м.
Копье с плоским наконечником - старинное оружие.
ПРОТАЗАН - муж. рогатина, широкое копье пешего войска; алебарда, бердыш, см. это слово. Протозанный, к нему относящийся. Протазанник, протазанщик муж. воин, вооруженный протазаном.
Протаза́н (от нем. Partisane), копьё с плоским и длинным металлическим наконечником. Оружие ландскнехтов в XVI в. и телохранителей при монархах в XVII в.; в России почётное оружие офицеров в начале XVIII в.
* * *
ПРОТАЗАН - ПРОТАЗА́Н (от франц. pertuisane), холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ) , копье с плоским и длинным металлическим наконечником.
Получил распространение в 16 веке как оружие ландскнехтов (см. ЛАНДСКНЕХТЫ). Общая длина протазана достигала 2,5 метров. В 17 веке теряет боевое значение и становится оружием телохранителей при монархах. В это время древко протазана часто обтягивали бархатом, наконечник украшался орнаментом, изображениями гербов.
В России первые упоминания о протазане относятся к началу 17 века, когда им вооружались царские телохранители. Около 1720-х протазан вводится в качестве знаков различия русских штаб- и обер-офицеров. Ранг офицера определялся по цвету, материалу кисти, украшавшей верхнюю часть древка. Протазаны просуществовали в русской армии до середины 18 века и были заменены эспонтонами (см. ЭСПОНТОН).
ПРОТАЗАН (от нем. Partisane) - копье с плоским и длинным металлическим наконечником. оружие ландскнехтов в 16 в. и телохранителей при монархах в 17 в.; в России почетное оружие офицеров в нач. 18 в.
протаза́н, протаза́ны, протаза́на, протаза́нов, протаза́ну, протаза́нам, протаза́ном, протаза́нами, протаза́не, протаза́нах
протаза́н
род. п. -а́на "алебарда" (Вигель, 1860). Через нем. Partisane - то же или франц. pertuisane из ит. partigiana; см. Савинов, РФВ 21, 36; Миккола, Berühr. 84 и сл.; Маценауэр, LF 14, 91; Преобр. II, 135. Относительно этой группы слов см. М.-Любке 515.
ПРОТАЗАН а, м. pertuisane f.> нем. Partisane. Партазан. Копье с длинным древком и двумя серповидными отрогами, протазан. Сл. 17. И ехали в город, в те поры по улицам стояли дорабанты с пищалми и с портазаны. Рим. имп. дела. // Сл. 17. А капитаны имеючи пики в руках, а порутчики партазаны. 1647. Уч. ратн. строен. // Сл. 17. И подобает всем ведать .. им всяким оружием..: мушкетом. и пикою и алебардом .. партазаном самим. РОА 6 8. А как посланники ехали х королевскому величеству, и перед королевскими обеими дворами и на дворех стояли пеши начальные люди, полковники и подполковники, и капитаны, и райтары пеши с карабины, которые при королевском величестве бывают, да пехота надворная с мушкеты и спики в латах, з знамены и барабаны, .. а с другой стороны - надворная пехота с протазаны. Пут. рус. послов 255. А караулы которые при оной <артиллерии> определены, имеют токмо половину пики или партазан в руках, а отнюдь никакова мушкета. 1716. УВ 1753 14. Ея имп. вел-во .. пожаловала протазан. Юрнал 1726 году. // РОА 10 411. Pique oder Partisan. Там же. Алебарда, немецкое геллебарда и протазан, оружие офицерское вместо пики, короткое древко, широкое железо, и вместо кляпа, что на зверей употребляется. Татищев Лекс. // Т. Изб. 159. - Лекс. САР 1793: протаза/н; Мак. 1908: партаза/н; БАС-1: протаза/н.
