Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
крамской
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
Сканворды для слова крамской
Полезные сервисы
крамской ив. ник
Гуманитарный словарь
КРАМСКО́Й Ив. Ник. (1837-87) - живописец, рисовальщик, худож. критик. Род. в г. Острогожске Воронеж. губ. в бедной мещан. семье. С детства самостоятельно занимался рисованием. В 16 лет поступил в ретушеры к харьковскому фотографу. В 1857 был принят в Петерб. АХ. Стал инициатором борьбы молодых художников против академич. методов преподавания. В 1863 14 выпускников АХ отказались писать программную дипломную работу на заданную тему и покинули АХ, образовав независимую "Артель художников". К. принимал участие в создании и деятельности Т-ва передвиж. худож. выставок, был одним из гл. идеологов движения передвижников. 70-80-е гг. - расцвет творчества К. Им созданы портреты современников, писателей и художников, деятелей культуры, воплотившие возвыш. идеалы К. Наиб. близкой художнику была тема чел.-гражданина (портреты М. М. Антокольского, 1876; В. Г. Перова, 1882; И. И. Шишкина, 1880; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879). Портреты К. отличает простота и лаконичность композиции, сосредоточивающая внимание на выражении лица, глазах. Демократич. взгляды К. нашли отражение в портретах крестьян ("Полесовщик", 1874; "Мина Моисеев", 1882). Тема самопожертвования, моральной ответственности чел. перед об-вом была воплощена в большом полотне на евангельскую тему "Христос в пустыне" (1872). Вслед за А. А. Ивановым К. продолжает религ.-филос. традицию в рус. живописи. Нек-рые работы К. можно отнести одноврем. к портрету и тематич. картине ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884). К. оставил богатое эпистолярное наследие, ряд статей. Его передовые эстетич. воззрения оказали большое влияние на худож. жизнь России.
Соч.: Письма. Статьи: В 2 т. М., 1965-66; Об иск-ве. М., 1989.
Лит.: Гольдштейн С. Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965; Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.
И. Е. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского. 1882

Полезные сервисы
крамской иван николаевич
Энциклопедический словарь
Крамско́й Иван Николаевич (1837-1887), российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по точности социальной и психологичности характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).
* * *
КРАМСКОЙ Иван Николаевич - КРАМСКО́Й Иван Николаевич (1837-87), русский живописец. Один из создателей Артели художников (см. АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ)и Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) , утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).
* * *
КРАМСКО́Й Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области -24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.
Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» -типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.
Начало пути в искусстве
Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников (см. АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ)и Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК). В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным (см. РЕПИН Илья Ефимович), В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич), А. С. Сувориным (см. СУВОРИН Алексей Сергеевич)и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец))из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович).
Портреты
Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все -Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба -Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.
Сюжетная живопись
Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге (см. ГЕ Николай Николаевич)он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника -неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» -такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884; все -Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880, или «Неизвестной», 1883; оба -там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма (см. СИМВОЛИЗМ).
Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) .
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
крамской, иван николаевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полезные сервисы