники", "Коварство и любовь").