м.
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.
АНА́ПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов.
АНА́ПЕСТ, -а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
| прил. анапестический, -ая, -ое.
АНАПЕСТ - муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.
-а, м., лит.
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге ( Ù Ù -). Пример анапеста: Я тебе́ ничего́ не скажу́, я тебя́ не встрево́жу ничу́ть... (Фет).
От греческого anapaistos ‘отраженный назад’, ‘обратный дактилю’.
Слово ана́пест во всех своих формах не имеет вариантов ударения в пределах литературной нормы.
Энциклопедический комментарий:
Анапест в русском стихосложении употребляется с XIX в. Наиболее частые размеры - 3-стопный (Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу... Н. Некрасов), 4-стопный (Не гуля́л с кистенем я в дрему́чем лесу́... Н. Некрасов) и их чередование.
АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).
◁ Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.
* * *
ана́пест (от греч. anápaistos - обратный дактилю, буквально - отражённый назад), стихотворный ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Та́м, в ночно́й завыва́ющей сту́же», А. А. Блок). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с середины XIX в.).
* * *
АНАПЕСТ - АНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад), стихотворный метр (см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами (см. СТОПА), с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) («ТА́м, в ночнО́й завывА́ющей стУ́же», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
и (устар.) анапе́ст, -а, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например:
Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).
[греч. ’ανάπαιστος]
АНА́ПЕСТ (от греч. αναπιπτω - обратный (дактилю), букв. - отраженный назад) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными слогами (схема А.: , где
- ударный слог,
- безударный слог). Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу / В стороне́ от весе́лых подру́г?" - Н. А. Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр., "Русоку́драя, голубоо́кая"), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении А. как самостоят. стопу "восходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним - В. К. Тредиаковский. Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А. П. Сумароков, А. А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном стихе; гл. размеры - чередующиеся 3-4-стопники (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен в лирике (Л. А. Мей, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, К. М. Фофанов); в это же время входит в поэтич. практику вольный А. ("Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б. П. Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич. размеры (напр., 8-стопник у В. Я. Брюсова); начинает широко использоваться 4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., "У хоро́шенькой ла́сточки / Перело́мана ла́почка" - И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. - самый популярный из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние - часто с цезурными наращениями).
АНАПЕСТ (греческое anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("Там, в ночной завывающей стуже", А.А. Блок). Смотри Сильное место и слабое место.
ана́пест, -а
Á сущ см. Приложение II
(трехсложный стихотворный размер, в стопе которого за двумя безударными слогами следует ударный)
Наследственность и смерть - застольцы* наших тра́пез.
И тихою зарей - верхи дерев горят -
В сухарнице, как мышь, копается ана́пест,
И Золушка, спеша, меняет свой наряд.
чтобы, пристально выследив, наспех,
обсуждал фамильярный ана́пест?
Б. А. Ахмадулина, Не писать о грозе
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἀνάπαιστος и сохраняет в нашем языке ударение на втором слоге, как в первоисточнике.
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение анапе́ст, вы следуете старой норме, которая, впрочем, больше соответствует значению слова: под ударением третий слог. Такое ударение встречается и в поэзии:
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
Напевный мой опыт был с детства невольным,
К. Д. Бальмо́нт, Заветная рифма
* Засто́льцы - обл. участники застолья.
анапе́ст, анапе́сты, анапе́ста, анапе́стов, анапе́сту, анапе́стам, анапе́стом, анапе́стами, анапе́сте, анапе́стах
ана́пест/.
АНАПЕСТ (греч. anapaistos, от ana - опять, и paiein - бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век.
АНАПЕСТИ́ЧЕСКИЙ, анапестическая, анапестическое (лит.). прил. к анапест. Анапестический размер.
|| Сложенный анапестами. Анапестический стих.
АНА́ПЕСТ, -а, м. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
анапести́ческий, анапести́ческая, анапести́ческое, анапести́ческие, анапести́ческого, анапести́ческой, анапести́ческих, анапести́ческому, анапести́ческим, анапести́ческую, анапести́ческою, анапести́ческими, анапести́ческом, анапести́ческ, анапести́ческа, анапести́ческо, анапести́чески
анапести́ческий п 3a✕~
АНАПЕСТИЧЕСКИЙ ая, ое. anapestique. Состоящий из анапестов (о стихах). Сл. 18. Первый род стихов называю ямбическим .. Второй - анапестическим, в котором только одни анапесты находятся. Лом. АСС 7 13. - Лекс. Ян. 1803: анапестический; САН 1847: анапести/ческий.