ПОМЕРАНЦЕВ
Характерная семинарская фамилия. По экзотическому плодовому дереву, в России никогда не росшему, но известному семинарским наставникам из религиозных и иных книг. (Ф)
ПОМЕРАНЦЕВ
Характерная семинарская фамилия. По экзотическому плодовому дереву, в России никогда не росшему, но известному семинарским наставникам из религиозных и иных книг. (Ф)
- Русский архитектор, мастер последнего этапа эклектики в московской архитектуре, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий.
ПОМЕРА́НЦЕВ Ал-др Никанорович (1848/9-1918) - арх. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (окончил в 1874) у К. М. Быковского и в АХ (1874-78). Используя новые принципы пространств. орг-ции торг. зданий, построил Верх. торг. ряды в Москве на Красной пл. (ныне ГУМ, инж. В. Г. Шухов, 1889-93). Создал Гор. дом в Ростове-на-Дону (1896-99), храм-пам. Александра Невского в Софии (1904-12). Использовал новые для своего времени большепролетные металлич. конструкции. В архит. был привержен формам псевдорус. стиля.
Лит.: История Рус. иск-ва: В 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 2.
Архитектор А. Н. Померанцев. Собор Александра Невского в Софии
Помера́нцев Александр Никанорович (1848/1849 - 1918), архитектор. Большепролётные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в «русском стиле»: Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, 1889-93).
* * *
ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович - ПОМЕРА́НЦЕВ Александр Никанорович [30 декабря 1848 (11 января 1849), Москва - 27 октября 1918, Петербург], русский архитектор. В своих постройках сочетал большепролетные металлические конструкции с архитектурным декором в псевдорусском стиле. (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)
Карьера
Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у К. М. Быковского (см. БЫКОВСКИЙ Константин Михайлович) (окончил в 1874) и в петербургской Академии художеств на архитектурном отделении (1874-78). Окончив Академию с большой золотой медалью, молодой архитектор получил право на продолжение учебы за границей. Был во Франции, Швейцарии и Италии (до 1886), после возвращения в Петербург представил альбом своих работ на 63 листах, за что получил звание академика и 150 червонцев. С 1888 преподавал в Академии художеств (с 1892 профессор, с 1893 действительный член). Долгая преподавательская карьера Померанцева окончилась в 1899 в должности ректора Высшего художественного училища при Академии художеств, которую он исполнял до 1917. Ученики: Г. Б. Бархин (см. БАРХИН Григорий Борисович), И. Г. Лангбард (см. ЛАНГБАРД Иосиф Григорьевич) и др.
Одновременно с работой в Академии художеств Померанцев служил в Синоде и являлся членом Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел. По его проектам строились храмы в России и за границей: храм-памятник Александра Невского в Софии (1904-1912), храмы в Цетинье в Черногории, в Москве в память освобождения крестьян и др.
Померанцев - автор проектов ряда главных павильонов Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде, Большой Московской гостиницы в Ростове-на-Дону, Музея изящных искусств в Киеве и др.
Верхние торговые ряды
В феврале 1889 был объявлен конкурс на проект Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) вместо построенных О. И. Бове (см. БОВЕ Осип Иванович) после пожара 1812. Из поступивших 23 проектов лучшей была признана работа Померанцева. Строительство, продолжавшееся четыре года, было завершено торжественным открытием Торговых рядов 2 декабря 1893. Верхние торговые ряды завершили формирование ансамбля Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) здание и были высокого оценены современниками, а Померанцев получил высшее академическое звание профессора архитектуры.
Здание с легкими большепролетными перекрытиями из стекла и металла (разработаны инженером В. Г. Шуховым (см. ШУХОВ Владимир Григорьевич)) носит явные следы эклектического стиля (см. ЭКЛЕКТИЗМ), последним представителем которого и был Померанцев. Если фасады Верхних торговых рядов решены с использованием мотивов древнерусской архитектуры, то интерьеры выполнены в стиле итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).
В огромном здании, крупнейшем в Европе, размещалось 1200 магазинов, а также торговые конторы и склады, занимавшие двухэтажный подвал. Все помещения были оборудованы сложнейшей по тому времени системой инженерных устройств.
Померанцев был крупным архитектором конца 19 в., высоким профессионалом своего дела. Однако ему были чужды новые стилевые искания, новатором в архитектуре он не был. Тем не менее, на путях традиционного направления он создал произведения, ставшие образцами эклектического направления в отечественной архитектуре конца 19 в.
ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович (1848/49-1918) - российский архитектор. Большепролетные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в псевдорусском стиле: Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ, 1889-93).
Помера́нцев Василий Петрович (1736-1809), актёр. Основоположник сентиментализма в русском театре. Служил в московских театрах. Игра отличалась искренностью и силой переживаний, богатством интонаций. Среди ролей: Одоардо («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), Простодум («Хвастун» Я. Б. Княжнина), староста Федот («Лиза, или Торжество благодарности» Н. И. Ильина).
Помера́нцев Василий Петрович (17361809), актёр. Основоположник сентиментализма в русском театре. Его игра отличалась искренностью и силой переживаний, порывами пламенной страсти, богатством интонаций. Среди ролей: Одоардо («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), Простодум («Хвастун» Я. Б. Княжнина), староста Федот («Лиза, или Торжество благодарности» Н. И. Ильина).
