Иоа́нновские воро́та (в Петропавловской крепости)
иоанн кронштадский
Гуманитарный словарь
ИОА́НН КРОНШТА́ДСКИЙ (в миру Сергиев Ив. Ильич) (1829-1908) - протоиерей, проповедник и духовный писатель. Род. в семье причетника в с. Сура Пинежского у. Арханг. губ. О детских годах И. К. сохранилось крайне мало сведений, однако известно, что с самого раннего возраста его отличали искренняя вера, полное послушание своим родителям, стремление "облегчить жизнь ближнего". Учился в Арханг. приходском уч-ще, где у него впервые проявился особый дар молитвы. Одним из первых учеников завершил обучение в арханг. дух. семинарии, затем окончил в 1855 С.-Петерб. дух. акад. со степенью канд. богословия. Познакомившись с состоянием религиозности и нравственности среди самых разл. слоев населения Петербурга, И. К. решает посвятить себя служению среди столичного нас. с целью новообращения в христ-во петерб. "крещеных язычников". Будучи рукоположен в иерейский сан (дек. 1855), И. К. получает место свящ. Андреевского собора в Кронштадте. Сам образ жизни И. К. - исключит. бескорыстного и щедрого чел., девственника, убедившего жену (Елизавету Несвицкую) последовать его примеру, обличителя всякой неправды и лжи, стяжал ему уже при жизни славу святого. Помимо службы в соборе, И. К. в течение б. 20 лет состоял законоучителем в уч. заведениях Кронштадта, пользовался огромным авторитетом среди учащихся. В теч. мн. лет практич. ежедневно И. К. совершал поездки в Петербург, посещая дома нуждавшихся в его молитве и помощи людей. Огромные суммы денег, пожертвов. богатыми поклонниками И. К. (через его руки прошло не менее 30 млн руб.), послужили для его широчайшей благотворит. деят-ности. На эти средства строились разл. заведения для бедных, в том числе Дом трудолюбия в Кронштадте (1882), ночлежный приют (1888), Странноприимный дом (1891); возводились церкви и мон. (напр., Сурский "Иоанновский" женский мон. в С.-Петербурге - осн. в 1900). Проповеднич. деят-ность И. К. практич. не знала границ: к нему шли представители всех соц. слоев - от простых работников и уличных бродяг до высокопоставл. светской знати. И. К. обладал чудесным даром исцеления больных, в частности и тех, от к-рых отказались врачи. Считался "прозорливцем". Спец. постановлением Св. Синода И. К. было разрешено проводить общую исповедь ежедневно приходивших к нему сотен верующих, что в то время не было распространено в рус. Церкви. В кон. 1870-х - нач. 1880-х гг. в Кронштадте возникла и стала распространяться по России секта "иоаннитов", считавших, будто в образе И. К. на землю сошел сам Господь. И. К. неоднократно выступал с посланиями, осуждающими иоаннитов, совершал миссионерские поездки с целью пресечения их деят-ности. В дни болезни Александра III (окт. 1894) по просьбе имп. находился рядом с ним, стараясь облегчить страдания больного. Принимал участие в коронационных торжествах имп. Николая II. Был митрофорным протоиереем, назначался чл. Св. Синода. Награжден мн. рос. орденами (в т. ч. и тремя "звездами": св. Анны, св. Владимира, св. Александра Невского). Несмотря на то, что деятели прав. орг-ций часто использовали имя И. К. в своих целях (так, напр., в 1905 он был избран поч. чл. черносотенного Союза рус. народа), политич. пристрастия не играли в его деят-ности существ. роли. В 1990-94 вышло полное собр. соч. И. К. в 6 т. Гл. его труд - духовный дневник, к-рый он вел на протяжении мн. лет, - "Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного направления и покоя в Боге" (до 1917 выдержал 5 изд.). Уже при жизни почитался как "молитвенник Земли Русской", чудотворец и великий праведник. Погребен в Нижнем храме Сурского ("Иоанновского") мон. в С.-Петербурге. Могила его является местом паломничества мн. верующих. В 1964 канонизирован Рус. Правосл. Церковью за границей, в 1990 - Поместным собором в Москве.
Полезные сервисы
пётр
Гуманитарный словарь
ПЁТР (нач. 12 в.) - Новгород. зодчий, строитель Георгиевского соб. Юрьева мон. В летописном сообщении под 1119 о закладке храма наряду с заказчиками - кн. Всеволодом и игуменом Кириаком назван и зодчий: "а мастер трудился Петр". Это первое упоминание кам. дел мастера в др.-рус. письм. источниках.
Георгиевский собор - одно из наиб. соверш. созданий др.-рус. зодчества, яркий образец Новгород. арх. стиля. Трехнефная внутр. структура храма дополнена квадр. башней с лестницей на хоры у сев.-зап. угла, асимметрия объемной комп. подчеркнута трехглавым завершением. Огромные размеры, лаконизм величавых форм, суровый, исполн. мужеств. силы образ создают мощный худож. эффект.
С именем мастера П. связывают также стр-во Благовещенской ц. на Городище (1103) и Никольского собора на Ярославовом дворище (1113). Иногда в ряду его предполагаемых построек называют Рождественский собор Антониева мон. (1117-19). Возможно, что с деят-ностью артели, возглавлявшейся мастером П., связано кам. стр-во во Пскове (Троицкий собор, собор Иоанновского мон.).
На стенах башни собора Антониева мон. среди изображений 12 в. сохранился рис. муж. фигуры с надписью рядом - "Петр". Не исключено, что это портрет зодчего.
