Толковый словарь
I ж.
1. Способность выражать мысль словами; умение говорить.
2. Язык в момент произношения слов; звучащий язык.
3. Характер произношения или произнесения.
4. Тот или иной вид, стиль языка.
5. Свойственный кому-либо язык, чья-либо манера говорить.
6. То, что говорят; слова, разговор.
7. разг.
Разговор, беседа, рассуждение.
8. Публичное выступление по какому-либо поводу.
9. Текст такого публичного выступления.
II ж.
Группа слов, предложение, представляющие собою чьё-либо высказывание (в лингвистике).
РЕЧЬ - сущ., ж., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? ре́чи, чему? ре́чи, (вижу) что? ре́чь, чем? ре́чью, о чём? о ре́чи; мн. что? ре́чи, (нет) чего? рече́й, чему? реча́м, (вижу) что? ре́чи, чем? реча́ми, о чём? о реча́х
1. Речью называется чья-либо способность говорить.
Органы речи. | Расстройство речи. | Нарушение речи. | Затруднённая, невнятная речь. | Членораздельная речь.
2. Речью называется способность формулировать какие-либо мысли.
Развитие речи включает пополнение словарного запаса, обучение согласованию слов, устный рассказ.
3. Если кто-либо лишился дара речи, то это означает, что этот человек утратил способность говорить от удивления, страха и т. п.
4. Речью называется стиль языка, слог.
Устная, письменная речь. | Книжная, художественная, стихотворная речь. | Народная речь. | Профессиональная, научная, деловая речь. | Обиходная, разговорная, повседневная речь. | Грубая, матерная речь. | Детская речь.
5. Речью называют звучащий язык.
Слово используется в речи для обозначения понятия. | В этот вечер в кинозале вперемежку звучала русская и японская речь. | Учёные обнаружили селение белых индейцев, речь которых совершенно не похожа на язык других индейских племён.
6. Оборотом речи называют устойчивое сочетание слов, которое обозначает какое-либо понятие.
7. Речью, речами называют разговор, беседу между людьми.
Заводить речь о чём-либо. | Пустые речи. | Умные речи приятно и слушать. | Как только речь зашла о жилье, выставляемом на продажу, все оживились.
8. Если кто-либо ведёт речь к чему-либо, то это означает, что этот человек в беседе с кем-либо преследует какую-либо цель.
9. Если о чём-либо не может быть и речи, то это означает, что кто-либо категорически отрицает возможность чего-либо.
10. Фраза О чём речь! употребляется для выражения охотного согласия с кем-либо, разрешения сделать что-либо.
11. Речью называется чьё-либо словесное выступление, обращённое к группе людей, обществу в целом.
Юбилейная, вступительная, заключительная речь. | Торжественная, предвыборная, программная речь. | Пламенная, захватывающая, великолепная речь. | Краткая, пятиминутная, часовая речь. | Пространная речь. | Выступить с речью перед рабочими. | Обратиться с речью к избирателям. | Записывать, транслировать речь президента. | Главы делегаций обменялись речами.
12. Прямая речь - это слова прямых обращений, диалогов между людьми в литературном или драматическом произведении, а косвенная речь - это пересказ авторской, прямой речи от третьего лица.
13. Части речи - это основные грамматические категории слов, которые определяются по форме задаваемого к ним вопроса (существительное, глагол и т. д.).
Английские слова в большинстве своём, совпадая по форме, могут быть совершенно разными частями речи.
речево́й прил.
Речевые навыки. | Речевые оттенки.
Толковый словарь Ушакова
РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А.Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
• Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.
Толковый словарь Ожегова
РЕЧЬ, -и, мн. речи, ей, жен.
1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие).
2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р.
3. Звучащий язык. Русская р. музыкальна. Звучит многоязычная р. Язык и р. (противопоставление системы языка и её функционирования).
4. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). О чем идёт р.? (о чём разговор?). Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя). О чём р.! (само собой разумеется, нет никакого сомнения в чём-н.; разг.).
5. Публичное выступление. Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании.
Части речи в грамматике: основные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся каждый общностью отвлечённого значения, грамматических категорий и синтаксических функций. Знаменательные и служебные части речи.
| прил. речевой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Толковый словарь Даля
Популярный словарь
Речь
-и, ж.
1) только ед. Способность говорить, выражать словами мысль.
Органы речи.
Расстройство речи.
Владеть речью.
2) только ед. Язык как средство общения между людьми.
Услышать родную речь.
Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать (Чехов).
3) только ед., какая Тот или иной вид, стиль языка, слог.
Стихотворная речь.
Письменные формы речи.
Устная речь.
Свист, грохот, лязг, движенье - заглушили живую человеческую речь. Немыслимыми сделали молитву, беседу, размышленье... (Волошин).
4) только ед. Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор.
Окающая речь.
Членораздельная речь.
Все споры разрешает не война, как пережиток варварской эпохи, а Человек, чья мысль и речь сильна, чье сердце откликается на вздохи (Северянин).
5) Слова, разговор, беседа.
Когда в объятия мои твой стройный стан я заключаю и речи нежные любви тебе с восторгом расточаю, безмолвна, от стесненных рук освобождая стан свой гибкий, ты отвечаешь, милый друг, мне недоверчивой улыбкой... (Пушкин).
6) Публичное словесное выступление.
Юбилейная речь.
Речь прокурора.
Будет на чуде ржа. И будет народ палачом без удержа. Речи будут его кумачовые. Живи. Будут руки его пугачевые в крови! (Хлебников).
Родственные слова:
речево́й (речевые навыки), речи́стый (речистый попутчик), велеречи́вый, красноре́чие
Этимология:
Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. рѣчь, ст.-слав. рѣчь ‘слово’, ‘речь’, ‘беседа’, ‘дело’ ← о.-слав. * reěčь).
Вести́ речь (к чему) - говоря, делая что-л., преследовать какую-л. цель, иметь в виду что-л.
Дар ре́чи - 1) способность говорить; 2) способность говорить свободно, красноречиво.
Ко́свенная речь грамм. - чужие слова, передаваемые в повествовании с помощью придаточного предложения.
Не верь реча́м, верь оча́м.
Не мо́жет (не могло́) быть и ре́чи (о чем) - о чем-л. невозможном.
Одна́ речь не посло́вица.
Пряма́я речь грамм. - чужая речь, переданная без изменений от лица говорящего.
Речь идет (о ком/чем) - вопрос касается кого-л. или чего-л.
Ча́сти ре́чи - грамматические разряды слов.
Переводоведческий словарь
речь
1. Функционирование языка в процессе коммуникации для передачи информации.
2. Та или иная разновидность общения при помощи языка, определяемая в своих свойствах обстоятельствами, целью коммуникации.
3. Система соответствий между множеством сообщений, характеризующаяся и континуумом.
4. Деятельность говорящего, применяющего речь/язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива.
5. Процесс говорения с использованием (употреблением) разнообразных языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращения (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответствующему ответу и т.п.).
Энциклопедический словарь
РЕЧЬ -и; мн. ре́чи, -е́й; ж.