ПОМЕРАНЦЕВ Владимир Михайлович - ПОМЕРА́НЦЕВ Владимир Михайлович (1907-71), русский писатель. Наибольшую известность получила его статья «Об искренности в литературе» (1953). В романах («Дочь букиниста», 1951, «Итога, собственно, нет...», опубликован в 1988), повестях и рассказах, отмеченных психологизмом, остросюжетностью и драматизмом, обращается к социально-нравственным проблемам. Сборники рассказов: «Зрелость пришла» (1957), «Неумолимый нотариус» (1960), «Неспешный разговор» (1965), «Чудодей» (1968) и др.
ПОМЕРАНЦЕВ Владимир Михайлович (1907-71) - русский писатель. Наибольшую известность получила его статья "Об искренности в литературе" (1953). В романах ("Дочь букиниста", 1951, "Итога, собственно, нет...", опубликован в 1988), повестях и рассказах, отмеченных психологизмом, остросюжетностью и драматизмом, обращается к социально-нравственным проблемам. Сборники рассказов: "Зрелость пришла" (1957), "Неумолимый нотариус" (1960), "Неспешный разговор" (1965), "Чудодей" (1968) и др.
Помера́нцев Иллиодор Иванович (1847-1921), астроном-геодезист, генерал от инфантерии (1914). Руководил астрономическо-геодезическими работами. Определил долготы ряда городов России. Труды по триангуляции, исследовал фигуры Земли и др.
* * *
ПОМЕРАНЦЕВ Иллиодор Иванович - ПОМЕРА́НЦЕВ Иллиодор Иванович (1847-1921), русский астроном (см. АСТРОНОМИЯ)-геодезист (см. ГЕОДЕЗИЯ), генерал от инфантерии (см. ИНФАНТЕРИЯ) (1914). Руководил астрономо-геодезическими работами. Определил разности долгот (см. ДОЛГОТА) ряда городов. Труды по триангуляции (см. ТРИАНГУЛЯЦИЯ) , исследования фигуры Земли и др.
ПОМЕРАНЦЕВ Иллиодор Иванович (1847-1921) - российский астроном-геодезист, генерал от инфантерии (1914). Руководил астрономо-геодезическими работами. Определил разности долгот ряда городов. Труды по триангуляции, исследования фигуры Земли и др.
ПОМЕРА́НЦЕВА Эрна Вас. (1899-1980) - филолог, фольклорист, этнограф. Окончила филол. ф-т МГУ, в 30-50-е гг. работала на каф. фольклора МГУ, затем в Ин-те этнографии АН СССР. В 20-40-е гг. вела активную собирательскую работу в разных р-нах России, подготовила ряд сб. обл. фолькора. Осн. направления иссл. работы: рус. сказка в ее ист. судьбах и творчество мастеров-сказочников ("Рус. нар. сказка", 1963; "Судьбы рус. сказки", 1965); несказочная проза мифол. содержания ("Мифологич. персонажи в рус. фольклоре", 1975); рус. писатели и фольклор ("Писатели и сказочники", 1988). Творчество П. отличалось единством полевой работы, архивных разысканий, теоретич. обобщений и популяризаторского дара. В фольклористич. трудах П. стремилась к сочетанию филол. и этногр. подходов. П. была выдающимся педагогом, воспитавшим немало ученых-фольклористов, этнографов, лит.-ведов.
Список основных печатных трудов П.: Сов. этнография. 1981. № 1.
Лит.: Гусев В. Е. Проблема "лит-ра и фольклор" в работах Э. В. Померанцевой // Проблемы взаимосвязи лит-ры и фольклора. Воронеж, 1984. С. 3-11.
мн.
Подсемейство рутовых, включающее цитрусовые и некоторые другие вечнозеленые субтропические растения.
помера́нцевые
- подсемейство растений в сем.. рутовых; содержат в коре и листьях железки с эфирным маслом; к ним относятся цитрусы (лимон, апельсин, бигарадия) в др.
померанцевые
- семейство двудольных растений; содержат в коре и листьях желёзки с эфирным маслом; к ним относятся цитрусы (лимон, апельсин, померанец) и др.
прил.
1. соотн. с сущ. померанец, связанный с ним
2. Свойственный померанцу, характерный для него.
3. Состоящий из померанцев.
4. Добываемый, приготовляемый из померанца [померанец 2.].
5. Имеющий цвет кожуры померанца [померанец 2.]; оранжево-красный.
ПОМЕРА́НЦЕВЫЙ, померанцевая, померанцевое. прил. к померанец. Померанцевые цветы.
|| Приготовленный из померанца. Померанцевая настойка. Померанцевое масло.
ПОМЕРА́НЕ-, -нца, м. -итрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький плод его с твёрдой кожурой.
-ая, -ое.
прил. к померанец.
Померанцевая корка. Померанцевая ветка.
||
Приготовленный из померанца, с померанцем.
Померанцевая водка.
помера́нцевый, помера́нцевая, помера́нцевое, помера́нцевые, помера́нцевого, помера́нцевой, помера́нцевых, помера́нцевому, помера́нцевым, помера́нцевую, помера́нцевою, помера́нцевыми, помера́нцевом, помера́нцев, помера́нцева, помера́нцево, помера́нцевы, помера́нцевее, попомера́нцевее, помера́нцевей, попомера́нцевей