м.
Короткое песнопение на тему праздника (в православном богослужении).
КОНДА́К -а; м. [греч. kontakion] Церк. Короткое песнопение, содержащее похвалу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию.
* * *
Конда́к (от греч. kontákion), 1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой; после расцвета в VI в. (Роман Сладкопевец) был вытеснен в VIII-IX вв. каноном (как жанром гимнографии).
2) В позднейшем богослужении - короткое православное песнопение на тему праздника (реликт бывшего кондака).
* * *
КОНДАК - КОНДА́К (от греч. kontakion),
1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой; после расцвета в 6 в. (Роман Сладкопевец (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ)) был вытеснен в 8-9 вв. каноном (см. КАНОН (вид церковного гимна)) (как жанром гимнографии).
2) В позднейшем богослужении - короткое православное песнопение на тему праздника (реликт бывшего кондака).
КОНДАК (от греч. kontakion) -1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой; после расцвета в 6 в. (Роман Сладкопевец) был вытеснен в 8-9 вв. каноном (как жанром гимнографии).2) В позднейшем богослужении - короткое православное песнопение на тему праздника (реликт бывшего кондака).
КОНДА́К - в визант. традиции представлял собой многострофное песнопение. Число строф могло достигать 25, причем собств. К. наз. 1-я строфа, все последующие строфы получили назв. икосов. Время расцвета жанра в Византии приходится на 6-7 вв., позже кол-во строф в К. сокращается до двух (К., икос). В таком виде либо вообще без икоса он появляется с 12 в. в др.-рус. нотиров. кн. - Кондакарях. В 15 - 1-й пол. 17 в. полный корпус К. в нотиров. кн. уже не обнаруживается, а Кондакарь вообще выходит из употребления. Сохраняется лишь 4 нотиров. песнопения этого жанра: К. Богородице, К. кресту, Пасхе и К., исполнявшийся в службе погребения. Они фиксировались в Триодном Стихираре и Обиходе. Во 2-й пол. 17 в. исправление певч. кн. по греч. образцу привело к частичному возрождению др. традиции - в нотиров. кн. появляется спец. раздел, составл. из тропарей и К., располож. в порядке следования двунадесятых праздников, позже в кн. включаются К. воскресные. В то же время развитие общерус. и местных традиций проявляется в создании К. рус. святым. На протяжении всего своего существования в ежедн. богослужении К. распевался неоднократно на Утрене, на Часах, на Литургии. Текст К. кратко излагает самую суть празднуемого события. С переходом муз. иск-ва в эпоху Нового времени эволюция жанра не завершается. К. сохраняется и видоизменяется в певч. рукописях и практике старообрядцев, одноврем. существуя и в дух.-муз. практике офиц. Правосл. Церкви.
КОНДАК (от греческого kontakion), жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. После расцвета в 6 в. был вытеснен в 8 - 9 вв. новым жанром гимнографии каноном. В позднейшем богослужении сохранились отдельные строфы древних кондаков под тем же названием.
сущ. (греч. κοντάκιον, из κόντος краткий и οἰκίον- домик) - домик. Ср.: - дом. В церковном употреблении называются священные хвалебные песни. (Акаф. Воскр. Христову).
конда́к, -а́
конда́к, -а́
конда́к, кондаки́, кондака́, кондако́в, кондаку́, кондака́м, кондако́м, кондака́ми, кондаке́, кондака́х
конда́к м 3b
ака́ "краткая песнь во славу спасителя, богородицы или святого", укр. конда́к, др.-русск. кондакъ (Мин. 1097 г.; Хож. игум. Дан.; см. Срезн. I, 1268). Из греч. κοντάκι(ον) от κόνταξ "гимн, повтор": κοντός "палочка, жердь", первонач. "пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку" (Крумбахер 696); см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 245; Гр.-сл. эт. 94; Бернекер 1, 557 и сл.
КОНДАК (ново-греч., от kantakion, от kontos - короткая). Краткая церковная песнь, заключающая в себе похвалу I. Христу, Богоматери, Святому или содержание праздника.
Кондака́рное пе́ние - пение мелизматического типа (см. Орнаментика), характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси. Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях - певческих книгах XII-XIII вв. Предположительно кондакарное пение имеет византийское происхождение. Нотация кондакарного пения пока не расшифрована.
* * *
КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ - КОНДАКА́РНОЕ ПЕ́НИЕ, пение мелизматического типа (см. Орнаментика (см. ОРНАМЕНТИКА)), характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси. Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях - певческих книгах 12-13 вв. Предположительно кондакарное пение имеет византийское происхождение. Нотация (см. НОТНОЕ ПИСЬМО) кондакарного пения пока не расшифрована.
КОНДАКАРНОЕ пение - пение мелизматического типа (см. Орнаментика), характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси. Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях - певческих книгах 12-13 вв. Предположительно кондакарное пение имеет византийское происхождение. Нотация кондакарного пения пока не расшифрована.
КОНДАКА́РНЫЙ -ая, -ое. к Конда́к и Кондака́рь. К-ое пение. К-ая нотация.
КОНДАКА́РЬ -я; м. Церк. Сборник кондаков.