ПРОТАЗА́НОВ Як. Ал-др. (1881-1945) - реж. кино. Окончил коммерч. уч-ще в Москве, в кино с 1907. На студии "Глория" был администратором, написал сценарий ф. "Бахчисарайский фонтан". Реж. дебют - на кино-ф-ке "Тиман и Рейн-хардт" в 1911: ф. "Песнь каторжника". Одна из след. работ - "Уход великого старца", в роли Л. Толстого - В. Шатерников. Всего П. поставлено более 100 ф. В 1915-19 на киноф-ке И. Ермольева сняты ф. "Война и мир" (совм. с В. Гардиным), "Николай Ставрогин", "Пиковая дама", "Андрей Кожухов", "Сатана ликующий" и др. Широкую известность получил ф. П. "Отец Сергий" (по Л. Толстому, 1918) с И. Мозжухиным в гл. роли.
В 1920-23 П. работает на к/ст Парижа и Берлина, снимает ф. "За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Смысл смерти", "Тень греха", "Страшное приключение" (во Франции), "Паломничество любви" (в Германии). Возвращается на родину и в 1924 снимает ф. "Аэлита" (по ром. А. Н. Толстого) с Ю. Солнцевой и Н. Баталовым в гл. ролях. В 1925 в качестве актера участвует в ф. В. Пудовкина и Н. Шпиковского "Шахматная горячка".
Все ф. П. сов. периода поставлены на к/ст "Межрабпом-Русь", позднее - "Межрабпомфильм" и "Союздетфильм". Среди ф. П. - комедии и драмы, рассчит. на широкого зрителя, отмеч. высоким профессионализмом, культурой и мастерством в изобр. решении и в работе с актерами. В ф. П. снимались виднейшие актеры т-ра и кино: М. Чехов ("Человек из ресторана", по пов. И. Шмелева, 1927), В. Качалов и В. Мейерхольд ("Белый орел", по рассказу Л. Андреева "Губератор", 1928), М. Блюменталь-Тамарина ("Его призыв", 1925; "Дон Диего и Пелагея", 1928), А. Войцик и И. Коваль-Самборский ("Сорок первый", по рассказу Б. Лавренева, 1927). В киноальманахе "Чины и люди" (по рассказам А. Чехова, 1929) были заняты И. Москвин, М. Тарханов, В. Станицын и др. артисты МХАТа. В комедиях "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (по ром. У. Нотари "Три вора", 1926), "Праздник св. Йоргена" (по ром. Х. Бергстедта, 1930, озвуч. вариант - 1935) гл. роли исполняли постоянные "протазановские" актеры И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов и др. П. был автором или соавтором сценариев мн. своих ф. Из наиб. изв. звук. ф. П. - полит. памфлет в жанре комедии-буфф "Марионетки" (1934, в гл. ролях Кторов и С. Мартинсон) и "Бесприданница" (по пьесе А. Островского, приз на Междунар. выставке в Париже, 1937, в ролях - Н. Алисова, Кторов, Б. Тенин, Климов и др.). П. поставили также ист. ф. "Салават Юлаев" (1941). Последняя работа - "Насреддин в Бухаре" (Ташкентская к/ст, 1943) по ром. Л. Соловьева "Возмутитель спокойствия", в гл. роли - Л. Свердлин.
Лит.: Яков Протазанов: Сб. статей и материалов. М., 1957; Алейников М. Яков Протазанов. М., 1961 (с фильмогр.); Зоркая И. Портреты. М., 1966. С. 140-175; Арлазоров М. Протазанов. М., 1973.
Плакат к фильму Я. А. Протазанова «Сорок первый»
Протаза́нов Яков Александрович (1881-1945), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из зачинателей отечественной кинематографии. В 1920-23 работал во Франции и Германии. Фильмы: «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Праздник святого Йоргена» (1930), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др. Фильмы Протазанова отличаются высокой режиссёрской и операторской культурой.
* * *
ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович - ПРОТАЗА́НОВ Яков Александрович (1881-1945), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Фильмы: «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др.
ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881-1945) - российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Фильмы: "Пиковая дама" (1916), "Отец Сергий" (1918), "Аэлита" (1924), "Процесс о трех миллионах" (1926), "Сорок первый" (1927), "Марионетки" (1934), "Бесприданница" (1937) и др.