1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить способность говорить от изумления, страха).
2. только ед.; с опр. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Устная, письменная р. Разговорная, книжная р. Художественная р. Стихотворная р. Профессиональная, народная, научная, деловая р. Детская р.
3. только ед. Звучащий язык; индивидуальная манера говорить. Образная речь.
4. Разговор, беседа; то, что говорят. Заводить р. о чём-л. Пустые речи. Умные речи приятно и слушать. Р. идёт о нашем будущем. Вести р. к чему-л. (говоря, преследовать какую-л. цель). Об этом речи не было (ничего не говорилось). Об этом не может быть и речи (этого не будет, невозможно). О чём р.! (разг.; несомненно, само собой разумеется).
5. Публичное словесное выступление. Юбилейная р. Надгробная р. Р. прокурора. Вступительная, заключительная р. Торжественная, предвыборная, программная р. Пламенная, захватывающая р. Краткая, пятиминутная, часовая р. Выступить с речью перед рабочими. Обратиться с речью к избирателям. Транслировать р. президента на съезде. Главы делегаций обменялись речами.
◊ Косвенная речь. Чья-л. речь, переданная в повествовании придаточным предложением, от лица повествователя. Прямая речь. Чья-л. речь, переданная в павествавании без изменений от лица говорящего. Части речи (см. Ча́сть).
◁ Речево́й, -а́я, -о́е. (1-3 зн.). Р-ые навыки. Р-ое богатство. Р-ые оттенки. Речу́га (см.).
* * *
речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, речевой акт), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
-----------------------------------
«Речь» - ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, 1906-17, Санкт-Петербург (Петроград). Фактический редактор - И. В. Гессен, П. Н. Милюков. Закрыта после Октябрьской революции.
Большой энциклопедический словарь
РЕЧЬ - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
-----------------------------------
"РЕЧЬ" - ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, 1906-17, Санкт-Петербург. Фактические редакторы - И. В. Гессен, П. Н. Милюков. Закрыта после Октябрьской революции.
Академический словарь
-и, мн. ре́чи, -е́й, ж.
1. только ед. ч.
Способность говорить, выражать словами мысль.
Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.
◊
Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть.
Речь - это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. Платонов, Занимательная психология.
2. только ед. ч.
Язык как средство общения между людьми.
Устная речь.
◊
Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, В усадьбе.
3. только ед. ч., с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог.
Художественная речь. Стихотворная речь.
◊
[Пушкин] переодетый, ходил даже по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, А. С. Пушкин.
Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, Города и годы.
4. только ед. ч.
Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор.
Окающая речь. Членораздельная речь.
◊
[Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. М. Горький, Мать.
Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, Соленая купель.
[Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. Глинка, Старосольская повесть.
5. Слова, разговор, то, что говорят.
[Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, Борис Годунов.
[Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, Ревизор.
- За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, В лесах.
|| разг.
Беседа, разговор.
[Паншин] навел речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочел две французские брошюрки. Тургенев, Дворянское гнездо.
Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Л. Толстой, Казаки.
Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, Слон.
6. Публичное словесное выступление.
Юбилейная речь. Надгробная речь. Речь прокурора.
◊
Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. Бахметьев, Преступление Мартына.
В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. Лебедев-Кумач, Народ не забыл своего Тараса.
◊
- косвенная речь
- прямая речь
- дар речи
- части речи
- вести речь
- речь идет
не может (не могло) быть и речи {о чем}
о чем-л. невозможном.
Татьяна приходила с работы такой усталой, что ни о каких серьезных занятиях не могло быть и речи. Жестев, Тархановы.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕЧЬ, конкретное говорение, протекающее во времени и облекающееся в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают не только процесс говорения (речевую деятельность), но и его результат (фиксируемые памятью или письмом речевые произведения).
Словарь церковнославянского языка
сущ. (греч. ἐπιλαλία) речь; слово; вина, обвинение. [] (Иоан. 18, 29). Речь жестокую языческих ласкательств скоро показав (Кан. пятидес. песн. 6, троп. 2).
Евразийская мудрость от А до Я.
РЕЧЬ -
действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других философов, это выражение определяет жизнь сознания: речь тогда будет неотделима от духовного понимания, от операций человеческого разума. Тем не менее, можно провести различие и заметить, что между пониманием, носящим необходимый характер (например, в математике, что три угла треугольника равны сумме двух прямых углов), и его выражением в речи, вклинивается свобода: человеческая речь всегда свободна и несет в себе элемент произвола, даже если отношение, которое мы хотим доказать, носит абсолютно необходимый характер.
Поговорки
Не пристать к речам чьим. Олон. Не обращать внимания на чьи-л. слова, не слушать кого-л. СРНГ 31, 404.
Речами тих, да сердцем лих. Народн. Неодобр. О двуличном человеке, подхалиме. Жиг. 1969, 221.
Мешаться в речах. Курск. Путаться, запинаться, заговариваться. БотСан, 86, 101.
Вышибаться из речей. Печ. Временно терять способность говорить, терять дар речи. СРНГ 35, 84.
Не найти речей. Сиб., Яросл. Потерять способность говорить (от смущения, растерянности); молчать, не суметь ответить кому-л.; не суметь повести разговор на какую-л. тему, в каком-л. русле. СФС, 158; ЯОС 8, 132; ФСС, 118.
Благонамеренные речи. Книжн. Ирон. О высказываниях, согласующихся с политикой правящих кругов. Заглавие сборника сатирических очерков (1872-1876) М. Е. Салтыкова-Щедрина. БМС 1998, 491.
Ловить речи. Орл. 1. Внимательно слушать говорящего. 2. Запоминать содержание разговора. 3. Записывать содержание разговора. СОГ-1994, 58.
Не принимать к речи кого, что. Кар. Не иметь желания разговаривать с кем-л., говорить о чём-л. СРГК 5, 175.
Не приставать к речи. Пск. Молчать. (Запись 1998 г.).
Отобрать речи у кого. Яросл. Потребовать объяснений у кого-л. ЯОС 8, 132.
Речи сахарные, а за пазухой камень у кого. Народн. Неодобр. О подхалиме. Жиг. 1969, 221.
Ставиться на речи. Олон. Вступать в разговор с кем-л. СРНГ 35, 84.
Твои бы речи да Богу в уши. Народн. Ответная реплика на добрые пожелания и предсказания. ДП, 55, 751.
Ввести в речь кого. Сиб. Вовлечь кого-л. в разговор. ФСС, 23.
Водить речь (речи). Арх. Разговаривать, обсуждать что-л. АОС 4, 158; Мокиенко 1990, 36.
Лить речь. Кар. Говорить много и складно. СРГК 3, 131.
Переводить речь. Ряз. Неодобр. Лгать, распространять ложные слухи, сплетни. СРНГ 35, 84.
Разводить/ развести речь. Яросл. То же, что водить речь. ЯОС 8, 132.
Речь круто живёт у кого. Помор. О человеке, с большим трудом говорящем по-русски. СРНГ 15, 329.
