Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

приключенческая литература

Энциклопедический словарь

Приключе́нческая литерату́ра - художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).

* * *

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

приключенческий

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова приключенческий

Синонимы к слову приключенческий

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

приключенческий фильм

Гуманитарный словарь

ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКИЙ ФИЛЬМ - типологическое определение фильма, содержащего авантюрный сюжет, напряженное действие, повествующего о неординарных событиях. В более узком жанровом смысле эл-ты П. Ф. присутствуют в детективе, вестерне, триллере, ф. ужасов, гангстерском и науч.-фантастич. кино. По законам П. Ф. часто строятся такие жанровые подвиды, как ф. карате и кун-фу, кинокатастрофы, кримин. и шпионские картины. Авантюрно-приключенч. мотивы встречаются в мелодраме и комедии.

В социопсихол. отношении П. Ф. отличаются компенсаторным эффектом и высокой степенью идентификации зрителей и героев. Именно поэтому П. Ф. едва ли не больше, чем др. киножанрам, присущ феномен серийности. В то же время с П. Ф. связаны достижения кино иск-ва: "Дилижанс" (реж. Д. Форд), "Леди из Шанхая" (реж. О. Уэллс), "Леди исчезает" и "К северу через северо-запад" (реж. А. Хичкок), "Хэммет" (реж. В. Вендерс) и др.

Осн. чертой П. Ф. является своеобразный "сдвиг" повседневности: чреватый опасностями и приключениями и влекущий за собой антинормативные действия. В качестве сдвига может фигурировать и объективная ситуация (война, рев-ция, освоение неведомых терр., природные катастрофы) и индивид. мотивы (поиски сокровищ, месть, спасение).

Наследуя антич. лит. традиции, сюжеты П. Ф. с самого начала строились вокруг необыкновенных, приподнятых над жизнью персонажей - инфернальных злодеев, гениальных преступников, пришельцев и противостоящих им мужественных, благородных героев. Позднее сформировалась и др. модель - героем становился заурядный обыватель, вовлеченный в неординарные обстоятельства. Приключенч. тенденции прослеживаются еще в ранних кинофеериях Ж. Мельеса. Первый расцвет П. Ф. в Европе пришелся на 1907-14 (франц. сериалы "Ник Картер", "Фантомас" и др.). В США зародился вестерн, восходящий к мифоэпич. канонам. Серийный амер. П. Ф. с участием Д. Фэрбенкса и Пирл Уайт завоевал мир. кинорынок в 20-е годы.

П. Ф. пережил второе рождение в кино США 30-х гг. Произошло слияние П. Ф. с ф. ужасов и гангстерскими ф., появились новые экзотич. герои (Тарзан, Кинг Конг).

Влияние гангстерских и криминальных картин США 30-40-х гг. ощутимо в нац. кинематографиях Европы 60-х гг. - начиная от интеллект. поисков франц. "новой волны" до "спагетти-вестернов", снятых итал. реж. под американизир. псевдонимами.

Наряду с этим в 50-60-е гг. существуют и нац. традиции - фильмы "плаща и шпаги" во Франции, "атмосферные" англ. П. Ф., ист.-приключенч. картины.

Как атрибут массовой мифологии, П. Ф. окончательно утвердился в сер. 60-80-х гг. в сер. о Фантомасе, Джеймсе Бонде, Супермене, а позднее в трилогии "Звездные войны", в ф. о Рэмбо и Индиане Джонсе.

В рус. дорев. кино П. Ф. развивался в русле авантюрного сериала ("Разбойник Васька Чуркин", "Сашка-семинарист"), приключенч. элементы проникали в сюжеты киномелодрам ("Волжский дьявол", "Драма на "Самолете"").

В 20-е гг. традиц. жанры были объявлены бурж. пережитком. П. Ф. послерев. лет строились либо вокруг приключений иностранцев, попавших в Сов. Россию ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1924; "Луч смерти", 1925; "Мисс Менд", 1926), либо под знаком эксцентрики ("Похождения Октябрины", 1924). Вместе с тем один из первых сов. П. Ф. "Красные дьяволята" (1923) показывал гражд. войну через классич. авантюрные коллизии.

Особенности сов. П. Ф. определились в 30-е гг. В нормативной системе тоталитарного кино необходимые атрибуты приключенч. жанров чаще всего объяснялись двумя путями: необычностью географии действия ("Золотое озеро", "Ущелье Аламасов", "Дети капитана Гранта") или происками вражеских шпионов ("Джульбарс", "На границе", "Ошибка инженера Кочина"). В обоих случаях гл. действующим лицом выступал коллектив.

Отд. категорией сов. П. Ф. являются воен.-приключенч. картины. В 1947 вышел "Подвиг разведчика", принесший на сов. экран качеств. новый образ одинокого героя, на свой страх и риск действующего во вражеском тылу. Эту традицию развили "Секретная миссия" (1950), "Звезда" (1949, вып. 1953), а позднее - "Щит и меч" (1968), "Мертвый сезон" (1968), телесериалы "Вызываем огонь на себя" (1964), "Майор Вихрь" (1967) и особенно "Семнадцать мгновений весны" (1973).

В 1956 вышел один из первых сов. кинодетективов "Дело № 306". В ф. "Огненные версты" (1957) схема вестерна-путешествия переносилась на почву гражд. войны. П. Ф. 60-80-х гг. можно подразделить на воен.-приключенч., партиз., ист.-рев., ф. о милиции, полит. детективы. В 80-е гг. были предприняты попытки создания сов. ф.-катастроф ("Экипаж", 1980; "Тревожное воскресенье", 1983; "Прорыв", 1986), в ф. о рев-ции и гражд. войне адаптировались схемы вестерна, криминального и гангстерского кино ("Белое солнце пустыни", 1969; трилогия о "неуловимых", 1961-71; "Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974; "Транссибирский экспресс", 1978; "Кто заплатит за удачу", "Хлеб, золото, наган", 1981; "Шестой", 1982), в ряде ф. разрабатывалась новейшая традиция "коммандос" и "зеленых беретов" ("В зоне особого внимания", 1978; "Ответный ход", 1981; "Одиночное плавание", 1985).

Лит.: Колодяжная В. С. Сов. приключенч. фильм. М., 1965; Приключенч. фильм. Пути и поиски: Сб. М., 1990.

Приключенческий фильм. Кадр из фильма «Секретная миссия». Реж. М. Ромм. 1950

<a href='/dict/приключенческий' class='wordLink' target='_blank'>Приключенческий</a> <a href='/dict/фильм' class='wordLink' target='_blank'>фильм</a>. <a href='/dict/кадр' class='wordLink' target='_blank'>Кадр</a> из <a href='/dict/фильма' class='wordLink' target='_blank'>фильма</a> <i>«<a href='/dict/секретная' class='wordLink' target='_blank'>Секретная</a> <a href='/dict/миссия' class='wordLink' target='_blank'>миссия</a>»</i>. <a href='/dict/реж' class='wordLink' target='_blank'>Реж</a>. <abbr>М.</abbr> <a href='/dict/ромм' class='wordLink' target='_blank'>Ромм</a>. 1950

Полезные сервисы

приключенческо-авантюрный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову приключенческо-авантюрный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

приключенческо-детективный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову приключенческо-детективный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

приключенческо-фантастический

Синонимы к слову приключенческо-фантастический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы