I м.
Одна из высших (вторая после серафимов) ступеней в небесной иерархии ангелов (в христианской и иудейской мифологии).
II м.
I м.
Одна из высших (вторая после серафимов) ступеней в небесной иерархии ангелов (в христианской и иудейской мифологии).
II м.
ХЕРУВИ́М, херувима, муж. (с др.-евр. мн. ka-rubim). В религиозной мифологии - ангел высшего чина (церк.). «Перед ним посланник рая - херувим.» Лермонтов.
|| Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. «Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом.» Лесков. «Румян, как вербный херувим.» Пушкин.
ХЕРУВИ́М, -а, муж. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2. Как х. кто-н. (красив, прекрасен; устар.).
| прил. херувимский, -ая, -ое.
ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. -мчик, ласка, ласк. привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или - песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства.
1) В иудейской и христианской мифологии: ангелоподобные существа-стражи, входящие в одну из высших категорий в небесной иерархии ангелов.
Он входит, смотрит - перед ним посланник рая, херувим (Лермонтов).
2) устар., разг. О красивом человеке.
- Ты посмотри на меня, какая я... Ну, под стать ли я такому херувиму (Салтыков-Щедрин).
краса́вец, краса́вчик (разг.), раскраса́вец (разг.)
Древнерусское слово херувим заимствовано из старославянского языка, в котором оно греческого происхождения (греч. cheroubim ← др.-евр. kerūbīm, от формы ед. kerūb ‘херувим’).
Энциклопедический комментарий:
Херувимы чаще всего изображаются шестикрылыми существами с множеством глаз, или в облике крылатых львов, или быков с человеческими головами, охраняющими царские дворцы, храмы, священные деревья, сокровища и т. д. После изгнания богом Адама и Евы из рая именно херувим был поставлен охранять пути к древу жизни. Сближение херувимов со стихией воздуха дополняется их ассоциацией с огнем.
ХЕРУВИ́М, -а, м
Существо иудаистской и христианской мифологии, обычно представляемое в виде прекрасного юноши с крыльями, иногда со вторым, львиным ликом, осуществляющее функции стража и хранителя рая.
Вход в рай, по христианской мифологии, охранялся прекрасными херувимами.
ХЕРУВИ́М -а; м.
1. В иудаистской и христианской мифологии: одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии (изображается шестикрылым существом с глазами по всему телу). * Посланник рая - херувим. (Лермонтов).
2. Разг. О красивом человеке (обычно ребёнке). Все без ума от этого херувима.
◁ Херуви́мчик, -а; м. Ласк. Золотоволосый х. Херуви́мский, -ая, -ое. Х-ая песнь (христианское музыкальное произведение, исполняемое во время церковной службы, на концертах).
-а, м.
1. В христианской религии - ангел высшего чина.
Он входит, смотрит - перед ним Посланник рая, херувим. Лермонтов, Демон.
2. разг. устар.
- Ты посмотри на меня, какая я… Ну, под стать ли я такому херувиму! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
[греч. χερουβείμ из др.-евр.]
сущ. (греч. древнеевр. cherub, мн.ч. cherubim - телец) - херувимы, самые приближенные к Богу небесные силы, окружающие на небесах престол Вседержителя и Агнца (Иез. 28, 14. Откр. 4, 6, 8), на которых как бы почивает Бог (Иез. 11, 22 - 23). (Быт. 3, 24).
Херувим, а, м.
В христианской религии ангел высшего чина.
► Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских... // Пушкин. Моцарт и Сальери //; Он входит, смотрит - перед ним Посланник рая, херувим. // Лермонтов. Демон //
ВЕРБНЫЙ ХЕРУВИМ -куколка в виде ангела, продававшаяся на базаре в вербное воскресенье.
► В дверях другой диктатор бальный Стоял картинкою журнальной, Румян, как вербный херувим, Затянут, нем и недвижим. // Пушкин. Евгений Онегин //
ХЕРУВИМСКИЙ, ХЕРУВИМСКОЕ ПЕНИЕ.
херуви́м, -а
херуви́м, херуви́мы, херуви́ма, херуви́мов, херуви́му, херуви́мам, херуви́мом, херуви́мами, херуви́ме, херуви́мах
херуви́м/.
херуви́м мо 1a
Это название ангельского чина было заимствовано старославянским языком из греческого, где cheroubim восходит к древнееврейскому kerubim.
Заимств. из ст.-сл. яз., где херовимъ < греч. cheroubim, передающего др.-евр. kerūbim «херувимы», мн. ч. от kerūb «херувим».
др.-русск. херувимъ, ст.-слав. херовимъ χερουβίμ (Супр.). Из греч. χερουβίμ от др.-еврейск. kerūbīm (мн.) от kerūb "херувим"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 219; Гуте, Bibelwb. 106 и сл.; Литтман 28; Бауэр, Wb. 1459.
- Ангел, входит в высшую триаду, служит Богу на небе.
- Ангел низшей иерархии, на котором восседает Бог.
- Он охраняет древо познания после изгнания Адама и Евы.
ж.
1. Христианское церковное песнопение.
2. Музыкальное произведение на слова такого песнопения; херувимская песнь.
Херуви́мская песнь (по начальным словам текста «Иже Херувимы»), песнопение православной церкви. Введено в последней трети VI в. Поётся на литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (кроме четверга и субботы Страстной недели) во время перенесения Святых даров с жертвенника на престол. К жанру херувимской песни обращались многие русские композиторы, в том числе М. И. Глинка.
собственно херувимская песнь - аллилуйя (Откр. 4, 7-8); песнь ""Иже херувимы..."", составленная в VI в. и поющаяся на литургии.
Херуви́мская пе́снь (церк.)
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ - церковная песнь, получившая свое название от начальных слов «Иже херувимы»; поется на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого.
прил.
1. соотн. с сущ. херувим I, связанный с ним
2. Свойственный херувимам [херувим I], характерный для них.
ХЕРУВИ́МСКИЙ, херувимская, херувимское (церк.).
1. прил. к херувим.
2. в знач. сущ. херувимская, херувимской, жен. Название одного из христианских церковных песнопений.
ХЕРУВИ́М, -а, м. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2. Как х. кто-н. (красив, прекрасен; устар.).
-ая, -ое.
1. прил. к херувим.
2. разг.
Такой, как у херувима (в соответствии с религиозными представлениями); отличающийся внешней красотой.
Нет в ней [Вере] строгости линий ---, как у Софьи. Нет и детского, херувимского дыхания свежести, как у Марфеньки. И. Гончаров, Обрыв.
Половодова смущали просто пустяки, наружность дядюшки, его херувимский вид и прилизанность всей фигуры. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
херуви́мский, херуви́мская, херуви́мское, херуви́мские, херуви́мского, херуви́мской, херуви́мских, херуви́мскому, херуви́мским, херуви́мскую, херуви́мскою, херуви́мскими, херуви́мском, херуви́мск, херуви́мска, херуви́мско, херуви́мски
херуви́м/ск/ий.
херуви́мский п 3a✕~
ХЕРУВИ́МЧИК, херувимчика, муж. (разг.).
1. уменьш. к херувим.
2. употр. как ласк. название, преим. пухлого, краснощекого маленького ребенка (фам.). «Херувимчик ты мой!» А.Островский.
херувимчик (иноск.) - красивый ребенок (намек на херувимов - ангелов райских - у евреев)
Ср. Херувим - лик ангельский.
Ср. Таяла ее душа под сладостным дыханием херувимов и трепетом их крыльев.
И. И Лажечников. Ледяной дом. 1, 4.
Ср. Cherub (нем.) - ангел.
Ср. Cherubin (фр.) - ангельская головка (крылатая).
Ср. Cherubim (лат.) - лики ангельские.
Ср. Cherubim (евр., множ.ч.) - ангелы, cherub, ангел.
См. румян как вербный херувим.
херуви́мчик, -а
херуви́мчик, херуви́мчики, херуви́мчика, херуви́мчиков, херуви́мчику, херуви́мчикам, херуви́мчиком, херуви́мчиками, херуви́мчике, херуви́мчиках
херуви́мчик мо 3a
Херуви́мы (от др.-евр. керубим), одна из категорий ангелов.
* * *
ХЕРУВИМЫ - ХЕРУВИ́МЫ (от др.-евр. керубим), одна из категорий ангелов.
ХЕРУВИМЫ (евр. "керуб", множественное число - "керубим"), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами; эти изображения в большинстве датируются 1200-800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни вполне определенное представление о херувимах и их облике, библейские авторы говорят о них как об одушевленных существах, ангелах. В Писании херувимы предстают в роли стражей дерева жизни (Быт 3:24); они осеняют крыльями крышку ковчега завета - место видимого присутствия Бога в скинии и во храме; Бог изображается мчащимся по небу на херувимах (2 Цар 22:11) и восседающим между херувимами или над ними (1 Цар 4:4); Иезекииль видит херувимов с ликами человека, льва, быка и орла (Иез 10:10 и сл.).