Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

анапест

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Энциклопедический словарь

АНА́ПЕСТ ; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).

Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.

* * *

ана́пест (от греч. anápaistos - обратный дактилю, буквально - отражённый назад), стихотворный <a href='/dict/анапест' class='wordLink' target='_blank'>анапест</a>); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Та́м, в ночно́й завыва́ющей сту́же», А. А. Блок). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопныйсередины XIX в.).

* * *

АНАПЕСТ - АНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад), стихотворный метр (см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами (см. СТОПА), с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) («ТА́м, в ночнО́й завывА́ющей стУ́же», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопныйсер. 19 в.).

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

АНА́ПЕСТ (от греч. αναπιπτω - обратный (дактилю), букв. - отраженный назад) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными слогами (схема А.: <a href='/dict/амфибрахий' class='wordLink' target='_blank'>Амфибрахий</a><a href='/dict/амфибрахий' class='wordLink' target='_blank'>Амфибрахий</a><a href='/dict/амфибрахий' class='wordLink' target='_blank'>Амфибрахий</a>, где <a href='/dict/амфибрахий' class='wordLink' target='_blank'>Амфибрахий</a> - ударный слог, <a href='/dict/амфибрахий' class='wordLink' target='_blank'>Амфибрахий</a> - безударный слог). Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу / В стороне́ от весе́лых подру́г?" - Н. А. Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр., "Русоку́драя, голубоо́кая"), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении А. как самостоят. стопу "восходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним - В. К. Тредиаковский. Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А. П. Сумароков, А. А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном стихе; гл. размеры - чередующиеся 3-4-стопники (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен в лирике (Л. А. Мей, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, К. М. Фофанов); в это же время входит в поэтич. практику вольный А. ("Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б. П. Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич. размеры (напр., 8-стопник у В. Я. Брюсова); начинает широко использоваться 4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., "У хоро́шенькой ла́сточки / Перело́мана ла́почка" - И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. - самый популярный из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние - часто с цезурными наращениями).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

сущ см. Приложение II

(трехсложный стихотворный размер, в стопе которого за двумя безударными слогами следует ударный)

Наследственность и смерть - застольцы* наших тра́пез.

И тихою зарей - верхи дерев горят -

В сухарнице, как мышь, копается ана́пест,

И Золушка, спеша, меняет свой наряд.

Б. Л. Пастернак, Пиры

Разве я ее сплетник и враг,

чтобы, пристально выследив, наспех,

величавые лес и овраг

обсуждал фамильярный ана́пест?

Б. А. Ахмадулина, Не писать о грозе

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от греческого ἀνάπαιστος и сохраняет в нашем языке ударение на втором слоге, как в первоисточнике.

Сведения о старой норме ударения:

Делая ударение анапе́ст, вы следуете старой норме, которая, впрочем, больше соответствует значению слова: под ударением третий слог. Такое ударение встречается и в поэзии:

И дактиль я в звоне ловил колокольном,

И в марше солдат - анапе́ст.

Напевный мой опыт был с детства невольным,

Как нежность на лике невест.

К. Д. Бальмо́нт, Заветная рифма

* Засто́льцы - обл. участники застолья.

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова анапест

Синонимы к слову анапест

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

ана́пест м 1a [//устар. анапе́ст м 1a]

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова анапест

Полезные сервисы

анапестический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова анапестический

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

анапесто-ямбический стих