Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

молитвослов

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

МОЛИТВОСЛО́В ; м. Церк. = Моли́твенник (1 зн.).

* * *

МОЛИТВОСЛОВ - МОЛИТВОСЛО́В, книга для домашних (келейных) молитв, содержащая извлечения из богослужебных книг (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ). Православный краткий молитвослов содержит, как правило, Акафист (см. АКАФИСТ) Иисусу сладчайшему, Акафист Пресвятой Богородице, Канон молебный, Параклисис, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, молитвы на сон грядущий, молитвы утренние, последование ко святому Причащению и молитвы по св. Причащении. Полный молитвослов, кроме того, включает тексты Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), Утрени (см. УТРЕНЯ), Полунощницы (см. ПОЛУНОЩНИЦА), месяцеслов (см. МЕСЯЦЕСЛОВ), пасхалию, тропари (см. ТРОПАРЬ) и кондаки (см. КОНДАК) избранным святым, а также молитвы на разные случаи.

У католиков латинского обряда (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) молитвословы, чаще именуемые по-русски просто «молитвенниками», обычно содержат основные молитвы («Отче наш», Ave Maria (см. АВЕ МАРИЯ), Апостольский Символ веры (см. СИМВОЛ ВЕРЫ) и др.), утренние и вечерние молитвы, чин Мессы (см. МЕССА), несколько Литаний (см. ЛИТАНИЯ), Розарий (см. РОЗАРИЙ (молитва)), Крестный Путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ), молитвы на разные случаи жизни, молитвы о живых и усопших, краткий катехизис (см. КАТЕХИЗИС) (десять заповедей, две наибольшие заповеди в Законе, перечень добродетелей, праздников и т. п.), а также тексты благочестивых песен, поющихся в храме.

Гуманитарный словарь

Словарь церковнославянского языка

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Формы слов для слова молитвослов

Синонимы к слову молитвослов

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Полезные сервисы

молитвословие

Толковый словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову молитвословие

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

молитвословить

молитвословный стих

Гуманитарный словарь

МОЛИТВОСЛО́ВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих) - свобод. стих, в к-ром синтаксич. членение совпадает с ритмич. (концы строк совпадают с естеств. интонац. сигналами типа антикаденции, а концы строф или "строфоидов" - с сигналом типа каденции); ритмич. движение в М. С. строится на ожидании отмеченности начала строк, поэтому осн. структурным приемом его орг-ции является синтаксич. или тематич. параллелизм, подкрепляемый обычно анафорой (единоначатием). Последним обст-вом объясняется тяготение М. С. к акростиху. В качестве ритмич. сигналов, отмечающих начала строк, обычно выступают две грамматич. формы - звательная ("Боже,...", "Отче наш,..."и т. д.) и повелит. наклонение ("Радуйся,...", "Помяни,...", "Да будет,..."), а также - синтаксич. инверсия. Напр.:

Отче наш, иже еси на небесех. / Да святится имя твое, / Да приидет царствие твое, / Да будет воля твоя, / Яко на небеси и на земли, / Хлеб наш насущный даждь нам днесь. / И остави нам долги наша, / Яко же и мы оставляем должником нашим, / И не введи нас во искушение, / Но избави нас от лукавого.

М. С. появляется на Руси с принятием христ-ва; образцом его был ст.-слав. силлабич. М. С., созд. во времена Кирилла и Мефодия в подражание визант. литургич. стиху. С падением кратких гласных в рус. яз. равносложность М. С. разрушилась и он превратился в подобие чистотонич. свободного стиха. В церк. употреблении М. С. дошел до новейшего времени, особенно хорошо сохранившись в акафистах. В 15-18 вв. он получает распространение в "стихах умиленных" (песнопениях, предназнач. для индивид. или хорового пения), значит. расширяя свою тематику. Старейшим примером применения М. С. в ориг. произв. др.-рус. письменности является "похвала" кн. Владимиру в "Слове о Законе и Благодати" Илариона. В нач. 20 в. М. С. ориентир. на традицию "стихов умиленных", возрождается в верлибре символистов (А. Добролюбов):

Господи, где сила Твоя и весна Твоя? Где на земле обитает торжество Твое? Возврати меня, Жизнь моя, в сердце Твое, Возврати мне сердце дней древних, Возврати мне всю веру и душу мою. Напиши меня на руке Твоей, Напиши стены мои на руке Твоей, Стены мои всегда у очей Твоих!

Полезные сервисы