КОНДАКА́РЬ - певч. кн. богослужеб. содержания, объединяющая кондаки на памяти избр. святых и праздники годового церк. круга. К. вошел в певч. практику Руси, по-видимому, с момента принятия христ-ва; как отд. кн. изв. лишь в 12-13 вв. Списки К. содержат также в ряде случаев икосы, ипакои, а в прибавлениях - стихиры на нек-рые праздники.
кондака́рь, -я́
кондака́рь м 2b
м. "сборник кондаков" (см. конда́к), др.-русск. кондакарь - то же, с ХII в.; см. Срезн. I, 1268. Из ср.-греч. κοντακάριον; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 94, и выше, конда́к.
1. Кондак - краткая церковная песнь.Фамилию Кондаков часто присваивали в духовных училищах и семинариях поступавшим туда детям дьячков и пономарей - низших церковных служителей, певших в церквах кондаки.
2. В некоторых говорах кондак - хитрый, злоречивый. (Ф) Основа фамилии тюркское слово qondaq "овечья шерсть, в которую кладут новорожденного ребенка на несколько дней, после чего перекладывают в колыбель", более позднее в татарском языке "ложе у ружья". Допускается происхождение слова кондак от глагола "садиться на что-либо, ночевать, останавливаться на ночлег" + аффикс daq. (Б) Кондаков. Служилый Кондаков Никита упомянут в 1572 году в Новгороде (Веселовский 1974, с. 152). В дворянах с 1615 года (ОГДР, VII, с. 96). Н.А.Баскаков (1979, с. 209) считает, что фамилия происходит от тюркского кен дугмыш "рождающий солнце", но может быть и от тюрко-персидского кондаг "колыбель из шерсти" (Гафуров 1987, с. 158). В последующем - известные учёные, педагоги ОС, 1987, с. 617). (СТ)
Служилый Кондаков Никита упомянут в 1572 году в Новгороде (Веселовский 1974, с. 152). В дворянах с 1615 года (ОГДР, VII, с. 96). Н.А.Баскаков (1979, с. 209) считает, что фамилия происходит от тюркского кен дугмыш "рождающий солнце", но может быть и от тюрко-персидского кондаг "колыбель из шерсти" (Гафуров 1987, с. 158). В последующем - известные учёные, педагоги ОС, 1987, с. 617).
Кондако́в Иван Лаврентьевич (1857-1931), химик-органик, профессор Юрьевского университета (1895-1917). Открыл реакцию присоединения галогенангидридов к алкенам (1893), каталитическую полимеризацию диметилбутадиена в синтетическое каучукоподобное вещество (1899). Исследовал синтез и изомеризацию диенов.
* * *
КОНДАКОВ Иван Лаврентьевич - КОНДАКО́В Иван Лаврентьевич (1857-1931), русский химик-органик. Открыл (1899) каталитическую полимеризацию диметилбутадиена в синтетическое каучукоподобное вещество. Исследовал синтез и изомеризацию диенов.
КОНДАКОВ Иван Лаврентьевич (1857-1931) - русский химик-органик. Открыл (1899) каталитическую полимеризацию диметилбутадиена в синтетическое каучукоподобное вещество. Исследовал синтез и изомеризацию диенов.
КОНДАКО́В Никодим Пав. (1844-1925) - крупнейший специалист по христ. археологии. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1865), в 1870 занял каф. теории и ист. иск-в в Новорос. ун-те (Одесса), в 1888 - в Петерб. ун-те. Развив возникший в языкознании и впервые примен. его учителем Ф. И. Буслаевым в искусствознании сравнит.-ист. метод, К. создал историю визант. иск-ва как особую дисциплину. Его докт. дисс. "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (1876) стала значит. достижением мир. науки. Новатор. тр. К. посв. эмали, мозаикам, архитектуре Византии, Палестины, Афонского и Синайского мон., Грузии, а также прикл. иск-ву, фрескам, рельефам, иконописи Руси. Замечательно иссл. "Иконография Богоматери", прослеживающее, в частности, связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью Возрождения. Влияние К., создавшего в России школу блестящих иск-воведов, широко распространялось и за пределы России. В 1898 К. был избран ординарным акад. Рос. АН. В 1920 эмигрировал в Болгарию, с 1922 жил в Чехословакии (проф. Карлова ун-та в Праге). После его кончины ученики создали в Праге Ин-т Н. П. Кондакова, издававший в 1927-38 ж. "Seminarium Kondakovianum".
Лит.: Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 7-19; Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., 1985.
Кондако́в Никодим Павлович (1844-1925), историк византийского и древнерусского искусства, академик Петербургской АН (1898) и РАН (1917). С 1920 в эмиграции. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.
* * *
КОНДАКОВ Никодим Павлович - КОНДАКО́В Никодим Павлович (1844-1925), российский историк византийского и древнерусского искусства, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1898). С 1920 в эмиграции. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.
КОНДАКОВ Никодим Павлович (1844-1925) - историк византийского и древнерусского искусства, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1898). С 1920 в эмиграции. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.
КОНДАКОВ Никодим Павлович (1844 - 1925), российский историк византийского и древнерусского искусства. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей ("История византийского искусства и иконографии...", 1876; "Византийские эмали...", 1892; "Иконография Богоматери", тома 1-2, 1914 - 15). С 1920 в эмиграции.