Родная речь. Ирон. 1. Разг. Мат, нецензурная брань. Мокиенко 1995, 89. 2. Жарг. угол. Воровской жаргон. Балдаев 2, 18; УМК, 178; ББИ, 211.
Афоризмы
Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * Язык
Язык (Речь) -
Пословицы и поговорки -
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами. -
Белинский В.Г.
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. -
Довлатов С.Д.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. -
Августин (Augustinus Sanctus)
Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. -
Вольтер (Voltaire)
Язык - одежда мыслей. -
Джонсон Сэмюэл (Johnson)
Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. -
Гете (Goethe)
Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели. -
Ривароль
Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом. -
Драйден (Dryden)
Язык и слова - ветка и листья сердца и свидетльствуют о том, сухо или зелено оно. -
Перес Антонио (Perez)
Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее язык, выбивается на нем, как медаль. - Х. Сехадор
История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем. ***
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. -
Толстой Л.Н.
Словарь русского арго
Орфографический словарь
речь, -и, мн. ч. -и, -е́й
Стилистический словарь
РЕЧЬ - функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык - социален, а Р. - индивидуальна; язык - установление, Р. - реализация; язык - фиксирован, Р. - свободна; язык - системен, Р. - бессистемна. Ученый не отрицал плодотворности исследования Р., но считал, что она может стать предметом лишь внешней, а не внутренней лингвистики, между тем именно последняя изучает языковую систему - "подлинный и единственный объект языкознания". К области внешней лингвистики Соссюр относил, в частности, проблемы стилистики.
В дальнейшем соотношение языка и Р. получило многочисленные истолкования: язык - общее, Р. - частное; язык - абстрактное, Р. - конкретное; язык - сущность, Р. - явление; язык - форма, Р. - субстанция; язык - психическое, Р. - физическое; язык - потенция, Р. - акт ее выявления; язык - конструкт, Р. - наблюдаемый объект; язык - система, Р. - текст; язык - инвариант, Р. - вариант; язык - целое, Р. - частное; язык - код, Р. - сообщение и др. Помимо признаков Р., выраженных в этих противопоставлениях, ее важнейшими свойствами являются: творческий характер, преднамеренность и обращенность к определенной цели, динамизм, вариативность.
В ряде концепций 20-30-х гг. XX в. понятия языка и Р. интерпретировались с функциональных позиций, чем создавалась теоретическая база для последующего формирования функциональной стилистики. Это, прежде всего, работы лингвистов, продолжавших традицию Бодуэна де Куртенэ, который еще в 1870 г. указывал на необходимость различения языка, с одной стороны, как комплекса составных частей и категорий, существующих только потенциально, и с другой - как непрерывно повторяющегося процесса, основывающегося на общительном характере человека. Так, Л.В. Щерба уточняет представления о неодноплановости языка, различая речевую деятельность, т.е. процессы говорения и понимания, языковую систему и языковой материал, под которым понимается совокупность всего говоримого и понимаемого, тексты. Л.П. Якубинский одним из первых поставил проблему функциональной дифференциации языка и Р. в связи с действием внеязыковых факторов - психологических и социальных, а также проблему диалогичности Р.
Интерпретируя взгляды Ф. де Соссюра, Г.О. Винокур писал о том, что Р. является не просто реализацией языковой системы, но целесообразным творческим использованием последней в соответствии с велениями разума, воли и чувства. При этом Р. - это не только индивидуальное говорение, но и особая нормативная структура, строящаяся сверх собственно системы языка. Несколько актов Р. - "уже не сумма индивидуальных актов только, а их система, обладающая… общеобязательной значимостью, смыслом, хотя бы и в узких, но все же социальных пределах". Дихотомия языка и Р., по мнению Г.О. Винокура, совпадает с противопоставлением языка и стиля. Поэтому стилистика может стать той лингвистической наукой, которую Ф. де Соссюр назвал лингвистикой речи.
Проблемы речевого общения в лингвофилософском ключе разрабатывал М.М. Бахтин (В.Н. Волошинов). Язык определяется ученым как непрерывный процесс становления, осуществляемый социальным речевым взаимодействием говорящих. Именно формы и типы речевого взаимодействия рассматриваются как исходный пункт методологически обоснованного порядка изучения языка. Единицей речевого взаимодействия является высказывание. Структура последнего, в том числе его стилистическое оформление, обусловлены ближайшей ситуацией говорения и более широкой социальной средой.
Согласно взглядам представителей Пражской школы, язык - это функц. система, служащая цели общения. Язык необходимо изучать во всех его существенных связях с внелингвистической действительностью.
Решительный поворот лингвистики к исследованию собственно Р. происходит в 1960-1970-е гг., чему в немалой степени способствует развитие теории речевой деятельности и функц. стилистики. Наряду с ними комплекс дисциплин речеведческого цикла образуют лингвистика текста, лингвопрагматика, анализ дискурса, неориторика, ряд направлений социолингвистики и нек. др. В функц. стилистике разрабатывается концепция стилевой дифференциации Р. и стилистико-речевой системности (см. Речевая системность функционального стиля), определяемой целостным комплексом экстралингвистических факторов, прежде всего базовых - видом социокультурной деятельности в единстве с соответствующей формой общественного сознания.
В последующие годы все более явственно начинает осознаваться потребность в построении теории Р., синтезирующей различные подходы. Намечаются проблемные области, которые этой теорией могли бы быть охвачены и соответственно - разделы речеве́дения. Это учение об участниках Р. - авторе, адресате, посреднике; о видах Р. - устной и письменной, диалогической и монологической, массовой, общественной или личной; предполагающей прямое или дистантное (во времени и пространстве) взаимодействие между коммуникантами; о сферах Р. - научной, административно-правовой, политико-идеологической, художественной, обиходно-бытовой, религиозной; о правилах Р., ее стратегиях и тактиках.
Лит.: Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. - М., 1963; Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965; Его же: Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966; Ее же: К основаниям функциональной стилистики. - Пермь, 1968; Ее же: Речеведческий аспект теории языка, "Stylistyka-VII", 1998; Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок. - М., 1967; Основы теории речевой деятельности. - М., 1974; Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974; Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М., 1976; Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. - М., 1977; Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М., 1983; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. - М., 1986; Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990; Винокур Г.О. Поэтика. Лингвистика. Социология // Филологические исследования. - М., 1990; Волошинов В.Н. (М.М. Бахтин), Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. - М., 1993; Шмелева Т.В. Речеведение. Теоретические и прикладные аспекты. - Новгород, 1996; Ее же: Так что же такое речь? // Речеведение. Научно-методические тетради, №1. - Новгород, 1999.
В.А. Салимовский
Формы слов для слова речь
ре́чь, ре́чи, рече́й, реча́м, ре́чью, реча́ми, реча́х
Синонимы к слову речь
сущ., кол-во синонимов: 68
1. слово; глагол (устар. высок.) „
2. говор; молвь (устар. и народно-поэт.)
3. см. разговор.
4. см. выступление 1.
5. см. язык
Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо.
Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести речь о чем. Провозгласить заздравный тост; предложить тост за (здравие) кого. Это только фраза, пустой набор слов. "До тонкости постиг все завитушки просьбенного и приказного слова". Тург. Поди-ка на пару слов. "Глас вопиющего в пустыне". Ис. 40, 3. "Глаголом жги сердца людей". Пушк. ..
Ср. слово. См. стиль
вести речь, держать речь, заводить речь, потерять речь...
Тезаурус русской деловой лексики
1.
Syn: голос
2.
Syn: выступление
Эпитеты
безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно-пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая (Златовратский); дерзновенная (Льдов); желчная (Тургенев); застенчивая (Козлов); измятая (Горький); ласковая (Аксаков, Льдов); медлительная (Авсеенко); медлительно-плавная (Коринфский); медовая (Мей); нудная (Бальмонт); обольстительная (Козлов); образная (Будищев); огневая (Щепкина-Куперник); плавная (Будищев); пламенная (Полежаев); покорно-ласковая (Годин); пылкая (Коринфский); равнодушная (Л.Толстой); рассудительная (Аксаков); скрипучая (Бальмонт); сладкая (Потапенко); сладкогласная (Полонский); сладкозвучная (Мей); соловьиная (Кольцов); степенная (Елпатьевский); страстная (Златовратский); тоскливая (Ратгауз); уверенная (Елпатьевский); цветисто-вычурная (Майков); цветистая (Величко); язвительная (Аксаков)
Эпитеты русского языка
1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа.
О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи.
Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт.), бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, взволнованная, вкрадчивая, внятная, возбужденная, возбужденно-радостная, восторженная, восторженно-пылкая, вялая, гнусавая, гортанная, горячая, громкая, громкогласная (устар.), громовая, грубая, живая, задористая(розг.), задорная, задумчивая, замедленная, запальчивая, звучная, картавая, кипучая, клокочущая, косноязычная, крикливая, лаистая (разг.), лихорадочная, медленная, медлительная, медлительно-плавная, мерная, могучая, молодая, монотонная, мягкая, невнятная, неторопливая, нечленораздельная, обрывистая, отрывистая, патетическая, певучая, плавная, пламенная, покойная, полноголосая, полнозвучная, порывистая, проникновенная, прочувствованная, пулеметная, пылкая, равнодушная, размеренная, резвая, резкая, ритмическая, сиплая, скрипучая, сладкогласная (устар. поэт.), сладкозвучная (устар. поэт.), спокойная, степенная, страстная, стрекочущая, стремительная, сухая, сюсюкающая, темпераментная, тенористая, теноровая, тихая, торжественная, торопливая, трескучая, тягучая, холодная, хриплая, чеканная, членораздельная, шёлковая (шелковая, нар.), шепелявая, эмоциональная.
О содержательности и значительности, доходчивости, ясности и лаконичности речи; о выражении какого-либо чувства, настроения; о форме, способе высказывания.
Безапелляционная, беспорядочная, бессвязная, бессмысленная, бессодержательная, бесхитростная, бесцветная, благодушная, бледная, важная, вежливая, верная, веселая, веская, ветреная, витиеватая, властная, водянистая, ворчливая, враждебная, вразумительная, выразительная, высокопарная, выспренняя, вычурная, гордая, горькая, грамотная, грозная, двусмысленная, деловая, дерзкая, дерзновенная, длинная, досужая, дурманная, душещипательная, желчная, задушевная, закорючистая (простореч.), заманчивая, занозистая (разг.), запутанная, злая, игривая, изобличительная, искренняя, кабалистическая, коварная, корявая, краткая, крепкая, кудрявая, культурная, лаконическая (устар.), лаконичная, ласковая, лицемерная, логическая, льстивая, малословная, медовая (устар.), медоточивая, многословная, мудрая, мятежная (устар.), надутая (разг.), наносная (устар.), напыщенная, нарядная, наставительная, невнятная, невыразительная, негодная (разг.), непонятная, несвязная, нечестивая, неясная, нудная, обольстительная, образная, открытая, отчетливая, пестрая, печальная, подлая, подобострастная, покаянная, покорная, полуграмотная, понятная, популярная, поучительная, похвальная, почтительная, правдивая, правильная, приторная, приторно-ласковая, простая, прямая, пугающая, пустая, пышная, радостная, разумная, рассудительная, рельефная, сахарная (нар.-поэт.), самобытная, самокритическая, самоуверенная, самоуничижительная, сбивчивая, связанная, сердечная, скованная, скользкая, скомканная, скупая, скучная, сладкая, слащавая, смелая, снисходительная, соблазнительная, соленая, сочная, спутанная, страдальная (устар.), страшная, строгая, стройная, суконная, сумбурная, тоскливая, точная, трогательная, туманная, тусклая, убедительная, уверенная, увесистая (разг.), увещательная, уклончивая, укорительная (устар.), умная, упрямая, усмешливая (разг.), успокоительная, успокоительно-благоразумная, утешительная, хвалебная, хитрая, хитростная (устар.), худая (устар.), цветистая, цветисто-вычурная, честная, четкая, чувствительная, шальная (разг.), шероховатая, щегольская, экономная, ядовитая, ядреная (простореч), язвительная, яркая, ясная. Булькающая, воспаленная, кисельная, лучистая, нагая, немытая, пергаментная, полноводная, скорострельная, сладкошепчущая, тихоструйная, увертливая. Диалогическая, канцелярская, книжная, косвенная, монологическая, народная, обиходная, письменная, поэтическая, простонародная, просторечная, прямая, разговорная, родная, стиховая, стихотворная, сценическая, устная, чужая и т. п.
2. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям.
Авторитетная, благонамеренная (устар.), бледная, блестящая, важная, вдохновенная, великолепная, верноподданническая (устар.), впечатляющая, выдающаяся, выразительная, высокопарная, горячая, громовая, деловая, длинная, жгучая, живая, забористая (простореч.), зажигательная, захватывающая, защитительная, изобличительная, интересная, короткая, крамольная, краткая, крепкая, критическая, логическая, многословная, мудрая, напутственная, наставительная, обвинительная, обличительная, огневая, огненная, остроумная, открытая, патетическая, пламенная, поджигательная (устар.), покаянная, поносная (устар.), потрясающая (разг.), правильная, практическая, продуманная, прозаическая, пространная, пустая, разгромная, разносная, самокритическая, сатирическая, сбивчивая, сильная, скучная, смелая, содержательная, сотрясательная (устар.), страстная, стройная, сумбурная, торжественная, туманная, тусклая, убедительная, удачная, умная, утешительная, утомительная, шумливая, эзоповская, ядовитая, яркая. Железная, зажигательно-казенная, непреложная, тараторливая. Вступительная, заключительная, застольная, надгробная, погребальная, поздравительная, политическая, предвыборная, приветственная, программная, траурная, тронная, юбилейная и т. п.
Идиоматика
Идеография
Лингвистика
Речь -
конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую
(включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью
понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его
результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально
закреплённых знаков, соотносящих понятийное
содержание и типовое звучание, а также как система правил их
употребления и сочетаемости. Речь и язык (код)
образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного
языка, взятого в определённом его состоянии. Речь есть воплощение,
реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через
неё выполняет своё коммуникативное назначение.
Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый
этим орудием вид общения; она создаётся «приложением „старого" языка
к новой действительности» (В. Скаличка). Речь вводит язык в контекст употребления (см. Прагматика). Речь конкретна и неповторима в
противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она
актуальна, язык же потенциален; будучи событием, действием, речь
развёртывается во времени и реализуется в пространстве, язык же
(код) отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка
конечна; речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков,
воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием), язык
(система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи,
образуемые их различительными и общими (интегральными) признаками;
иначе говоря, речь субстанциональна, а язык формален; речь активна и
динамична, система языка в большей мере пассивна и статична; речь
подвижна, язык относительно стабилен; речь линейна, язык же имеет
уровневую организацию (см. Уровни
языка), речь стремится к объединению слов в
речевом потоке, задача языка - сохранить их раздельность; речь есть
последовательность слов, язык вносит в неё иерархические отношения;
речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности
индивида, язык - достояние пользующегося им общества, он объективен по
отношению к говорящим; речь произвольна, язык обязателен (императивен);
речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений
фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нём народа; речь
преднамеренна и обращена к определённой цели, в отличие от
нецеленаправленности языка; речь контекстно и ситуативно
обусловлена, язык независим от обстановки общения; речь вариативна,
язык же (если отвлечься от проблемы диалектов) в
каждый период своего существования инвариантен; речь допускает элементы
случайного и неупорядоченного, в отличие от языка, образуемого
регулярными чертами своих единиц и отношений между ними; речь отнесена
к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения
своей истинности или ложности, к языку истинностная оценка
неприменима. За перечисленными различиями языка и речи, играющими в
разных концепциях бо́льшую или меньшую роль, иногда видят
противопоставление сущности и явления, общего и частного.
Речь обладает также свойствами, не противопоставляемыми
непосредственно отдельно взятым чертам языка и относящимися к способу
протекания речевой деятельности. Процесс речи характеризуется
определённым темпом, продолжительностью,
тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной чёткости, акцентом и т. п. Речь
может быть охарактеризована через указание на психологическое
состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к
собеседнику, искренность, по признакам своей формальной и смысловой
структуры. К речи применимы эстетические (стилистические) и этические
(нормативные) оценки. Индивидуальный характер - важнейший признак речи.
«Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой
самобытности» (В. фон Гумбольдт); язык же, по Гумбольдту, «есть
средство преобразования субъективного в объективное». Субъективность
речи проявляется в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои
мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определённым объектам
действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или
пишущий) отдаёт предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения
(фамильярному, официальному, почтительному, пренебрежительному,
прямому, косвенному и т. п.), использует высказывание с нужным для своих целей
коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей
окончательной определённости» (Гумбольдт). Речевое поведение
составляет существенную характеристику личности.
Разные типы речи (см. Функциональный
стиль) обладают неодинаковой степенью субъективности. Э. Бенвенист
противопоставлял дискурс (франц.
discours) - речь, «присваиваемую говорящим»
(различные жанры устного общения, дневники, письма, мемуары и пр.),
историческому повествованию (франц. récit).
Дискурс отличается от объективного повествования рядом грамматических
черт (системой времён, местоимений и др.), а
также коммуникативными установками. В расширительном смысле термин
«дискурс» используется для обозначения разных видов речи и речевых
произведений (например, прескриптивный, практический, ораторский
дискурс), связность и осмысление которых воссоздаётся с учётом всей
совокупности не собственно языковых факторов.
Речь тесно связана с мышлением (см. Язык и мышление). Некоторые учёные говорят о
речевом мышлении и этапах речемыслительного процесса
(С. Д. Кацнельсон). Мышление, как и выражающая его речь, различается по
степени объективности. Наиболее общим является противопоставление
теоретического (объективного) и практического (субъективного)
мышления (разума, рассудка). Соответственно различаются два вида
речи - теоретическое и практическое рассуждение. Цель первого -
установление истины. Оно следует логическим законам, непреложным и
независимым от субъекта. Задача второго - принятие решения или
предписание, т. е. выбор из ряда альтернатив, обусловленный
субъективными оценками и интересами. Каждый из этих видов речи обладает
особыми признаками (принципами установления связности, допустимостью и
характером противоречий, особенностями синтаксиса, модальностями
и др.). В иной плоскости противопоставляются практическая
(обыденная, бытовая) и поэтическая речь. Оба вида речи субъективны, но
поэтическая речь, в отличие от практической, допускает отчуждение от
автора и придаёт субъективному содержанию общечеловеческую значимость.
В то же время соединение поэтической речи с личным опытом и психикой
воспринимающего обеспечивает ей (в отличие от практической речи)
множественность интерпретаций.
Речь используется в разных социальных сферах и выполняет разные
функции (см. Функции языка).
Варьируясь, она приспосабливается к задачам и условиям своего
функционирования; явления речи типизируются, образуя относительно
самостоятельные системы - функциональные и индивидуальные стили,
которые характеризуются и модификациями самой системы (его лексики и в меньшей степени грамматики), и такими речевыми особенностями,
как длина предложений, набор коммуникативных целей, степень смысловой
полноты речи, её информативность, спонтанность или обработанность,
степень клиширования, использование
образных средств, допустимость разных интерпретаций и косвенных смыслов
и т. п. В индивидуальных отклонениях речи заложены истоки языковых
изменений. Язык творит речь и в то же время сам творится в речь. «Язык
одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр). Возможности
варьирования речи, однако, не беспредельны. Речь должна быть понята
адресатом, причём ключом к восприятию речи
служит общий для собеседников, надиндивидуальный язык, а также
наличие общих фоновых знаний и владение правилами вывода косвенных
смыслов. В известной степени «интересы понимания и говорения прямо
противоположны» (Л. В. Щерба). Поэтому в ходе речевой коммуникации «язык выступает в качестве
необходимого предела свободы» (Э. Косерю).
При помощи речи происходит общение между людьми, следующее
определённым социальным конвенциям. Общение создаёт коммуникативный
контекст, в котором реализуются речевые
акты. В речевом общении может быть выделен ряд аспектов,
соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный,
прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок),
межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой
(апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и
др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в речи, могут обособляться,
создавая самостоятельные формы общения - речевые жанры, «языковые
игры» (Л. Витгенштейн), различные не только по целям, но и по
распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников,
речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным
синтаксическим структурам, принципам установления связности реплик и
др.
Речь как один из видов социальной активности человека переплетается с
другими формами деятельности, в т. ч. трудовой, в процессе
осуществления которой она и возникла. Речь полифункциональна и с этой
точки зрения исследуется прагматикой.
Подход к речи как форме деятельности (см. Речевая деятельность) характерен для социо- и
психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых
ошибок и нарушений речи (см. Нейролингвистика), отношение речевых действий к
другим видам социальной активности человека (работы Н. И. Жинкина,
А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева и других), роль речи в
формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др.