-----------------------------------
ПЁТР (в миру - Полянский Петр Фед.) (1862-1937) - изв. церк. деятель 1920-х гг. Родился в Воронежской губ., в семье священника. Окончил Моск. дух. академию (1892) со степенью канд. богословия. В дальнейшем служил по ведомству правосл. исповедания. Преподавал в дух. уч. заведениях. С 1897 - магистр богословия ("О пастырских посланиях"). С 1906 - чл., с 1916 - постоянно присутствующий чл. Учебного комитета при Св. Синоде. Действит. стат. советник. Ближайший сподвижник патриарха Тихона (Белавина), по предложению к-рого и стал архиереем. В 1920 постригся в монашество, стал иеромонахом и еп. В том же году П. был сослан (на 3 года) в Великий Устюг. 1923 - архиеп., 1924 - митр. Крутицкий. Согласно завещанию патриарха Тихона, митр. П. - третий кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя - после митр. Кирилла (Смирнова) и Агафангела (Преображенского). Неутомимый борец с обновленчеством. Не шел на компромисс с Сов. властью, к-рый бы повлек за собой допущение ее представителей к контролю за назначениями на архиерейские кафедры. Именно поэтому в декабре 1925 был арестован. В своем завещании передавал права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), к-рый в 1920 постригал П. в монашество и совершал иерейскую хиротонию. В дальнейшем, вплоть до смерти, пребывал в тюрьмах и ссылках. В 1931 отверг предложение ОГПУ о сотрудничестве. Отверг предложение отказаться от прав Патриаршего Местоблюстителя. Осень 1936 - офиц. объявление о кончине П. Через год - в окт. 1937 - он действительно был расстрелян. Причислен к лику святых в 1997.
Полезные сервисы
псковская школа древнерусского искусства
Гуманитарный словарь
ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА древнерусского искусства - сложилась в Пскове и его владениях в период феод. раздробленности с 12 по 15 в. Древнейшая постройка - Спасский собор Мирожского мон. (до 1156) - вариация 4-столпного 1-главою крестово-купольного храма с присущей именно этому пам. подчеркнутой крестообразностью плана храма (благодаря пониженным углам. Повторение - собор Святогорского мон. 1311). Ранние памятники выявляют связь с арх. традицией Новгород. иск-ва: собор Иоанновского мон. в Завеличье (до 1243), традиция Новгород. мастера Петра - строителя Георгиевского собора Юрьева мон. - 6-столпный 3-главый с плоскими лопатками; отличие от Новгород. памятника - нет лестничной башни.
Сложение собств. П. Ш. зодчества - 14-15 вв. Осн. тип храма: 1-главый кубический с пониженными углами, многолопастным покрытием, иногда с повышенными подпружными арками (ц. Успения Богородицы в Мелетове, 1463; не сохр.). Остроуг. ломкость нарастающих форм в псков. архитектуре - от дерев. зодчества (Троицкий собор, не сохр.). Важнейшая постройка 12 в. - Троицкий собор (ок. 1193), перестроенный в 14, а затем в 17 в., первонач. облик к-рого известен по иконам. Особенность архитектуры Пскова - обычно пристроенные к храму (чаще всего вырастающие из его стены или крыльца паперти) многопролетные сквозные звонницы; многочисл. приделы, притворы, паперти, крыльца с 2 столбиками, создающие впечатление живописной асимметрии. Расцвет стр-ва - 15 в. (силами артелей плотников и каменщиков). Тип небольшого храма из простой псковской плиты; образ суровый, лаконичный, практически целесообразный, с использованием подклета под хоз. помещения. Интерьер, как правило, освобожден от столбов (1413 - ц. Василия Великого на Горке, 1462 - ц. Михаила Архангела на Кобыльем городище, 1521 - ц. Успения в Пароменье на р. Великой, 1536 - ц. Николы со Усохи и др.).
Крепостная архитектура - важнейшая часть псков. зодчества (Псков вел ожесточенную борьбу с Ливонским орд.): Псковский Детинец (стр-во и укрепление - с 13 по 16 в.); 1330 - Изборская крепость; 15-16 вв. - 9 км стен Детинца с множеством башен.
Гражд. стр-во - кам. купеч. дома, напр., 3-этажные палаты купцов Поганкиных, до 1645, 2-этажный дом Лапина, т. н. "Солодежня" (17 в.).
Псков. зодчие приобрели общерус. известность в рамках Моск. гос-ва: кон. 15 в. - приглашение для стр-ва в Моск. Кремль - Благовещенский собор, ц. Положения риз Богоматери; 16 в. - Покровский собор (Василия Блаженного) и в Казани (собор Свияжского Успенского мон. под Казанью).
В это же время - 14-15 вв. - расцвет псков. живописи. Из более ранних известны плоскостно-ливерные фрески Спасского собора Мирожского мон. 13 в., Святогорский мон. 1313. Осн. черты монумент. росписей: смелость, резкость энергичной манеры, подчеркнутость светотеневых бликов, суровая сдержанность палитры (терракотовый тон, обогащенный фиолетовым и синим), пастозность мазка, экспрессивность образов (фрески Святогорского мон., 1313; ц. Успения в Мелетове, 1465).
В иконописи - сумеречная гамма с преобладанием зеленого цвета, киноварь с оранжевым и белым, смелость наложения бликов, тяж. пропорции ("Сошествие во ад", 14 в.; "Анастасия, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий", кон. 14 в.). Печать фольклорной свежести и непосредственности (Любятовская Богоматерь, нач. 15 в., из с. Любятова под Псковом).
С утратой Псковом самостоятельности в 16 в. псков. иконопись вливается в общенац. русло.
Лит.: Др.-рус. иск-во: Худож. культура Пскова. М., 1968.
Преображение. Икона. 16 в. Псковская школа