Речь рассматривается как вид сознательной и целенаправленной
деятельности также в концепции лингвистической философии.
В рамках лингвистической философии сформировалась теория речевых
актов в её современной версии (работы Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла и
других).
Теоретическая разработка проблемы языка и речи связана с именем
Соссюра (см. Женевская школа),
относившего различение языка и речи к самому предмету исследования -
феномену языка (в его терминологии langage
‘речевая деятельность’), в котором, как считал он, соединены объекты
принципиально разной природы: язык (langue) и
речь (parole). Он считал, что, хотя в своём
существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг
к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения, а «речевая
деятельность, взятая в целом, непознаваема, так как она неоднородна».
Соссюр поэтому настаивал на разграничении лингвистики языка и
лингвистики речи. Концепция Соссюра подвергалась критике за слишком
резкое разграничение языка (системы языка) и речи, поведшее к чрезмерной
абстрактности метаязыка лингвистики, предмет
которой ограничивался системой языка. Идея неоднородности,
диалектической противоречивости феномена языка высказывалась учёными и
раньше. Так, Гумбольдт различал язык, определяемый им как деятельность
духа (ἐνέργεια), форму языка -
постоянные элементы и связи, реализуемые в речевой деятельности, и
продукт этой деятельности (ἔργον).
В советском языкознании 30‑х гг. 20 в. язык
рассматривался как полифункциональный феномен, изучение которого не
может быть отделено от конкретных форм речи. Система языка определялась
как совокупность правил речевой деятельности (работы Щербы,
Л. П. Поливанова, С. И. Бернштейна и других). Мысль Соссюра о
соприсутствии в феномене языка элементов системы и речи, напротив,
побуждала формулировать достаточно жёсткие принципы их разграничения.
А. Х. Гардинер предложил «применять наименование „язык" ко всему тому,
что является традиционным и органическим в словах и сочетаниях слов, а
наименование „речь" - ко всему тому, что определяется конкретными
условиями, „значением" и „намерением" говорящего». Достоянием речи он
считал прежде всего функции слов в высказывании и соответственно такие
категории, как субъект, объект, настоящее историческое, предложение,
понимаемое как отнесённое к действительности высказывание
(грамматическую структуру предложения Гардинер считал фактом
языка).
Сходные мысли уже раньше высказывались И. А. Бодуэном де Куртенэ,
разграничивавшим два вида единиц языка -
единицы языковые и функционально-речевые. В советском языкознании
А. И. Смирницкий относил к языку всё то, что воспроизводится в
речи (слова, фразеологизмы, морфологические формы), а к речи - всё то, что
производится в процессе коммуникации (словосочетания, конкретные предложения).
Подобная точка зрения вызвала возражения тех, кто видел в языке и речи
два аспекта одного феномена. Т. П. Ломтев полагал, что «все
лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной
они обращены к языку, другой - к речи». Единицы речи суть реализации
единиц языка. Эта точка зрения может быть применена к таким
конструктивным единицам, как фонемы, морфемы, слова, синтаксические структуры, ср. такие пары единиц,
как фон и фонема, морф и морфема, в которых «эмический» член принадлежит
системе языка и характеризуется инвариантными признаками,
реализуемыми в речевых вариантах (морфах, фонах). Между тем отрезки,
получаемые в результате членения речевого потока по фонетическим и конкретно-смысловым признакам, т. е.
слоги, такты (синтагма,
в понимании Щербы), сверхфразовые единства (для
письменной речи - абзацы), рассматриваются обычно только как единицы
речи (текста), хотя и они обладают некоторыми
типовыми характеристиками. Различение единиц языка и речи, согласно
этому взгляду, оказывается обусловленным величиной расхождений между
фиксируемым в системе языка типом и его речевыми реализациями. Для
фонемы, морфемы и слова это соотношение является иным, чем для
предложения. Некоторые учёные предложили выделять в языке иные, хотя и
соотносительные с противопоставлением языка и речи аспекты.
В информатике и теории коммуникации, оперирующих не только
естественными, но и искусственными языками, используется
противопоставление кода и сообщения. Те, кто рассматривает речь
в статическом, структурном аспекте, пользуются противопоставлением
системы и текста (Л. Ельмслев).
В ряде концепций выделяется не два, а три аспекта языка.
Мысль о возможности троякого подхода к языку, перекликающаяся с идеями
Гумбольдта, была высказана в 1931 Щербой, который различал: речевую
деятельность (процессы говорения и понимания речи), производимую
психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему
(словарь и грамматику языка); языковой материал, т. е. совокупность
всего говоримого и понимаемого в той или другой обстановке. Косерю
присоединил к оппозиции языка и речи третий компонент - норму, понимаемую как социально закреплённый узус - обязательные формы и стереотипы, принятые в
данном обществе. Сюда он относил не только явления речи (например,
ситуативно обусловленные стереотипы), но и явления языка, такие, как
отклоняющиеся от продуктивного образца парадигмы
склонения и спряжения.
Тем самым в системе языка и в речи был выделен некоторый «окаменевший»
компонент, охраняемый от изменений нормирующей деятельностью общества.
Некоторые исследователи (Й. М. Коржинек, Г. В. Колшанский) сводят
оппозицию языка и речи к противопоставлению реального объекта его
научному описанию (теоретической модели). Эта
точка зрения, заменяющая онтологическое различие эпистемическим,
уязвима, так как ставит существование языка (системы языка) в
зависимость от существования лингвистики, разрабатывающей модели его
описания, сама же система языка утрачивает стабильность, поскольку
одна и та же речевая реальность допускает различия в моделировании.
Соссюровское противопоставление языка и речи обернулось, таким
образом, проблемой реальности и объективности системы языка. Последняя
либо определялась как часть или аспект речи (текста), либо
отождествлялась с научной моделью, базирующейся на речевом материале,
либо понималась как некоторая психологическая или социопсихологическая
категория - языковое знание, языковая способность человека,
«совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове» (Соссюр).
Современной версией психологической традиции является введенное
Н. Хомским противопоставление языковой компетенции и языкового
исполнения (competence and performance),
представляющее собой аналог оппозиции языка и речи. Компетенция
понимается как некоторое порождающее устройство, создающее речевые
произведения. Термин «исполнение», применявшийся уже
Соссюром (франц. exécution), умаляет творческий
характер речеобразования.
В итоге развития идей языка и речи в каждом из этих соотносительных
понятий был выделен статический и динамический аспекты. Динамическая
сторона речи соответствует деятельности, взятой во всей полноте её
характеристик (физических, психических и социальных); статическая
сторона речи соответствует выделенному из речевой деятельности и
зафиксированному тем или иным способом тексту. Лингвистика речи
распадается на две взаимодополняющие области: теорию речевой
деятельности и речевых актов, анализирующую динамику речи, и
лингвистику текста, обращенную к статическому аспекту речи. Теория
текста теснее связана с литературоведением и стилистикой, теория речевой деятельности
разрабатывается во взаимодействии с психологией, психофизиологией
и социологией. Речь является объектом изучения не только лингвистов
(психолингвистов, социолингвистов, нейролингвистов, фонетистов,
специалистов по стилистике), её изучают психологи, физиологи, логопеды,
специалисты по теории коммуникации и информатике (интеракционным
системам), по высшей нервной деятельности, по акустике. Проблемы речи находятся в фокусе внимания
философов, логиков, социологов, литературоведов.
Выготский Л. С., Мышление и речь, М.-Л., 1934;
Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958;
Косериу Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в
лингвистике, в. 3, М., 1963;
Андреев Н. Д., Зиндер Л. Р., О понятиях речевого акта,
речи, речевой вероятности и языка, «Вопросы языкознания», 1963,
№ 3;
Гардинер А., Различие между «речью» в «языком», в кн.:
Звегинцев В. А., История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях,
ч. 2, М., 1965;
Ельмслев Л., Язык и речь, там же;
Коржинек Й. М., К вопросу о языке и речи, в кн.: Пражский
лингвистический кружок, М., 1967;
Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М.,
1969;
Мыркин В. Я., Некоторые вопросы понятия речи в корреляции:
язык - речь, «Вопросы языкознания», 1970, № 1;
Будагов Р. А., О типологии речи, в его кн.: Язык, история и
современность, М., 1971;
Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,
1972;
его же, Речемыслительные процессы, «Вопросы языкознания»,
1984, № 4;
Щерба Л. В., О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в
языкознании, в его кн.; Языковая система и речевая деятельность, Л.,
1974;
Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
Бенвенист Э., О субъективности в языке, в его кн.: Общая
лингвистика, М., 1974;
Слюсарева Н. А., Теория Ф. де Соссюра в свете современной
лингвистики. М., 1975;
Колшанский Г. В., Соотношение субъективных и объективных
факторов в языке, М., 1975;
Звегинцев В. А., Предложение и его отношение к языку и
речи, М., 1976;
Ломтев Т. П., Язык и речь, в его кн.: Общее и русское
языкознание, М., 1976;
Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.:
Труды по языкознанию, М., 1977;
Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979;
Гумбольдт В. фон, Избранные труды по языкознанию,
М., 1984;
Новое в зарубежной лингвистике, в. 16 - Лингвистическая прагматика,
М., 1985;
Новое в зарубежной лингвистике, в. 17 - Теория речевых актов, М.,
1986;
Якубинский Л. П., Язык и его функционирование. Избранные
работы, М., 1986;
Bally Ch., Langue et parole, «Journal de
psychologie normale et pathologique», 1926, t. 23, № 7;
Doroszewski W.,
«Langue» et «parole», «Prace filologiczne», 1929,
v. 14;
Gardiner A., The theory of speech and language,
Oxf., 1932 (2 ed., Oxf., 1951);
Bühler K., Sprachtheorie, Jena, 1934;
Buyssens E., Les langages et le discours, Brux.,
1943;
Skalička V., The
need for a linguistics of "la parole", «Recueil
linguistique de Bratislava», 1948, v. 1;
Frei H., Langue, parole et différenciation,
«Journal de psychologie normale et pathologique», 1952, t. 45;
Coseriu E., Sistema, norma y habla, Montevideo,
1952;
см. также литературу при статьях Прагматика, Речевой
акт, Дискурс.
Н. Д. Арутюнова.
Лингвистические термины
1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий.
3. Результат речевых действий, выраженный в текстах.
1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык.
2) Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или ипых лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. Речь деловая. Речь обиходная. Речь официальная. Речь поэтическая. Речь профессиональная. Речь разговорная. см. язык во 2-м значении.
3) Вид синтаксического построения высказывания. Речь авторская (см. авторская речь). Речь косвенная (см. косвенная речь). Речь несобственно-прямая (см.несобственно-прямая речь). Речь отрывистая (см. отрывистая речь). Речь периодическая (см. периодическая речь). Речь полупрямая (см. полупрямая речь). Речь прямая (см. прямая речь). Речь чужая (см. чужая речь).
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Педагогическое речеведение
Речь - сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста-ми, фонетистами, специалистами по стилистике), ее изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике (интеракционным системам), по высшей нервной деятельности, по акустике. Проблемы Р. находятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.
В данном словаре-справочнике Р. рассматривается прежде всего с точки зрения теории речевой деятельности.
Р. - деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.
Индивидуальный характер - важнейший признак Р. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Субъективность Р. проявляется в том, что Р. имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т.п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (В. фон Гумбольдт). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.
Различают Р. внутреннюю (см. внутренняя речь) и внешнюю. Внешняя подразделяется на устную (см. устная речь) и письменную (см. письменная речь), на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.
При помощи Р. происходит общение между людьми, следующее определенным социальным конвенциям. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты (см. общение, речевой акт). В речевом общении может быть выделен ряд аспектов, соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в Р., могут обособляться, создавая самостоятельные формы общения - речевые жанры, различные не только по целям, но и по распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников, речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным синтаксическим структурам, принципам установления связности реплик и др.
Р. как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в том числе трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла. Р. полифункциональна и с этой точки зрения исследуется лингвистической прагматикой. Подход к Р. как форме деятельности характерен для социо- и психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых ошибок и нарушений Р. (нейролингвистика), отношение речевых действий к другим видам социальной активности человека (работы Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева и др.), роль Р. в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др.
Р. рассматривается как вид сознательной и целенаправленной деятельности также в концепции лингвистической философии.
В рамках лингвистической философии сформировалась теория речевых актов в ее современной версии (работы Дж. Остина, Дж. Р. Серла и др.).
Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. - М., 1956; Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958; Леонтьев А.А. Речь и общение // Общая психология / Под редакцией А.В. Петровского. - М., 1976; Чистович Л.А. и др. Речь: Артикуляция и восприятие. - М.; Л., 1965.
Л.Е. Тумина
Глагольная сочетаемость
вести речь => действие
говорить речь => вербализация
держать речь => действие
завести речь => действие, начало
заводить речь => действие, начало
закончить речь => действие, окончание
заходит речь => действие, субъект, начало
зашла речь => действие, субъект, начало
идёт речь => действие, субъект
кончить речь => действие, окончание
начать речь => действие, начало
оборвать речь => действие, прерывание
повести речь => действие, начало
пошла речь => действие, субъект, начало
прервать речь => действие, прерывание
произнести короткую речь => вербализация
произнести краткую речь => вербализация
произнести небольшую речь => вербализация
произнести речь => действие
произнести следующую речь => вербализация
произнести целую речь => действие, вербализация
произносить речь => действие
речи говорить => вербализация
речь вести => действие
речь держать => действие, вербализация
речь дошла => действие, субъект, начало
речь заходит => действие, субъект, начало
речь зашла => действие, субъект, начало
речь звучит => действие, субъект
речь идёт => действие, субъект
речь касается => субъект, касательство
речь коснулась => субъект, касательство
речь пошла => действие, субъект, начало
речь произнести => действие
сказать речь => действие
слушать речь => восприятие
Методические термины
РЕЧЬ.
1. Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму С методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и результат говорения (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом). В таком случае Р. есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя).
2. Вид монологической Р., публичное выступление в связи с каким-л. событием. Р. призвана пробуждать мысль, воздействовать на аудиторию, убеждать в чем-то. Ср. рассказ, лекция, доклад, выступление. Р. человека является составной частью его деятельности и позволяет ему познавать мир и общаться с людьми. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках фонетики, лексики, грамматики. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности человека и на ее основе - к формированию речевых умений. Пользуясь языком как средством познания и общения, человек говорит, слушает, пишет, читает.
Существует три способа формулирования мыслей посредством языка: внутренний, внешний устный (включается в говорение), внешний письменный (включается в письмо). Являясь средством выражения мыслей, Р. становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без Р. Определяя Р. как вторую сигнальную систему действительности, И. П. Павлов отмечал, что только Р. дает возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и составляет специально человеческое внешнее мышление. Основными группами механизмов Р. являются:
1) механизм программирования речевого высказывания;
2) группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения;
3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам;
4) механизмы выбора звуков Р. и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками;
5) механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания Р. В зависимости от коммуникативной направленности речевых актов и от функций участников коммуникации различаются виды речевой деятельности (продуктивные - рецептивные), виды Р. (устная - письменная). Акты говорения и слушания реализуются в устной Р. (см. устная Р.), акты письма и чтения - в письменной Р. (см. письменная Р.). Психологическая типология видов Р. включает в себя внутреннюю и внешнюю Р. Внутренняя Р. - различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации; не сопровождается озвучиванием, но имеет свою грамматическую и стилистическую структуру, а также специфическую речевую технику. Внутренней Р. человек пользуется, когда он мыслит, облекая свои мысли в речевые формулировки. Выделяют три основных типа внутренней Р.:
a) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней Р., но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя Р. может приобретать более развернутые формы и сопровождаться активностью речевых органов (движением губ, языка, шёпотом). Такую форму внутренней Р. называют шёпотной речью;
б) собственно внутренняя Р., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные знания) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней Р.;
в) внутреннее программирование, т. е. формулирование и закрепление в специфических единицах замысла (программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внешняя Р. оформлена средствами естественного языка. Основным признаком внешней Р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения и эмоциональная окраска. Письмо (книги, записи и т. п.) представляет собой форму графической фиксации звучащей Р. Генетически развитие внешней Р. предшествует развитию внутренней Р. Овладение иноязычной речью идет также от внешней Р. к внутренней (см. интериоризация). При говорении и письме происходят процессы перехода от внутренней Р. к внешней (экстериоризация речи). Об уровне владения Р. свидетельствует уровень речевой компетенции обучающегося. Требования к владению языком на уровне Р. зафиксированы в Государственном образовательном стандарте. Единицы Р. - звуки, морфемы, словоформы, высказывания, абзацы, дискурс (в акте речи различаются звуки, слоги, такты, синтагмы, фразы, сверхфразовые единства). Р. является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных с языкознанием наук - психологии, когнитологии, информатики, кибернетики, социологии, физиологии, антропологии. Для лингводидактики важными направлениями в изучении Р. являются: исследование уровней владения речью и коммуникативной компетенции, выработка рекомендаций по овладению речевым поведением в различных ситуациях общения, описание функциональных разновидностей речи (Беляев, 1965; Выготский, 1982; Жинкин, 1998; Зимняя, 1998; Леонтьев, 2003).
Этимология
Образовано от общеславянского глагола rekti - "говорить", восходящего к основе, имеющей индоевропейскую природу. Возможно, что этот глагол возник как звукоподражание.
Этимологический словарь
Древнеиндоевропейское - racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит).
Латинское - гассо (кричать, как тигр).
Этимология слова точно неизвестна. Предположительно «речь» - это производное от древнерусского «реку» (говорю), образовавшееся в результате ассимиляции от латинского гассо.
В русском языке первоначально имело значение «способность говорить, говорение». С середины XIX в. стало употребляться в значениях «звучащий язык», «разновидность или стиль языка».
Родственными являются:
Украинское - рiч.
Словенское - rec.
Польское - rzecz.
Производные: речевой, речистый, красноречивый.
Общеслав. Производное - с перегласовкой e/ē; ē > ě > e - от *rekti «говорить», ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt «громко говорить, реветь», тохарск. B reki «речь, слово», лат. raccare «кричать, как тигр» (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать, см. Исходное значение глагола - «реветь, кричать» (о животных).
ж., род. п. -и, укр. рiч, ре́чи, блр. реч "вещь", др.-русск., ст.-слав. рѣчь ῥῆμα, λόγος, διάνοια (Клоц., Супр.), болг. реч, сербохорв. ри̏jеч "слово", словен. rе̣̑č, род. п. -ȋ "вещь", чеш. řеč "речь", слвц. rеč - то же, польск. rzесz "вещь", в.-луж. rěč "речь, язык", н.-луж. rěс - то же.
Удлиненная ступень от реку́, рок (см.). Ср. тохар. А rаkе, В reki "слово"; см. Лиден, Kuhn-Festschr. 142; Мейе-Вайан 507. Знач. "предмет, вещь" у Куракина (Смирнов 265), вероятно, объясняется влиянием польск. rzecz; см. также Прусик, KZ 35, 597.
Посполи́тая - название государства, применительно к Польше, иногда к Венеции, у Ф. Прокоповича, также в указах 1696 и 1699 гг. (Смирнов 268; Христиани 10). Заимств. из польск. Rzесz роsроlitа "республика", которое калькирует лат. rēs рūbliса, т. е. "общественное дело".
Речь - рассерженный зверь издает рык. Бегущая вода - рокот. И только человек способен к членораздельной речи. Однако в глубокой древности это отличие не представлялось таким уж важным. Ведь и рычащее животное о чем-то рассказывает, и рокочущий ручей что-то хочет сказать - так думали древние люди. Свидетельством тому - сам язык.
В старину у славян существовал глагол «ректи» - говорить. Временами в нем происходило чередование звуков. «К» изменилось на «Ч» - получилось «речь». «Е» изменилось на «Ы» - появился «рык», разговор зверя, рычание. «Е» изменилось на «О» - возник «рокот», мерный говор ручья. Да и сам ручей произошел от той же основы: ручей - говорящий поток. Вот как далеко порою может завести нас речь.
Сканворды для слова речь
- Она может быть прямая, неразборчивая, связная, пламенная.
- Способность говорить.
- Напутственная ...
- Озвученные мысли.
- Обвинительная в суде.
- Крамольная ...
- Оправдательная ...
- Что нарушается при дислалии?
- ... Посполитая.
- Пламенная ...
- «Хороша верёвка длинная, а ... короткая» (посл.).
- Публичное выступление, которое держат.
- Способность выражать словами мысль.
- Её держит оратор.
- Стиль языка, слог.
- Фултонская ... Черчилля.
- Что «вправляет» логопед?
Полезные сервисы